– Давайте прочитаем текст на с. 87–88. – Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (О былинах.) Что такое былины? (Разные ответы.) Давайте сформулируем вопрос урока: Что такое былина? Но, поскольку мы говорим о русских былинах, давайте поставим вопрос немного иначе: – В чём особенности русской былины? Информация для учителя Былина – это жанр русских эпических песен-сказаний. Термин введён И.П. Сахаровым в 1839 году. На русском севере былины и исторические песни называются «старины». Они рассказывают о событиях далёкого прошлого, как правило – т.н. богатырских временах, когда Русь была великой. – Давайте составим кластер на тему: для чего пишутся былины. В центре поставим слово «былина». Варианты написания: сохранить народную память, рассказать о богатырях прошлых времён, объяснить сегодняшний день, связать прошлое и настоящее и т.п. – Для чего пишутся былины, мы примерно уже представляем. А какими они бывают? Давайте попробуем прочитать фрагмент текста на с. 89–90. Вольга и Микула Селянинович Когда воссияло солнце красное На тое ли на небушко на ясное, Тогда зарождался молодой Вольга, Молодой Вольга Святославович. Ясным днём, когда светило яркое солнце, родился Вольга Святославович. Тут же идёт сравнение Вольги с красным (синоним слова «красивый») солнцем. Как стал тут Вольга растеть-матереть, Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать ему под оболока, Серым волком рыскать да по чистыим полям. Аллегория – иметь множество способностей, быть везде своим и др. Уходили все рыбы во синии моря, Улетали все птицы за оболока, Ускакали все звери во тёмныи леса. Но наука ему не очень давалась. Как стал тут Вольга растеть-матереть, Собирал себе дружинушку хоробрую: Тридцать молодцов да без единого, А сам-то был Вольга во тридцатыих. Троичность – один из главных приёмов в былинах. Вольга, не преуспев в науках, решил стать первым в ратном деле. Собирал себе жеребчиков тёмно-кариих, Тёмно-кариих жеребчиков нелегчёныих. То есть жеребцов, а не меринов. Вот посели на добрых коней, поехали, Поехали к городам да за получкою. Поехали за данью. Повыехали в раздольице чисто поле, Услыхали во чистом поле оратая. Выехали в широкую степь и услышали вдалеке, как пахарь покрикивает на лошадей, вспахивая поле. Как орёт в поле оратай, посвистывает, Сошка у оратая поскрипывает, Омешики по камешкам почиркивают. Издалека было слышно, как поскрипывает соха, когда на неё налегает пахарь; как он посвистывает, направляя коней, как чиркает по камням лезвие плуга. Ехали-то день ведь с утра до вечера, Не могли до оратая доехати. Они ехали да ведь и другой день. Другой день ведь с утра до вечера, Не могли до оратая доехати. Как орёт в поле оратай, посвистывает, А омешики по камешкам почиркивают. Тут ехали они третий день, Опять магическое число «три». А третий день ещё до пабедья. А наехали в чистом поле оратая. На третий день, ближе к полудню, догнали они пахаря. Как орёт в поле оратай, посвистывает, А бороздочки он да помётывает, А пенье-коренья вывёртывает, А большие-то каменья в борозду валит. Налегает на плуг с такой силой, что вывёртываются пни и корни, отлетают в сторону камни. У оратая кобыла соловая, У пахаря жёлтая кобыла с белой гривой. Гужики у неё да шелковые, Сбруя у лошади шёлковая (очень дорогая). Сошка у оратая кленовая, Крепкое, ценное дерево. Омешики на сошке булатные, Плуг скован из булатной стали. Присошечек у сошки серебряный, Сошник сделан из серебра. А рогачик-то у сошки красна золота. А рукояти плуга золотые. А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, Сравнение кудрей с жемчугами. У оратая глаза да ясна сокола, Зоркие глаза. А брови у него да черна соболя. Сравнение бровей с дорогими соболиными шкурками. У оратая сапожки зелен сафьян, Сафьян – дорогой иноземный материал, сафьяновые сапоги могли себе позволить только богатые люди. Вот шилом пяты, носы востры, Сапоги с острыми каблуками и острыми носами – модные. Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. У оратая шляпа пуховая, Тоже дорогая. А кафтанчик у него чёрна бархата. Кафтан, да ещё бархатный – привилегия зажиточных. Говорит-то Вольга таковы слова: – Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко! Орать, да пахать, да крестьянствовати, А бороздки тебе да помётывати, Делать глубокие борозды – от глубины вспашки зависел урожай. А пенья-коренья вывёртывати, А большие-то каменья в борозду валить! Говорит оратай таковы слова: – Поди-ка ты, Вольга Святославович! Дословный перевод «ну и ну», возможно «смотри-ка». Мне-ка надобна Божья помочь крестьянствовати. Мне, конечно же, нужна Божья помощь в моем крестьянском труде. – Давайте определим особенности данного текста (работа по группам: первая группа анализирует фактологическую сторону, вторая – подтекстовую, третья – концептуальную. Задания по группам: 1-я – о чём рассказывает текст, какие особенности у этого текста; 2-я – о чём можно прочитать между строк данного текста; 3-я – какие смыслы могут вкладываться в этот текст. Возможный ответ первой группы: текст рассказывает о встрече богатыря Вольги и пахаря Микулы Селяниновича. В нём много непонятных слов и повторений. Возможный ответ второй группы: текст говорит о том, что пахарь в чём-то не беднее богатыря Вольги, а ещё он сильнее и умнее его. Возможный ответ третьей группы: противопоставляются крестьянин и князь, причём не в пользу последнего. То есть крестьянский труд не менее важен, чем ратный. – Пробуем вместе определить смыслы: совместная работа, пишем на доске. Былина – рассказывает, поучает, смешит, воспевает и т.д. – Какими же бывают былины? Начнём с того, что они относятся к фольклору. Что такое фольклор? (Пишем вместе: фольклор – коллективное устное народное творчество.) Что относится к жанрам фольклора? (Фронтальная работа.) Сказки, песни, загадки, былины и т.д. Информация для учителя Былины относят к эпическим произведениям. Они рассказывают об исторических событиях и великих народных деятелях. В русских былинах показаны народные герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Само название былина показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами (стрбинами), то есть песнями о старине. И действительно, былины создавались ещё в Киевской Руси, более 1000 лет тому назад. Древнейшие из них относятся к событиям IX века. Два основных цикла былин: киевский и новгородский. В первом случае действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трёх богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича – а также князя Вольги, оратая Микулы и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве, о быте купечества. |