СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Громкое дело - Подгруппа углерода"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в игровой форме и предназначен для обобщения и систематизации знаний по теме, задания составлены в форме детективного расследования "громких дел". 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Громкое дело - Подгруппа углерода"»

Урок: Химия

Тема урока: Громкое дело «Подгруппа углерода»

Тип урока: Повторительно-обобщающий (систематизация знаний)- игра

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • Учить проверять себя;

  • Учить концентрировать внимание;

  • Учить работать в группах

Метапредметные:

  • Учить находить рациональный алгоритм действий;

  • Учить анализировать, критически мыслить, выделять общее;

  • Применять теоретические знания в изменённых условиях и практической деятельности;

Предметные:

  • Повторить, закрепить, систематизировать теоретические знания по теме «Углерод. Основные соединения углерода»;

  • Осуществить коррекцию знаний по теме;

  • Осуществить частичный контроль по теме;

  • Развивать умение проводить химический эксперимент.

Дидактические средства:

Учебник, рабочая тетрадь,инструктивные карты.

Оборудование: набор реактивов и химической посуды.

















Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагог. взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты


Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Мотивация учебной деятельности

Проблемная беседа

Вопросы для занимательной беседы?

-Слышали ли вы о Шерлоке Холмсе?

-Кто придумал этот персонаж?

-Основная деятельность этого литературного героя?

-Его увлечения или хобби?

-Помогало ли его хобби в расследовании запутанных дел?

Предложение каждому участнику побыть в роли детектива и расследовать громкое дело «Подгруппа углерода». За каждое «раскрытое преступление»- награда- значок.


Участие в беседе

Метапредметные:

Настраивание на познавательную деятельность, развитие мотивации учиться.

Личностные: управление своим настроением.


Заинтересовать учащихся, вовлечь в игру.


Актуализация знаний


  1. Работа учащихся с зашифрованным текстом по определению элементов – углерода и кремния (Приложение 1)

  2. Графический диктант с взаимопроверкой.

(Приложение 2)

Организация самостоятельной работы с текстом (Приложение 1).






Зачитывние утверждений:

1 вариант- относительно углерода;

2 вариант – относительно кремния

(Приложение 2)

Работа с текстом, анализ, расшифровка химических знаний.




Выполнениние графического диктанта(да,нет)

Линостные: учиться концентрировать внимание, Регулятивные:объективно оценивать свои знания и знания товарища.

Повторение и частичный контроль знаний по теме


Операционно-исполнительский этап

  1. Групповая работа «расследование громких дел»











  1. Работа в группах – работа с инструктивными картами и проведение химического эксперимента

  2. Освобождение «заложника» из чёрного ящика– химический бумеранг.




  1. Химический диктант «Шифрование химических знаний»

Организовывает работу в группах учащихся, которые должны «расследовать» участники- объяснить химическую сущность зашифрованных процессов.

Преступление1. Похищение алмазной короны

Престуаление2.Отравление лорда.

Претупление3.Таинственное исчезновение.

(Приложение3,)

Организация групповой работы учащихся по карточкам с заданиями.

(Приложение 4)





Учитель односложно отвечает на вопросы учащихся (да,нет)





Учитель зачитывает стихотворение

Участие в беседе- «раскрытие преступлений"








Работа учащихся в группах







Учащиеся угадывают вещество из чёрного ящика, придумывая и задавая вопросы учителю.

Учащиеся записывают уравнения химических реакций, скрытых в стихотворении («шифруют»)

Коммуникативные: учиться коллективно решать творческие задачи.

Метапредметные: учиться применять полученные знания в изменённых условиях.

Регулятивные:

оценивание уровня своих знаний и возможностей их корректировки.

Познавательные: формирование познавательной активности, расширение кругозора, логики.














Регулятивные: развитие концентрации внимания, саморегуляции для решения нестандартных заданий.

Применение теоретических знаний в изменённых условиях, развитие навыка эксперимента.


Рефлекся, подведение итогов

Тестирование, подсчёт достижений

Организация работы с тестом (Приложение 6)

Работа с тестом, самоанализ

Личностные: формирование потребности самосовершенствования и саморазвития.





Приложение:

  1. Зашифрованный текст.

Первое ваше дело – располагая досье, установите, кто эти тёмные личности. Их имена – ключевые к следующему заданию. Эти личности – два брата. Кличка одного – карбонеум, другого – силикс. Они живут в одной семье, поэтому воспитание и поведение у них похожее, но они не близнецы, а, значит, есть некоторые различия в их манерах. По характеру, они оба – двуличные, как говорится «и вашим и нашим». Хотя один из них более щедр, чем другой. Оба вспыльчивы, легко загораются. При этом один из них превращается в существоА, которое дружит с водой, а другой – в существоБ, к воде абсолютно равнодушное. Зато оба эти странные существа любят щёлочи, основные оксиды, а Б имеет претензии к карбонату кальция и если его подогреть, оно может вытеснить существо А из карбоната.

  1. Графический диктант

  1. Его электронная формула 1s2/2 s22p6/3 s23p2

  2. В летучем водородном соединении имеет степень окисления -4

  3. Его высший оксид - парниковый газ

  4. Его оксид входит в состав кварца

  5. Один из его оксидов ядовит

  6. В высшем оксиде элемент – IV – валентен

  7. Оксид этого элемента в замороженном виде – «сухой лёд»

  8. Оксид этого элемента – многолик ( кремнезём, белая сажа, песок, кварц)

  9. Этот оксид легко взаимодействует с водой и образует слабую кислоту.

  10. Соли кислоты, соответствующей оксиду этого элемента – растворимые стёкла.

  1. «Громкие дела»

Преступление 1. Похищение алмазной короны.

Из британского музея была похищена знаменитая алмазная корона, о чём немедленно было сообщено Шерлоку Холмсу. А спустя некоторое время этот ценный экспонат неизвестными похитителями был подброшен в музей. Работники музея усомнились в его подлинности.

Шерлок Холмс в начале своего расследования решил проверить подлинность алмазов. Для этого он (демонстрация опыта) один из камней растёр в ступке в порошок, затем добавил воды, фенолфталеин и пронаблюдал. -Это подделка! Это стекло! – воскликнул он.

Посмотрите на формулу и строение алмаза, стекла (слайд).

Вопрос 1.Почему сыщик утверждал, что на короне была подделка вместо алмазов.

Вопрос 2. Составьте все уравнения реакций , которые происходят при добавлении воды и индикатора, опишите явления.

Преступление 2. Отравление лорда.

Один богатый лорд, проживающий в своём родовом поместье, обратил внимание на то, что как только он, поужинав, садится с книгой у камина, тотчас чувствует головокружение и тошноту. Поэтому он послал знаменитому сыщику письмо, суть которого в следующем: « Меня кто-то пытается отравить, постепенно подсыпая в ужин небольшими порциями яд. Правда прогулка на свежем воздухе облегчает моё состояние. Прошу – помогите! Найдите неведомого убийцу!». На что Шерлок Холмс ему кратко ответил:» Обследуйте камин! Убийца скорее всего прячется там.»

Вопрос1. Назовите имя убийцы и объясните, как он оказался в камине?

Вопрос 2. Почему убийца очень безжалостен к людям?

Вопрос 3. Как можно злые помыслы убийцы повернуть на благо людям?

Преступление 3. Таинственное исчезновение.

На месте преступление, где произошло исчезновение из колбы бурого газа в одной химической лаборатории, Шерлок Холмс обнаружил две улики: вещество белого цвета, рядом в колбой и чёрное вещество – в самой колбе. Капнув на белое вещество какую-то жидкость и пронаблюдав, что произошло «вскипание» жидкости, сыщик воскликнул: «Я знаю, кто вор и его сообщник. Сообщник – учитель, а вор – личность с чёрною внешностью, но благородной душой.

Вопрос1.Назовите имя вора, как называется процесс кражи в химии.

Вопрос 2. Почему сообщником был объявлен учитель.

Вопрос3. Где можно использовать благородные качества воришки.

  1. Химическая экспертиза – идентификация веществ.

1 группа. Экспериментально обнаружить, где находится растворимый карбонат среди прочих веществ.

2группа. Экспериментально обнаружить, где находится растворимый силикат среди прочих веществ.

3 группа. Поместите в горячую воду немного питьевой соды. Опишите и и объясните процесс.

  1. Шифрование сведений.

На земле живут три брата из семейства карбонатов.

Любят братья порезвиться, в жаркой печке прокалиться.

СаО да СО2 получается тогда.

Это углекислый газ, каждый с ним знаком из вас.

Выдыхаем мы его.

Ну а это СаО – жарко обожжённая, известь негашёная.

Добавляем к ней воды, тщательно мешаем.

Чтобы не было беды, руки защищаем.

Круто замешённая, известь, но гашённая.

Известковым молоком стены белятся легко.

Светлый дом повеселел, превратив извёстку в мел.

Фокус-покус для народа:

Стоит лишь подуть сквозь воду,

Как она легко-легко превратится в «молоко»

А теперь довольно ловко получаем газировку:

«Молоко» плюс уксус…Ай,

Льётся пена через край.

  1. Рефлексивный тест.

  1. Мне было и познавательно, и интересно на уроке.

  2. Я хочу дальше изучать химию.

  3. Я понял(а), что в жизни это полезная наука.

  4. Я доволен(довольна) собой, но останавливаться не собираюсь.

  5. Мне приятно работать в коллективе, искать совместно ответы на интересные ответы.

  6. За работу на уроке я ставлю себе отметку….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!