Матвеева Н.М., учитель географии МБОУ «СОШ №7» г.Сафоново Смоленской области
Технологическая карта урока географии
Предмет | География |
Класс | 7 класс |
Учитель | Матвеева Н.М. |
Тема урока | Реки Африки. Озёра тектонического происхождения |
Тип урока | Урок изучения нового материала (комбинированный урок) |
Авторы УМК | Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский |
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений о внутренних водах Африки; формированию навыков и умений обобщения и закрепления тематического материала, комплексного применения знаний; создать условия для формирования умений работать с географическими картами и на контурной карте, обозначать географические объекты по данной теме. |
Образовательные ресурсы | Видеофрагменты о реках и озёрах Африки, электронные приложения по данной теме |
План урока | 1.Гидрография Африки. 2.Факторы, влияющие на особенности внутренних вод Африки. 3. Зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка. 4.Работа с номенклатурой внутренних вод Африки на карте и контурной карте. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, поисковый, практический, контроля. Формы: групповые, индивидуальные |
Технология построения урока | Системно-деятельностный подход |
Основные понятия | Гидрографическая сеть, тектоническое (трещинное) озеро, водопад, порог, реки Нил, Конго, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо, Шари, озёра Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад, Ассаль, оазис, вади |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Давать определения терминов и понятий по тематике урока; читать и анализировать тематические карты; объяснять факторы, влияющие на размещение внутренних вод; выявлять особенности внутренних вод отдельных территорий; составлять описание внутренних вод материка; классифицировать внутренние воды; устанавливать взаимосвязь и формулировать вывод между климатом и размещением внутренних вод материка; показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока; использовать знания о внутренних водах для определения их значения; приводить примеры внутренних вод. | Познавательные УУД: Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения, составлять описания на основе достоверных источников информации; классифицировать объекты и явления; трансформировать тематическую информацию из одного вида в другой; проводить математические расчёты Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей, разрешать конфликты | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и к географии в целом; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают результат учебной деятельности, причины её успешности или неуспешности. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Вызов | Установить тематическую рамку («могу») Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу») |
Осмысление | Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки |
Рефлексия | Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона Формировать адекватную оценку правильности результатов действия Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности |
Структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля |
1. Мотивация у учебной деятельности (2 мин) | Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки | Включаются в работу, обсуждают тему и цели урока, вспоминают известный материал по теме урока | |
2.Актуализация знаний | Работа с климатическими картами материка | Организует работу учащихся | Вспоминают материал о климате материка, климатообразующих факторах, дают характеристику климатических поясов Африки | Устные ответы |
3.Изучение нового материала | Работа с электронными приложениями, тематическими картами, видеофрагментами о реках и озёрах Африки | Организует работу с электронными приложениями, тематическими картами, видеофрагментами, комментирует новый материал (Приложение 1) | Знакомятся с новым учебным материалом, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, работают с картой | Устные ответы |
4.Первичное осмысление, закрепление изученного материала | Работа с картой, заданиями на контурной карте; заполнение таблицы «Реки Африки» | Организует работу с контурной картой и географическими картами с географической номенклатурой по данной теме, заполнение таблицы «Реки Африки» (Приложение 2) | В ходе работы выполняют задания на контурной карте, обозначая объекты по данной теме, заполнение таблицы «Реки Африки» | Работа на контурной карте, заполнение таблицы «Реки Африки» |
5.Итоги урока. Рефлексия | Проверка выполнения работы на контурной карте и её оценивание | Предлагает учащимся определить степень достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность | Выясняют степень достижения поставленных на уроке целей, рефлексируют свою деятельность, задают вопросы учителю по материалу урока. (Приложение 3) | Оценивание работы учащихся с заданиями на контурной карте |
6.Домашнее задание | § 23, номенклатура по данной теме | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю по домашнему заданию | |
Приложение 1
На материке находится сравнительно небольшое количество поверхностных вод, связано это с ГП, климатом. Отличительной особенностью вод Африки является значительная площадь областей внутреннего стока (1/3 материка), это связано с размерами материка (второй по величине материк планеты). Гидрографическая сеть – это совокупность всех водоёмов материка.
На материке значительные запасы подземных вод, особенно в северной части материка. В местах, где земная поверхность приближается к уровню подземных вод, возникают оазисы – островки зелени, где есть вода, растения и животные, живут люди.
Отличительная черта африканских рек: сильные изменения количества воды в них в течение года, так как большая часть рек протекает или начинается в условиях субэкваториального климата, в котором есть сухой сезон и сезон дождей.
Характер течения рек тоже своеобразный, африканские реки – типичные равнинные реки, но они текут по плоскогорьям, поэтому хотя они полноводные, широкие, спокойные, на них много порогов и водопадов.
Реки Атлантического океана:
Нил – самая длинная река мира. Хотя река течёт через Сахару, она не пересыхает, так как берёт начало в условиях экваториального и субэкваториального климата (видеофрагмент о Ниле)
Конго – самая полноводная река Африки, полноводна круглый год, так как дважды пересекает экватор. Река медленно несёт свои воды через огромную заболоченную низменность, которую называют котловиной Конго. На реке водопады Ливингстона и Стенли, это не два водопада, а 70, носящие общее название.(видеофрагмент)
Нигер – туареги назвали её так в переводе «река, текущая вода». В верхнем и нижнем течении порожистая река, в среднем- равнинная. Полноводна летом-в сезон дождей (субэкваториальный климат). (видеофрагмент)
Оранжевая – начинается в Драконовых горах, названа в честь Оранской королевской династии Нидерландов.
Реки Индийского океана:
Замбези – названа в честь провинции Мозамбика (видеофрагмент). На этой реке находится водопад Виктория – самый красивый водопад планеты, открытый Д.Ливингстоном, высота 120 метров, ширина – 2 км, имеет вид подковы. (видеофрагмент).
Лимпопо – крокодиловая река, дважды пересекает южный тропик – не полноводна.
Реки внутреннего стока: Шари – река впадает в озеро Чад, пересыхающая река.
В Африке есть вади – сухие русла рек.
В Африке много озёр. Самые крупные тектонические (трещинные) озёра в районе Восточно-Африканского разлома – Танганьика и Ньяса (видеофрагменты), у них характерная форма, большая глубина (Танганьика – 1500 м.)
Виктория тоже тектоническое озеро, оно заполняет замкнутое понижение, а не трещину, поэтому оно большое, почти круглое, но не глубокое.
Озеро Чад – бессточное, но пресное, это связано с подземными водами.
Приложение 2
На контурную карту Африки нанести и подписать :
реки по бассейнам разными цветами: красным – реки Атлантического океана, синим – Индийского океана, чёрным – внутреннего стока;
синим цветом раскрасить и подписать озёра Африки;
крупные водопады материка.
Таблица «Реки Африки»
Название | Длина, км. | Площадь бассейна, тыс.км2 | Исток | Устье | Бассейн океана | Направление течения | Время половодья | Крупные притоки |
Нил | 6671 | 2870 | на экваторе | Средиземное море | Атлантический | с юга на север | лето | Белый и Голубой Нил, Кагера |
Замбези | 2660 | 1330 | Восточно-Африканское плоскогорье | Мозамбикский пролив | Индийский | с запада на восток | зима | Квандо |
Конго | 4320 | 3691 | Восточно-Африканское плоскогорье | Атлантический океан | Атлантический | с востока на запад | круглый год | Убани, Касаи |
Шари | 1400 | 650 | Восточно-Африканское плоскогорье | озеро Чад | бассейн внутреннего стока | с юга на север | пересыхающая | Логон |
Нигер | 4160 | 2092 | у западного побережья материка | Гвинейский залив | Атлантического океана | с запада на север и на юг | лето | Бани |
Приложение 3
На этапе Рефлексии обучающимся предлагается устно или письменно( на листочках) продолжить фразу:
1) на уроке я работал активно / пассивно;
2) своей работой на уроке я доволен / не доволен;
3)за урок я не устал / устал;
4)мое настроение стало лучше / стало хуже;
5)материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен;
6)какую оценку я ставлю себе за работу на урок