Организационный момент | Приветствие учащихся, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности рабочего места | Отвечают на приветствие. Проверяют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, дневника, письменных принадлежностей. |
Актуализация знаний | Давайте вспомним тему предыдущего урока. Выполнение теста. | Вспоминают материал предыдущих уроков Вопрос № 1 Наружное пищеварение свойственно: Простейшим Паукам Перепончатокрылым Вопрос № 2 Питаются только пищей животного происхождения: Всеядные и плотоядные Паразиты и хищные Хищные и падальщики Паразиты и всеядные Вопрос № 3 Ферменты – это: Особые пищеварительные кислоты Биологические катализаторы – ускорители процессов Особые пищеварительные соки Вопрос № 4 Найдите ошибочное высказывание: Кишечнополостные – многоклеточные животные с кишечной полостью Пищеварительная система круглых червей имеет вид трубки, подразделенной на переднюю, среднюю и заднюю кишку с анальным отверстием на конце тела У медуз появляется специальная пищеварительная железа – печень, способствующая лучшему перевариванию пищи Вопрос № 5 Слюнные железы впервые появились у: Рыб Земноводных Пресмыкающихся Вопрос № 6 Отметьте процесс, сопровождающийся выделением энергии: Разложение сложных веществ до более простых Построение сложных органических соединений из простых Вопрос № 7 Клоака имеется у всех перечисленных, кроме: Земноводных Круглоротых Высших млекопитающих Рептилий Птиц Вопрос № 8 Источником энергии млекопитающих является: Солнечный свет Пища Электричество Неорганические вещества Вопрос № 9 Найдите ошибку: Обмен веществ неотделим от превращения энергии в организме Большую роль в обмене веществ играет газообмен Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии каких-либо биологических катализаторов, например – пищеварительных желез Вопрос № 10 Выберите верное утверждение: В связи с наземным образом жизни у круглоротых появляются слюнные железы, смачивающие добычу слюной Все пресмыкающиеся имеют ядовитые зубы Желудок птиц подразделен на два отдела: железистый и мускулистый Вопрос № 11 Слепо замкнутую пищеварительную систему имеют: Кишечнополостные Иглокожие Членистоногие Хордовые Вопрос № 12 В эволюции анальное отверстие впервые появляется у: Головоногих моллюсков Членистоногих Брюхоногих моллюсков Ракообразных Первичнополостных червей Плоских червей Хордовых |
Определение темы урока и постановка целей | В течение нескольких уроков мы изучаем эволюцию строения и функций органов и их систем. Систему органов, которую мы будем изучать сегодня, вы хорошо знаете. Знакомство с ней началось у нас не с первых уроков, т .к. она отсутствует у простейших, кишечнополостных, плоских и круглых червей. Впервые мы начинаем говорить о ней при изучении типа Кольчатые черви, а именно с дождевого червя. Еще одна подсказка: рассмотрите животных разных типов и классов. Определите принадлежность животных к типу и классу, начиная с первого и дайте заключение о какой системе органов пойдет сегодня речь. Ваши предложения: что бы вы хотели узнать на уроке? | Отвечают на вопросы: 1. Тип Кольчатые черви, класс Олигохеты; 2. Тип Моллюски, класс Брюхоногие; 3. Тип Членистоногие, класс Паукообразные; 4. Тип Хордовые, класс Ланцетники; 5. Тип Хордовые, класс Костные рыбы; 6. Тип Хордовые, класс Земноводные; 7. Тип Хордовые, класс Птицы; 8. Тип Хордовые, класс Млекопитающие. Речь пойдет о кровеносной системе. Формулируют тему урока: «Кровеносная система. Кровь». Формулируют цели урока. |
«Открытие нового знания» | Давайте вспомним, у каких животных впервые появилась кровеносная система и каковы особенности ее строения? Кровеносная система беспозвоночных (Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками 25 и 163 учебника). Выполняют задание 1 стр. 109 рабочей тетради. Кровеносная система позвоночных животных. (Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунком 164 учебника). Выполнить задание 5 в рабочей тетради: Дайте определение понятий. Артериальная кровь – Венозная кровь – Круг кровообращения – Сердце - Состав и функции крови. Используя представленные таблицы и изучив текст учебника стр.218-219, выполнить задания 12, 13 в рабочей тетради стр.112, 113. | У кольчатых червей. Замкнутая кровеносная система. Кровеносная система моллюсков не замкнутая, есть сердце. Кровь, обогащенная кислородом. Кровь, насыщенная углекислым газом. Система замкнутых кровеносных сосудов, по которым течет кровь. Специальный орган, обеспечивающий движение крови. 12) Кровь Плазма Форменные элементы ↓ ↓ Вода Лейкоциты Соли Эритроциты Питат. вещ-ва Тромбоциты 13) Функции крови: Транспортная Регуляторная Защитная |
Рефлексия деятельности | Организуется фронтальная беседа. - что нового узнали сегодня на уроке? - подводя итог, давайте сформулируем вывод об эволюции системы кровообращения. | Высказывают свое мнение. Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия. |