Технологическая карта с дидактической структурой урока
1.Ф.И.О. учителя: Пахомова Ольга Александровна.
2.Класс: 8 Дата: 03.04.2017г Предмет: Кубановедение № урока по расписанию: 1
3.Тема урока: «Адыгейские просветители».
4. Место и роль урока в изученной теме:
5. Цель урока: Познакомить учащихся с просветительской деятельностью адыгейских писателей.
Задачи урока:
Образовательные: Называть адыгских просветителей (Ш. Ногмов, Хан-Гирей, Умар Берсей и др.) и рассказывать об их вкладе в дело просвещения и развития культуры своего народа. Рассказывать об особенностях образования горцев. Определять значение просветительской деятельности для становления адыгской профессиональной культуры
Развивающие: формировать у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе; развивать навыки работы с историческими источниками.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани; воспитание уважительного отношения к культуре, литературе, традициям, языку народов России.
Тип урока: комбинированный.
6. Используемые УМК:
1. Кубановедение. Учебное пособие для 8 класс общеобразовательных учреждений Краснодарского края / Трехбратов Б.А., Бодяев Ю.М., Лукьянов С.А., Гриценко Р.М. –Краснодар.- ОИПЦ Перспективы образования.- 2011.
2. Искусство Кубани: интерактивное пособие для учащихся 5-11 классов./ Пахомова О.А., Бубнов В.Е. Бубнов С.Е. и др.- МБОУ СОШ №4 ст. Крыловская Ленинградский район.-2007
7. Вид используемых на уроке средств ИКТ (ресурсы сети Интернет)
мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедиа – проектор, интерактивная доска презентация; карточки с творческим заданием,
Формирование УУД
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Осознание сваей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гyманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, языку, вере, религии, традициям, ценностям народов России. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию из различных источников, сверять ее с практикой.
Предметные действия: открытие новых знаний и знакомство с значением просветительской деятельности для становления адыгской профессиональной культуры
Приобретение умения – прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе. Углубление знаний учащихся о вкладе адыгейских писателей в дело просвещения и развития культуры своего народа.
Метапредметные действия: регулятивные – умение организовывать свое рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, дополнительные источники, чтобы достигнуть полученного результата.
Коммуникативные – умения и навыки работать в группе (паре) при выполнении задания, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, вести сотрудничество с учителем.
Познавательные – способствовать развитию интереса к предмету, умение работать с различными источниками информации, логические действия в постановке и решении проблемы.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, командная.
Методы урока: словесный, мотивации учебной деятельности, проблемный, объяснительно-иллюстративный, фронтальной организации учащихся, познавательно-рефлексивный, практический. Метод сравнительно-исторического анализа. Метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.
Технологии и приемы: технология развития критического мышления; технология ситуативного обучения; технология продуктивного чтения; прием кейс-метода; прием создания проблемной ситуации и его решения; игровой прием здоровьесбережения учащихся.
Дидактическая структура урока | Деятель-ность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
| | | | Предметные | УУД |
Организационный момент Организация направленного внимания на начало урока. Проверка отсутствующих. | Приветствие | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Проверить, все ли школьные принадлежнос-ти приготовлены к уроку | Умение самостоятельно контролиро-вать свои действия | Коммуникативные Настроить на продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем в процессе коллективной деятельности; корректировать поведение. |
Проверка домашнего задания Систематизация и актуализация знаний полученных на прошлых уроках. | выполняют задания на карточках | Организация письменной работы по карточкам. -На прошлом уроке мы познакомились с работой музеев, периодической печатью и научной деятельностью на Кубани во второй половине 19 века и сейчас проверим ваши знания. Вам необходимо ответить на вопросы карточек: Обменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга. (За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу) | Выполняют задания по индивидуальным карточкам | Умение соотносить свои действия с планируемы-ми результатами, осуществлять контроль | Познавательные Синтез, обобщение, классификация, анализ информации. Регулятивные Самостоятельное выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности. Коммуникативные Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений |
Изучение нового материала 1.Целеполага-ние. Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности «надо». 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок «могу». 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность «хочу». |
Формулирую тему урока | На доске фрагмент текста: «Вот явление, неожиданное в нашей литературе! Сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей; черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. А.С.Пушкин» -Начинаем урок: обратите внимание на доску. (Зачитывает фрагмент текста) -Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь на уроке? -Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с адыгейскими писателями. Давайте вспомним: 1. Какие русские писатели побывали на Кубани в первой половине 19 века? 2.Назовите литературные произведения русских писателей, в которых упоминаются традиции, культура, язык народов Кавказа? 3.Назовите литературные произведения русских писателей, описывающие природу и ландшафт Кавказа. 4.Кого из писателей первой половины 19 века можно назвать «первым кубанским писателем»? | Ответ на проблемный вопрос. Фронтальный опрос учащихся. | Овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию | Личностные смыслообразование Познавательные анализ, синтез, обобщение. Классификация, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство. -Регулятивные Познавательная инициатива. Коммуникативные учёт разных, координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения |
| | | | | |
2.Постановка учебной задачи | Организация построения учебной задачи: 1.Учащиеся ставят цель урока. 2. Определяют задачи, которые необходимо решить. 3.Формулируют шаги, которые будут выполнены для реализации поставлен-ной цели. Учащиеся открывают новое знание | Обратимся к фрагменту текста на доске и сформулируем тему сегодняшнего урока. Верно. -Ребята, какую цель поставите на уроке? | Ответы на поставленные вопросы, обмен мнениямии | Развитие умения искать, анализировать и оценивать информацию | |
3.Открытие нового знания. Построение и фиксация нового знания. 1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2.Организовать фиксацию нового способа действия речи. 3. Организовать фиксацию преодоления затруднения. 4.Организовать уточнение общего характера нового знания. | Первичное закрепление полученных знаний | Давайте приступим к уроку получения новых знаний (изложение нового материала учителем с опорой на презентацию и видеофойлы) | | Формирова-ние умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений | Личностные Самоопределение, смыслообразование. Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задачи. Регулятивные Планирование, прогнозирование. Коммуникативные учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.
|
Закрепление нового материала Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Применение нового знания в типовых 1. Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 2. Командная работа | Выполняют работу в команде.
Проговари-вают каждый шаг во внешней речи. | Карточка с вопросом для каждого ряда уч-ся класса 1.В чём заключается значение просветительской деятельности Шоры Ногмова и Султана Хан-Гирея? 2. Каковы заслуги Умара Берсея как деятеля культуры просветителя адыгейского народа? 3.Кази-Бек Ахметуков занимает особое место в ряду черкесских литераторов. Обоснуйте этот тезис Проверяем правильность выполненного задания. | | Овладение базовыми исторически-ми знаниями, представлениями | Познавательные Анализ, синтез, обобщение, классификация. Личностные Осознание ответственности за общее дело. Коммуникативные учёт разных мнений координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра. |
физкультминутка | Вот у нас физкультминутка, наклонились ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад). Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать и отвечать и совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой). Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты). |
Рефлексия учебной деятельности. Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | Дети высказывают свое мнение.
Сегодня я узнал…
Было трудным для меня…
Меня удивило…
Получен-ные знания помогут нам ориентироваться… | Подведём итог урока.
Какие новые знания вы сегодня открыли?
Пригодятся ли вам полученные на сегодняшнем уроке знания?
Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях? Оцените свою работу на уроке. | | Воспитание уважения к историческому наследию народов России | Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. -Личностные Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативныепланирование учебного сотрудничества. |
| |
Контроль Выставление оценок. 1. Организовать оценивание деятельности учащихся на уроке. | Выставление оценок в дневники. | Подводит итог урока. Выставляет оценки.
Спасибо большое за сотрудничество на уроке, до свидания | | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности | Личностные. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
Домашнее задание | | Выучить параграф 25, ответить на вопросы учебника на стр.117 | | | |
Учебная задача: Обсудите ситуацию в команде, проработайте содержание текста и заполните предложенную таблицу.
Карточка 1 | Ответ |
В чём заключается значение просветительской деятельности Шоры Ногмова и Султана Хан-Гирея | |
Карточка 2 | ответ |
Каковы заслуги Умара Берсея как деятеля культуры просветителя адыгейского народа? | |
Карточка 3 | ответ |
Кази-Бек Ахметуков занимает особое место в ряду черкесских литераторов. Обоснуйте этот тезис | |
Представление результата: Сообщение по таблице.
Список использованной литературы
1. Искусство Кубани: интерактивное пособие для учащихся 5-11 классов./ Пахомова О.А., Бубнов В.Е. Бубнов С.Е. и др.- МБОУ СОШ №4 ст. Крыловская Ленинградский район.-2007
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://labyrinthos.ru/text/saprykin_grecheskie-polisy-prichernomoriya-epokha-arkhaiki-i-klassiki.html
www/museum-felicina.ru - сайт Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына (и его филиалы).
http://www.youtubeto.com/ru/