Цели и задачи урока: Познавательные: дать представление о театре, как о синтетическом виде искусства, роли театральных художников в создании спектакля; познакомить детей с процессом создания декораций, костюмов, работе, художника в создании гармоничного образа сказки на сцене, сценографии, условности театрального искусства, знакомство с творчеством выдающихся художников театра, кукольном театре «Кудесник». г.Биробиджана, профессиями работников театра. Создание сценографии к сказке «Снегурочка» Форма урока: тематическое рисование по представлению и воображению, макетирование сказки «Снегурочка» | Воспитывающие - умение последовательно и самостоятельно выполнять работу, выражать свои мысли и чувства, интерес к искусству театра и творческому осмыслению прочитанного, показать нравственную ценность сказки через анализ поступков главных героев сказки способствовать формированию коммуникативной культуры; | Развивающие – развитие у учащихся интереса к искусству театра, формирование художественно-эстетических чувств, образного воображения, речи, развитие творческих способностей школьников, |
2. Объяснение нового материала -13 мин Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Презентация учителя Декорации художников театра: Л.Баста,В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин.
| Беседа. 1. Волшебный мир театра.Пространственно – временные виды искусств – театр, кино, танец, цирк. Органическое соединение различных искусств в художественное целое образует синтез искусств. Синтез - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. Мы познакомимся с искусством театра Теа́тр (греч.,основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище) — форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Вопросы: - Что вы чувствовали, когда были в театре? (ощущение волшебства, тайны) - Что вы видели на сцене? (занавес, декорации, героев) Всё происходящее на сцене это одновременно и вымысел, и правда. Потому что театр это царство игры и фантазии, прекрасный мир театрального чуда. 2.История театра. Впервые в России театр, как здание, появился при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I) и назывался такой театр Потешной палатой. Было это 300 лет назад. Раньше спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы – костюмеру, мебель и посуду – бутофору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене и получался ужасный разнобой. И вот, как-то, 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Бакст. И решили, что это положение нужно исправить. В дягилевском театре эскизы декораций, мебели и париков делал один и тот же художник. С тех пор оформлением спектаклей занимались такие знаменитые художники как В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин. Мы сегодня познакомимся с несколькими известными театральными художниками ( сообщения о художниках Лев Бакст В. Васнецове, и.Билибине) 3. Художники театра. режиссер, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, пожарные, художники, рабочие сцены. Нас будут интересовать художники. Театральный художник должен решить множество творческих и профессиональных задач: создать костюмы и грим, определить, где и какой будет свет, воплотить на сцене место действия спектакля. Сценический образ - особая форма отражения действительности средствами театрального искусства (живописная роспись, реальные вещи, условными композициями, кубами) Творчество русских художников театра В.Васнецова, А.Васнецова, И.Билибина и Л.Бакста. (приложение) сообщение учащихся. 4. Театр «Кудесник». Презентация ученика 8 класса Назаровой Дарьи 5. Сценогра́фия (театрально-декорационное искусство) — вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа существующего в сценическом времени и пространстве. Под сценографией понимают создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники. Творчество сценографа многогранно, оно требует знания дизайна, архитектуры, живописи, технологии, а главное —композиции. Вопрос: Чем отличается композиция сценографа от художника живописца? В отличие от художника-живописца, который сам диктует законы, по которым он создаёт своё произведение, сценограф должен играть по правилам, предлагаемым театром, прежде всего режиссёром. Это не значит, что сценограф менее свободен в своём творчестве, нежели живописец. Каждое искусство имеет свои творческие рамки. В живописной декорации основным элементом является рисованное изображение. Чаще всего оно располагается позади играющих актёров и называется задником. Даже объёмные объекты здесь чаще всего плоскостные и рисованные Все декорации сцены состоят из двух частей: задняя стена и основная сцена. - Скажите, что мы можем увидеть на задней стене декораций? (отображение быта произведения с помощью красок, здесь мы показываем то место, где происходит действие) - Как называются предметы, окружающие героев пьесы? (декорации) - Какими могут быть декорации? (печка, дом, скамейка, деревья…) - Верно, но прежде, чем все декорации начнут делать больших размеров, художник делает свой маленький театр, театр на столе, который называется – макет. - Что расположено на основной части сцены? (объёмные декорации) Сегодня мы с вами попробуем сделать свой мини-спектакль на сказку «Снегурочка». Для начала давайте вспомним эту сказку. - Где происходит действие? (в огороде) - Хорошо! Значит, что мы с вами изобразим на задней стенке? (небо, деревья, грядки, солнышко, кустарники…) - А какие декорации у нас будут на основной сцене? ( дом, огород, зимние деревья) - Ну что же мы определили все декорации, но что-то всё-таки упустили, кто мне скажет, что? (главных героев) Верно, а какие это герои? (Снегурочка, Дед. Бабка) |