Цели ученика: 1. На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре басня. 2.Познакомить с творчеством А.П. Бородина. 3.Закрепить понятие “квартет”. | Педагогические задачи: Образовательные (учебные): Формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня. Развивающие: Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Воспитательные: Воспитание творческой личности ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства. |
Тип урока Урок изучения нового содержания | Форма урока Фронтальная |
Опорные понятия, термины Басня; Ансамбль (коллектив музыкантов от двух до десяти); квартет - музыкальный ансамбль, состоящий из четырёх музыкантов - исполнителей (вокалистов или инструменталистов; Струнные смычковые инструменты. | Новые понятия Ноктюрн |
Формы контроля Письменный опрос «Проверь себя» | Домашнее задание Прочитать биографию Никколо Паганини |
Используемые методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный. Используемые приемы: слушание, исполнение, сопоставление со смежными видами искусства. |
Этапы урока | Задания, выполнение которых учащимися приведет к дости-жению планирован-ных результатов | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
| | | | Предметные | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
I. Мотивация к учебной деятельности -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | СЛАЙД № 1 СЛАЙД № 2 (Показ портрета И.А.Крылова щелчок) | -Начнём наш урок с небольшого распевания и музыкального приветствия -Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Узнали, что под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи, в которых выражены чувства и мысли поэтов. Но музыка часто звучит не только в сказках, стихах, а и в других жанрах литературы. -Обратимся к следующим названиям. Прочтите их, пожалуйста. - Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? - Может быть, вы знаете, кто написал эти басни?
| Распевание: исп. звуков: а-о-у-а, е-ё-ю-я. Музыкальное приветствие –«Музыка, здравствуй!» «Скворец», «Осел и соловей» , «Кукушка и петух» , «Кошка и соловей», (дети читают) - Это басни. - Известный русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов. | | Личностные УУД: - Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
II. Актуализация учебной деятельности Подготовка учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; - выполнение учащимися учебных действий; - организация постановки цели урока; | СЛАЙД № 3
Щелчок по слайду СЛАЙД № 4
СЛАЙД № 5
СЛАЙД № 6 | - Басня – что означает этот литературный жанр? - Как вы думаете, что объединяет перечисленные мною басни «Скворец», «Осел и соловей», «Кукушка и петух» , «Кошка и соловей»? - Верно. Тогда назовите нашу тему урока - А чтобы узнать, о какой именно басне пойдёт речь, вспомните, как называется музыкальный ансамбль, состоящий из четырёх музыкантов - исполнителей (вокалистов или инструменталистов). - Молодцы! Получилось название еще одной басни И. А. Крылова “Квартет”. | - Дети читают на слайде. Главное действующее лицо – музыка. - «Музыка – главный герой басни» - КВАРТЕТ | | Регулятивные УУД: - Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. -принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценки своих музыкально-творческих возможностей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Коммуникативные УУД: - выражать своё отношение к музыкальному произведению, -уметь слушать и понимать высказывания собеседников. |
III. Создание проблемной ситуации (анализ басни И. А. Крылова “Квартет”) | СЛАЙД № 7 Щелчок (анимация) | - Квартеты бывают разные, но чаще всего звучат струнные квартеты. - Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне. - К какой группе инструментов относятся инструменты квартета? – Почему виолончель Крылов называет “басом”?
- А на самом деле как называется самый низкий инструмент среди струнных-смычковых? - Какую роль играет музыка в басне и с какой целью она здесь использована?
– В чем мораль сей басни? | 2 скрипки, альт и виолончель. - К струнным-смычковым инструментам Потому что виолончель – самый низкий по звучанию инструмент в квартете.
- Контрабас.
-Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попали.
Вывод: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда. | | Коммуникативные УУД: - Умение слушать и понимать других. - Умение работать в классе. Познавательные УУД: - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Регулятивные УУД: - Высказывать свою версию. |
IV. Поиск решения проблемной ситуации |
СЛАЙД № 8
СЛАЙД № 9 | - А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может зазвучать очень красивая музыка. Да и сам И. А. Крылов был хорошим музыкантом с тонким музыкальным слухом. Современники вспоминали, что он очень любил играть в квартете и обычно брал на себя партию альта. - Таким же замечательным музыкантом был и Александр Порфирьевич Бородин, хотя музыка не была его основной профессией. - Давайте познакомимся с некоторыми фактами из его жизни… | (Дети читают на слайде) | | Регулятивные УУД:. - Умение работать коллективно |
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение | СЛАЙД № 10 Слушание фрагмента 3-ей части квартета СЛАЙД № 11
Щелчок | - Послушайте, пожалуйста, фрагмент 3-ей части квартета № 2 А. П. Бородина. Этот квартет считается жемчужиной русской классики. - Квартет № 2 Бородина, состоит из 4-ёх частей. Посмотрите внимательно на слайд и скажите, как называлась музыка, которую мы с вами слушали? - Молодцы, верно! - Давайте ещё раз послушаем фрагмент ноктюрна Бородина– эту удивительную по своей красоте музыку, и почитаем стихи Фета. - Как звучала музыка? - Кто исполнял эту музыку?
- Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни. - Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? | Слушание музыки - Ноктюрн (произведение, музыка которого создаёт образ ночи) Слушание музыки - Медленно, тихо, протяжно, нежно. - Инструментальный ансамбль-квартет - Послушать ответы детей.
Музыкальный слух, трудолюбие, терпение, умение, талант. | -воспринимать музыку различных жанров; -запоминать и узнавать изученные музыкальные произведения. | |
| СЛАЙД № 12 | ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | | |
VI. Рефлексия учебной деятельности Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | СЛАЙД № 13
Щелчок Звучит песня «Скрипка Паганини» СЛАЙД № 14 | - В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно - Отгадайте загадку: - Ну, а сейчас 5-минутная работа «Проверь себя». Написав свою фамилию, на листочках пишем только ответ. И в заключении нашего урока давайте подведём итог: – Какую же роль играет музыка в литературе? Всё правильно, вы просто МОЛОДЦЫ! Всем спасибо за урок! Домашнее задание на слайде, запишите в дневник. | СКРИПКА 1.Музыка обогащает литературу. 2.Музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях. | | |