II.Актуализация опорных знаний | Фронтальный опрос. Анализ ответов учащихся, итог. | Работая в коллективе, вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы и слушают ответы одноклассников. | Вопросы: 1.Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества? 2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? 3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? 4. Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит? Почему? | 5 мин |
III.Постановка учебной проблемы, мотивация к учебной деятельности | Проводит эксперимент с влажным листком бумаги, который через некоторое время высохнет. | Анализируют эксперимент. Формулируют тему урока, цель и задачи. | - Вы не раз наблюдали, что после дождя лужи высыхаю, а утром образуется роса, от которой к обеду уже и нет следа. Куда девается вода? | 5 мин |
IV.Открытие нового знания | -Сегодня рассмотрим взаимосвязь двух явлений. Но вначале давайте порассуждаем. Вводит понятие закона испарения и зависимости испарения от различных факторов: рода вещества, температуры, движения воздуха (ветра), площади поверхности жидкости. Формулирует наводящие вопросы: 1.Когда быстрее высохнет бельё, в холодную или жаркую погоду? 2. Где быстрее высохнет вода, в луже или в ведре? 3.Что быстрее испаряется: подсолнечное масло или спирт? 4.Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду? Гипотезы выписываются на доске. - Вы высказали несколько предположений- гипотез. Для того чтобы подтвердить их справедливость, необходимо провести исследование. Используя имеющиеся у Вас на столах оборудование, исследуйте зависимость скорости испарения жидкости. -Представьте, стакан с горячей водой. Что мы будем наблюдать? Накроем крышкой. Изменяться ли масса жидкости? Происходит ли испарение в стакане? Почему масса не изменилась? | Проводят эксперимент и делают вывод. Вывод: при испарении жидкости её внутренняя энергия уменьшается. Работают в малых группах. Высказывают своё мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают обратные процессы. | Эксперимент Смочите ватку водой и протрите ладошку. Что ощущаете? (холод) - А что образуется над жидкостью в результате её испарения? (пар) - Какое определение можно дать явлению испарения? Определение: парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется испарением. (В тетрадях ученики рисуют сосуд с жидкостью, делают записи в тетради) С помощью стрелок изобразим направление движения некоторых молекул. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf Экспериментальные исследования по теме (приложение 1) « Причины изменения скорости испарения жидкости». 1.От рода жидкости: (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше). 2.От температуры жидкости: (чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух). 3.От площади свободной поверхности: (чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетает в воздух). 4.От наличия или отсутствия ветра: (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону). - Как на ваш взгляд, будет меняться энергия жидкости? ( Внутренняя энергия жидкости увеличивается.) - А что происходит с энергией пара? (Конденсация пара сопровождается выделением энергии) Какое определение можно дать конденсации? Конденсация - это явление превращения пара в жидкость. (В тетрадях ученики рисуют сосуд с жидкостью, изображая процесс конденсации, делают записи в тетради) | 20 мин |
V. Первичное закрепление. | - Итак, нами рассмотрены явления испарения и конденсации.
| Решают качественные задачи, высказывают своё мнение, слушают ответы, анализируют. | Решение качественных задач - Почему в бассейне после плавания мы чувствуем холод и стараемся быстро накинуть полотенце? - В комплекте чашка всегда имеет блюдце, для чего его применяют? - Какой из напитков остынет быстрее горячий кисель или чай? - Когда картофель получится вкуснее и почему, с закрытой крышкой или нет? - Приведите примеры природных явлений связанных с процессами испарение и конденсация. | |