Технологическая карта с дидактической структурой урока
1.Ф.И.О. учителя: Пахомова Ольга Александровна.
2.Класс: 5 Дата: 17.03 Предмет: Кубановедение № урока по расписанию: 2
3.Тема урока: «Занятия жителей колоний».
4. Место и роль урока в изученной теме:
5. Цель урока: Познакомить учащихся с повседневной жизнью греческих колоний.
Задачи урока:
Образовательные: выяснить, что собой представляла жизнь греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей; формировать представления о религиозных верованиях жителей древнегреческих городов-колоний.
Развивающие: формировать у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе; развивать навыки работы с историческими источниками.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани; воспитание патриотического отношения.
Тип урока: комбинированный.
6. Используемые УМК:
1. Трёхбратов Б.А., Хачатурова Е.А., Науменко ТА., Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреж¬дений. Краснодар, 2014.
2. Науменко ТА., Хачатурова ЕА. Рабочая тетрадь по кубановедению для 5 классов общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2014.
7. Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
мультимедийное оборудование, презентация; карта «Греческие города-колонии и Боспорское царство; карточки с творческим заданием, кейс, ручка.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию из различных источников, сверять ее с практикой. Понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества.
Предметные действия: открытие новых знаний и знакомство с повседневной жизнью греков, на побережье Черного и Азовского морей. Приобретение умения – прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе. Углубление знаний учащихся о религиозных верованиях жителей древнегреческих городов-колоний.
Метапредметные действия: регулятивные – умение организовывать свое рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, чтобы достигнуть полученного результата. Коммуникативные – умения и навыки работать в группе (паре) при выполнении задания, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, вести сотрудничество с учителем. Познавательные – способствовать развитию интереса к предмету, умение работать с различными источниками информации, логические действия в постановке и решении проблемы.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, командная.
Методы урока: словесный, мотивации учебной деятельности, проблемный, объяснительно-иллюстративный, фронтальной организации учащихся, познавательно-рефлексивный, практический. Метод сравнительно-исторического анализа (знакомство с печатными источниками, сравнение, выводы). Метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.
Технологии и приемы: технология развития критического мышления; технология ситуативного обучения; технология продуктивного чтения; прием кейс-метода; прием создания проблемной ситуации и его решения; игровой прием здоровьесбережения учащихся.
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
| | | | Предметные | УУД |
Организационный момент Организация направленного внимания на начало урока. Проверка отсутствующих. | Приветствие. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Проверить, все ли школьные принадлежности приготовлены к уроку | Умение самостоятельно контролировать свои действия | Коммуникативные Настроить на продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем в процессе коллективной деятельности; корректировать поведение. |
Проверка домашнего задания Систематизация и актуализация знаний полученных на прошлых уроках. | Зачитывают из рабочих тетрадей ответы на домашние задания | Организация письменной работы в тетради. На прошлом уроке мы познакомились с античной мифологией и сейчас проверим ваши знания. Вам необходимо ответить на следующие вопросы письменно: 1. Как называется корабль, на котором Ясон отправился за золотым руном? 2. Кто подарил людям огонь? 3. Он побывал в Причерноморье. Преследовал керинейскую лань, шел за яблоками к Гесперидам, гнал коров великана Гериона, сражался с амазонками. 4. Воинственные женщины, живущие без мужчин, которым прижигали грудь для удобства стрельбы из лука. 5. Ее должны были принести в жертву на алтаре Артемиды, чтобы боги помогли кораблям греков отправиться в поход на Трою. Как только пламя жертвенного костра охватило девушку, на костер опустилось облако, когда оно рассеялось – девушка исчезла. Обменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга. (За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу). Правильные ответы: 1-«Арго», 2-Прометей, 3-Геракл, 4-Амазонки, 5-Ифигения. | Выполняют задании в тетради | Умение соотносить свои действия с плани- руемыми результатами, осуществлять контроль | Познавательные Синтез, обобщение, классификация, анализ информации. Регулятивные Самостоятельное выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности. Коммуникативные Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений |
Изучение нового материала Целеполагание. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности «надо». 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок «могу». 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность «хочу». Постановка учебной задачи
3.Открытие нового знания. Построение и фиксация нового знания. 1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2.Организовать фиксацию нового способа действия речи. 3. Организовать фиксацию преодоления затруднения. 4.Организовать уточнение общего характера нового знания. | Первичное закрепление полученных знаний
Организация построения учебной задачи: 1.Учащиеся ставят цель урока. 2. Определяют задачи, которые необходимо решить. 3.Формулируют шаги, которые будут выполнены для реализации поставленной цели.
Знакомятся с повседневной жизнью в греческих городах-колониях.
Находят ошибки в тексте и записывают правильный ответ. Учащиеся открывают новое знание | На доске фрагмент текста: «На плодородных землях греки получали большие урожаи. Колонисты занимались животноводством, коневодством, рыболовством. Развивалось ремесленное производство…» Начинаем урок: обратите внимание на доску. Зачитывает фрагмент текста
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о жителях Боспора. Перед вами карта Северного Причерноморья – это часто античного мира, (именно сюда прибыли во время «великой колонизации» греки. Давайте вспомним: 1. Что такое колония? 2.Что такое колонизация? 3.Назовите колонии греков на Черном и Азовском морях? Обратимся к фрагменту текста на доске и сформулируем тему сегодняшнего урока.
Верно.
Ребята, какую цель поставите на уроке? Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос, мы должны работая в команде найти ошибки в тексте и исправить их. Проводится письменный опрос по карточкам №1, №2, №3 (приложение № 1).
Давайте приступим к уроку получения новых знаний
Ведущая роль в колонии принадлежала товарному производству злаков – пшеницы, ячменя, проса. Основу торговли составлял экспорт зернового хлеба, достигавший колоссальных по тому времени размеров: Демосфен рассказывает, что Афины получали с колоний половину всего необходимого им привозного хлеба – около 16 тысяч тонн в год. Помимо хлеба вывозили в Грецию соленую и вяленую рыбу, скот, кожу, меха, рабов. В обмен на все эти товары государства Греции отправляли в Причерноморье вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства – статуи, терракоту, художественные вазы. Часть этого импорта оседала в городах, другая часть переправлялась торговцами в степь для знати окружающих племен. |
Работа по карте.
Ответ на проблемный вопрос. Фронтальный опрос учащихся.
Колония-поселение переселенцев из другой страны или области. Колонизация – процесс заселения и освоения новых территорий. Горгиппия, Гермонасса, Пантикапей, Ольвия, Баты. Предполагаемые ответы: - торговые отношения в городах-колониях; - повседневная жизнь жителей в городах-колониях; - занятия жителей колоний. | Овладение базовыми историческими занинями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию Формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений | Личностные Самоопределение, самоорганизация. Коммуникативные Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Регулятивные. Умение контролировать свои действия Личностные Самоопределение, смыслообразование. Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задачи. Регулятивные Планирование, прогнозирование. Коммуникативные учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.
Личностные смыслообразова-ние Познавательные анализ, синтез, обобщение. Классификация, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство. -Регулятивные Познавательная инициатива. Коммуникативные учёт разных, координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения |
Закрепление нового материала Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Применение нового знания в типовых заданиях с применением кейс-метода, проблемного обучения. 1. Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 2. Командная работа | Выполняют работу в команде.
Проговарива-ют каждый шаг во внешней речи. | Раздает кейсы командам, (приложение № 2) отводит время на выполнение работы.
Проверяем правильность выполненного задания. | | Овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности в социальной, экономической, политической сферах | Познавательные Анализ, синтез, обобщение, классификация. Личностные Осознание ответственности за общее дело. Коммуникативныеучёт разных мнений координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра. |
физкультминутка | Вот у нас физкультминутка, наклонились ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад). Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать и отвечать и совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой). Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты). |
Рефлексия учебной деятельности. Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | Дети высказывают свое мнение.
Сегодня я узнал…
Было трудным для меня…
Меня удивило…
Полученные знания помогут нам ориентироваться… | Подведём итог урока.
Какие новые знания вы сегодня открыли?
Пригодятся ли вам полученные на сегодняшнем уроке знания?
Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях? Оцените свою работу на уроке. | | Воспитание уважения к историческому наследию народов России | Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. -Личностные Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативныепланирование учебного сотрудничества. |
| |
Контроль Выставление оценок. 1. Организовать оценивание деятельности учащихся на уроке. Домашнее задание | Выставление оценок в дневники. | Подводит итог урока. Выставляет оценки.
Спасибо большое за сотрудничество на уроке, до свидания Выучить параграф 15, выполнить упражнения в рабочей тетради к уроку №25 | | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможноти | Личностные. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
Приложение № 1
Карточка №1.
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Прометей похитил у богов Олимпа керинейскую лань и передал её людям. В наказание по приказу Геракла Прометей был прикован к Уральским горам.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ к карточке №1: Прометей похитил у богов Олимпа огонь и передал его людям. В наказание по приказу Зевса Прометей был прикован к Кавказским горам.
Карточка № 2.
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Ахилл - сын царя Еврисфея и Фетиды. Фетида, желая сделать сына красивым, держала его за руки и погружала в священные воды Понта Эвксинского. Погиб Ахилл от руки Париса, попавшего в сердце. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ карточке №2: Ахилл - сын царя Пелея и Фетиды. Фетида, желая сделать сына бессмертным, держала его за пятки и погружала в священные воды Стикса. Погиб Ахилл от стрелы Париса, которая попала в пятку.
Карточка № 3.
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Боспором Эвксинским в древности греки называли Керченский остров. Древнегреческие предания связывают это название с поэмой об Ио, возлюбленной Геракла. Чтобы спрятать её от гнева брата, Посейдона, Зевс решил превратить Ио в страшного овода.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ карточке №3: Боспором Киммерийским в древности греки называли Керченский пролив. Древнегреческие предания связывают это название с легендой об Ио, возлюбленной Зевса. Чтобы спрятать её от гнева супруги, Геры, Зевс решил превратить Ио в белоснежную корову.
Приложение № 2
КЕЙС по теме: «Занятия жителей колоний»
Прочитайте текст.
О плодородии земель Боспора было широко известно в античном мире. Греков поражало, что «земля, вспаханная обыкновенным сошником, дает урожай сам-30» (на одну меру посеянного зерна приходилось 30 мер собранного). Греческие переселенцы получали большие урожаи хлеба и продавали его в самой Греции. Помимо хлеба из Боспора вывозилась пшеница, ячмень, просо. Местные жители выращивали горох, чечевицу, бобы, яблоки и груши. Колонисты занимались также виноградарством и виноделием, причем вином активно торговали. Развивали и другие отрасли сельского хозяйства: животноводство, коневодство, а также рыболовство. Соленая и вяленая рыба, скот, меха и рабы поступали на рынки Греции.
Переселенцы перенесли на новые места высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве. Кроме разнообразной посуды и черепицы в крупных городах Таманского полуострова изготовляли статуэтки греческих богов, жанровые статуэтки и детские куклы. Колонисты поддерживали торговые отношения с прибрежными городами Малой Азии – Хиосом, Родосом, Милетом, Самосом, а также с греческой колонией в Египте – Навкратисом.
В обмен поселенцы получали драгоценные металлы, прежде всего серебро, мрамор для построек, керамические изделия, чернолаковую посуду, предметы искусства (статуи, вазы), оливковое масло, дорогие ткани.
Проблемный вопрос: Что способствовало развитию высокого уровня, умений и навыков колонистов в ремесленном производстве?
Учебная задача: Обсудите ситуацию в команде, проработайте содержание текста и заполните предложенную таблицу.
Античный импорт (ввоз на рынки Боспора) | Экспорт в Грецию (вывоз из Горгиппии) |
| |
Представление результата: Сообщение по таблице.
Список использованной литературы
Б.А. Трёхбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Краснодар: Перспективы образования, 2013.
Рабочая тетрадь по кубановедению для 5 классов/ Науменко Т.А., Хачатурова Е.А. – Краснодар: перспективы образования, 2014 г.
Поурочное планирование к учебнику Кубановедение 5 класс/Н.Ю. Голикова, О.Ю. Морозова, А.А. Прядущенко. – Краснодар: Традиция, 2010 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://labyrinthos.ru/text/saprykin_grecheskie-polisy-prichernomoriya-epokha-arkhaiki-i-klassiki.html