СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия " Северная война". 7 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта учебного занятия " Северная война". 7 класс Цель урока -Создать условия для дальнейшего формирования представлений об устройстве русской армии и вооружении, выявления факторов, способствующих военным успехам России в Северной войне; содействовать пониманию итогов Северной войны для внутреннего и внешнего положения России.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия " Северная война". 7 класс.»

Урок «Северная война »


Педагогические
цели

Создать условия для дальнейшего формирования представлений об устройстве русской армии и вооружении, выявления факторов, способствующих военным успехам России в Северной войне; содействовать пониманию итогов Северной войны для внутреннего и внешнего положения России.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / фронтальная, групповая ,индивидуальная.

Планируемые
результаты
(предметные)

Объяснять причины, повод и ход Северной войны, характеризовать последствия Северной войны для России ; продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками ,художественными произведениями.


Личностные
результаты

Способствовать формированию патриотических качеств личности и гражданской активности учащихся.

Метапредметные результаты

Формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы

Основное
содержание
темы, понятия
и термины

Цели, участники, ход Северной войны. Нарвская битва. Реформы армии. Основание Петербурга. Битва при Лесной. Полтавская битва .Морские сражения при Гангуте и Гренгаме. Ништадтский мирный договор. Конфузия, рекрутский набор.

Образовательные ресурсы

Учебник. Рабочая тетрадь. Презентация. Карта-схема. Кластер.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм


II. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный, проблемный.

Беседа, рассказ

В виде краткой вводной беседы актуализируются ранее полученные знания и сформированные умения, Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить о чем сегодня будет наш урок?

«Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать на море.

Сюда по новым по волнам

Все флаги в гости будут к нам»

А.С. Пушкин



Отвечают устно на краткие вопросы по домашнему заданию.

Участвуют в анализе эпиграфа.

Познавательные: осуществляют анализ эпиграфа; воспроизводят
по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования

Беседа по вопросам, рассказ

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, беседа

Представьте, что вам нужно ответить на вопрос иностранца: «Какой мечтал видеть Россию молодой царь Петр I?» Отвечать нужно прилагательными.

Вспомните, какие территории утратило наше государство в Смутное время на севере России ?

Обращает внимание на мнение Петр I о причинах войны.

Учитель просит сформулировать цели войны.

С помощью рассуждений, анализа карты раскрываются

цели войны. Заполняют самостоятельно кластер.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения

Беседа по вопросам

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Знакомство с характеристикой Карла XII Петр I,

данной С.Соловьевым и первым сражением Северной войны- сражением под Нарвой.

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, беседа, работа с картой

Излагает большой объём материала с привлечением средств обучения: презентация, историческая карта. Закладывает основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной.

-Краткий рассказ о сражении под Нарвой с использованием презентации;

- Предлагает найти в учебнике ответ на вопросы о реформе армии и как оттачивалось мастерство армии?

-Организует запись в кластере;


-Знакомство с описанием битвы при Лесной А.С.Пушкина.

- Почему битву при Лесной Петр I назвал

Матерью Полтавской битвы?



Работают с картой и учебником:
раскрывают смысл реформы армии, значение исторических понятий.




Формулируют значение битвы при Лесной.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: используют для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.

Работа с картой, беседа по вопросам

Изучение

Полтавской

битвы и итогов Северной войны.

Фронтальная. Словесный,

частично- поисковый,

наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, историческим источником.

- Организует работу с историческим документом.

- Просит прочитать документ и прокомментировать приказ Петра I перед Полтавской битвой.

-Краткий рассказ о Полтавской битве и её итогах.

-Организует работу с картой и просит сформулировать итоги Северной войны.

Осознают важность работы с текстом, иллюстрациями, хронологической таблицей; расширяют, закрепляют и контролируют свои знания с по-мощью карты, презентации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: ориентируются в учебнике ,кластере, карте.

Работа с учебником,

картой,

историческими документами.

V. Закрепление знаний
и способов действий

Групповая. Словесный. Беседа, рассказ

Предлагает обсудить вопрос о важности и необходимости изучения

Северной войны, опираясь на высказывание К.Маркса

«Россия превратилась в главенствующую морскую державу на Балтийском море»

Вопрос. Прав ли К. Маркс? Когда Россия стала таковой?

Закрепление по датам: каким событиям Северной войны соответствуют эти даты

1700, 1709,1714,1703.

1720, 1708, 1721


Применяют исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности войны.

Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе

Рассказ, беседа по вопросам

VI. Подведе-ние итогов. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?

Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:


Сегодня на уроке я …


Самым полезным и интересным для меня было….


Я встретился с трудностью при …


У меня хорошо получилось..


Мне это необходимо для…


Строки самому себе..


Скажи комплемент новой теме..

..


Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем
задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации:

1 уровень – прочитать текст учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.

2 уровень (повышенный) – подготовить презентацию, посвящённую одному из сражений

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение

Устные ответы на вопросы

,презентация.

















Ресурсный материал у к уроку






Соловьев о Петре I и Карле XII

«Карл родился в 1682 году, следовательно, был ровно десятью годами моложе нашего Петра. Сильная натура рано начала себя чувствовать в ребенке; и с самого же начала сила обнаруживалась односторонне; в удали, безрассудном искании опасностей уже вы­сказывался исключительно герой-завоеватель, тогда как в русском Петре с малолетства была видна гениальная многосторонность, ге­ниальная чуткость ко всему, виден был преобразователь, а не сол­дат, не завоеватель»


Речь Петра I


«Изволили мы, великий государь, наше царское величество, с королевством свейским за многие их свейские неправды и нашим царского величества подданным учинённые обиды….. И за тое Богом дарованную нам честь и за многие их свейския неправды и подданным нашим обиды указали мы, наше царское величество, всчать войну.»

.



Сообщение учащегося.

Жи­тели Литвы, Белоруссии и Украины выступали против шведских захватчиков, оказывали им сопротивление, создавали партизан­ские отряды. Шведский историк прошлого века рассказывал, что, как только армия Карла XII перешла Вислу, она встретила пустые дома; в то же время леса были полны враждебно настро­енным населением. «Карл попытался сначала привлечь населе­ние добром, но это был совершенно напрасный труд. Скрываясь за деревьями и кустами, подстерегали они шведских солдат и в замеченных стреляли. И один раз даже король подвергся боль­шой опасности встречи с коварной пулей».

Некоторые партизанские отряды насчитывали тысячи чело­век. Они наносили врагу серьезные удары, задерживали его про­движение по территории России. Рискуя жизнью, местные жите­ли ходили в разведку в места расположения шведских частей и гарнизонов, приносили ценные сведения русскому командованию.

Полным провалом кончилась попытка Мазепы отделить Украину от России. Украинский народ не пошел за изменником и остался верен клятве, данной на Переяславской раде 1654 г., о вечной дружбе и единстве с русским народом. Украинский гетман Мазепа перешёл на сторону шведов.

Жители многих украинских городов, казаки присылали Петру I письма, в кото­рых говорили о своей непричастности к измене Мазепы и готов­ности к решительной борьбе со шведскими войсками и изменни­ками. Свои слова они подтверждали делом. По всей Украине раз­вертывалась борьба народа против захватчиков, героически защи­щались украинские города.


А.С.Пушкин.


Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы.

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь конница летит,

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра…

Что же сказал Пётр своим солдатам?


Приказ Петра I перед Полтавской битвой


«Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, кото­рый всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродиться России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быти за Петра, но за государ­ство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, кото­рый доселе их же оружием стоял, а ныне крайняго уже фортуны определения от оных ожидает. Ниже бы их не смущала слава не­приятеля, яко непобедимого, которую ложну быти неоднократно са­ми ж они показали уже. Едино бы сие в оной пред очима, что сам Бог и правда воюет с нами, о чем уже на многих военных дейст­виях засвидетельствовал им помощию своею сильный в бранех Гос­под!,, на того единаго смотрели бы. А о Петре ведали бы извест­но, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».


«Однако ж, слава Богу, так хорошо окончилась, как лучше быть невозможно» и добавлял: «такого полезного мира [Россия] не получала. Правда, долго ждали, да дождались» Петра I



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!