СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 8 классе по теме "Театр"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока изобразительного искусства в 8 классе по теме "Театр", основам сценографии, знакомства с театром "Кудесник" г.Биробиджана

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока изобразительного искусства в 8 классе по теме "Театр"»

Технологическая карта урока изобразительного искусства

учитель изобразительного искусства Пермина П.Д.

8 класс 16.12.2016г

УМК: « Изобразительное искусство» В.С.Кузин

Продолжительность урока 45 минут

Тема: Волшебный мир театра. Художники театра. Театр «Кудесник».

Номер урока в данной теме: первый

Тип урока: Введение новых знаний

Цели и задачи урока:

Познавательные: дать представление о театре, как о синтетическом виде искусства, роли театральных художников в создании спектакля; познакомить детей с процессом создания декораций, костюмов, работе, художника в создании гармоничного образа сказки на сцене, сценографии, условности театрального искусства, знакомство с творчеством выдающихся художников театра, кукольном театре «Кудесник». г.Биробиджана, профессиями работников театра. Создание сценографии к сказке «Снегурочка»

Форма урока: тематическое рисование по представлению и воображению, макетирование сказки «Снегурочка»

Воспитывающие - умение последовательно и самостоятельно выполнять работу, выражать свои мысли и чувства, интерес к искусству театра и творческому осмыслению прочитанного, показать нравственную ценность сказки через анализ поступков главных героев сказки способствовать формированию коммуникативной культуры;


Развивающие – развитие у учащихся интереса к искусству театра, формирование художественно-эстетических чувств, образного воображения, речи, развитие творческих способностей школьников,


Приемы, методы, технологии обучения

метод проблемного изложения материала., беседа, работа с текстом и иллюстративным материалом, практическая работа.. Личностно – ориентированная технология, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, работа в парах, индивидуальная.


Оборудование:


для учителя: учебный класс с персональным компьютером (ПК), демонстрационным проектором, репродукционный материал по теме,

Зрительный ряд: репродукции картин эскизы художника В.Васнецова, А.Васнецова, И.Билибина к спектаклю

«Музыкальное оформление: музыка к опере «Снегурочка», видеофрагмент из мультфильма «Снегурочка».


для учеников – альбомы, карандаши, краски акварель или гуашь, кисти, клей, картон, цветная бумага

презентация ученика 8-го класса «Кудесник»


Ожидаемый результат:

выполнение макета сценографии к сказке «Снегурочка»


Принципы

наглядности, доступности, последовательности, активности и сознательности.

План урока


1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала -13 мин


Самоопределение к деятельности. -2 мин

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи Закрепление пройденного материала

4.Самостоятельная работа - 27 мин


5.Завершение урока и задание на дом. Рефлексия. Подведение итогов - 3 мин


Ход урока.

1.Организационный момент

Проверка подготовки к уроку принадлежностей: рабочей тетради, альбома, живописных материалов (акварель, гуашь0, принадлежностей для макетирования.

Необходимое обеспечение: компьютер, проектор, экран.

2. Объяснение нового материала -13 мин

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся



Презентация учителя

Декорации художников театра:

Л.Баста,В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин.



Беседа. 1. Волшебный мир театра.Пространственно – временные виды искусств – театр, кино, танец, цирк. Органическое соединение различных искусств в художественное целое образует синтез искусств. Синтез - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Мы познакомимся с искусством театра Теа́тр (греч.,основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище) — форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.

Вопросы:

- Что вы чувствовали, когда были в театре? (ощущение волшебства, тайны)

- Что вы видели на сцене? (занавес, декорации, героев)

Всё происходящее на сцене это одновременно и вымысел, и правда. Потому что театр это царство игры и фантазии, прекрасный мир театрального чуда.

2.История театра.

Впервые в России театр, как здание, появился при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I) и назывался такой театр Потешной палатой. Было это 300 лет назад. Раньше спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы – костюмеру, мебель и посуду – бутофору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене и получался ужасный разнобой. И вот, как-то, 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Бакст. И решили, что это положение нужно исправить. В дягилевском театре эскизы декораций, мебели и париков делал один и тот же художник. С тех пор оформлением спектаклей занимались такие знаменитые художники как В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин. Мы сегодня познакомимся с несколькими известными театральными художниками ( сообщения о художниках Лев Бакст В. Васнецове, и.Билибине)

3. Художники театра.

режиссер, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, пожарные, художники, рабочие сцены. Нас будут интересовать художники.

Театральный художник должен решить множество творческих и профессиональных задач: создать костюмы и грим, определить, где и какой будет свет, воплотить на сцене место действия спектакля. Сценический образ - особая форма отражения действительности средствами театрального искусства (живописная роспись, реальные вещи, условными композициями, кубами)

Творчество русских художников театра В.Васнецова, А.Васнецова, И.Билибина и Л.Бакста. (приложение) сообщение учащихся.

4. Театр «Кудесник». Презентация ученика 8 класса Назаровой Дарьи

5. Сценогра́фия (театрально-декорационное искусство)

— вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа существующего в сценическом времени и пространстве. Под сценографией понимают создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники. Творчество сценографа многогранно, оно требует знания дизайна, архитектуры, живописи, технологии, а главное —композиции.

Вопрос:

Чем отличается композиция сценографа от художника живописца?

В отличие от художника-живописца, который сам диктует законы, по которым он создаёт своё произведение, сценограф должен играть по правилам, предлагаемым театром, прежде всего режиссёром. Это не значит, что сценограф менее свободен в своём творчестве, нежели живописец. Каждое искусство имеет свои творческие рамки.

В живописной декорации основным элементом является рисованное изображение. Чаще всего оно располагается позади играющих актёров и называется задником. Даже объёмные объекты здесь чаще всего плоскостные и рисованные

Все декорации сцены состоят из двух частей: задняя стена и основная сцена.

- Скажите, что мы можем увидеть на задней стене декораций? (отображение быта произведения с помощью красок, здесь мы показываем то место, где происходит действие)

- Как называются предметы, окружающие героев пьесы? (декорации)

- Какими могут быть декорации? (печка, дом, скамейка, деревья…)

- Верно, но прежде, чем все декорации начнут делать больших размеров, художник

делает свой маленький театр, театр на столе, который называется – макет.

- Что расположено на основной части сцены? (объёмные декорации)

Сегодня мы с вами попробуем сделать свой мини-спектакль на сказку «Снегурочка». Для начала давайте вспомним эту сказку.

- Где происходит действие? (в огороде)

- Хорошо! Значит, что мы с вами изобразим на задней стенке? (небо, деревья, грядки, солнышко, кустарники…)

- А какие декорации у нас будут на основной сцене? ( дом, огород, зимние деревья)

- Ну что же мы определили все декорации, но что-то всё-таки упустили, кто мне скажет, что? (главных героев)

Верно, а какие это герои? (Снегурочка, Дед. Бабка)


4.Самостоятельная работа - 27 мин





- Хорошо, а теперь давайте с вами распределим, кто, что будет делать.

Детям даётся задание с объяснением и индивидуальной помощью. Одни делают декорации и героев, а остальные – задник.

Создать эскиз оформления сцены, сточки зрения сценического воплощения в спектакле.

Распределить, что и где располагается, используя различные виды декорации.

Работа по группам. Одни делают декорации и героев, а остальные – задник.

Работа учащихся в группах

5.Завершение урока и задание на дом. Рефлексия. Подведение итогов - 3 мин


Выставка.- А сейчас, всё, что вы сделали , давайте расставим на макет. Посмотрите, что у нас получилось?

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что понравилось?

- О чем расскажете дома?

Домашнее задание: выполнить эскиз к спектаклю русской сказки ( на выбор)

Спасибо за урок!





Приложение

Подобно многим своим современникам А. Васнецов работал для театра. Начало его деятельности как театрального декоратора можно отнести к 1880-м гг. когда в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова, вместе с другими членами Мамонтовского кружка он писал декорации для домашних спектаклей. В 1897 г. Мамонтов пригласил художника оформить постановку "Хованщины" М. П. Мусоргского в Московской частной опере. Сюжет из русской истории конца XVII в. требовал от Васнецова точной исторической реконструкции. Это оформление приносит ему успех, и в дальнейшем он создает не менее знаменитые декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1906, Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве), к опере «Снегурочка» (1885 г.).



Леон Николаевич Бакст (1866 – 1924г.г) С 1890 года Бакст начал заниматься акварелью в мастерской сына известного петербургского архитектора Н.Бенуа Альберта Бенуа, который вел акварельный класс в Академии художеств. Здесь в марте того же года Бакст познакомился с его младшим братом, художником и критиком, одним из основателей журнала и объединения «Мир искусства», Александром Бенуа. Заметив глубокий интерес к искусству и оценив талант Бакста, Бенуа ввел его в круг своих друзей. Бывая в доме Бенуа, молодой художник не только совершенствовал свою манеру и приобретал знания в области истории искусств. Здесь, в атмосфере любви к музыке, театру и литературе, формировалось его мировоззрение, происходило духовное развитие личности.

Проявивший себя как выдающийся художник театра, Бакст впервые обратился к сценографии в 1902 году. Его первой работой было оформление пантомимы «Сердце маркизы» в постановке М.Петипа. Наибольший успех театрального творчества Бакста был связан с дягилевскими Русскими сезонами в Париже, открывшимися в 1909 году. В 1911 году Бакст стал художественным директором дягилевской антрепризы. Он осуществил постановки балетов: «Клеопатра» на музыку А.Аренского, С.Танее¬ва и М.Глинки, «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова, «Жар-птица» И.Стравинского, «Видение розы» К.Вебера, «Нарцисс» Н.Черепнина, «Тамара» М.Балакирева, «Дафнис и Хлоя» М.Равеля, «Синий Бог» Р.Гана, «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси, «Легенда об Иосифе» Р.Штрауса, «Шутницы» Д.Скарлатти и других. В начале 1910-х годов он также оформлял спектакли для труппы Иды Ру¬бинштейн и для Анны Павловой.
Постановки в декорациях и костюмах Бакста проходили с огромным успехом. Особенно удачными были признаны балеты «Шехерезада», «Синий Бог», «Тамара», «Видение розы». В них был достигнут гармоничный синтез танца, музыки и живописи. В пластическом решении преобладали декоративизм и стилизация в духе «Мира искусства». Изысканная графичность и выразительность силуэта сочеталась с яркой насыщенностью колорита.
БИЛИБИН Иван Яковлевич.

БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876-1942). Происходил из старинного древнего рода. В 1896-1900 закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета. Одновременно в Петербурге он занимался в "Рисовальной школе" при Обществе поощрения художеств, в мастерской А. Ашбэ в Мюнхене, в школе М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. В 1900 году Билибин стал членом объединения "Мир искусства", продолжая учебу вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в Академии художеств.

Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: "Царевна-лягушка" (1901), "Василиса Прекрасная" (1902), "Марья Моревна" (1903), к былине "Вольга" (1904) и к "Сказке о золотом петушке" (1910) А. С. Пушкина. Совершенство исполнения сказочной иллюстрации было обусловлено не только талантом художника, но и великолепным знанием материала: Билибин, прежде чем приступить к иллюстрациям, много ездил по России, преимущественно по Северу, с интересом изучая русское народное декоративное искусство. Особая стилистика включения древнерусского искусства в стиль модерн позволяла Билибину утверждать: "Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!"

Иллюстрации Билибина узнаваемы. Художнику присущ ни с кем не сопоставимый авторский стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Впоследствии художник применил этот стиль в журнальной и промышленной графике (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в политической карикатуре, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах: в оперных спектаклях "Золотой петушок" (1909) и "Садко" (1914) Н. А. Римского-Корсакова, "Руслан и Людмила" М. И. Глинки (1913). Его театральные работы были не менее известны, чем его иллюстрации.

Осенью 1917 г., Билибин уехал из Петрограда в Крым, где владел участком земли, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии, оформляя балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В 1925 г. он переехал в Париж, где оформил 10 спектаклей, в том числе оперу "Сказка о царе Салтане" (1929) и "Сказание о граде Китеже и деве Февронии" (1934) Н. А. Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А. П. Бородина, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского (обе 1930).

В 1936 г. Билибин вернулся на родину. Он получил место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, в 1939 г. стал доктором искусствоведения. В эти годы он оформил спектакли "Сказка о царе Салтане" (1937) и "Полководец Суворов" (1939), выполнил иллюстрации к роману А. Н. Толстого "Петр I" (1937) и к "Песне про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова (1939). В первую же блокадную зиму в Ленинграде Билибин умер от голода.




ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович.

ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович (1850 -1933) - пейзажист и исторический живописец. Брат Виктора Васнецова. Учился в Вятском духовном училище, так как для многодетной семьи священника, из которой происходили братья, это был единственный способ дать детям образование.

Любовь к рисованию у него проявилась рано. Первым его учителем был Э.Ф. Андриолли, живописец, сосланный в Вятку за участие в польском восстании 1863 года. С 1872 Васнецов переехал в Петербург, где под руководством брата готовился к поступлению в Академию художеств и познакомился с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.В. Стасовым и другими передвижниками. В 1875 вернулся в Вятку для сдачи экзаменов за курс реального училища, чтобы иметь право на поступление в академию, но подружился с политическим ссыльным Ф.Ф. Павленковым, для которого иллюстрировал книжки, и увлекся народническими идеями. Сдав экзамен на звание учителя, А. Васнецов уехал в с. Быстрину Орловской губ., рассчитывая посвятить жизнь просвещению народа. На собственном опыте он убедился в несостоятельности народнических теорий, и поэтому, оставив просветительскую деятельность в 1878 Васнецов вернулся в Москву, к брату, желая заниматься только искусством.

Известность Васнецова - художника стало известно с 1880-х годов, когда его пейзаж "Серый денек" приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В 1880 - 1890-е годы Васнецов много путешествовал по Северу и Уралу. Результат.ом этих поездок стали его знаменитые полотна "Тайга на Урале. Синяя гора" (1891), "Сибирь" (1894), "Кама" (1895), "Северный край" (1899), "Озеро" (1902), находящиеся в Государственной Третьяковской галерее. Художник М.В. Нестеров писал о созданных Васнецовым в это время работах: "Аполлинарий был поэт-романтик. Никто, кроме него, так ярко не изобразил ландшафт моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги".

В 1898 Васнецов путешествовал по Франции, Италии и Германии знакомился с искусством этих стран и продолжал много работать. В конце XIX - начале XX в. Васнецов увлекся воспроизведением на полотне исторической Москвы. А.Н. Бенуа писал об исторических картинах Аполлинария Васнецова: "Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении". В эти годы Васнецов пишет книгу "Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи", в которой стремился восстановить идеально-классические представления, полагая, что вне идеалов (или "вне тезисов искусства") "начинается область заблуждений". С этих позиций критиковал декадентство и авангард.

Подобно многим своим современникам А. Васнецов работал для театра. Начало его деятельности как театрального декоратора можно отнести к 1880-м гг. когда в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова, вместе с другими членами Мамонтовского кружка он писал декорации для домашних спектаклей. В 1897 г. Мамонтов пригласил художника оформить постановку "Хованщины" М. П. Мусоргского в Московской частной опере. Сюжет из русской истории конца XVII в. требовал от Васнецова точной исторической реконструкции. Это оформление приносит ему успех, и в дальнейшем он создает не менее знаменитые декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1906, Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве).

С 1903 года он был избран действительным членом Академии художеств. Его полотна свидетельствуют о ярком таланте пейзажиста.

А. Васнецов - один из основателей "Союза русских художников". Член Московского археологического общества (с 1906). С 1901 по 1918 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана. С 1918 года был председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Автор главы "Облик старой Москвы" во втором томе "Истории русского искусства" (1910), под редакцией И.Э.Грабаря. Преподавал, часто выступал в печати со статьями по вопросам охраны памятников и теории художественного творчества, состоял в различных научных обществах и комиссиях. Певец старой Москвы, он в то же время занимал видное место в культурной жизни столицы первой трети XX в.

После революции продолжал свой цикл "историко-археологических" пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). Писал также живописные этюды Москвы и Подмосковья до самой смерти в 1933 году.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!