Урок: Химия
Тема урока: Громкое дело «Подгруппа углерода»
Тип урока: Повторительно-обобщающий (систематизация знаний)- игра
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Метапредметные:
Учить находить рациональный алгоритм действий;
Учить анализировать, критически мыслить, выделять общее;
Применять теоретические знания в изменённых условиях и практической деятельности;
Предметные:
Повторить, закрепить, систематизировать теоретические знания по теме «Углерод. Основные соединения углерода»;
Осуществить коррекцию знаний по теме;
Осуществить частичный контроль по теме;
Развивать умение проводить химический эксперимент.
Дидактические средства:
Учебник, рабочая тетрадь,инструктивные карты.
Оборудование: набор реактивов и химической посуды.
Этапы урока | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагог. взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Мотивация учебной деятельности | Проблемная беседа | Вопросы для занимательной беседы? -Слышали ли вы о Шерлоке Холмсе? -Кто придумал этот персонаж? -Основная деятельность этого литературного героя? -Его увлечения или хобби? -Помогало ли его хобби в расследовании запутанных дел? Предложение каждому участнику побыть в роли детектива и расследовать громкое дело «Подгруппа углерода». За каждое «раскрытое преступление»- награда- значок. | Участие в беседе | Метапредметные: Настраивание на познавательную деятельность, развитие мотивации учиться. Личностные: управление своим настроением. | Заинтересовать учащихся, вовлечь в игру. | |
Актуализация знаний | Работа учащихся с зашифрованным текстом по определению элементов – углерода и кремния (Приложение 1) Графический диктант с взаимопроверкой. (Приложение 2) | Организация самостоятельной работы с текстом (Приложение 1). Зачитывние утверждений: 1 вариант- относительно углерода; 2 вариант – относительно кремния (Приложение 2) | Работа с текстом, анализ, расшифровка химических знаний. Выполнениние графического диктанта(да,нет) | Линостные: учиться концентрировать внимание, Регулятивные:объективно оценивать свои знания и знания товарища. | Повторение и частичный контроль знаний по теме | |
Операционно-исполнительский этап | Групповая работа «расследование громких дел» Работа в группах – работа с инструктивными картами и проведение химического эксперимента Освобождение «заложника» из чёрного ящика– химический бумеранг. Химический диктант «Шифрование химических знаний» | Организовывает работу в группах учащихся, которые должны «расследовать» участники- объяснить химическую сущность зашифрованных процессов. Преступление1. Похищение алмазной короны Престуаление2.Отравление лорда. Претупление3.Таинственное исчезновение. (Приложение3,) Организация групповой работы учащихся по карточкам с заданиями. (Приложение 4) Учитель односложно отвечает на вопросы учащихся (да,нет) Учитель зачитывает стихотворение | Участие в беседе- «раскрытие преступлений" Работа учащихся в группах Учащиеся угадывают вещество из чёрного ящика, придумывая и задавая вопросы учителю. Учащиеся записывают уравнения химических реакций, скрытых в стихотворении («шифруют») | Коммуникативные: учиться коллективно решать творческие задачи. Метапредметные: учиться применять полученные знания в изменённых условиях. Регулятивные: оценивание уровня своих знаний и возможностей их корректировки. Познавательные: формирование познавательной активности, расширение кругозора, логики. Регулятивные: развитие концентрации внимания, саморегуляции для решения нестандартных заданий. | Применение теоретических знаний в изменённых условиях, развитие навыка эксперимента. | |
Рефлекся, подведение итогов | Тестирование, подсчёт достижений | Организация работы с тестом (Приложение 6) | Работа с тестом, самоанализ | Личностные: формирование потребности самосовершенствования и саморазвития. | | |
Приложение:
Зашифрованный текст.
Первое ваше дело – располагая досье, установите, кто эти тёмные личности. Их имена – ключевые к следующему заданию. Эти личности – два брата. Кличка одного – карбонеум, другого – силикс. Они живут в одной семье, поэтому воспитание и поведение у них похожее, но они не близнецы, а, значит, есть некоторые различия в их манерах. По характеру, они оба – двуличные, как говорится «и вашим и нашим». Хотя один из них более щедр, чем другой. Оба вспыльчивы, легко загораются. При этом один из них превращается в существоА, которое дружит с водой, а другой – в существоБ, к воде абсолютно равнодушное. Зато оба эти странные существа любят щёлочи, основные оксиды, а Б имеет претензии к карбонату кальция и если его подогреть, оно может вытеснить существо А из карбоната.
Графический диктант
Его электронная формула 1s2/2 s22p6/3 s23p2
В летучем водородном соединении имеет степень окисления -4
Его высший оксид - парниковый газ
Его оксид входит в состав кварца
Один из его оксидов ядовит
В высшем оксиде элемент – IV – валентен
Оксид этого элемента в замороженном виде – «сухой лёд»
Оксид этого элемента – многолик ( кремнезём, белая сажа, песок, кварц)
Этот оксид легко взаимодействует с водой и образует слабую кислоту.
Соли кислоты, соответствующей оксиду этого элемента – растворимые стёкла.
«Громкие дела»
Преступление 1. Похищение алмазной короны.
Из британского музея была похищена знаменитая алмазная корона, о чём немедленно было сообщено Шерлоку Холмсу. А спустя некоторое время этот ценный экспонат неизвестными похитителями был подброшен в музей. Работники музея усомнились в его подлинности.
Шерлок Холмс в начале своего расследования решил проверить подлинность алмазов. Для этого он (демонстрация опыта) один из камней растёр в ступке в порошок, затем добавил воды, фенолфталеин и пронаблюдал. -Это подделка! Это стекло! – воскликнул он.
Посмотрите на формулу и строение алмаза, стекла (слайд).
Вопрос 1.Почему сыщик утверждал, что на короне была подделка вместо алмазов.
Вопрос 2. Составьте все уравнения реакций , которые происходят при добавлении воды и индикатора, опишите явления.
Преступление 2. Отравление лорда.
Один богатый лорд, проживающий в своём родовом поместье, обратил внимание на то, что как только он, поужинав, садится с книгой у камина, тотчас чувствует головокружение и тошноту. Поэтому он послал знаменитому сыщику письмо, суть которого в следующем: « Меня кто-то пытается отравить, постепенно подсыпая в ужин небольшими порциями яд. Правда прогулка на свежем воздухе облегчает моё состояние. Прошу – помогите! Найдите неведомого убийцу!». На что Шерлок Холмс ему кратко ответил:» Обследуйте камин! Убийца скорее всего прячется там.»
Вопрос1. Назовите имя убийцы и объясните, как он оказался в камине?
Вопрос 2. Почему убийца очень безжалостен к людям?
Вопрос 3. Как можно злые помыслы убийцы повернуть на благо людям?
Преступление 3. Таинственное исчезновение.
На месте преступление, где произошло исчезновение из колбы бурого газа в одной химической лаборатории, Шерлок Холмс обнаружил две улики: вещество белого цвета, рядом в колбой и чёрное вещество – в самой колбе. Капнув на белое вещество какую-то жидкость и пронаблюдав, что произошло «вскипание» жидкости, сыщик воскликнул: «Я знаю, кто вор и его сообщник. Сообщник – учитель, а вор – личность с чёрною внешностью, но благородной душой.
Вопрос1.Назовите имя вора, как называется процесс кражи в химии.
Вопрос 2. Почему сообщником был объявлен учитель.
Вопрос3. Где можно использовать благородные качества воришки.
Химическая экспертиза – идентификация веществ.
1 группа. Экспериментально обнаружить, где находится растворимый карбонат среди прочих веществ.
2группа. Экспериментально обнаружить, где находится растворимый силикат среди прочих веществ.
3 группа. Поместите в горячую воду немного питьевой соды. Опишите и и объясните процесс.
Шифрование сведений.
На земле живут три брата из семейства карбонатов.
Любят братья порезвиться, в жаркой печке прокалиться.
СаО да СО2 получается тогда.
Это углекислый газ, каждый с ним знаком из вас.
Выдыхаем мы его.
Ну а это СаО – жарко обожжённая, известь негашёная.
Добавляем к ней воды, тщательно мешаем.
Чтобы не было беды, руки защищаем.
Круто замешённая, известь, но гашённая.
Известковым молоком стены белятся легко.
Светлый дом повеселел, превратив извёстку в мел.
Фокус-покус для народа:
Стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легко-легко превратится в «молоко»
А теперь довольно ловко получаем газировку:
«Молоко» плюс уксус…Ай,
Льётся пена через край.
Рефлексивный тест.
Мне было и познавательно, и интересно на уроке.
Я хочу дальше изучать химию.
Я понял(а), что в жизни это полезная наука.
Я доволен(довольна) собой, но останавливаться не собираюсь.
Мне приятно работать в коллективе, искать совместно ответы на интересные ответы.
За работу на уроке я ставлю себе отметку….