СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта рока истории в 7 классе по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории в 7 классе по теме "Внешняя политики Ивана Грозного"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта рока истории в 7 классе по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"»

Технологическая карта уроков истории России

Тема урока

Внешняя политика Ивана Грозного

Тип урока

Изучение нового материала (второй урок по теме)

Цель урока

Изучить западное направление внешней политики, продолжить формирование исторического портрета Ивана Грозного

Образовательные
ресурсы

  1. Учебник История России 7 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева;

  2. История России с древнейших времен до конца XVI века. Электронное приложение к учебнику А.А.Даниловой, Л.Г.Косулиной, М., «Просвещение», 2010 г. Программно – методический комплекс по истории России IX-XVII вв.

  3. Программно – методический комплекс по истории России IX-XVII вв.

  4. Презентация «Эпоха Ивана Грозного в искусстве»

План урока


  1. Изучение западного направления: цель, содержание, результат

  2. Оценка внешнеполитической деятельности и личности Ивана IV (работа над проектом0

  3. Закрепление изученного материала (практическая работа по карте)

  4. Проверка усвоения (тесты)


Личностно значимая проблема

«Кто он Иван Грозный - великий правитель, реформатор, полководец или жестокий тиран и деспот?».

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, самоконтроля, проблемный

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Острог, Казанское , Астраханское, Сибирское, Крымское ханство, Ливонский орден, Речь Посполитая, Ям-Запольское, Плюсское перемирие

Основные даты

1547-1548 гг.,1549-1550 гг.,1552 г, 1556 г.,1571 г., 1581 г., 1585 г., 1558 – 1583 гг., 1569 г,1582 г.,1583 г.,1581 г.


Основные личности

Девлет – Гирей, Анастасия Захарьина – Юрьева; Мария Темрюкова, Кучум , Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо,

Р. Ченслер, Осип Непей, Иван Шуйский, Стефан Баторий, Иван Васильевич, Иван выродков


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника и дополнительными источниками; читать историческую карту; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности



Организационная структура урока

Этапы урока

и время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

Формы контроля

I. Мотивация

к учебной

деятельности

(3 мин)

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Вот это –крепость Иван-город,

Что дед наш строил неспроста!

Вот здесь нам верфи строить нужно,

Чтоб снаряжались корабли,

Чтоб морем северным и южным

Свободно плавать мы могли.

Вот для чего Руси нужна

С Ливонским орденом война!

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Давайте попытаемся дать свою оценку внешнеполитической деятельности царя Ивана Васильевича и ответить на вопрос: «Кто он Иван Грозный - великий правитель, реформатор и полководец или жестокий тиран и деспот?».

Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Запись темы в рабочей тетради

II. Актуализация знаний

(3мин)

«Благочестивый же тот царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич (Иван Грозный. — Сост.) был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен, и во всем царском правлении достохвально себя проявил, великие и невиданные победы одержал и многие подвиги благочестия совершил…»

Ставит проблему.

Какая оценка дана Ивану Грозному. На основании каких фактов?

Были ли какие либо другие внешнеполитические ориентиры в деятельности царя на ваш взгляд? Какие либо нерешённые задачи во время правления его предшественников?

Подтверждают мнение автора документа используя факты из д/з, работают с картой
















Дают характеристику и определяют цели западного направления во внешней политики при Иване III и Василии III

Фронтальная работа;


Индивидуальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.




III. Первичное усвоение материала

(20 мин)

Раздаёт карточки с заданиями детям, помогает находить ответы тем, кто затрудняется; организует заполнение таблицы.

Изучение нового материала. Задания для работы в парах

1. Назовите причины войны.

2. Как отношения с Англией связаны с началом Ливонской войны

3. Назовите повод войны.

4. Ход войны 1558-1561 по карте. Зачем созывался Земский собор 1566 г?

5. Когда образовалось гос. Речь Посполитая? Какие земли включало? Какое влияние на ход Ливонской войны оказало объединение Польши и Литвы?

6. Как изменился ход войны после вступления на престол Стефана Батория?

7. Каково было значение оборона Пскова в ходе Ливонской войны?

8. Итог войны. Содержание мирных договоров. Покажите на карте.

9. Причины поражения в Ливонской войне.

10. Значение войны.

11. Выпишите имена исторических личностей из материала (с указанием кем они являлись)

Читают материал, находят ответы на поставленные вопросы, анализируют источники, изучают карту, готовят ответ;

Слушают ответы одноклассников, заполняют таблицы


1.парная работа



2. фронтальная

3. индивидуальная


Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника, дополнительных источников, карты; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о деятельности и личности Ивана Грозного.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

  1. Устные ответы.

  2. Письменное фиксирование информации на рабочих листах




IV. Первичная проверка изученного

(8 мин)

Организует работу по контурной карте и заполнение таблицы и «кармашков» «чёрное» и «белое»

Оцените результаты внешней политики Ивана Грозного

Показывают на контурной карте западное направление внешней политики.

Дают оценку и продолжают работу над проектом

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, анализируют, обобщают;

Личностные:

адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

графическая работа, письменные ответы

V. Первичное закрепление изученного

(8 мин)

Организует работу по тестам или защиту проекта «Расскажи художник» по вопросам

Отвечают индивидуально, проверяют с помощью учителя, дают самооценку

Индивидуальная работа

Личностные:

адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Письменные ответы

VI. Итоги урока.

Рефлексия

(2 мин)

Организует работу по вопросам

- Мне было интересно…

- Мы сегодня разобрались…

- Я сегодня понял…

- Мне было трудно…

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке; дети оценивают свою работу сами

VII. Домашнее задание

(1 мин)

Параграф 7-8 пересказ по карте, даты учить, на «4» вопрос 5 с. 69, «5» воп.6 с. 70, продолжить работу над проектами

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа





Приложение 1.

Значение перемирия с Речь Посполитой

Из труда Антонио Поссевино «Исторические сочинения о России XVI века»

Что же касается мира с королем польским, то мы восприняли его с той радостью, которая подобает в таком случае: ведь могущественнейшие государи объединились, христианские народы, которые раньше с большим уроном для себя вступали в столкновение, находятся в спокойствии, неприкосновенности и появилась большая надежда, что они повернут объединённые усилия против врагов христианства.

Содержание Ям –Запольского перемирия

Из перемирной грамоты московских послов 1582 года

Мы, послы великого государя, царя и великого князя… заключили договор на 10 лет… Великий государь наш, царь и великий князь ради блага христианского мира приказал уступить королю из земли ливонской города: Кокенхаузен… Ровно, Володимерец… Дерпт, Новгородок Ливонский… Пайду… Вельян, Пернов старый и Пернов новый (в грамоте перечисляются и другие города) со всем имуществом, им принадлежащим, и с волостями при этих крепостях. Кроме того, королю передается Велиж со старыми границами и межами…

Нашему великому государю, царю и великому князю передаются те города, которые король Стефан взял из владений великого государя: город Великие Луки, Невель, Заволочье, а также Ржеву пустую, города: Холм и, кроме того, те псковские пригороды, которые король Стефан занял во владениях великого государя: Воронеч, Велью, Остров, Красное… Пусть все эти, относящиеся к Пскову города, перейдут к великому государю нашему по древнему обычаю со всем имуществом и волостями при этих крепостях. Люди же, оружие и снаряжение должны быть вывезены в соответствии с постановлением.

Причины поражения русских в Ливонской войне

Начало Ливонской войны было успешным для России. За один только 1558 год русские войска захватили 20 ливонских крепостей, в том числе и важнейшие здесь города Нарву и Дерпт (Тарту). В результате этого похода к России отошла вся восточная часть Эстляндии, и стало ясно, что Ливония не способна сопротивляться.

В 1559 году Адашев заключил перемирие с Орденом, опасаясь включения в войну Литвы. Ливонский орден, воспользовавшись передышкой, заключил договор с Литвой, что привело к возобновлению войны в 1560 году. Русскими войсками были захвачены превосходно укрепленные крепости Мариенбург и Феллин, орденская армия была наголову разбита под Эрмесом, а бывший магистр Ордена Фюрстенберг попал в плен. Ливонский орден находился в агонии.

Разгромом Ливонии пожелали воспользоваться соседние страны, стремившиеся прибрать к рукам прибалтийскую торговлю. В 1560 — 1561 годах территория Ливонии была фактически разделена предприимчивыми соседями: Швеция поспешила захватить северную часть Эстляндии с Ревелем (Таллином), Дания — остров Эзель (Сааремаа), Литва и Польша приобрели Курляндию и часть Лифляндии.

В ноябре 1561 года Ливонский орден официально перестал существовать, уступив свои владения Сигизмунду II Августу.

Теперь Ивану IV предстояло воевать уже не с раздробленной Ливонией, а с гораздо более могущественными соседями. Началась крупная европейская война за обладание Прибалтикой, где Дания столкнулась со Швецией, а Литва и Польша — с Россией.

Какую роль в Ливонской войне имело образование Речь Посполитой?

Вопрос об объединении Литвы и Польши встал задолго до событий конца 1560-х годов, однако литовские дворяне постоянно блокировали его решение. Затягивание войны изменило их мнение. В июне 1569 года в Люблине между двумя государствами была заключена уния, положившая начало новому, гораздо более могущественному государству на западных границах России — Речи Посполитой.

Если до этого русские имели дело лишь с Литвой и отдельными польскими отрядами, то теперь им предстояло воевать с огромным и сильным государством, что окончательно переломило ход войны в пользу противника. Таким образом, именно позиция России на продолжение войны способствовала образованию Речи Посполитой.

Причины Ливонской войны

Ливония имела выгоднейшее географическое положение, что позволяло ей контролировать всю юго-восточную Балтику и держать в своих руках торговые пути в этом регионе. Фактическая монополия Ливонского ордена на торговлю в восточной Балтии серьезно ущемляла торговые интересы литовского и русского купечества, так как те не имели права свободно торговать по Балтийскому морю.

Русские купцы не могли напрямую завязывать отношения с западноевропейскими торговцами, а были вынуждены пользоваться обязательным посредничеством ливонцев. В результате большую часть прибыли от торговли забирали посредники. Эта проблема обострилась к середине XVI столетия, когда в Западной Европе резко вырос спрос на сельскохозяйственные продукты и сырье, а балтийский торговый путь стал чрезвычайно выгодным.

Одновременно Ливонский орден был потрясен внутренним кризисом, вызванным распространением Реформации на территории Ливонии. Большинство населения здесь приняло протестантство, что привело к ослаблению католических владений и самого Ордена, а в перспективе означало ликвидацию всех политических образований в Ливонии. Естественно, что уже в 1550-е годы соседние с Ливонией государства — Литва, Швеция и Россия — начали борьбу за «ливонское наследство».

Поводом к Ливонской войне послужил так называемый вопрос о «юрьевской дани». Эта дань с 50 — 60-х годов XV века должна была выплачиваться Псковской республике Дерптским (Юрьевским) епископством.

К середине XVI столетия о ней порядком забыли, но глава Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый в 1554 году неожиданно потребовал выплатить все недоимки по дани, составлявшие огромную сумму. Ливонским послам не оставалось ничего иного, как подписать договор с Россией о выплате дани и о свободной торговле русских купцов. В случае неуплаты дани Россия грозила Ливонии войной, недвусмысленно намекнув на это сбором войск на западной границе.

В 1557 году переговоры ливонских послов с Россией возобновились. Любопытно, что ливонцы были готовы уплатить недоимки по дани и дальше выплачивать ежегодную внушительную сумму. Однако Иван IV на каждом этапе переговоров повышал эту сумму, что было сверх меры. Ход переговоров прямо свидетельствует, что России была нужна не дань, а повод к войне.

Причины поражения и итоги Ливонской войны

Россия проиграла Ливонскую войну, которая, строго говоря, с самого начала была непопулярна в русском обществе. Если взятие Казани восторженно было встречено, пожалуй, всеми русскими людьми, ведь речь шла о защите государства и о борьбе с мусульманством, то война с по большей частью единоверческим и этническим близким населением Великого княжества Литовского воспринималась как несправедливая и гибельная для страны.

Неслучайно члены Избранной Рады и большинство бояр открыто требовали заключить мир с Литвой и перенести центр тяжести войны на юг — против Крыма. И, видимо, бояре были правы, так как войну с Литвой и Швецией Иван IV проиграл, и не в последнюю очередь из-за нерешенности крымско-русских отношений. Как писал псковский летописец: «Царь Иван не на велико время чужую землю взял, а свою не удержал, а людей вдвое погубил».

Наступление Стефана Батория на Полоцк, Великие Луки и Псков сопровождалось атаками шведов на русские войска в Эстляндии и северо-западных областях Новгородчины. Под ударами шведской армии осенью 1581 года пали русские города Нарва, Ям, Копорье, Корела, игравшие огромную роль в балтийской торговле.

Война со шведами была также безнадежно проиграна, как и война с поляками. В итоге 10 августа 1583 года Россия и Швеция заключили Плюсское перемирие. В соответствии с ним Швеция удерживала за собой Эстляндию и захваченные русские города, а также территорию к северу от Ладожского озера с городами Ям, Копорье и др.

Характеристика и цели западного направления в к 15 – н 16 века

В конце XV — начале XVI века осложнились отношения России с северо-западнымисоседями — Ливонским орденом и Швецией. Причинами этих осложнений были претензии Ордена и Швеции на Псковщину и Новгородчину, а также желание России получить выход к Балтийскому морю, завоевав Карелию и ликвидировав торговую монополию Ганзейского союза.

Военные действия России против Ливонского ордена и Швеции в конце XV века были крайне агрессивны. В 1491 году русские выстроили напротив ливонской крепости Нарва свою мощную крепость Ивангород, что нанесло серьезный ущерб ливонским купцам. Это был первый русский город на Балтике.

Ганза решила бойкотировать Ивангород, но в ответ в 1494 году в Новгороде был разгромлен Ганзейский торговый двор, что вообще свело на нет всю русско-ганзейскую торговлю.

Наконец, в 1495 году русские войска вторглись в шведскую Карелию, а потом и в Финляндию, так как Швеция была основным союзником Ливонии и Ганзы. Война с Ливонией и Швецией с перерывами продолжалась до 1503 года, но так ничего и не принесла России, кроме серьезных потерь. В целом это война была неудачна для России, но она наметила основные цели страны в северо-западном направлении.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!