Тема урока | Кислоты |
Место урока в теме | Раздел «Вещества и их свойства» урок 12 |
Тип урока | Систематизация и обобщение знаний |
Вид урока | Комбинированный |
Цели урока: образовательные | Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека |
развивающие | Развивать: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов, схем, таблиц; учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы; учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность. |
воспитательные | Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения. Продолжить формирование естественнонаучной картины мира. Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию свойств веществ и их обоснованного и безопасного использования. |
Содержание урока | Номенклатура, классификация и общие свойства кислот. Закономерности изменения кислотных свойств от состава кислот. Нахождение в природе, роль в живом организме, применение в хозяйственной деятельности человека. |
Требования к знаниям и умениям учащихся: | Должны знать: определение, номенклатуру, принципы классификации кислот, основные химические свойства неорганических и органических кислот, закономерности изменения свойств кислот, образованных элементами одного периода, одной подгруппы Периодической системы, закономерности изменения свойств кислородсодержащих кислот, образованных элементом в разной степени окисления. |
Должны уметь: подтверждать изученные свойства и закономерности уравнениями химических реакций. Осуществлять химический эксперимент, выполняя правила ТБ. |
Этапы | Организационный этап – 2 мин Вводная часть: мотивация, тема и цели урока – 8 мин Систематизация и обобщение знаний – 20 мин Первичная проверка степени усвоения материала – 8 мин Контроль и самопроверка знаний – 4 мин. Подведение итогов – 2 мин Домашнее задание – 1 мин |
Средства обучения | Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для лабораторных опытов, таблица растворимости, Периодическая система химических элементов, ряд активности металлов |
Методы и приемы обучения | Репродуктивный, метод поисковой беседы, лабораторно- практический |
Способы мотивации учения | Связь темы с повседневной жизнью и кругом интересов учащихся (использование компьютерных технологий для выполнения творческого домашнего задания) |
Формы организации учебной деятельности | Коллективная, самостоятельная |
Виды познавательной деятельности | Участие в беседе, выполнение лабораторных опытов |
Способы управления познавательной деятельностью | Ознакомление с целями и задачами урока, сообщение плана урока, информирование о виде контроля. |
Способы отслеживания результатов | Тестовое задание, два варианта. 1 вопрос контролирует знание классификации кислот 2 вопрос – закономерности изменения кислотных свойств кислородсодержащих кислот в зависимости от входящего в состав их молекулы кислородобразующего элемента или его степени окисления 3 вопрос – химические свойства кислот 4 вопрос – умение восстанавливать молекулярное уравнение по сокращенному ионному. Ключ к оценке качества выполнения теста: 1 вариант: 1 – 1а,б,в,д; 2г, 3б,г,д; 4 а,в; 5в,д,г; 6а,б 2 – 2, 4, 5 3 – 2 4 – 3 2 вариант: 1 – 1а,б,в,д; 2г, 3б,в,г; 4 д; 5б,г; 6а,в,д 2 – 1, 2, 4 3 – 1 4 – 2 «5» - 0-1 ошибка; «4» - 2-4 ошибки «3» - 5-6 ошибок Ошибками являются неверные ответы и каждый неуказанный верный ответ. |
Домашнее задание | О.С.Габриелян, «Химия -11», § 20 ч 1, с 251, в 1. Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную обучающую программу «Классификация и свойства кислот» |
Тест для контроля и самопроверки знаний | КИСЛОТЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ И НЕОРГАНИЧЕСКИЕ 1 вариант | 1. | Соотнесите: | Тип кислот: | Формула вещества: | кислородсодержащие бескислородные одноосновные двухосновные сильные слабые | а) H2SiO3 б) HCOOH в) H2SO4 г) HBr д) HNO3 | 2. | Как изменится сила кислородсодержащих кислот хлора в ряду HClO4 - HClO3 - HClO2 - HClO? | увеличивается уменьшается сначала уменьшается, потом увеличивается не изменяется | 3. | С какими из перечисленных веществ реагирует соляная кислота: | этан оксид цинка серебро бромид кальция гидроксид никеля (II) | 4. | Сокращенное ионное уравнение Н+ + ОН- = Н2О соответствует реакции между веществами: | 1) соляной кислотой и гидроксидом меди (II) 2) сероводородной кислотой и гидроксидом натрия 3) азотной кислотой и гидроксидом бария | | КИСЛОТЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ И НЕОРГАНИЧЕСКИЕ 2 вариант | 1. | Соотнесите: | Тип кислот: | Формула вещества: | кислородсодержащие бескислородные одноосновные двухосновные сильные слабые | а) H3PO4 б) HClO4 в) CH3COOH г) HCl д) H2CO3 | 2. | Как изменится сила кислородсодержащих кислот элементов 3 периода в ряду H2SiO3 - H3PO4 - H2SO4 - HClO4? | увеличивается уменьшается сначала уменьшается, потом увеличивается 4) не изменяется | 3. | С какими из перечисленных веществ в соответствующих условиях реагирует уксусная кислота: | оксид кальция метанол оксид углерода(IY) хлор сульфат меди (II) | 4. | Сокращенное ионное уравнение 2Н+ + СО32- = СО2 + Н2О соответствует реакции между веществами: | 1) H2SiO3 и NaCO3 2) H2SO4 и (NH4)CO3 3) HCl и CO2 | \ |