СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта урока поможет при подготовке к уроку истории в 6 классе, по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром" по технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"»

Технологическая карта урока

Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром". 6-й класс

Учитель – Князева Екатерина Ивановна

Место работы – Волгодонская специальная школа–интернат «Восхождение»

Должность – Учитель истории и обществознания

Предмет – История

Класс – 6 «А» класс

Учебник - А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса. – М.: Просвещение, 2012, параграф 6.

Цель урока: систематизировать знания о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого.

Задачи урока:

Предметные (образовательные): Раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси при Ярославе Мудром.

Метапредметные (развивающие): Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, представлять информацию в разных формах, видеть причинно-следственные связи, систематизировать учебный материал (составление кластера).

Личностные (воспитательные): Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор, формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности и личности князя Ярослава Мудрого, формировать навыки и умения работать в коллективе, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Цели для учеников:

1) На сегодняшнем занятии мы узнаем о государственном и культурном развитии Руси при Ярославе Мудром.

2) Научимся работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, информацию, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;

3) критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, систематизировать ее, составляя из разных фрагментов кластер. Научимся писать синквейн.

Основные понятия: «Русская Правда», династические браки, закон, династия, «усобицы».

Важнейшие даты: 1019–1054 – Ярослав Мудрый.

Оборудование: презентация, раздаточный дидактический материал.

Форма урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: частично-поисковый; диалогический.

Используемые технологии:

• Технология развития критического мышления (приемы ТРКМ: кластер, да-нетка, кубик Блума)

  • Системно-деятельностная



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы обучения.

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный момент


Приветствие учеников.

Проверка готовности к уроку, раздача индивидуальных заданий к уроку.

Сегодня я проведу у вас урок истории.

Давайте наш урок начнём с улыбки.

Ведь улыбка – вещь приятная,

Простая и понятная, доступная для всех.

Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся

И силой наполняемся, дарующей успех.


Я хочу пожелать вам всем успеха на уроке!

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку, концентрируют внимание.

Обучающиеся получают рабочие листы и раздаточный материал, с которыми они будут работать в течение урока. Приветствуют учителя.



Личностные УУД: понимают необходимость учения.


Мотивация учебной деятельности.


Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Любой грамотный человек, живя в современном обществе, должен хорошо знать историю своего государства.

(слайд 1).

«Древнерусская литература

наполняет нас гордостью за наших

далёких предков предшественников,

учит нас с уважением относиться к

их труду, борьбе, к их заботам

о благе родины.

Д.С.Лихачёв




Личностные,

познавательные УУД









2.Актуализация имеющихся знаний.

Стадия ВЫЗОВ




Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Внимание ребята на экран, что Вы там видите? (слайд 2)

Посмотрите кто в Центре? Правильно, Рюрик. Кто это? Родоначальник русских князей. Вы уже знаете, что до конца 10 века сформировалось Древнерусское государство, его образованию способствовала политика первых русских князей.

- Давайте повторим главные итоги деятельности первых русских князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси, выполнив задание на интерактивной доске на соответствие «Историческая мозаика», подсказка (имена князей расположены в хронологической последовательности после Рюрика по «часовой» стрелке).

  1. Олег

  2. Игорь

  3. Ольга

  4. Святослав

  5. Владимир

А. Установил размер дани и места ее сбора

Б. Крещение Руси

В. Объединение Киева и Новгорода в Русское государство

Г. Древлянами был уничтожен он…

Д. Военные походы против Византии, Болгарии, Хазарии и Волжской Булгарии.

Каждый из этих первых князей внёс свой вклад в развитие Древнерусского государства.

Отвечают на вопросы.






Фронтальный опрос


Познавательные, регулятивные УУД






Фронтальная



(слайд 3) Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? О каком князе пойдет речь? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на слайд, что Вы там видите?

А знаете ли вы, кто изображен на ней? Какая историческая личность там изображена?

Подумайте, еще варианты…

Верно, Ярослав Мудрый. На купюре и на экране изображена статуя великого русского князя Ярослава Мудрого, г.Ярославль Часовня и Ярославский кремль.

Давайте предположим, почему именно этому князю древней Руси поставлен памятник, и его образ появился на денежной купюре?

Ребята, если историческую личность изображают на столь большой номиналом банкноте, значит этот человек сделал для нашей страны что-то очень важное.

Устно отвечают на вопросы.



Мы видим купюру номиналом 1000 рублей. Ученик - Ярослав Мудрый.


Фронтальная

Познавательные, регулятивные,

Коммуникативные



Логично ли предположить тему нашего урока: Упадок Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Тема урока: Расцвет Руси при Ярославе Мудром

(слайд 4)



Отвечают на вопросы. Нет.

На его период правления приходится Расцвет Древнерусского государства.

Фронтальная работа

Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют тему урока после предварительного обсуждения


(слайд 5)

Нам нужно доказать, что именно при Ярославе был расцвет Древней Руси, объяснить, почему князя Ярослава называют Мудрым. Научимся составлять простейшие кластеры, т. е. разложим «по полочкам» все, что знаем, (используя текст учебника, карты, исторические источники).

Когда мы повторяли с вами первых русских князей и их деятельность, у нас получились схемы: текстовая и знаковая.

Личностные УУД: понимают необходимость изучения данной темы


(слайд 6)

Итак, давайте вспомним, как изучается историческая личность, что вы о ней знаете?

Как вы думаете, в каких сферах проявляется мудрость правителя?

Верно, но по-другому это можно назвать, внешняя политика государства. А еще, что туда можно отнести?

Верно, еще какие сферы есть?

Еще?








Отвечают на вопросы.

Ученик – это войны.

Ученик – внутренняя политика.

Ученик – культурные достижения.

Ученик - Как пришел к власти.

Ученик – качества личности.

Ученик – родители.

Индивидуальная работа





Фронтальная работа

Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД


3.Изучение нового материала. Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ

Цель: развивать умение работать с информацией, систематизировать имеющиеся у обучающихся знания.

(слайд 7)

Итак, рассмотрим 1 смысловую единицу:

Родители Ярослава Мудрого.

Сообщение учителя.

Сын Владимира Святославича или (какое прозвище дал ему народ?) Сын великого русского князя Владимира Святославича Святого и великой русской княгини Рогнеды (Анастасии) Рогволодовны, до замужества — полоцкой княжны.


Отвечают на вопрос: Владимир Красное Солнышко.

Познавательные, регулятивные УУД

Составление кластера


(слайд 8)

Рассмотрим 2 смысловую единицу: Черты характера.

Посмотрите на экран, какие наиболее важные черты характера Ярослава Мудрого из летописи отмечает знаменитый историк 19 века Николай Михайлович Карамзин.

А еще, ребята, летопись рассказывает о личности Ярослава не оставив нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О характере человека говорят лучше его дела. В правление Ярослава выдающихся успехов достигло на Руси просвещение, сам князь был сторонником книг.

Сначала мы должны выяснить обстоятельства, при которых Ярослав стал великим киевским князем.


Отвечают.

Мужественный, умный, храбрый, благоразумный, скромный, сострадательный.

Составление кластера


(слайд 9)

Следующая 3 смысловая единица

Усобица сыновей Владимира

В разные города и земли Руси Владимир направил княжить 12 своих сыновей. Между его 12 наследниками началась упорная борьба за власть. «Повесть временных лет» рассказывает о ней с пристрастием, оправдывая победителя – Ярослава Владимировича, правившего в Новгороде.

После смерти Владимира в 1015г. киевским князем стал его старший сын, Святополк. Однако, он, стремился к единовластию на Руси и опасался младших братьев - Бориса и Глеба.

В результате усобицы Борис, Глеб, Святослав, пали жертвами братоубийственной войны. Так Святополк избавлялся от претендентов на киевский престол. Ярослав в то время княжил в Новгороде. Приложив немало усилий, ему удалось обратить Святополка в бегство.

Позже церковь предала Святополка Окаянного проклятию, а Бориса и Глеба причислила к лику святых мучеников. Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал еще один сын Владимира – Мстислав, княживший в Тмутаракани.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тмутараканского). И только в 1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

Вывод: После жестокой братоубийственной борьбы киевским князем стал Ярослав Владимирович.


Ярослав получил власть, в сущности, незаконным путём и только к 1019 году захватил власть, а к 1036 году стал единоличным правителем.

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, строят рассуждения

и обобщают полученную информацию.

Организация работы обучающихся в парах и индивидуально.


(слайд 10)

Чтобы осветить пункты плана, вам необходимо выполнить индивидуальные задания и задания в парах, которые находятся у вас на столах.

Время работы- 5 минут

Устно ответьте на вопрос: за что князь мог получить прозвище «МУДРЫЙ»?

Проверка выполнения индивидуальных заданий.


(слайд 11)

4 смысловая единица:

Индивидуальное задание

Государственное управление.

Устно рассказать по схеме как была организована система управления Древнерусским государством при Ярославе Мудром.


Выходят, рассказывают.


Проверка выполнения индивидуальных заданий.


(слайд 12)

4 смысловая единица:

Пара 1

  1. Прочитай текст и составь графическую схему сторон жизни и деятельности народа, освещаемые в Русской Правде.

  2. Ответь на вопросы (устно):

Каков был порядок наследования между княжескими сыновьями? Почему князь Ярослав был прозван Мудрым?

Стремясь установить порядок в стране, Ярослав ввёл в действие первый письменный свод законов – Русскую Правду. Этот документ укреплял власть князя и государства. Ввел закон о наследстве. Ярослав Мудрый сделал это для того, чтобы прекратились на Руси междоусобицы.

Проверка выполнения заданий в парах


(слайд 13)

Пара 2

  1. Внимательно рассмотри карту, прочитай текст, составь графическую схему: «Строительство городов».

  2. Ответь на вопрос (устно):

Почему князь Ярослав был прозван Мудрым?

Внимание на экран, фотовопрос! Символом какого города является медведь, изображенный на слайде? Подсказка, кто бреется с медведем?

Строительство городов Юрьев и Ярославль. Укрепил границы на Западе и построил город Юрьев. Основал города, обеспечил мир на границах

Защищенное от набегов государство богатело, осваивались окраины, основывались новые города.

Проверка выполнения заданий в парах.




Фронтальный опрос.


Индивидуальное задание

  1. Прочитай текст на слайде и составь графическую схему на тему: «Торговля в Древнерусском государстве».

Пара 3

  1. Прочитай текст на слайде и составь графическую схему (из картинок) на тему:

«Торговля в Древнерусском государстве».

Проверка выполнения заданий в парах.



(слайд 14)

Следующая 5 смысловая единица.

Внешняя политика Ярослава Мудрого



(слайд 15) 5 смысловая единица

Пара 4

  1. Внимательно прочитай текст слайда и составь схему государств, с правителями которых Ярослав Мудрый и его семья заключили династические браки.

  2. Ответь на вопрос (устно):

Почему князь Ярослав был прозван Мудрым?


Пара 5

  1. Внимательно рассмотри слайд «Династические браки семьи Ярослава Мудрого» и на контурной карте раскрась страны, с которыми Русь при Ярославе Мудром была связана династическими браками.


Укрепление положения в мире через династические браки свидетельствуют о признании Руси средневековым миром. Ярослав породнился со Швецией, Венгрией, Византией, Францией.

Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии

для решения познавательных задач;

Личностные УУД: оценивают жизненные ситуации; определяют свою личностную позицию;


(слайд 16)

Пара 6

  1. Рассмотри слайд и составь графическую схему:

«Внешняя политика Ярослава Мудрого».

  1. Ответь на вопрос (устно):

Почему князь Ярослав был прозван Мудрым?





«Внешняя политика с соседними государствами была мирной». Несмотря на миролюбивую внешнюю политику, Ярослав успешно отражал посягательства на свои земли. Ярослав продолжил политику своего отца. Защищая Русь от печенегов, он в 1036 г нанес им под стенами Киева сокрушительное поражение, после которого кочевники так и не смогли оправиться.

Проверка выполнения заданий в парах.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

УУД


(слайд 17) Следующая 6 смысловая единица.

Вклад в культуру.

Пара 7

  1. Составь графическую схему: «Распространение христианства», используя иллюстративный материал.

  2. Ответь на вопрос (устно):

Почему князь Ярослав был прозван Мудрым?

Ярослав совершил весьма важный шаг в ликвидации церковной зависимости от Византии, избрав в 1051 г. митрополитом не грека, а русского, - мона­ха Иллариона. О заботах Ярослава относительно распространения христианства киев­ский летописец пишет следующее: «При нем вера христианская плодиться и расши­ряться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться».

Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. роцветающая страна и мирная торговля приносили Ярославу огромные богатства, которые он тратил на украшение Киева.


Ярослав Мудрый способствовал распространению христианства:

строил церкви, открывал при них школы, поощрял переводы книг с греческого на славянский, способствовал образованию монастырей. Обеспечил культурный расцвет Руси.

Проверка выполнения заданий в парах.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД




(слайд 18)

«Похвала книгам»




2.Подведение итогов.

Стадия РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: развивать умения оценивать полученную информацию, формулировать вывод.

(слайд 19)

Мудрость Ярослава.

Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных, неслучайно его назвали первым царём на Руси. В благочестии своём Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти – с византийскими цезарями. Величие России от величия Ярослава Мудрого. Расцвет древнерусского государства возможен только в мирное время.

  • Логичный. С холодным рассудком

  • Справедливый, умный, дальновидный

  • Добрый, простодушный, открытый

Фронтальная работа.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение; оценивать позицию другого.

Познавательные УУД: формулировать вывод.


(слайд 20)

Игра «Кубик Блума»

Учитель задаёт вопросы, начинающиеся словами

НАЗОВИ…

ОБЪЯСНИ…

ПРЕДЛОЖИ…

ПОЧЕМУ…

ПОДЕЛИСЬ…

ПРИДУМАЙ…

Личностные: понимать значение знаний для человека;

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценки за урок.

Вывод урока.


(слайд 20)

Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей.

И закончить урок я бы хотела строками русской советской поэтессы Натальи Кончаловской:

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!