1. Актуали зация опорных знаний | -С каким произведением вы познакомились на предыдущих уроках? - Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по этому произведению. РАБОТА в парах. - Вспомните этапы работы над сочинением. Восстановите последовательность этапов работы над сочинением. - Проверим вашу работу | Отвечают на вопросы Работают в парах Восстанавливают последовательность этапов работы над сочинением Проверяют работу | Познавательные УУД: - устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: - договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности |
2. Работа над темой сочинения | - Работаем над следующим этапом сочинения «Обдумывание и составление плана» - О чём вы расскажите во вступительной части сочинения? (презентация) - Что узнали о жизни Васи до встречи с детьми подземелья? - Кому из героев принадлежат слова? - Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? - Каков жанр произведения? - Какому роду принадлежит повесть? В повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий. Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии. - Как вы думаете какие это сюжетные линии? - линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и - линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни семьи Тыбурция. | Работают по плану Обдумывают тему Обсуждают слова темы Путь или дорога Васи, о Васе, его судьбе Кто такой Вася? Этапы движения Изменения, произошедшие с героем Слова Тыбурция Дружба с обездоленными людьми помогла проявиться лучшим Васиным качествам, вернула добрые отношения с отцом. Повесть Эпическое | Личностные УУД: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков Познавательные УУД: - устанавливают причинно-следственные связи, - перерабатывают и преобразовывают информацию, - строят суждения Коммуникативные УУД: - владеют монологической и диалогической формами суждения, Предметные УУД: - относят произведение к жанру, - составляют характеристики героев |
3. Работа над планом сочинения | - Работаем над следующим этапом сочинения «Обдумывание и составление плана» - О чём вы расскажите во вступительной части сочинения? - Что узнали о жизни Васи до встречи с детьми подземелья? - Как озаглавим основную часть сочинения? О чём будете писать? - Это главная часть сочинения. Наметим в ней подпункты. - Восстановим хронологию событий повести. Работаем с полосками белого цвета - Почему Вася начал бродяжничать? - Как относился Вася к своим новым друзьям? - Осудил ли Вася Валека, который воровал продукты? После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. - Какое влияние произвели на Васю его друзья из дурного общества? - Каким было отношение Васи к Соне, Марусе? -Вспомните эпизод с куклой? - Изменилось ли отношение отца к Васе? Кто в этом помог? - Почему Вася и Соня приходили на Могилку к Марусе? - Прочитайте подпункты основной части. - Переходим к заключительной части сочинения. В отношении к обездоленным людям у Васи проявились лучшие качества. - Какие это качества? | Участвуют в диалоге Составляют план, озаглавливают части, характеризуют героев и их поступки Вася – главный герой-рассказчик в повести Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей. Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство? Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом. На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди. | Личностные УУД: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков Познавательные УУД: - устанавливают причинно-следственные связи, - перерабатывают и преобразовывают информацию, - строят суждения Коммуникативные УУД: - владеют монологической и диалогической формами суждения, Предметные УУД: - относят произведение к жанру, - составляют характеристики героев |
4. Написание сочинения | План составлен. - Какой следует этап работы? Рекомендации: - Не превращайте сочинение в пересказ! - Вы должны показать своё впечатление от прочитанного и позицию автора. При оформлении черновика нужно оставлять просвет между строчками. Это даст возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания. Не забывайте пользоваться планом. Пользуйтесь орфографическим словарём. | Слушают рекомендации учителя Пишут сочинение в черновиках, используя составленный план Пользуются словарём | Личностные УУД: - стремятся к совершенствованию письменной речи Коммуникативные УУД: - оформляют свои мысли в письменной речи Познавательные УУД: - пользуются словарями Предметные УУД: - находят в тексте материал для характеристики, оформляют свои мысли в письменной речи |
5. Редактирова- ние сочинения | - Прочитайте сочинение, которое написали, проверьте ошибкоопасные слова, используя орфографические словари | Редактируют текст сочинения, пользуясь орфографическими словарями | Личностные УУД: - стремятся к совершенствованию письменной речи, - осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению Предметные УУД: - знает основные нормы русского литературного языка, Познавательные УУД: - пользуются словарями |