Учитель, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Требования ФГОС: формирование универсальных учебных действий учащихся.
Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.
- Технологическая карта урока — это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. В технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока как основа проектирования урока и инновационный инструмент реализации ФГОС»
Технологическая карта урока как основа проектирования урока и инновационный инструмент реализации ФГОС.
Учитель, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Требования ФГОС: формирование универсальных учебных действий учащихся.
Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.
Технологическая карта урока — это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. В технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта позволит учителю:
-реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
-определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
-осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
-определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
-проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
-освободить время для творчества
- использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
-определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
-на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
-решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
-соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
-обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах.
Структура (шапка) технологической карты включает:
-название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
-цель освоения учебного содержания
-планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
-метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
-основные понятия темы
-технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА |
Предмет | |
Класс | |
Тип урока | |
Тема | |
Цель | |
Задачи | Образовательные: Развивающие: Воспитательные: |
УУД | ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |
Планируемые результаты | Предметные: знать… уметь… Личностные: Метапредметные: |
Основные понятия | |
Межпредметные связи | |
Ресурсы: основные и дополнительные | |
Формы урока | |
Технология | |
Унифицированной формы технологической карты в настоящее время не существует. Учитель может сам подобрать для своей работы ту структуру технологической карты, которая, на его взгляд, удачно реализует цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
В зависимости от типа урока по ФГОС количество этапов конструирования урока учитель может менять.
Технологическая карта с методической структурой урока |
Этап урока | время | Обучающие и развивающие задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ФОУД (форма организации учебной деятельности: фронтальная. Индивидуальная, парная, групповая) | Формируемые УУД |
Орг. момент | | | | | | |
Актуализация знаний | | | | | | |
Сообщение нового материала | | | | | | |
Закрепление изученного материала | | | | | | |
Подведение итогов | | | | | | |
Домашнее задание | | | | | | |
ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся. Обязательным моментом является и список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.
Право самого учителя выбирать ту или иную форму технологической карты, важно, чтобы сам педагог понял необходимость данной работы.