СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока музыки в 5 классе по ФГОС, раздел: "Музыка и литература" , тема: "Музыка главный герой басни"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи, в которых выражены чувства и мысли поэтов. Музыка часто звучит не только в сказках, стихах, а и в других жанрах литературы, например, в баснях.

Во время урока на примере басни Крылова «Квартет» обучающиеся определяют роль музыки в литературном жанре басня, знакомятся с творчеством А.П. Бородина, закрепляют понятие “квартет”.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока музыки в 5 классе по ФГОС, раздел: "Музыка и литература" , тема: "Музыка главный герой басни"»

Технологическая карта урока музыки, 5 класс. Раздел: «Музыка и литература»

Тема урока: «Музыка – главный герой басни»

Цели ученика:

1. На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре басня.

2.Познакомить с творчеством А.П. Бородина.

3.Закрепить понятие “квартет”.


Педагогические задачи:

Образовательные (учебные):

Формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.

Развивающие:

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу.

Воспитательные:

Воспитание творческой личности ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства.

Тип урока

Урок изучения нового содержания

Форма урока

Фронтальная

Опорные понятия, термины

Басня;

Ансамбль (коллектив музыкантов от двух до десяти);

квартет - музыкальный ансамбль, состоящий из четырёх

музыкантов - исполнителей (вокалистов или инструменталистов;

Струнные смычковые инструменты.


Новые понятия

Ноктюрн






Формы контроля

Письменный опрос «Проверь себя»

Домашнее задание

Прочитать биографию Никколо Паганини

Используемые методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Используемые приемы: слушание, исполнение, сопоставление со смежными видами искусства.




Этапы урока

Задания, выполнение которых учащимися

приведет к дости-жению планирован-ных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты





Предметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

I. Мотивация к учебной деятельности


-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


СЛАЙД № 1















СЛАЙД № 2








(Показ портрета И.А.Крылова  щелчок)


-Начнём наш урок с небольшого распевания и музыкального приветствия



-Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Узнали, что под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи, в которых выражены чувства и мысли поэтов. Но музыка часто звучит не только в сказках, стихах, а и в других жанрах литературы.

-Обратимся к следующим названиям. Прочтите их, пожалуйста.

- Какому литературному жанру можно отнести эти произведения?

- Может быть, вы знаете, кто написал эти басни?




Распевание: исп. звуков:

а-о-у-а, е-ё-ю-я.

Музыкальное приветствие –«Музыка, здравствуй!»












«Скворец»,

«Осел и соловей» , «Кукушка и петух» , «Кошка и соловей», (дети читают)


- Это басни.


- Известный русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов.


Личностные УУД:

- Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


II. Актуализация учебной деятельности

Подготовка учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

- выполнение учащимися учебных действий;

- организация постановки цели урока;



СЛАЙД № 3








Щелчок по слайду




СЛАЙД № 4




СЛАЙД № 5




СЛАЙД № 6

- Басня – что означает этот литературный жанр?

- Как вы думаете, что объединяет перечисленные мною басни «Скворец»,

«Осел и соловей», «Кукушка и петух» , «Кошка и соловей»?

- Верно. Тогда назовите нашу тему урока


- А чтобы узнать, о какой именно басне пойдёт речь, вспомните, как называется музыкальный ансамбль, состоящий из четырёх

музыкантов - исполнителей (вокалистов или инструменталистов).

- Молодцы! Получилось название еще одной басни И. А. Крылова “Квартет”.

- Дети читают на слайде.





Главное действующее лицо – музыка.


- «Музыка – главный герой басни»







- КВАРТЕТ


Регулятивные УУД:

- Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

-принимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать оценки своих музыкально-творческих возможностей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативные УУД:

- выражать своё отношение к музыкальному произведению,

-уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

III. Создание проблемной ситуации

(анализ басни И. А. Крылова “Квартет”)


СЛАЙД № 7



Щелчок (анимация)


- Квартеты бывают разные, но чаще всего звучат струнные квартеты.

- Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.


- К какой группе инструментов относятся инструменты квартета?

– Почему виолончель Крылов называет “басом”?



- А на самом деле как называется самый низкий инструмент среди струнных-смычковых?

- Какую роль играет музыка в басне и с какой целью она здесь использована?





– В чем мораль сей басни?






2 скрипки, альт и виолончель.


- К струнным-смычковым инструментам


Потому что виолончель – самый низкий по звучанию инструмент в квартете.

- Контрабас.



-Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попали.


Вывод: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.


Коммуникативные УУД:

- Умение слушать и понимать других.

- Умение работать в классе.


Познавательные УУД:

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.


Регулятивные УУД:

- Высказывать свою версию.


IV. Поиск решения проблемной ситуации














СЛАЙД № 8







СЛАЙД № 9

- А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может зазвучать очень красивая музыка. Да и сам И. А. Крылов был хорошим музыкантом с тонким музыкальным слухом. Современники вспоминали, что он очень любил играть в квартете и обычно брал на себя партию альта.

- Таким же замечательным музыкантом был и Александр Порфирьевич Бородин, хотя музыка не была его основной профессией.


- Давайте познакомимся с некоторыми фактами из его жизни…




















(Дети читают на слайде)



Регулятивные УУД:.

- Умение работать коллективно


V. Включение нового знания в систему знаний и повторение


СЛАЙД № 10

Слушание фрагмента 3-ей части квартета


СЛАЙД № 11









Щелчок

- Послушайте, пожалуйста, фрагмент 3-ей части квартета

№ 2 А. П. Бородина.

Этот квартет считается жемчужиной русской классики.


- Квартет № 2 Бородина,

состоит из 4-ёх частей.

Посмотрите внимательно на слайд и скажите, как называлась музыка, которую мы с вами слушали?


- Молодцы, верно!


- Давайте ещё раз послушаем фрагмент ноктюрна Бородина– эту удивительную по своей красоте музыку, и почитаем стихи Фета.

- Как звучала музыка?

- Кто исполнял эту музыку?



- Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.

- Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка?

Слушание музыки









- Ноктюрн (произведение, музыка которого создаёт образ ночи)








Слушание музыки

- Медленно, тихо, протяжно, нежно.

- Инструментальный ансамбль-квартет

- Послушать ответы детей.



Музыкальный слух, трудолюбие, терпение, умение, талант.

-воспринимать музыку различных жанров;

-запоминать и узнавать изученные музыкальные произведения.




СЛАЙД № 12

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА



VI. Рефлексия учебной деятельности

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

СЛАЙД № 13



Щелчок

Звучит песня «Скрипка Паганини»















СЛАЙД № 14


- В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно

- Отгадайте загадку: 



- Ну, а сейчас 5-минутная работа «Проверь себя». Написав свою фамилию, на листочках пишем только ответ.


И в заключении нашего урока давайте подведём итог:

– Какую же роль играет музыка в литературе?




Всё правильно, вы просто МОЛОДЦЫ! Всем спасибо за урок!

Домашнее задание на слайде, запишите в дневник.





СКРИПКА








1.Музыка обогащает литературу.

2.Музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!