СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку № 20 Географические информационные системы по учебнику География Планета Земля А. А. Лобжанидзе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

 

 

Предмет

 

География

 

Класс

5

 

Тема урока

 

 

Урок 20. Географические информаци­онные системы

 

Планируемые образовательные результаты

 

 

Предметные

 

Метапредметные

Личностные

Понятие о ГИС. Возможности современ­ных ГИС и их практическое применение.

 

 

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности

 

Познавательные: основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков»  международного общения;  первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

 

Коммуникативные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,  формулировать собственное мнение.

 

 

формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости информационной коммуникации

 

Условия реализации урока

 

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

 

Электронное приложение к учебнику

 

 

Учебник А.А. Лобажидзе География  Планета Земля 5 – 6 класс,  с.52 - 53

  • Проблемно – диалогическая технология
  • Технология «Развития критического мышления через письмо и чтение»

ПК или ноутбук, проектор, Интерактивная доска.

Основные понятия

ГИС, информационная система

Форма проведения урока

Урок исследование, открытие нового знания

                 

 

 

 

 

 

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

 

Предметные

УУД

 

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: Из предложенных задач сформулировать тему урока

 

Продолжительность:

3- минут

 

 

Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой,  проводить параллель с ранее изученным материалом, учитель вводит затруднения через сложное для учеников учебное действие, учитель – ментор.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс

 

Какую цель урока для себя

можно поставить, исходя из

новизны содержания темы?

Конкретизация учебных адач урока учителем:

- Что такое географическая

информация?

Как сегодня собирают информацию о Земле?

 Откуда получают и где хранят

Географическую информацию?

- Зачем нам знания о ГИС?

Вступают в диалог с учителем:

отвечают на поставленные

вопросы.

Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.

• формулировать собственное мнение

• целеполаганию

• планировать пути достижения целей

 

 

 

 

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: разрешить возникшее противоречие через исследование

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжительность: 7минут

Организует деятельность по постановке учебной проблемы и выявлению причины затруднения, корректирует поставленные цели и задачи

организация деятельности с использованием информационных технологий

 

организует актуализацию изученных способов действий с опорой на опыт учащихся

 

Размышление: что нам необходимо, чтобы достичь поставленных целей урока

 

 

 

Выявление затруднений, знания – незнания в материале

Знаю

Не знаю

 

 

 

 

РАБОТА В ГРУППАХ

 

  1. Выдвижение гипотез или СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
  2. формируется ТЕМА УРОКА
  3. СОСТАВЛЕТСЯ ПЛАН 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

•уметь работать в группе • устанавливать и сравнивать разные точки зрения

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

 

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: осознанное построение своей деятельности по разрешению учебной задачи

 

Продолжительность:25 мин

 

Сегодня важно уметь работать с имеющейся информацией. Методы работы с данными постоянно совершенствуются, и теперь уже привычно видеть документы, таблицы, графики, чертежи и картинки на экране компьютера. Одним из типов документов, в который компьютер вдохнул новую жизнь, стала и географическая карта. Существуют виды деятельности, в которых карты - электронные, бумажные или хотя бы представляемые в уме - незаменимы. Даже в быту, мы регулярно работаем с информацией о географическом положении объектов - магазин, детский сад, метро, работа, школа… Пространственное мышление естественно для нашего сознания.

 

Последние десятилетия ознаменовались бумом в области применения карт, и связано это с возникновением Географических Информационных Систем, воплотивших принципиально новый подход в работе с пространственными данными

 

Исследование текста учебника и его приложений.

Задание 1.

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

1) Что такое геоинформационная система?  2) Где используется ГИС и GPS?

 Задание 2.

Исследуйте текст учебника с.52

Ответьте на вопросы:

Почему существует День  ГИС?

Когда его отмечают?

 Задание 3

Исследуйте текст учебника на с. 53. Ответьте на вопросы:

- Для решения каких практических задач используют Гис?

- Как ГИС помогает предотвращать лесные пожары и наводнения?

- Где мы их используем?

Работа в группах

Самостоятельно выполняют задания нового типа

Решают поставленную учебную задачу способом исследования

 

Осуществляют самопроверку

В результате выполнения задания уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения на А3

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.

 

• учитывать разные мнения

• формулировать собственное мнение

• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания

• целеполагание

• планировать пути достижения целей

устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

 

IV. Первичное закрепление

Цель: закрепление и систематизация полученных знаний

Продолжительность: 5 минут

Ведёт диалог с учащимися с целью фиксации знаний и коррекции понимания материала

Направляет учащихся на систематизацию знаний.

 

Придумайте самостоятельно тему и содержание карты, которую вы хотели бы создать с помощью информационной системы.

В группах обсуждают задание и предлагают презентацию своих идей, высказывают суждение о необходимости такой карты.

 

Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.

 

Р.: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

К.:  формулировать собственное мнение.

П.: устанавливать причинно-следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, строить логическое рассуждение.

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: фиксируется новое содержание

 адекватное оценивание собственной деятельности и ее результата

 

 3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

Организует рефлексивно-оценочную деятельность

Оценивает деятельность учащихся, организует самооценку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Намечаются дальнейшие цели деятельности

 

 

Концептуальная таблица

Что я знал7

Что я узнал?

Что не понял?

 

 

 

 

Заполнить таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. 52 – 53  составить синквейн по теме, подготовиться к контролю знаний по теме

Фиксируется новое содержание

Самооценка собственной учебной деятельности

сопоставляют цель с результатом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила написания синквейна.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формулировать собственное мнение

позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

1) Что такое геоинформационная система?  2) Где используется ГИС и GPS?

ГИС (географическая информационная система) - это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.

Географическая Информационная Система - это компьютерная система, позволяющая показывать необходимые данные на электронной карте. Карты, созданные с помощью ГИС, можно смело назвать картами нового поколения. На карты ГИС можно нанести не только географические, но и статистические, демографические, технические и многие другие виды данных и применять к ним разнообразные аналитические операции.

Электронная карта, созданная в ГИС, поддерживается мощным арсеналом аналитических средств, богатым инструментарием создания и редактирования объектов, а также базами данных, устройствами сканирования, печати, средствами Интернет и даже космическими снимками и информацией со спутников.

Открытых ГИС, которые доступны на автоматизированных рабочих местах разных специалистов внутри региона и страны; Встроенных ГИС – системах, установленных на автомобилях, водном транспорте, подводных лодках, современном железнодорожном транспорте; GPS (Geo Position System) – система навигации с помощью спутниковой информации. Интернет-ГИС – различных сетевых порталах, предоставляющих электронные карты; САПР-ГИС – в системах автоматического проектирования в строительстве зданий и коммуникаций, ландшафтном дизайне.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!