Этап урока | Результаты этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка | Формирование и развитие ЦО (ценностного отношения) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Действия педагога | Действия обучающихся |
- Улыбнитесь. Пусть доброе и хорошее настроение сопровождает нас в течение всего урока | -Настраиваются на работу |
2. Актуализация знаний, мотивация | Осознание необходимости получения новых знаний | Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания | -Сегодня необычный урок, потому что это урок литературного чтения, и мы продолжаем читать о волшебстве. -Где же встречается волшебство? -Дома вы должны были придумать продолжение сказки «Лисичка-сестричка и волк». -Проверка домашнего задания (оценивание) | -В сказках |
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная учебная задача | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему | -Продолжаем знакомство с русской народной сказкой, но прежде давайте вспомним фамилии писателей, которые собирали русские народные сказки. -А теперь попробуйте догадаться, кто будет главными героями нашей новой сказки. Загадки: Не пожалеет за коров Он ни копыт и ни рогов, Пасется мирно на лугу, Но подойти не даст врагу. Заплелись густые травы, Закудрявились луга Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. Вместо хвостика-крючок, Вместо носа пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. Весь мохнатенький, сам усатенький, Днём спит и сказки говорит, А ночью бродит, На охоту ходит. Кукарекает с утра Хватит спать, вставать пора. Шпоры, красный гребешок, Что за птица? Серый, страшный и зубастый Произвёл переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… -О ком мы отгадывали загадки? -На какие 2 группы можно разделить этих животных? -Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек). -Ребята, а легко ли животным зимой в лесу живётся? -Животные из нашей сказки тоже готовились к зиме и строили зимовье. - Что это значит – строить зимовье? -Откройте учебник на с. 26, прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся на уроке | -Александр Николаевич Афанасьев, Владимир Иванович Даль -Бык -Баран -Свинья -Кот -Петух -Волк -О животных -Звери: бык, баран, свинья, волк, медведь - Птицы: петух, гусь -Их можно разделить на домашних и диких животных -Нет, им живется нелегко, потому что надо строить жилище, запасать корм -Строить дом, жилище, чтобы перезимовать -Русская народная сказка «Зимовье зверей» |
4. Решение учебной задачи | Новое знание, понятие, правило, способ деятельности, способ использования алгоритма | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | -Сказку читает учитель -Понравилась ли вам сказка? -С каким настроением вы слушали сказку, покажите с помощью смайликов - Как жилось в лесу животным летом? -Почему животные решили строить зимовье? -Что такое зимовье? -Как бык обратился к своим друзьям, что означают слова братцы-товарищи. -Как звери трудились? -Почему? -А почему бык все-таки построил зимовье? -Как они жили в зимовье? -Что вас рассмешило в этой сказке? -Вспомните пословицу, которой озаглавлена одна из русских народных сказок Словарная работа Слайд 3 Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу. Зимовье – место, где зимуют животные, их жилище. Столбы тесать – выравнивать бревна. Щепу драть – мелко колоть, расщеплять дерево по слоям (на щепки). Мох – растение, растущее в сырых местах. Стены конопатить – затыкать щели в стенах. Рубить избу – строить (в переносном значении). Подполье – подвал, помещение под полом. Пустились наутёк – быстро убежали. -Физминутка -Ребята, а легко ли было животным построить жилище? -Поможем им. -И мы станем, брёвна носить: идем медленным шагом, положив ладони на плечо -Столбы тесать: скользящие движения ладонями -И щепу драть: стучим кулачками друг о друга -Глину месить: месим глину -Кирпичи делать: делаем руками - И печку класть: кладем кирпичики друг на друга -Мох таскать: наклоны -Стены конопатить: затыкаем щели пальчиками -И крышу крыть: делаем руками крышу над головой -Ура, жилище построили! | -Сказка понравилась -Летом животным в лесу жилось привольно -Пришла зима -Зимовье – это жилище -Братцы-товарищи – это дружеское обращение. Бык обратился к своим друзьям по хорошему, по доброму -Они не помогли быку построить зимовье, они поленились -Потому что это домашние животные, за ними всегда ухаживает человек -Бык очень сильный и выносливый -Они жили дружно -Волк придумал то, чего не было -У страха глаза велики -Нет, нелегко! -Поможем! |
5. Первичное закрепление (применение алгоритма на практике) | Умение действовать по алгоритму, правилу | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму | - Прочитаем первую часть сказки (чтение по ролям). -Как жилось животным в лесу? -Как можно озаглавить первую часть? -Чтение второй части. -Как можно озаглавить вторую часть? -Чтение третьей части. -Как можно озаглавить третью часть? -Чтение по ролям четвертой части. -Как можно озаглавить четвертую часть? | -Летом жилось хорошо, а с наступлением холодов, плохо -Побег из дома -Летом в лесу -Жизнь в избушке Незваные гости |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | Умение применять алгоритмы | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий | - А сейчас работа в парах, вы должны сделать модель обложки к сказке «Зимовье зверей» -Покажите свои модели. -Сравните свою модель с моделью на доске. -Поднимите руки, у кого такая же модель обложки. Сделайте выводы: -название произведения… -жанр…. -тема… | -Работа в парах - Название: «Зимовье зверей» -Жанр: это сказка (используем заместитель – это круг) - Тема: о животных (замещаем тему коричневым цветом, потому что это сказка о животных) |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний | Использование нового знания, правила в деятельности, в выполнении заданий | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий | -Откройте тетради с печатной основой, делаем задание № 1, 2, 3, 4 -Кто из героев умный, трудолюбивый, добрый? -Есть ли в сказке чудеса? -Где происходит действие? -Какая это сказка? Выбери ответ: * волшебная * бытовая * о животных | |
8. Оценка | Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий | - Возьмите яркие цветные карточки. - Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку». Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать. Хорошее настроение, было интересно, но были трудности. Было скучно, неинтересно, было много затруднений. | -Карточки для рефлексии |
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения | - Понравились ли вам герои этой сказки? Чем? - А волк? -Если вам понравилась эта сказка улыбнитесь и подарите улыбки друг другу. | -Понравился бык, потому что он трудолюбивый -А в конце сказки все герои оказались смелыми и смогли себя защитить -Волк немножечко смешной, он очень испугался и они с медведем больше к избушке не подходили |
10. Домашнее задание | Умение применять знания в самостоятельной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению самостоятельно выполнять домашнее задание, находить нужную информацию | -Пересказ сказки - Подобрать пословицы к сказке о дружбе и трудолюбие. | Д.з. с.26-31, пересказ, пословицы |