1. | Начало урока (10 мин.): Организационный момент | В игровой форме класс делит на малые группы для дальнейшей работы: детям раздаются звезды. Учитель: каждый из нас – звезда. Звезды в небе образуют созвездия. Создайте созвездие из двух звезд (дети объединяются по два), создайте созвездия из трех, четырех звезд (в зависимости от того, сколько детей и сколько необходимо групп). | Обучающиеся делятся на группы, создавая созвездия. | | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, формирований осознаний значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности. |
| 2) Мотивационная актуализация: - погружение в тему - формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); | -Скажите, что нам необходимо выяснить на уроке, чем мы сегодня будем заниматься, о чем говорить? -Ответом на этот вопрос послужит созданный нами в течение четверти проект «Деревня -деревянный мир». Каждая группа будет выполнять задания, изучать учебный материал, выполнять практические работы, чтобы в итоге мы смогли посетить предложенные вами варианты деревень. На данной фазе урока учитель рассказывает ученикам, какие виды работ может ученик выбрать при выполнении данной работы, какие формы оценки знаний учитель применяет на определенном этапе, что в итоге ученик может заработать по окончанию работы Виды работ, которые будут выполняться на уроке: - заполнение таблиц в группах, для ответа на главный вопрос урока; - зарисовка древних знаков с расшифровкой; - отчет о работе группы; -заполнение оценочного листа; | После вводного знакомства с учебником, дети предполагают тему урока. Дети с учителем формулируют вопрос-проблему на который нужно ответить в конце урока: Какие тайны скрывают изделия наших предков? На этой фазе урока ученик предварительно оценивает свои знания и делает ставки на свои знания, ставит планируемую отметку в оценочном листе, по итогам изучения материала и работы, учитель выставляет оценку ученику и сравнивает с его предположениями. Если оценка завышена, то проводится работа над ошибками и ученику дается возможность улучшить оценку, если оценка занижена, то ему после аргументации ставится лучшая оценка. | |
2. | Основная часть урока (20 мин.) а) Открытие новых знаний. | Посмотрите на страницы учебника (доску) и скажите: Кто и когда мог придумать эти образы? Что они означали? Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. (Учитель рассказывая, рисует силуэт дерева на доске). Деревня – деревянный мир, с дерева все начинается, им строится, обогревается, дышит. В глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной - с небом (Правь), землей (Явь), "нижним миром" (Навь) и сторонами света. При этом со сторонами света связывались определенные понятия. Восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, "красную" весну, полдень, "красное" лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался Ирий - обитель Богов, света, добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с "гибелью" солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными богами. Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели просто желание осветить жилище. Окончательно освоенной "освященной", полностью "прирученной" и обжитой изба считалась лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба. Только с этого времени новый дом становился воистину Домом, в котором, согласно пословице, "и стены помогают". Новая жизнь - новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой - не будет тебе житья в новом доме. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Как же представляли себе свой дом языческие славяне? Об этом вы узнаете, когда будете работать с таблицей, ответ можно найти в карточках, которые у вас на партах. После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или — всего хуже - пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить - и подавно! После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома. О том, из каких частей состоит изба и чем украшена мы узнаем на следующем уроке. Кому интересна эта тема, можете дома самостоятельно подобрать материал. Заполняя таблицу, вам необходимо будет описать образы народного искусства, найти ответ на этот вопрос можно в учебнике и в карточке Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освященный специальным магическим обрядом, защищенный символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду. |
Карточка №1. Учащиеся работают в группах. ( проблемно-поисковая форма работы, т.е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта) Карточка №2. Учащиеся работают в группах. | Интерактивная лекция | Умение вести диалог-расспрос: запрашивать информацию и давать ответ на поставленный вопрос, умение работать в паре. Способствовать формированию готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Развивать эстетическое сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера. |
| Динамическая пауза (может проводится в любой момент урока, на усмотрение учителя и детей) | Все движения разминки повторяем без запинки! Бабочка летала, над цветком порхала Села, посидела и нектар поела Два своих больших крыла опустила, подняла Полетела дальше, чтобы мир был краше! | Повторяют движения за учителем (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз) (присесть, покачать головой вниз - вверх) (встать опустить и поднять выпрямленные руки) (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз) | | Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающе-го режима урока. |
3. | Заключительная часть урока 1) Рефлексия (подведение итогов урока) | Итог подводится в виде игры «Аукцион знаний». На вопросы из таблицы дети дают ответы по очереди, определяется группа, собравшая больше других информации. Члены группы-победители получает бонусную пятерку в оценочный лист. После обсуждения в классе учитель и учащиеся подводят итог работы каждого ученика, группы и класса в целом, заполняют оценочные листы. | Сообщают, что нового они узнали на уроке. | | Умение использовать речевые средства для объяснения результата урока, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |