СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока кубановедения в 5 классе на тему: "Занятия жителей колоний"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока кубановедения в 5 классе на тему6" занятия жителей колоний"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока кубановедения в 5 классе на тему: "Занятия жителей колоний"»




Технологическая карта с дидактической структурой урока





1.Ф.И.О. учителя: Пахомова Ольга Александровна.

2.Класс: 5 Дата: 17.03 Предмет: Кубановедение № урока по расписанию: 2

3.Тема урока: «Занятия жителей колоний».

4. Место и роль урока в изученной теме:

5. Цель урока: Познакомить учащихся с повседневной жизнью греческих колоний.

Задачи урока:

Образовательные: выяснить, что собой представляла жизнь греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей; формировать представления о религиозных верованиях жителей древнегреческих городов-колоний.

Развивающие: формировать у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе; развивать навыки работы с историческими источниками.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани; воспитание патриотического отношения.

 

Тип урока: комбинированный.

6. Используемые УМК:

1. Трёхбратов Б.А., Хачатурова Е.А., Науменко ТА., Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреж¬дений. Краснодар, 2014.

2. Науменко ТА., Хачатурова ЕА. Рабочая тетрадь по кубановедению для 5 классов общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2014.


7. Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

мультимедийное оборудование, презентация; карта «Греческие города-колонии и Боспорское царство;  карточки с творческим заданием, кейс, ручка.

Формирование УУД: 

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Установление учащимися  связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию из различных источников, сверять ее с практикой. Понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества.

Предметные действия: открытие новых знаний и знакомство с повседневной жизнью греков, на побережье Черного и Азовского морей. Приобретение умения – прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе. Углубление знаний учащихся о религиозных верованиях жителей древнегреческих городов-колоний.

Метапредметные действия: регулятивные – умение организовывать свое рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, чтобы достигнуть полученного результата.  Коммуникативные – умения и навыки работать в группе (паре) при выполнении задания, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, вести сотрудничество с учителем. Познавательные – способствовать развитию интереса к предмету, умение работать с различными источниками информации, логические действия в постановке и решении проблемы.


Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, командная.

Методы урока: словесный, мотивации учебной деятельности, проблемный, объяснительно-иллюстративный, фронтальной организации учащихся, познавательно-рефлексивный, практический. Метод сравнительно-исторического анализа (знакомство с печатными источниками, сравнение, выводы). Метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.

Технологии и приемы: технология развития критического мышления; технология ситуативного обучения; технология продуктивного чтения; прием кейс-метода; прием создания проблемной ситуации и его решения; игровой прием здоровьесбережения учащихся.







Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты





Предметные

УУД

Организационный момент

Организация направленного внимания на начало урока.

Проверка отсутствующих.


Приветствие.


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


Проверить, все ли школьные принадлежности приготовлены к уроку

Умение самостоятельно контролировать свои действия

Коммуникативные Настроить на продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем в процессе коллективной деятельности; корректировать поведение.

Проверка домашнего задания

Систематизация и актуализация знаний полученных на прошлых уроках.


Зачитывают из рабочих тетрадей ответы на домашние задания

Организация письменной работы в тетради.

На прошлом уроке мы познакомились с античной мифологией и сейчас проверим ваши знания. Вам необходимо ответить на следующие вопросы письменно:

1. Как называется корабль, на котором Ясон отправился за золотым руном?

2. Кто подарил людям огонь?

3. Он побывал в Причерноморье. Преследовал керинейскую лань, шел за яблоками к Гесперидам, гнал коров великана Гериона, сражался с амазонками.

4. Воинственные женщины, живущие без мужчин, которым прижигали грудь для удобства стрельбы из лука.

5. Ее должны были принести в жертву на алтаре Артемиды, чтобы боги помогли кораблям греков отправиться в поход на Трою. Как только пламя жертвенного костра охватило девушку, на костер опустилось облако, когда оно рассеялось – девушка исчезла.

Обменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга. (За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу). Правильные ответы:

1-«Арго»,

2-Прометей,

3-Геракл,

4-Амазонки,

5-Ифигения.

Выполняют задании в тетради

Умение соотносить свои действия с плани- руемыми результатами, осуществлять контроль

Познавательные

Синтез, обобщение, классификация, анализ информации.

Регулятивные Самостоятельное выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности.

Коммуникативные Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений

Изучение нового материала

  1. Целеполагание.

Мотивация (самоопределение)

 к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности «надо».

 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок «могу».

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность «хочу». 


  1. Постановка учебной задачи



















































































3.Открытие нового знания.

Построение и фиксация нового знания.

1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.Организовать фиксацию нового способа действия речи.

3. Организовать фиксацию преодоления затруднения.

4.Организовать уточнение общего характера нового знания.


Первичное закрепление полученных знаний





































Организация построения учебной задачи:

1.Учащиеся ставят цель урока.

2. Определяют задачи, которые необходимо решить.

3.Формулируют шаги, которые будут выполнены для реализации поставленной цели.



Знакомятся с повседневной жизнью в греческих городах-колониях.



Находят ошибки в тексте и записывают правильный ответ.


Учащиеся открывают новое знание

На доске фрагмент текста:  

«На плодородных землях греки получали большие урожаи. Колонисты занимались животноводством, коневодством, рыболовством. Развивалось ремесленное производство…»    

Начинаем урок: обратите внимание на доску. Зачитывает фрагмент текста








Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о жителях Боспора. Перед вами карта Северного Причерноморья – это часто античного мира, (именно сюда прибыли во время «великой колонизации» греки.

Давайте вспомним:

1. Что такое колония?

2.Что такое колонизация?

3.Назовите колонии греков на Черном и Азовском морях?

Обратимся к фрагменту текста на доске и сформулируем тему сегодняшнего урока.



Верно.









Ребята, какую цель поставите на уроке?


Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос, мы должны работая в команде найти ошибки в тексте и исправить их.

Проводится письменный опрос по карточкам №1, №2, №3 (приложение № 1).



Давайте приступим к уроку получения новых знаний



Ведущая роль в колонии принадлежала товарному производству злаков – пшеницы, ячменя, проса.

Основу торговли составлял экспорт зернового хлеба, достигавший колоссальных по тому времени размеров: Демосфен рассказывает, что Афины получали с колоний половину всего необходимого им привозного хлеба – около 16 тысяч тонн в год. Помимо хлеба вывозили в Грецию соленую и вяленую рыбу, скот, кожу, меха, рабов.

В обмен на все эти товары государства Греции отправляли в Причерноморье вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства – статуи, терракоту, художественные вазы. Часть этого импорта оседала в городах, другая часть переправлялась торговцами в степь для знати окружающих племен.











































Работа по карте.



Ответ на проблемный вопрос.

Фронтальный опрос учащихся.



Колония-поселение переселенцев из другой страны или области.

Колонизация – процесс заселения и освоения новых территорий.

Горгиппия, Гермонасса, Пантикапей, Ольвия, Баты.

Предполагаемые ответы:

- торговые отношения в городах-колониях;

- повседневная жизнь жителей в городах-колониях;

- занятия жителей колоний.


Овладение базовыми историческими занинями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества













Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию























Формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений

Личностные

Самоопределение, самоорганизация.

Коммуникативные

Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

Регулятивные. Умение контролировать свои действия


Личностные Самоопределение, смыслообразование.

Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Регулятивные Планирование, прогнозирование.

Коммуникативные учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.



















Личностные смыслообразова-ние

Познавательные анализ, синтез, обобщение. Классификация, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-Регулятивные Познавательная инициатива.

Коммуникативные учёт разных, координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения
















Закрепление нового материала

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Применение нового знания в типовых заданиях с применением кейс-метода, проблемного обучения.

 1. Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

2. Командная работа


Выполняют работу в команде.









Проговарива-ют каждый шаг во внешней речи.


Раздает кейсы командам, (приложение № 2) отводит время на выполнение работы.



Проверяем правильность выполненного задания.


Овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности в социальной, экономической, политической сферах

Познавательные Анализ, синтез, обобщение, классификация.

Личностные Осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативныеучёт разных мнений координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра.


физкультминутка

Вот у нас физкультминутка, наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад).

Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,

чтоб писать, читать и отвечать и совсем не уставать.

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой).

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты).

Рефлексия

учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.


Дети высказывают свое мнение.



Сегодня я узнал…



Было трудным для меня…



Меня удивило…



Полученные знания помогут нам ориентироваться…


Подведём итог урока.



Какие новые знания вы сегодня открыли?



Пригодятся ли вам полученные на сегодняшнем уроке знания?



Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях?


Оцените свою работу на уроке. 



Воспитание уважения к историческому наследию народов России

Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

-Личностные Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативныепланирование учебного сотрудничества.




Контроль

Выставление оценок.

1. Организовать оценивание деятельности учащихся на уроке.








Домашнее задание

Выставление оценок в дневники.

Подводит итог урока.

Выставляет оценки.



Спасибо большое за сотрудничество на уроке, до свидания





Выучить параграф 15, выполнить упражнения в рабочей тетради к уроку №25


Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможноти

Личностные. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.





Приложение № 1

Карточка №1.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Прометей похитил у богов Олимпа керинейскую лань и передал её людям. В наказание по приказу Геракла Прометей был прикован к Уральским горам.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ к карточке №1: Прометей похитил у богов Олимпа огонь и передал его людям. В наказание по приказу Зевса Прометей был прикован к Кавказским горам.

Карточка № 2.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Ахилл - сын царя Еврисфея и Фетиды. Фетида, желая сделать сына красивым, держала его за руки и погружала в священные воды Понта Эвксинского. Погиб Ахилл от руки Париса, попавшего в сердце. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ карточке №2: Ахилл - сын царя Пелея и Фетиды. Фетида, желая сделать сына бессмертным, держала его за пятки и погружала в священные воды Стикса. Погиб Ахилл от стрелы Париса, которая попала в пятку.



Карточка № 3.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Боспором Эвксинским в древности греки называли Керченский остров. Древнегреческие предания связывают это название с поэмой об Ио, возлюбленной Геракла. Чтобы спрятать её от гнева брата, Посейдона, Зевс решил превратить Ио в страшного овода.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ карточке №3: Боспором Киммерийским в древности греки называли Керченский пролив. Древнегреческие предания связывают это название с легендой об Ио, возлюбленной Зевса. Чтобы спрятать её от гнева супруги, Геры, Зевс решил превратить Ио в белоснежную корову.

Приложение № 2

КЕЙС по теме: «Занятия жителей колоний»

Прочитайте текст.

О плодородии земель Боспора было широко известно в античном мире. Греков поражало, что «земля, вспаханная обыкновенным сошником, дает урожай сам-30» (на одну меру посеянного зерна приходилось 30 мер собранного). Греческие переселенцы получали большие урожаи хлеба и продавали его в самой Греции. Помимо хлеба из Боспора вывозилась пшеница, ячмень, просо. Местные жители выращивали горох, чечевицу, бобы, яблоки и груши. Колонисты занимались также виноградарством и виноделием, причем вином активно торговали. Развивали и другие отрасли сельского хозяйства: животноводство, коневодство, а также рыболовство. Соленая и вяленая рыба, скот, меха и рабы поступали на рынки Греции.

Переселенцы перенесли на новые места высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве. Кроме разнообразной посуды и черепицы в крупных городах Таманского полуострова изготовляли статуэтки греческих богов, жанровые статуэтки и детские куклы. Колонисты поддерживали торговые отношения с прибрежными городами Малой Азии – Хиосом, Родосом, Милетом, Самосом, а также с греческой колонией в Египте – Навкратисом.

В обмен поселенцы получали драгоценные металлы, прежде всего серебро, мрамор для построек, керамические изделия, чернолаковую посуду, предметы искусства (статуи, вазы), оливковое масло, дорогие ткани.

Проблемный вопрос: Что способствовало развитию высокого уровня, умений и навыков колонистов в ремесленном производстве?

Учебная задача: Обсудите ситуацию в команде, проработайте содержание текста и заполните предложенную таблицу.

Античный импорт

(ввоз на рынки Боспора)

Экспорт в Грецию

(вывоз из Горгиппии)







Представление результата: Сообщение по таблице.

Список использованной литературы


  1. Б.А. Трёхбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Краснодар: Перспективы образования, 2013.

  2. Рабочая тетрадь по кубановедению для 5 классов/ Науменко Т.А., Хачатурова Е.А. – Краснодар: перспективы образования, 2014 г.

  3. Поурочное планирование к учебнику Кубановедение 5 класс/Н.Ю. Голикова, О.Ю. Морозова, А.А. Прядущенко. – Краснодар: Традиция, 2010 г.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://labyrinthos.ru/text/saprykin_grecheskie-polisy-prichernomoriya-epokha-arkhaiki-i-klassiki.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!