СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку ИЗО по ФГОС в 5 классах, на тему: "Золотая Хохлома"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

«  Хохлома»

Цель

1. Ознакомить учащихся с хохломской росписью и приемами её выполнения.

2. Способствовать развитию познавательных интересов школьников, установить связь их с жизнью;

3. Освоить основные виды хохломского орнамента травка, под фон, кудрина.

4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию

Основные термины  и понятия

Орнамент, реставратор.

 

Планируемый результат.

Личностные  УУД

Воспитание российской гражданской идентичности:  патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за Родину, прошлое и настоящие многонационального народа России; осознание своей этнической при-надлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Метапредметные  УУД

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы  и интересы своей познавательной деятельности;

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные УУД

 

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

 

 

Регулятивные: планирование, самоконтроль, самооценка

Познавательные: анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий.

Контроль и оценка процесса и результата действий

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества,

 

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах  хохломской росписи («травка», роспись  «под фон», «кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку ИЗО по ФГОС в 5 классах, на тему: "Золотая Хохлома"»

Технологическая карта изучения темы.

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тип урока

Комбинированный

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

« Хохлома»

Цель

1. Ознакомить учащихся с хохломской росписью и приемами её выполнения.

2. Способствовать развитию познавательных интересов школьников, установить связь их с жизнью;

3. Освоить основные виды хохломского орнамента травка пряник, под фон, кудрина.

4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию

Основные термины и понятия

Орнамент, реставратор.



Планируемый результат.

Личностные УУД

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за Родину, прошлое и настоящие многонационального народа России; осознание своей этнической при-надлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Метапредметные УУД

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные УУД


формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;



Регулятивные: планирование, самоконтроль, самооценка

Познавательные: анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий.

Контроль и оценка процесса и результата действий

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества,


Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.



Организация пространства.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Просмотр - анализ работ


ТСО: м\м проектор, экран, ноутбук, презентация «Золотая хохлома».

Книгопечатная продукция:

Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская под ред. Б.М. Неменского

А. для учителя: репродукции с изображениями произведений хохломской росписи, карта Центральной России, раздаточный материал с изображением элементов хохломской росписи и орнаментальных композиций. Таблица с изображением предметов хохломской росписи, хохломские изделия, мел, доска, гуашь, кисти, лист бумаги, баночка с водой, ноутбук, экран.

Б. для детей: альбом, краски гуашевые, кисти, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка.




Технология изучения.

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Создание эмоционального настроя

Осуществляется самоконтроль по организации рабочего места.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

-Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.


Настрой на урок, самооценка готовности к уроку. Учащиеся самостоятельно проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний и умений.






Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

-выражать в творческой работе своё отношение к истории


Активизация мыслительных операций

анализ,обобщение,классификация и познавательных процессов мышление, внимание, память

Актуализация знаний полученных на прошлом уроке

1.Как называется общая тема курса?

2.Что обозначает декоративно прикладное искусство?

3. Что же такое народные промыслы?

4.Давайте вспомним, О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках?

Ответы учащихся

Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.





3.Постановка учебной проблемы.

Познавательные УУД - действия поисследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.


Метапредметные УУД

регулятивные:

- отличать различные виды объектов выполняемого задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

предметные:

- правильно владеть художественными терминами;

- сравнивать образцы;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.


Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися



Сегодня мы познакомимся с известным промыслом не только в нашей стране, но и далеко за её пределами, промысел этот называется “Золотая хохлома”. Эта роспись по дереву золотым, красным, чёрным цветом появилась в 16 веке близ Городца в сёле Хохлома, в Нижегородской (Горьковской) области в городе Семёнове и селе Семине находиться центр создания хохломских изделий. Название промысел получил от торгового села Хохлома.(слайд 2)

Изготавливалась посуда из липы, берёзы, осины.(слайд 3,4). промысел как правило был семейным, каждому находилась работа мужчины точили заготовки посуды, Посуду деревянную сушили, затем женщины шпаклевали её белой глиной, грунтовали льняным маслом, посуду шлифовали что бы не было неровностей, а затем олифой натирали пока изделие не заблестит, только потом покрывали алюминиевым порошком. После того как заготовка прошла поэтапную подготовку к росписи её расписывали стойкими масляными красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Вы спросите, а золото то откуда? Оказывается, расписанное изделиепокрывалось лаком и прогревалось. Лак при нагреве приобретал золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды.


Ответы учащихся


Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.




4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать здание;

-создание творческого и реалистичного объекта. Задания;

- уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

-Как мы с вами можем определить характерные особенности хохломской росписи?

-Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент?

-Какие виды орнамента вы знаете?

-А теперь подумайте, какие виды орнамента встречаются в хохломской росписи?

В хохломской росписи встречается растительный и орнитоморфный орнаменты.


Ответы учащихся



Орнамент - это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.


Геометрический - узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т. д.). Растительный – узор, состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья). Орнитоморфный узор, где основным мотивом является изображение образа птицы. Зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животных.
В хохломской росписи встречается растительный и орнитоморфный орнаменты.


5.Открытие нового знания

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний ( определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.


Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Главным мотивом хохломской росписи (слайд 5 ) растительный узор, в основу которого легли стебли, завитки, кудрина, цветы, ягоды, листики. Внимательно присмотритесь, что и как мастера делают. Они никогда точно не повторяют один и тот же рисунок.

Роспись “травка” выполняется красным, чёрным цветом (слайд 6) создаётся из элементов осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Все травинки, малые и большие, кудрявиться, не касаясь стебелька “криуля” (слайд 7) , или же собираются к одному общему “корешку”.

Часто в композиции среди изящных стеблей и листочков рассыпаны спелые ягоды (слайд № 8,9,10) малина, крыжовник, смородина, рябина и клубника,а дополняют композицию цветок. Эту роспись назвали под листок или травка. Травка – главный мотив хохломской росписи. (слайд 11) есть у мастеров несколько приёмов росписи, один из них приём под фон. Сначала мастер досконально выводит рисунок на поверхности бытового предмета, затем заполняет фон красной или чёрной краской, при этом оставляя крупные листья и цветы серебристым цветом. Когда фон просохнет добавляются спелые красные ягоды, травная роспись, приписки зелёной и жёлтой краской. Изделие получается очень нарядное. Хохломская посуда ни воды, ни жара не боится. Как вы думаете почему?


Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.



6. Первичная проверка понимания

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

-Теперь давайте посмотрим, какие цвета используют художники в хохломской росписи.

-Почему хохломские изделия золотыми называют?



Ответы учащихся

В хохломской росписи основные цвета красный и черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки-приписок.



7.Применение новых знаний.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельность на уроке;

- определять последовательность своих действий на уроке;

предметные:

- владение худ.материалами

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение объясняя его критерии;

- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Придумайте интересную форму бытового изделия, например поставца или вазы, тарелки, бокала и т.д. распиши его травным орнаментом с ягодами или цветами, не забудь, что работу начинаем со стебля “криуля” он проводится тонкой, плавной линией, затем располагаем по обе стороны ягоды или цветы. Заканчиваем работу припиской к стеблю травкой и осочкой. (слайд 12,13)

Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях. Уборка класса.

8.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

- установление связи между целью деятельности и её результатом;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

-Как называется роспись и почему у неё такое название?

-Из каких элементов состоит данная роспись?

-Как называются изделия расписанные мастерами народного промысла?

Как вы думаете, ребята, все ли у вас получилось? Если нет, то, каких знаний или умений вам было недостаточно?


Учитель озвучивает оценки учащихся и задает домашнее задание.

В конце урока выставка результатов с обсуждением работ.








Скачать

© 2015, 4730 458

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!