СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку литературы Волшебная сказка. «Царевна-лягушка». Тема, композиция, образы, стиль волшебной сказки. Особенности сказочного мир""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технолгоическая карта к уроку литературы для обучающихся 5 класса Волшебная сказка. «Царевна-лягушка». Тема, композиция, образы, стиль волшебной сказки. Особенности сказочного мир

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку литературы Волшебная сказка. «Царевна-лягушка». Тема, композиция, образы, стиль волшебной сказки. Особенности сказочного мир""»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 5 КЛАСС

УРОК № 8 28.09.2015



ТЕМА:

Волшебная сказка. «Царевна-лягушка». Тема, композиция, образы, стиль волшебной сказки. Особенности сказочного мира.

ЦЕЛИ:

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

-знакомство с особенностями образно-стилистического и композиционного строя волшебной сказки;



-развитие навыки композиционно-стилистического анализа произведений;


-воспитание нравственных качеств: доброты, толерантности, трудолюбия, верности и честности.

ЗНАТЬ:

Стилистику и композиционный строй волшебной сказки

УМЕТЬ:

Определять композиционно-стилистический строй сказки.

НАГЛАДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Иллюстрации к сказке, учебник, рабочая тетрадь, ватманы ,стикеры

ТИП УРОКА:

Усвоение новых знаний и умений

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Наглядный. Словесный. Практический . Проблемно-поисковый

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности обучающихся

Промежуточный контроль

Организационный

Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на нашем уроке литературы. Надеюсь на ваше активное сотрудничество. Напоминаю вам правила поведения на уроке:

1.Правило поднятой руки.

2. Полным ответом отвечаем на поставленные вопросы.

3.Уважаем себя и окружающих.

4.Помним, что лишний шум отвлекает людей от работы.

Если вы готовы к уроку, хлопните три раза в ладоши.





Выражение готовности к уроку





Наличие тетрадей








Актуализация знаний

На прошлых уроках мы с вами много говорили о фольклоре и его жанрах.

Сегодня мы с вами будем изучать один из самых интересных фольклорных жанров. Что это за жанр, попробуйте определить по оформлению, которое расположено на доске. (Сказка)


 Правильно это – сказка. Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не знал и не любил сказок. Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с самого рождения. По мотивам русских народных сказок создано множество спектаклей, мультипликационных и художественных фильмов.


Посмотрите еще раз на иллюстрации и скажите ,о какой сказке мы будем говорить сегодня?


Совершенно верно, о Царевне- лягушке.


У вас на партах лежат листы, сегодня они ваши верные помощники. Давайте запишем тему и число в это лист.

В центре нашего внимания одна из самых известных и любимых сказок – «Царевна – лягушка», с этим произведением вы уже знакомы , при выполнении домашнего задания вы должны были еще раз прочитать произведение, освежить свою память.

Сегодня мы не просто вспомним события этой сказки, а на её примере будем учиться анализу художественного произведения, ведь сказка – это жанр художественного творчества народа. Умение анализировать художественное произведение вам пригодится в старших классах, потому что именно в результате анализа более глубоко познаётся и само произведение, и то, что хотел сказать нам, читателям, автор. Это относится и к сказке.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока.


Сказка – ложь, да в ней намёк –

добрым молодцам урок.



- Чьё это высказывание? (А.С.Пушкин)

Запишите автора данного эпиграфа, который находится на листе.


-Раскройте смысл этих слов. Какое отношение данный эпиграф имеет к уроку?


Правильно. Проанализировав сказку «Царевна – лягушка», мы должны прийти к выводу, какой урок содержится в ней, чему она учит каждого из нас.

Прежде чем приступить к анализу вам предстоит пройти испытания и блеснуть своими познаниями. Найдите в вашем листе раздел контроль знаний. Вам нужно ответить на 5 вопросов. Время на выполнение 2 минуты

Контроль знаний

  1. Краткое законченное изречение, состоящее из одного рифмованного предложения________ (пословица)

2.Самое короткое не законченное изречение,

часть суждения (поговорка)

3.Малый жанр фольклора содержащий

вопрос и предположительный ответ

(загадка)

4.Один из основных видов эпоса, рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях

(сказка)

5.Сколько разрядов имеет сказочная проза (три)


Проверили и оценили.

Ответ на 5 вопрос предполагал что, сказочная проза имеет три разряда. Назовите три разряда сказок.

(бытовые, о животных, волшебные)

Как вы думаете к какому разряду относится сказка «Царевна лягушка»? (волшебная)






Ответы детей


















Ответы учащихся.










Запись темы в листы.










Чтение эпиграфа учеником.




Ответ учеников




Ответы учеников.











Ответы на доске.

1.Пословица.

2.Поговорка.

3. Загадка

4.Сказка.

5. Три


Критерии оценивания

5 правильных-5

4правильных -4

3 правильных -3

2 правильных -2









Ответы учащихся.



































































Взаимопроверка





Изучение нового материала

 

 

С давних времен у самых разных народов появились сказки о прекрасной девушке-царевне и юноше-богатыре. Царевну за непокорность злые силы лишают человеческого облика, позволяя принимать его только в определенное время. Царевны обладают редкой красотой, им присущи лучшие черты человеческого характера: они добры как к людям, так и к животным и растениям, поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро. Красавицы покоряют не только красотой и добротой, но и умением творить чудеса. Они к тому же искусницы: умеют шить, вышивать, печь караваи, готовить вкусные блюда; прекрасно танцуют, получая удовольствие от танца и радуя других.

Кажется, они всемогущи… Но для того чтобы девушка смогла навсегда избавиться от заклинания, её должен встретить юноша и почувствовать человеческую душу существа, обезображенного колдовскими чарами. Каждый из героев проходит свою часть пути навстречу друг другу. Девушка делает все, чтобы ни юноша, ни его отец не пожалели о сделанном выборе. Юноша тем временем совершает подвиги, чтобы вернуть похищенную девушку-свою возлюбленную.

В сказках заключается великая мудрость:

Как вы думаете какая?

Герой не получает счастье в подарок, он добивается его в суровой борьбе. Так и в жизни, кто преодолевает жизненные трудности, кто усердно трудится ,тот и живет счастливо.

Именно это и происходит в сказке «Царевна лягушка».

Исторические корни этой волшебной сказки обращены к южным славянам ,у которых существовал обычай выбирать невесту с помощью стрелы ,которая символизирует (символ любви – сердце, пронзенное стрелой).

Ребята ,а как можно доказать, что это

произведение сказка?


У сказки есть свои признаки: (давайте их

запишем в ваших листах)

1.Герой (активный, пассивный)

2.Чудесная невеста, обычная земная девушка

3. Противники героя

4.Волшебные помощники и предметы


Обязательными признаками сказочного стиля

являются формулы ,они имеются в каждой

сказке. К ним относятся:

Давайте запишим в листах.

Присказки( На море океане, на острове

буяне…. Это присказка ,а сказка будет впереди)

Зачины( В некотором царстве,в некотором государстве, жили-были)

Концовка( Свадьбу сыграли долго пировали,и я там был…..)

Формула описания внешности героя ( Ни в

сказке сказать ,ни пером описать)

Сказочные эпитеты (ковер-самолет, сапоги -

Скороходы, молодильные яблоки,мертвая и живая

вода и др.)

Пространственные- временные формулы(

близко ли далеко, долго ли, коротко ли

Формула вызова коня(вспомните какие?)

обращение к избушке(?)

Утроение ( три сына, три задания,три боя,)–

признак большой древности сказки.

Определенная последовательность этих элементов составляет композицию волшебной сказки.


Композиция волшебной сказки это- последовательность в определенном порядке формул.

ФИЗМИНУТКА. Сейчас я предлагаю вам посетить нашу лягушку на ее болоте.











































Ответы ребят.









































Схема в тетради.








Запись определения






Первичное закрепление материала

УСТНО.

1. Назовите признаки, по которым сказку «Царевна-лягушка» можно отнести к волшебным сказкам

- Герой – активный, наделенный привлекательной внешностью Иван-царевич.

- Она – «чудесная невеста», волшебница Василиса Премудрая.

- Герою противостоят чудовищные противники «иного царства» - Кощей Бессмертный.

- Волшебные помощники и предметы: клубочек, медведь, заяц, селезень, щука.

Работаем в паре:

2. Выпишите из текста примеры стилевого своеобразия волшебной сказки в листы Время выполнения 7 минут

- Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…

- Формула-обращение к избушке: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»

- Пространственно-временные формы – Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли…

- Формула изменения облика невесты – Василиса Премудрая – лягушка

- Утраивание: три дня подождать, три года квакушею быть, за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве.

Беседа по вопросам.

- Чему посвящена сказка «Царевна-лягушка»?

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» посвящена настоящей любви и верности людей своему слову и делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.

- Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.

Кто является главными героями сказки?


Сейчас я предлагаю вам, изучив образ Ивана Царевича и образ Василисы Премудрой доказать почему Иван Царевич достоин Василисы Премудрой . А она Ивана Царевича?

Подойдите к партам, на которых вы найдете все необходимое для работы.



Составление кластера. Самостоятельно.












Спасибо за работу было приятно услышать ваше мнение.

На следующих уроках мы продолжим анализировать сказку с точки зрения ее композиции, рассмотрим реальный и фантастический мир сказки, поговорим о собятиях и героях этой сказки более подробно, будем развить навыки художественного чтения текста сказки.

А для этого вам нужен будет план анализа художественного произведения» (1 мин.). (Распечатки с планом имеются на каждой парте).

План.

1. Определить жанр произведения.

2. Выявить композицию.

3. Элементы сюжета.

4. Система образов.

5. Особенности языка.

6. Основные проблемы.

7. Позиция автора.

Попытайтесь произвести анализ сказки «Царевна лягушка» самостоятельно

С помощью этого плана.

Запись ДЗ, оценки.




Беседа с учащимися.













Самостоятельно в паре.

7 минут































Составляют кластер

5 минут.

Выступление

1 минута

Деление на мальчиков и девочек.

Презентующий кластер начинается со слов:

Перед нами была поставлена задача

доказать ,почему мы считаем что Иван Царевич достоин Василисы Премудрой. Порассуждав мы пришли к выводу: Иван царевич достоин Василисы премудрой потому что он обладает






Рефлексия

 

Сейчас я вам предлагаю подумать над тем, чему может научить вас это сказка.

Записываем на стикерах , выходим к доске и озвучиваем.

Какие качества в людях вы цените больше всего?

Я желаю вам, чтобы на вашем пути вам встречались только хорошие ,добрые, веселые, отзывчивые, умные,воспитанные люди.

Оценки за урок (агрументировать)

Запись домашнего задания



Домашнее задание

 

 

 

 

Обязательный уровень

Продвинутый уровень



Запись в дневниках.

На листах имеется



Информация о домашнем задании

По плану сделать краткий анализ сказки.


Подготовить пересказ сказки от лица Ивана Царевича с использованием сказочных особенностей (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!