2. Актуализация знаний. 3.Мотивация к учебной деятельности. | 1. Демонстрация карты «Первые государства и древние города на карте мира» (форзац учебника) или с.33 карта «Древний Восток». Перечислить страны, с историей которых мы знакомы. 2.Для логического перехода к составлению плана урока учитель предлагает выполнить задание «Установи соответствие». 1.Учитель предлагает проблемные вопросы: 1)Особенности какой страны мы сегодня изучим? 2)Что мы хотим узнать о Древнем Китае? 2.Учитель комментирует даты и предлагает обозначить их на ленте времени, определить век и тысячелетие. | 1.Называют Египет, Двуречье, Финикия, Индия и определяют местонахождение страны на карте мира. 2.Выполняют задание на установление соответствия: «страна - отличительные особенности». В ходе выполнения задания возникает проблема: нет еще одного названия страны. Есть подсказка (Великая китайская стена). Предполагаемый ответ: Китай. Предполагаемые ответы: Как жили, чем занимались, что изобрели, что построили, кто и чем знаменит. Учащиеся наносят на ленту времени даты и определяют век и тысячелетие. 551-479гг. до н.э. – VI-Vвв.до н.э. 221г.до н.э. – IIIв. до н.э. Первое тысячелетие до н.э. | 1.Называют страны, показывают на карте, работают в парах. «Страны - отличительные особенности» Египет - папирус, иероглифы, пирамиды. Двуречье - глиняные таблички, клинопись, ступенчатые башни. Финикия - кедр, пурпурная краска, алфавит. Индия - цифры, шахматы, Будда. Страна ?? шёлк, Конфуций, Великая китайская стена. Формулируется ТЕМА урока: « Древний Китай. I тыс. до н.э.» Слайд 1. 1)Строится ПЛАН урока: 1.Географическое положение, природные условия и занятия жителей Древнего Китая. 2. Конфуций и его учение. (551-479гг. до.н.э.) 3.Объединение Китая- 221г. до.н.э. Цинь Шихуан. 4.Достижения и изобретения Китая. 2)План записывается в тетрадь. Слайд 2. Формируется навык работы с лентой времени. | 1.Коммуникативные ууд: применять знания из географии, умение читать карту. 2.Предметные ууд: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности понятий. 3.Личностные ууд: способность ориентироваться в изученном и изучаемом материале. 1.Коммуникативные ууд: решение проблемного вопроса. 2. Регулятивные ууд: проектирование задач для их решения. 3. Предметные ууд: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и ещё неизвестного. 4.Познавательные ууд: умение использовать приобретённые навыки в новой ситуации. |
4.Изучение нового материала. 1) Географическое положение, природные условия и занятия жителей Древнего Китая. | 1.Объяснение учителя: Мы никогда не были в Китае, что нам поможет узнать о географических условиях Китая, а значит и о занятиях китайцев? (карта) 2.Комментированная работа с картой. 3.Организует просмотр слайдов 3,4,5. | 1.По карте определяют природные условия Китая и устанавливают соответствие занятий. Предполагаемые ответы: Равнины – земледелие, скотоводство, Реки – рыболовство, Горы – лес, охота, строительство, железная руда. | 1.Комментированная работа с картой. Слайд 3. 2.Соотнести предполагаемые ответы с иллюстрациями слайдов. Занятия мужчин- выращивают пшеницу, рис, чай, обрабатывают поля, собирают урожай, занимаются охотой и рыбной ловлей. Слайд 4. Занятия женщин-разводят шелковичного червя, ткут ткани, шёлк, собирают и сушат чайный лист, домашнее хозяйство. Слайд 5. | 1.Предметные ууд: характеризовать место, обстоятельства, участников процесса по роду занятий. 2.Регулятивные ууд: умение устанавливать причинно-следственную связь между явлениями. 3.Познавательные ууд: умение использовать карту как источник информации. 4.Личностные ууд: умение сотрудничать в группе, выслушать иную точку зрения. 5. Коммуникативные ууд: умение точно выражать свои мысли. |
2) Конфуций и его учение (551-479гг. до н.э.). 3)Объединение Китая. 221 г. до н.э. Цинь Шихуань. 4) Динамическая пауза. 5)Достижения и изобретения китайцев. | 1.Для работы над новым материалом учитель предлагает проблемный вопрос: Предположите, кто это? Что можно сказать об этом человеке по портрету? 2.Для изучения положений Конфуция учитель предлагает выбрать роль Конфуция или простых людей, его учеников. Объясняет алгоритм решения задания. 1.Объяснение учителя по слайдам 10,11.Работа над портретом, схемой. В I тыс. до н.э. в Китае существовало несколько царств: Чэнь, Сун, Цао, Лу, Чжоу, Цинь. В 221г.до н.э. после 200-х лет войны Китай был объединён Цинь Шихуаном. 1.Учитель предлагает выполнить физические упражнения, организует музыкальное сопровождение. 2.Объяснение учителя по слайду 12. С севера на Китай стали совершать набеги кочевые племена – гунны. Воевать с ними оказалось очень трудно. Если китайская армия будет преследовать их налегке, то погибнет от голода. Если возьмёт с собой обозы с продовольствием, то никогда не догонит быструю гуннскую конницу. 300 тыс. воинов послал Цинь Шихуан против гуннов. На 400 км к северу отогнали китайцы кочевников. 3.Учитель предлагает работу с картой: Что означают стрелки? 4.Проблемные вопросы: - Что принесут набеги гуннов? - А теперь представьте, что вы император. Что вы сделаете, чтобы укрепить границы своего государства? Учитель подводит к выводу, почему была построена Великая китайская стена (закрыть границы от нашествия гуннов). 1. Учитель предлагает логические загадки. 1)Производство этой ткани китайцы держали в строгой тайне. А тех, кто посмел разглашать тайну жестоко наказывали – отрубали язык. (шёлк). 2)В древнем Китае этот напиток использовали как лекарства, потому что он был горький. А сегодня мы пьём этот напиток каждый день. (чай). 3)Если бы древний вавилонянин увидел вращающуюся саму по себе намагниченную ложку, он бы воскликнул: «О,волшебство!». О чём идёт речь? (компас) 4)В большом котле китайцы долго варили кору бамбука и других деревьев, старые тряпки. Потом пропускали через сито, высушивали. Получалось дёшево и удобно для письма. (бумага). 2. Учитель комментирует слайд 14. | 1.Учащиеся дают ответы: немолодой, добрый, мудрый, известный, умный, чем-то прославился, учитель. 2.Каждый ученик комментирует одно поучение и объясняет, почему так необходимо поступать: Роль Конфуция. 1)Уважай родителей и учителей ваших. 2)Учитесь! Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему учился раньше. 3)Будьте строги к себе и мягки к другим. 4)Не завидуйте никому и никого не презирайте. 5)Творите добро, зло сотворится само. 6)Дурные поступки люди делают от лени. 1.Воспринимают информацию в устной форме, слушая объяснение учителя. Работа со схемой: « I тыс. до н.э. – несколько государств – 200 лет войны – хорошая армия – сильное царство Цинь – император ввёл единые законы, монету, единые письменные знаки и провозгласил, что «мир будет длиться вечно». 1.-Представьте, что мы сеем рис (3-4 наклона). -Представьте, что мы носим тяжёлые камни и передаём их по цепочке (3-4 поворота). -Представьте, что мы в горах и дышим чистым, горным воздухом (3-4 вдоха и выдоха). 2.Воспринимают информацию в устной форме, слушая объяснение учителя. 3.Предполагаемые ответы: нашествие гуннов, кочевники, большая армия. 4.Ответы: разорения, разрушения, грабежи, бедствия. Ответы: заключить мир, платить дань ,закрыть границы, построить ограждения. Учащиеся воспринимают информацию слайда. 1.Учащиеся разгадывают загадки, одновременно получают интересные факты об изобретениях. 2.Учащиеся, понимают, что китайцы были образованны и талантливы. | 1.Формулировка вывода о роли Конфуция в мировой истории. Слайд 6. Слайд 7. 2. Роль учеников. Те, кто выбрал роль ученика должен перефразировать поучение, начиная словами «Я изучаю…» или «Я учусь…», «Я веду себя так..» 1)Я изучаю старинные книги. 2)Конфуций говорил, что мудрость заключается в изучении древних книг. 3)Я учусь писать книги на узких бамбуковых палочках. 4)И их содержание заучиваю наизусть. Слайд 8. «Основы поведения» 1)Чтобы быть воспитанным человеком, я сижу только поджав ноги, -хожу по циновкам только босиком, -принимаю пищу с помощью двух палочек, -волосы собираю в пучок, -у меня всегда опрятная одежда, -я не говорю бранных слов. Слайд 9. 1.Зрительное восприятие информации. Слайд 10,11. 1.Смена деятельности для учащихся. 2.Зрительное восприятие информации. Слайд 12. 3.4.Индивидуальная работа- решение логических заданий. Слайд 12. Эмоциональное восприятие информации. Слайд 13. Выработка навыка- делать вывод. 1.Эмоциональное, логическое восприятие материала. 2.Зрительное восприятие информации. Слайд 14. | 1.Предметные ууд: формулировка образа исторического деятеля, проявление своего отношения к исторической личности . 2.Коммуникативные ууд: готовность к сотрудничеству при решении проблемного вопроса. 3.Познавательные ууд: самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении задания творческого и поискового характера. 4.Личностные ууд: формирование навыков рассуждения, полного, аргументированного ответа. 5. Коммуникативные ууд: умение убеждать окружающих, высказывать свою точку зрения. 1.Предметные ууд: выявление сущности исторического процесса-объединения государства, определение, в чём сила императорской власти. 2.Познавательные ууд: осознание социального опыта предшествующих поколений. 3.Регулятивные ууд: умение правильно локализовать исторические процессы во времени и в пространстве. 4.Личностные ууд: проявляют учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу. 1.Коммуникативные ууд: умение поделиться хорошим настроением. 1.Познавательные ууд: осознание социального опыта предшествующих поколений. 2.Регулятивные ууд: умение правильно локализовать исторические процессы во времени и в пространстве. 1.Предметные ууд: умение выстроить логическую цепочку рассуждений и сделать вывод. 2.Регулятивные ууд: применять знания в нестандартной ситуации. 1. Предметные ууд: анализ объектов с целью выделения существенных признаков. 1.Познавательные ууд: умение выделять существенные факты из предложенной информации. 2.Личностные ууд: проявление заинтересованности в саморазвитии и получении дополнительной информации. 1.Познавательные ууд: устанавливают связи между приобретёнными знаниями и новыми открытиями. |
5.Закрепление нового материала. 6.Контроль. 7. Домашнее задание | 1.Учитель предлагает упражнение «Закончи предложение» в соответствии с планом урока. 1.Учитель подводит итоги и предлагает учащимся самостоятельно оценить работу на уроке. 1.Комментарии учителя. | 1.Выполнение упражнения в тетради. 1.Учащиеся оценивают себя с точки зрения «Всё ли у меня получилось?» 1.Записывают д/з. | 1.Индивидуальная работа. 1.Подсчёт баллов за работу на уроке : -Упражнение «Установи соответствие» - 1б, -Определение века и тысячелетия – 1б, -Ролевая игра – 1б, -Проверь себя – 1б. -Был активен - 1б. П.22-23. Решить задачу.с.109. «Поработайте с датами». Творческое задание-рисунок. | 1.Предметные ууд: применение полученных знаний в новой ситуации. 2.Регулятивные ууд: осознание того, что усвоено, и что нужно повторить. 3.Личностные ууд: прогнозируют результаты усвоения изученного материала, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние. 4.Личностные ууд: осознание успеха в учебной деятельности на уроке. 1.Коммуникативные ууд: готовность применить знания в новых условиях . 2.Предметные ууд: овладение умением систематизировать изученную информацию. 3.Регулятивные ууд: осознание необходимости выполнения домашнего задания. |