СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку № 23 по теме: "Осевое движение Земли" 5 класс ФГОС. Учебник А.А. Лобжанидзе География Планета Земля. 5 - 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

 

 

 

Предмет

 

География

Класс

5

 

 

 

Тема урока

 

 

Осевое вращение Земли

 

 

 

Планируемые образовательные результаты

 

 

 

 

Предметные

 

Метапредметные

Личностные

 

 

формирование представлений о движениях Земли и их следствиях; уметь описывать осевое вращение Земли, выявлять зависимость продолжительности суток от скорости осевого вращения,

решать задачи на определение разности во времени, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

 формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Познавательные УУД:  умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей

Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.

Коммуникативные УУД: планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

 

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

·        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 

 

 

Условия реализации урока

 

 

 

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы , методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

 

 

Электронное приложение к учебнику

 Учебник: А.А. Лобжанидзе География Планета Земля 5- 6 класс

 технология деятельностного метода обучения, проблемно – диалогическая технология, информационная технология, частично – поисковый метод

Компьютер, атлас, карта полушарий

 

 

Основные понятия

Осевое вращение, наклон земной оси, всемирное время, местное время, поясное время, нулевой часовой пояс, линия перемены дат

 

 

Форма проведения урока

Комбинированный

 

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

 

Предметные

УУД

 

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне.

 

Продолжительность:

3 - 5 -  минут

 

 

 

Создаёт условия для возникновения потребности включения в деятельность.

Эмоциональная психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.

 

Составление визитки «Земля в Солнечной системе»

 

Презентация и выступление на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности» на основе бумажных и электронных носителей информации»

 

Включаются в учебную деятельность.

Поддерживают диалог.

 

Делятся своей точкой зрения на задание, выполненное дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 

 

II. Актуализация знаний

Цели: Готовность

мышления и осознания

потребности к построению

нового способа действий

 

 

 

 

 

 

Продолжительность: 3 минут

Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память

Проблемный вопрос.

 А в чём уникальность планеты Земля?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание.

Заполните пропуски в тексте.

 

Путь Земли вокруг Солнца называют __________. Земля ________планета в Солнечной системе. Первые доказательства шарообразности Земли представил _________. Масса Земли определяет ____________. Воображаемая линия, проходящая через центр Земли и выходящая на поверхность у Северного и Южного полюсов называется ______________. Земля совершает один оборот вокруг своей оси за ____часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся аргументируют ответ на вопрос.

  1. Планета жизни, есть биосфера
  2. Атмосфера пропускает достаточное количество солнечного света
  3. Магнитное поле Земли защищает от вредного космического излучения
  4. Вода существует в 3-х состояниях
  5. Фотосинтез у растений поддерживает баланс кислорода, азота и углекислого газа в атмосфере

 

 

 

формирование представлений о движениях Земли и их следствиях; уметь описывать осевое вращение Земли,

 

Коммуникативные:

умение вступать в

диалог и участвовать в коллективном

обсуждении проблемы;

III. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

 

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Продолжительность: 3 минут

Ведёт побуждающий диалог.

 

Ставит проблему перед учащимися

 

Побуждает к осознанию темы и цели урока

 

 

 

Стимулирует к деятельности

1. Какие виды движения совершает Земля?

2. – Какие у вас будут гипотезы?    

 

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

Формулируют совместно с учителем тему и цель урока, составляют план. Ищут способы познания

Участвуют в диалоге.

Выдвигают гипотезы решения проблемы

формирование представлений о движениях Земли и их следствиях; уметь описывать осевое вращение Земли,

Познавательные :

- постановка и

формулирование

проблемы

- поиск и выделение

необходимой

информации

Регулятивные :

- целеполагание;

Коммуникативные:

- умение выражать свои

мысли;

IV. Решение учебной задачи.

«Открытие нового знания»

Цели:

 

Продолжительность:25 мин

 

Организует деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель выступает в роли ментора.

Вводит понятие местного и поясного времени, всемирное время, линия перемены дат.

Организует исследовательскую работу

 

 

 

 

 

Астрономы установили, что Земля одновременно участвует в нескольких видах движения.

В каком источнике информации , доступном нам, мы можем найти ответ?

 Движение Земли (ЭПУ) п.22

 

 

 

- Сколько часов продолжаются сутки?

Наша планета равномерно вращается вокруг воображаемой оси.

Как мы назовём такое вращение?

Что необходимо нам знать об осевом вращении Земли?

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема.

Что будет,  если изменить угол наклона земной оси?

 

 

 

 

Чем объясняется различие во времени в разных частях земного шара?

 

РАБОТА С АТЛАСОМ. (атлас с. 16 -17) и с.59 задание в учебнике

 

 

Рассчитайте разницу во времени между Нью- Йорком и Стамбулом

Рассчитайте разницу во времени между Москвой и Владивостоком.

 

Выводы.

1. Следствием осевого движения Земли является:

А) смена дня и ночи;

Б) возникновение ветра и океанических течений;

В) отклонение движения воды в реках ( в С. Полушарии вправо, в Ю. полушарии – влево)

Г) различие во времени в частях света.

2. Различают всемирное время (нулевой меридиан, Лондон); поясное, местное.

3. Линия перемены дат проходит через 1800 меридиан и только по Тихому океану.

Вступают в диалог, аргументируют ответ.

 

 

 

 

 

 

Работают с таблицей ЭПУ, анализируют, делают выводы.

 

 

Ведут диалог друг с другом и учителем

 

  1. В какую сторону вращается?

Под каким углом наклонена земная ось?

Каковы следствия осевого вращения Земли?

Работают в группе. Ищут информацию в учебнике и ЭПУ

Составляют «Кластер»

Следствия осевого вращения

 

 

Предполагают ответ. Высказывают свою точку зрения. Сверяют свой ответ с эталоном( ЭПУ)

 

 

Фронтальная работа с картой «Часовые пояса мира» и «Часовые пояса России»

 

 

 

Выполняют задание с.59 учебника и атлас с. 16 – 17.

Делают выводы

Записывают их в тетрадь.

 

формирование представлений о движениях Земли и их следствиях; уметь описывать осевое вращение Земли,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

 

 

 

 

решать задачи на определение разности во времени

 

Познавательные: построение логической

цепи рассуждений;

- самостоятельное

создание способов

решения проблем

поискового характера;

Коммуникативные:

- инициативное

сотрудничество в поиске

и сборе информации со

сверстниками и

учителем;

 

V. Первичное закрепление материала с проговариванием

Цель:

1.Организует работу по закреплению нового знания.

 

 

 

Почему мы не ощущаем движения Земли?

Работа в контурных картах.

Решение заданий контурных карт на с. 8–9.

 

 

Вступают в дискуссию .

 

 

Выполняют индивидуально. Сдают учителю на проверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

 

К. :

Умение выражать свои мысли;

Р. : Овладение алгоритмом умножения;:

Прогнозирование;

Самоконтроль;

Коррекция;

К. Учебное сотрудничество;

VI. Физминутка

Организует игру «День – ночь»

Игра «День-ночь».

(«Ночь». Вы отдыхаете, расслабляетесь, засыпаете. Если я назову термин касающийся времени, вы откроете глаза, если другой – расслабляетесь – закрываете глаза

Орбита, Уран, Млечный путь, линия перемены дат, галактика, поясное время, земная ось, всемирное время, вращение, сутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: Оценить результаты

Собственной деятельности;

- Осознание метода построения

Границ применения нового знания

 

 3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует рефлексивно-оценочную деятельность

Оценивает деятельность учащихся, организует самооценку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодарит ребят за работу.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постаралась.

Вам понравилось, друзья?

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к

знаниям помогла нам сделать на уроке

открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.

- Какая тема нашего урока?

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

Чему новому научились?

- Достигли мы успеха?

 

 

Оценивают своё участие в работе на уроке

Обсуждают причины удач и неудач на уроке. Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- оценка того, что

усвоено, осознание

качества и уровня

усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать

знания;

Коммуникативные:

- аргументировать свои

высказывания

IX. Домашнее задание.

 

 

П. 22, подготовить коллаж по теме «Осевое движение Земли»

 

 

 

 

Я прошу подняться тех детей, которые

считают, что их объём работы на уроке

можно оценить.

- Почему ты так считаешь?

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

-Перед вами лежат ладошки. Раскрасьте те

пальчики, на которых написаны слова,

соответствующие вашему настроению.

 

Записывают задание в дневники.

.

Раскрашивают « ладошки» и крепят на

доску.

Это УСПЕХ сегодняшнего урока.

- Где и в каких случаях знания, полученные

на уроке, могут пригодиться в жизни?

Записывают задание в дневник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке

 

 

Раскрашивают « ладошки» и крепят на

доску

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

- аргументировать свои

высказывания

                               

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!