СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия по теме "Великое оледенение" по учебнику Домогацких

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан и проведен в рамках проблемного курса "Проектирование и организация деятельностных уроков", получил положительные отзывы. Буду рада и вашим. Смотрите также презентацию к уроку и дополнительный материал. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия по теме "Великое оледенение" по учебнику Домогацких»

Проблемный курс «Проектирование и организация деятельностных уроков».

Автор урока: Макарова Любовь Семеновна

Технологическая карта учебного занятия

по теме “Великое оледенение” 8 класс по учебнику Домогацких

Класс, школа:

8 класс. Чурапчинская СОШ им. С.А. Новгородова

Предмет:

География

Тема урока:

Влияние древнего оледенения на современную природу России.

УМК

Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2016

Тип урока:

Урок открытия нового понятия

Цель учителя:

Создание условий для открытия учащимися: великого оледенения; территорий России, где был ледник, влияния Великого оледенения на современную территорию России.

Учебная задача:


- узнать о климатических изменениях, об эпохах оледенения, о влиянии оледенения на формирование природного комплекса;

- получить представление о территориях, где влияние ледника осуществляется больше всего.

Планируемые результаты:


1. Предметные:

- выявлять причины Великого оледенения, описывать его особенности, давать характеристику Великого оледенения;

- давать определения терминов, понятий по тематике.

2. Метапредметные:

а) познавательные – находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения; выявлять особенности объектов; трансформировать информацию из одного вида представления в другой; составлять характеристику явления или объекта, выдвигать гипотезы.

б) регулятивные – определять цель, проблему в учебной деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.


в) коммуникативные – излагать своё мнение в диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.


3. Личностные:

- осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции.

- понимать и осознавать особенности Великого оледенения; использовать знания о Великом оледенении в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил поведения на уроке.


Методы:


Частично-поисковый, проблемный, объяснительно - илллюстративный.

Оборудование:


Презентация, учебник, атлас, контурные карты.






















Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма взаимодействия

Формирование УУД

Организационный момент

Здравствуйте,

Дежурный, кто отсутствует? Причины?


Обучение самовнушению:


Это начало нового года и традиционно по праздникам желают всего хорошего. Пожелаем сами себе успехов в учебе, ведь

«Успех в учебе сегодня – успех в дальнейшей жизни».






Я хочу себе пожелать успехов ….

Работа со старостой




Индивидуальная

ЛУУД: осознавать свои эмоции; осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции,

Понимать и принимать правила поведения на уроке

1. Постановка учебной задачи

1.1. Создание ситуации успеха

-Какой учебный раздел мы изучали в прошлом году?

-Что относится к ВВ России?


Задание 1. Посмотрите картины, что их объединяет?



- По каким признакам Вы определили, что это ледниковый период?


-А другие согласны?

-Из чего образуется ледник?

-Как можно назвать процесс когда все покрывается ледником?

-Какой это был процесс по масштабу?

-Что именно мы можем изучить о Великом оледенении, относящееся к разделу?

Значит, наша тему урока?

(параграф 26 , стр 160)


Внутренние воды России


Перечисляют


Один ребенок говорит свое мнение, другие контролируют.


Перечисляют признаки ледникового периода


Оледенение


Великое


Великое оледенение




Влияние Великого оледенения на ….

Фронтальная

Предметные УУД: повтор понятий


ПУУД: анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать тематический материал; определять термины и понятия; составлять характеристику явления.


РУУД:

КУУД: излагать своё мнение в диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, различать в речи другого мнения,

ЛУУД:




1.2. Формулировка учебной задачи

Что мы хотим узнать о Великом оледенении?


Записывает на доске в виде таблицы













Примерные вопросы учащихся:

1.Какие причины привели к образованию «Великого оледенения»?

2. Сколько оледенений было на территории России?

3. Какова их продолжительность?

4. Великий ледник был горным или покровным?

5. Где находились центры оледенений?

6. Как далеко распространился ледник по территории нашей страны?

7. Как повлиял ледник на формирование современных форм рельефа?

Фронтальная

Предметные УУД:

ПУУД: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

РУУД:

КУУД: умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

ЛУУД:


2. Решение учебной задачи

2.1. Организация поиска учебной задачи.


Мы поставили перед собой вопросы, надо их решить…




Ищут ответы на вопросы


Фронтальная

Предметные УУД:

ПУУД:

РУУД: планировать учебную деятельность

КУУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

ЛУУД:

2.2. Организация учебного диалога


Задание 2. Из геохронологической таблицы на странице 70 учебника проверьте, в какую эру и период проходили ледниковые периоды.


Контроль: соотнесение с текстом – образцом об оледенении (дополнительный текст - образец)


Задание 3. Почему Великое оледенение в Сибири было не столь суровым как в центральной России?


- Задание 3. Как Вы думаете выглядели центры оледенения до оледенения? А во время оледенения, после?


Контроль: по тексту.




Дают ответы по заданию










Дискуссия о причинах оледенения



Предполагают затем смотрят фото на презентации


Индивидуальная














Фронтальная

Предметные УУД: читать и анализировать геохронологическую таблицу.

Ледниковые периоды, Великий ледник, эпохи оледенения, межледниковый период, центр оледенения


ПУУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать тематический материал; строить логически обоснованные рассуждения;

РУУД: выдвигать гипотезы;

самостоятельно исправлять ошибки.

КУУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументами в дискуссии, понимать позицию другого, корректировать свое мнение под воздействием других мнений

ЛУУД: создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

2.3. Моделирование и словесная формулировка нового понятия

- Выясните, какие следы оставило после себя Великое оледенение?


Задание 5. Составьте список понятий: «морена», «бараньи лбы», «моренные холмы».

- Как происходит развитие ледниковых форм рельефа?

- Почему они образуются только в конкретных районах России, а не повсеместно?


- Какие озёра в нашей стране имеют ледниковое происхождение?

- Где их особенно много?



Записывают понятия в тетрадях







При движении






Ладожское, Онежское и т.д.


На Севере Европейской равнины

Фронтальная

Предметные УУД: понятия: «морена», «бараньи лбы», «моренные холмы», овладение картографической грамотностью.

ПУУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать тематический материал; строить логически обоснованные рассуждения;


РУУД: прогнозировать результат учебной деятельности.

КУУД: создавать письменные тексты

ЛУУД: - понимать и осознавать особенности Великого оледенения.

2.4. Применение открытого понятия (способа действия)

Закрепим свои знания на контурной карте.

Задание 6. Обозначьте на контурной карте ледниковые озера России.


Можно по рядам, парам (конкретизировать)



Контроль: сосед по парте






Отмечают на контурной карте ледниковые озера на территории России: Таймыр, Ладожское, Онежское и т.д.





Индивидуальная







Работа в парах

Предметные УУД: ледниковые озера России

ПУУД: выявлять особенности объектов; трансформировать информацию из одного вида представления в другой; составлять характеристику явления или объекта,

РУУД: оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки; прогнозировать результат учебной деятельности.


КУУД: умение работать в паре.

ЛУУД:

3. Рефлексия

3.1. Организация самооценки понимания


-Какое влияние оказывают ледники на природу, жизнь и хозяйственное использование?


-Почему ледники нужно охранять?


Тестовые задания из рабочей тетради с. 103 (на презентации)



- Что вас заинтересовало?

- Какие вопросы у вас возникли?


Рассуждают

Фронтальная

ПУУД: определять термины и понятия;

РУУД: оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки; прогнозировать результат учебной деятельности.

устанавливать причинно – следственные связи.

КУУД: корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

ЛУУД: оценивать свои и чужие мнения, осознавать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера

3.2. Организация самооценки деятельности



Ответили ли мы на свои вопросы, выполнили ли мы свой план?



- За что себя можешь похвалить?

- Что вызвало затруднение?

- Над чем еще надо поработать?



Фронтальная

Предметные УУД: овладение картографической грамотностью.

ПУУД: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

РУУД: владение основ самоконтроля, самооценки

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

КУУД: создавать устные тексты для решения разных задач общения.

ЛУУД: осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.

Домашнее задание

По ситуации

Прочитать параграф 26


Варианты:


Написать сообщение

Нарисовать рисунок вымерших животных

Схему морены

Фронтальная

Индивидуальная










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!