Технологическая карта уроков истории России
Тема урока | Внешняя политика Ивана Грозного |
Тип урока | Изучение нового материала (второй урок по теме) |
Цель урока | Изучить западное направление внешней политики, продолжить формирование исторического портрета Ивана Грозного |
Образовательные ресурсы | Учебник История России 7 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; История России с древнейших времен до конца XVI века. Электронное приложение к учебнику А.А.Даниловой, Л.Г.Косулиной, М., «Просвещение», 2010 г. Программно – методический комплекс по истории России IX-XVII вв. Программно – методический комплекс по истории России IX-XVII вв. Презентация «Эпоха Ивана Грозного в искусстве» |
План урока | Изучение западного направления: цель, содержание, результат Оценка внешнеполитической деятельности и личности Ивана IV (работа над проектом0 Закрепление изученного материала (практическая работа по карте) Проверка усвоения (тесты) |
Личностно значимая проблема | «Кто он Иван Грозный - великий правитель, реформатор, полководец или жестокий тиран и деспот?». |
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, самоконтроля, проблемный Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия | Острог, Казанское , Астраханское, Сибирское, Крымское ханство, Ливонский орден, Речь Посполитая, Ям-Запольское, Плюсское перемирие |
Основные даты | 1547-1548 гг.,1549-1550 гг.,1552 г, 1556 г.,1571 г., 1581 г., 1585 г., 1558 – 1583 гг., 1569 г,1582 г.,1583 г.,1581 г. |
Основные личности | Девлет – Гирей, Анастасия Захарьина – Юрьева; Мария Темрюкова, Кучум , Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Р. Ченслер, Осип Непей, Иван Шуйский, Стефан Баторий, Иван Васильевич, Иван выродков |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника и дополнительными источниками; читать историческую карту; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
Организационная структура урока
Этапы урока и время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Вот это –крепость Иван-город, Что дед наш строил неспроста! Вот здесь нам верфи строить нужно, Чтоб снаряжались корабли, Чтоб морем северным и южным Свободно плавать мы могли. Вот для чего Руси нужна С Ливонским орденом война! | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Давайте попытаемся дать свою оценку внешнеполитической деятельности царя Ивана Васильевича и ответить на вопрос: «Кто он Иван Грозный - великий правитель, реформатор и полководец или жестокий тиран и деспот?». | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Запись темы в рабочей тетради |
II. Актуализация знаний (3мин) | «Благочестивый же тот царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич (Иван Грозный. — Сост.) был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен, и во всем царском правлении достохвально себя проявил, великие и невиданные победы одержал и многие подвиги благочестия совершил…» Ставит проблему. Какая оценка дана Ивану Грозному. На основании каких фактов? Были ли какие либо другие внешнеполитические ориентиры в деятельности царя на ваш взгляд? Какие либо нерешённые задачи во время правления его предшественников? | Подтверждают мнение автора документа используя факты из д/з, работают с картой Дают характеристику и определяют цели западного направления во внешней политики при Иване III и Василии III | Фронтальная работа; Индивидуальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. |
III. Первичное усвоение материала (20 мин) | Раздаёт карточки с заданиями детям, помогает находить ответы тем, кто затрудняется; организует заполнение таблицы. Изучение нового материала. Задания для работы в парах 1. Назовите причины войны. 2. Как отношения с Англией связаны с началом Ливонской войны 3. Назовите повод войны. 4. Ход войны 1558-1561 по карте. Зачем созывался Земский собор 1566 г? 5. Когда образовалось гос. Речь Посполитая? Какие земли включало? Какое влияние на ход Ливонской войны оказало объединение Польши и Литвы? 6. Как изменился ход войны после вступления на престол Стефана Батория? 7. Каково было значение оборона Пскова в ходе Ливонской войны? 8. Итог войны. Содержание мирных договоров. Покажите на карте. 9. Причины поражения в Ливонской войне. 10. Значение войны. 11. Выпишите имена исторических личностей из материала (с указанием кем они являлись) | Читают материал, находят ответы на поставленные вопросы, анализируют источники, изучают карту, готовят ответ; Слушают ответы одноклассников, заполняют таблицы | 1.парная работа 2. фронтальная 3. индивидуальная | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника, дополнительных источников, карты; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о деятельности и личности Ивана Грозного. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Устные ответы. Письменное фиксирование информации на рабочих листах |
IV. Первичная проверка изученного (8 мин) | Организует работу по контурной карте и заполнение таблицы и «кармашков» «чёрное» и «белое» Оцените результаты внешней политики Ивана Грозного | Показывают на контурной карте западное направление внешней политики. Дают оценку и продолжают работу над проектом | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, анализируют, обобщают; Личностные: адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | графическая работа, письменные ответы |
V. Первичное закрепление изученного (8 мин) | Организует работу по тестам или защиту проекта «Расскажи художник» по вопросам | Отвечают индивидуально, проверяют с помощью учителя, дают самооценку | Индивидуальная работа | Личностные: адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Письменные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия (2 мин) | Организует работу по вопросам - Мне было интересно… - Мы сегодня разобрались… - Я сегодня понял… - Мне было трудно… | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке; дети оценивают свою работу сами |
VII. Домашнее задание (1 мин) | Параграф 7-8 пересказ по карте, даты учить, на «4» вопрос 5 с. 69, «5» воп.6 с. 70, продолжить работу над проектами | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |
Приложение 1.
Значение перемирия с Речь Посполитой
Из труда Антонио Поссевино «Исторические сочинения о России XVI века»
Что же касается мира с королем польским, то мы восприняли его с той радостью, которая подобает в таком случае: ведь могущественнейшие государи объединились, христианские народы, которые раньше с большим уроном для себя вступали в столкновение, находятся в спокойствии, неприкосновенности и появилась большая надежда, что они повернут объединённые усилия против врагов христианства.
Содержание Ям –Запольского перемирия
Из перемирной грамоты московских послов 1582 года
Мы, послы великого государя, царя и великого князя… заключили договор на 10 лет… Великий государь наш, царь и великий князь ради блага христианского мира приказал уступить королю из земли ливонской города: Кокенхаузен… Ровно, Володимерец… Дерпт, Новгородок Ливонский… Пайду… Вельян, Пернов старый и Пернов новый (в грамоте перечисляются и другие города) со всем имуществом, им принадлежащим, и с волостями при этих крепостях. Кроме того, королю передается Велиж со старыми границами и межами…
Нашему великому государю, царю и великому князю передаются те города, которые король Стефан взял из владений великого государя: город Великие Луки, Невель, Заволочье, а также Ржеву пустую, города: Холм и, кроме того, те псковские пригороды, которые король Стефан занял во владениях великого государя: Воронеч, Велью, Остров, Красное… Пусть все эти, относящиеся к Пскову города, перейдут к великому государю нашему по древнему обычаю со всем имуществом и волостями при этих крепостях. Люди же, оружие и снаряжение должны быть вывезены в соответствии с постановлением.
Причины поражения русских в Ливонской войне
Начало Ливонской войны было успешным для России. За один только 1558 год русские войска захватили 20 ливонских крепостей, в том числе и важнейшие здесь города Нарву и Дерпт (Тарту). В результате этого похода к России отошла вся восточная часть Эстляндии, и стало ясно, что Ливония не способна сопротивляться.
В 1559 году Адашев заключил перемирие с Орденом, опасаясь включения в войну Литвы. Ливонский орден, воспользовавшись передышкой, заключил договор с Литвой, что привело к возобновлению войны в 1560 году. Русскими войсками были захвачены превосходно укрепленные крепости Мариенбург и Феллин, орденская армия была наголову разбита под Эрмесом, а бывший магистр Ордена Фюрстенберг попал в плен. Ливонский орден находился в агонии.
Разгромом Ливонии пожелали воспользоваться соседние страны, стремившиеся прибрать к рукам прибалтийскую торговлю. В 1560 — 1561 годах территория Ливонии была фактически разделена предприимчивыми соседями: Швеция поспешила захватить северную часть Эстляндии с Ревелем (Таллином), Дания — остров Эзель (Сааремаа), Литва и Польша приобрели Курляндию и часть Лифляндии.
В ноябре 1561 года Ливонский орден официально перестал существовать, уступив свои владения Сигизмунду II Августу.
Теперь Ивану IV предстояло воевать уже не с раздробленной Ливонией, а с гораздо более могущественными соседями. Началась крупная европейская война за обладание Прибалтикой, где Дания столкнулась со Швецией, а Литва и Польша — с Россией.
Какую роль в Ливонской войне имело образование Речь Посполитой?
Вопрос об объединении Литвы и Польши встал задолго до событий конца 1560-х годов, однако литовские дворяне постоянно блокировали его решение. Затягивание войны изменило их мнение. В июне 1569 года в Люблине между двумя государствами была заключена уния, положившая начало новому, гораздо более могущественному государству на западных границах России — Речи Посполитой.
Если до этого русские имели дело лишь с Литвой и отдельными польскими отрядами, то теперь им предстояло воевать с огромным и сильным государством, что окончательно переломило ход войны в пользу противника. Таким образом, именно позиция России на продолжение войны способствовала образованию Речи Посполитой.
Причины Ливонской войны
Ливония имела выгоднейшее географическое положение, что позволяло ей контролировать всю юго-восточную Балтику и держать в своих руках торговые пути в этом регионе. Фактическая монополия Ливонского ордена на торговлю в восточной Балтии серьезно ущемляла торговые интересы литовского и русского купечества, так как те не имели права свободно торговать по Балтийскому морю.
Русские купцы не могли напрямую завязывать отношения с западноевропейскими торговцами, а были вынуждены пользоваться обязательным посредничеством ливонцев. В результате большую часть прибыли от торговли забирали посредники. Эта проблема обострилась к середине XVI столетия, когда в Западной Европе резко вырос спрос на сельскохозяйственные продукты и сырье, а балтийский торговый путь стал чрезвычайно выгодным.
Одновременно Ливонский орден был потрясен внутренним кризисом, вызванным распространением Реформации на территории Ливонии. Большинство населения здесь приняло протестантство, что привело к ослаблению католических владений и самого Ордена, а в перспективе означало ликвидацию всех политических образований в Ливонии. Естественно, что уже в 1550-е годы соседние с Ливонией государства — Литва, Швеция и Россия — начали борьбу за «ливонское наследство».
Поводом к Ливонской войне послужил так называемый вопрос о «юрьевской дани». Эта дань с 50 — 60-х годов XV века должна была выплачиваться Псковской республике Дерптским (Юрьевским) епископством.
К середине XVI столетия о ней порядком забыли, но глава Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый в 1554 году неожиданно потребовал выплатить все недоимки по дани, составлявшие огромную сумму. Ливонским послам не оставалось ничего иного, как подписать договор с Россией о выплате дани и о свободной торговле русских купцов. В случае неуплаты дани Россия грозила Ливонии войной, недвусмысленно намекнув на это сбором войск на западной границе.
В 1557 году переговоры ливонских послов с Россией возобновились. Любопытно, что ливонцы были готовы уплатить недоимки по дани и дальше выплачивать ежегодную внушительную сумму. Однако Иван IV на каждом этапе переговоров повышал эту сумму, что было сверх меры. Ход переговоров прямо свидетельствует, что России была нужна не дань, а повод к войне.
Причины поражения и итоги Ливонской войны
Россия проиграла Ливонскую войну, которая, строго говоря, с самого начала была непопулярна в русском обществе. Если взятие Казани восторженно было встречено, пожалуй, всеми русскими людьми, ведь речь шла о защите государства и о борьбе с мусульманством, то война с по большей частью единоверческим и этническим близким населением Великого княжества Литовского воспринималась как несправедливая и гибельная для страны.
Неслучайно члены Избранной Рады и большинство бояр открыто требовали заключить мир с Литвой и перенести центр тяжести войны на юг — против Крыма. И, видимо, бояре были правы, так как войну с Литвой и Швецией Иван IV проиграл, и не в последнюю очередь из-за нерешенности крымско-русских отношений. Как писал псковский летописец: «Царь Иван не на велико время чужую землю взял, а свою не удержал, а людей вдвое погубил».
Наступление Стефана Батория на Полоцк, Великие Луки и Псков сопровождалось атаками шведов на русские войска в Эстляндии и северо-западных областях Новгородчины. Под ударами шведской армии осенью 1581 года пали русские города Нарва, Ям, Копорье, Корела, игравшие огромную роль в балтийской торговле.
Война со шведами была также безнадежно проиграна, как и война с поляками. В итоге 10 августа 1583 года Россия и Швеция заключили Плюсское перемирие. В соответствии с ним Швеция удерживала за собой Эстляндию и захваченные русские города, а также территорию к северу от Ладожского озера с городами Ям, Копорье и др.
Характеристика и цели западного направления в к 15 – н 16 века
В конце XV — начале XVI века осложнились отношения России с северо-западнымисоседями — Ливонским орденом и Швецией. Причинами этих осложнений были претензии Ордена и Швеции на Псковщину и Новгородчину, а также желание России получить выход к Балтийскому морю, завоевав Карелию и ликвидировав торговую монополию Ганзейского союза.
Военные действия России против Ливонского ордена и Швеции в конце XV века были крайне агрессивны. В 1491 году русские выстроили напротив ливонской крепости Нарва свою мощную крепость Ивангород, что нанесло серьезный ущерб ливонским купцам. Это был первый русский город на Балтике.
Ганза решила бойкотировать Ивангород, но в ответ в 1494 году в Новгороде был разгромлен Ганзейский торговый двор, что вообще свело на нет всю русско-ганзейскую торговлю.
Наконец, в 1495 году русские войска вторглись в шведскую Карелию, а потом и в Финляндию, так как Швеция была основным союзником Ливонии и Ганзы. Война с Ливонией и Швецией с перерывами продолжалась до 1503 года, но так ничего и не принесла России, кроме серьезных потерь. В целом это война была неудачна для России, но она наметила основные цели страны в северо-западном направлении.