.
Этап урока | Результаты этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка | Формирование и развитие ЦО (ценностного отношения) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Действия педагога | Действия обучающихся |
-Посмотрите на меня, улыбнитесь, посмотрите друга на друга и снова улыбнитесь, начинаем урок литературного чтения | -Настраиваются на работу |
2. Актуализация знаний, мотивация | Осознание необходимости получения новых знаний | Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания | - Покажите с помощью смайлика с каким настроением вы пришли сегодня на урок. -С радостным! -А теперь, улыбаясь, произнесите скороговорку, записанную на экране: -Воробей просил ворону Ерша вызвать к телефону… - Читаем с радостным чувством - Читаем, повышая-понижая голос -Что вы знаете про воробья, про ерша? | -С радостным -Воробей просил ворону Ерша вызвать по телефону -Воробей – это птица, ерш – это рыба |
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная учебная задача | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему | -Назовите места обитания воробья и ерша -Могут ли воробей и ерш дружить, ходить друг к другу в гости -Конечно, ребята, мы узнаем про это, прочитав сказку Д. Мамина-Сибиряка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича | -Воробей живет под крышей дома, а ерш живет в воде Текст 1: У воробья верх головы и щеки серые, зашеек коричневый, цвет перьев буровато-серый. Издает разнообразный щебет, чаще известное всем чириканье. Живет в городах и поселках. Питается семенами и насекомыми. Гнездится у жилищ человека — в городах, деревнях, селах в углублениях различных строений, под карнизами. Текст 2 Ерш населяет большие реки, озера, проточные пруды. Спина серо-зеленая с черноватыми пятнышками и точками, бока несколько желтоватые, брюхо беловатое. Спинной и хвостовой плавники с черными точками. Глаза у ерша большие, на выкате. Ерш очень прожорлив, он не перестает питаться в течении круглого года. -Наверное, не могут или может быть только в сказке? |
4. Решение учебной задачи | Новое знание, понятие, правило, способ деятельности, способ использования алгоритма | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | - Первичное ознакомительное чтение сказки учащимися с выполнением поисковой работы (непонятные и словарные слова) -Откройте учебник. - Логический анализ текста (работа по группам). -Какие вы встретили непонятные слова? 1 группа – “Что понравилось в сказке?” 2 группа – “Что не понравилось? ” 3 группа - моделирование обложки сказки -Произведение какого жанра прочитали? -Доказать (сказка, т. к………) -Покажем на модели (круг). - Какого цвета? (о животных) (круг коричневого цвета) - А еще? Назовите автора. (Значит эта сказка авторская). - Как озаглавил автор свою сказку? - Пользуясь моделью расскажите о произведении все. (Д.Н.Мамин-Сибиряк “Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича”; сказка о животных). -Физкультминутка | -Учебник с 32 -По маленьку – не спеша, неторопливо -Словарное слово – воробей -Воробей и Ерш хотели дружить, они хотели друг друга угостить икрой, сахаром, они очень хотели друг друга порадовать -Не понравилось то, что ни воробей, ни ерш так никогда в гости друг к другу не сходят |
5. Первичное закрепление (применение алгоритма на практике) | Умение действовать по алгоритму, правилу | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму | -Чтение сказки в парах на время с заполнением «Листа самооценки» -Итак, читаем сказку друг другу и заполняем оценочный лист (песочные часы) - Работаем с текстом произведения - Что вы заметили необычного в именах животных? - Почему так обращаются друг к другу? - Чем угощали друг друга? (см. текст, прочитайте). - Почему же они не смогли попасть друг к другу в гости? - С какой целью мы прочитали эту сказку, чему учит эта сказка? | -Лист самооценки -Имя, отчество -Жили в большой дружбе, уважают друг друга -Ерш: «Угощу тебя лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками». -Воробей: «Ягодами, корочкой хлеба, овсом, сахаром, комариками». -Разная среда обитания -Эта сказка учит уважительному отношению друг к другу, быть гостеприимными, добрыми. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | Умение применять алгоритмы | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий | - Но есть птичка, которая могла бы прийти в гости к ершу. Это воробей, но какой вы узнаете, прочитав текст, распечатанный на листах -Назовите эту птичку -Почему оляпку называют водяным воробьем? -Как вы думаете, а зачем нам понадобилась информация об оляпке? | -Текст про оляпку: А кто из носатых на дно нырнет, да сухим из воды выходит? Это оляпка- водяной воробей. Небольшая птица, плотного телосложения, с короткими крыльями и длинными сильными ногами. Оляпка хорошо бегает, плавает и ныряет, может, собирать пищу, бегать под водой по дну. За 15-20 секунд оляпка способна пробежать до 20 метров. Глубина погружения не превышает полутора метров. -Это оляпка -Потому что она похожа на воробья и умеет нырять -Мы нашли друга для ерша |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний | Использование нового знания, правила в деятельности, в выполнении заданий | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий | Работа в тетради. стр. 19 - 20 (самостоятельно с взаимопроверкой) -Продолжаем работать с текстом - Назовите героев произведения. -Главное слово, которое определяет отношение героев друг к другу -Назовите автора произведения Слайд 4 Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года. Особую страницу творчества Мамина-Сибиряка составляют рассказы и сказки для детей. Первый его детский рассказ “Емеля-охотник” был отмечен в 1884 году премией Фребелевского педагогического общества. За рассказ “Зимовье на Студеной” писатель получил в 1892 году золотую медаль Санкт- Петербургского комитета грамотности. В журнале “Детское чтение” им было напечатано более 600 произведений для детей.” -А в произведении о Воробье Воробеиче и Ерше Ершовиче» мы увидели жизнь животных в сказке. У каждого живого существа на земле своя жизнь. Большая или маленькая, но единственная и своя, поэтому любую жизнь мы должны беречь и ценить. | -взаимопроверка -Воробей Воробеич и Ерш Ершович -Уважительное отношение, доброе, приветливое, ласковое -Д.Мамин-Сибиряк |
8. Оценка | Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий | - А сейчас оцените свою работу в нашей цветовой гамме (светофором) -А какое у вас сейчас настроение? (смайликом) | |
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения | -Что понравилось на уроке? -Что узнали нового? -А кому было трудно? | -Мы узнали о водяном воробье – оляпке -Надо относиться друг к другу уважительно, по доброму |
10. Домашнее задание | | | Задание по выбору: -найти загадку о рыбе или воробье -нарисовать иллюстрацию к сказке -подготовить выразительное чтение сказки по ролям | |