Этап усвоения новых знаний и способов действий Начинаем нашу работу. Как звучит первый пункт плана? (Что такое географическая оболочка) прочитайте в учебнике. Работа с маршрутным листом – заполнить пропуски в предложении (задание 1).(слайд4) Географическая оболочка – это окружающая нас природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми её благами и оказываем на неё влияние. По существу наш дом. И поэтому нам важно знать, как он устроен, чтобы не разрушить его и сохранить. На других планетах подобной оболочки нет. А вот Незнайка считает что есть. Чтобы подтвердить или опровергнуть его утверждение, нам необходимо провести исследование и ответить на следующие вопросы с помощью презентации: Из чего состоит ГО Земли? Каково строение ГО? Какие свойства? Какие закономерности ГО? Как развивалась ГО? Работа с презентацией и маршрутным листом. – заполнение таблицы Как вы думаете о чем, здесь нужно говорить? (дети высказываются) об оболочках Земли. Какие оболочки вы знаете? Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера Дайте определения этим оболочкам. Как вы думаете, эти оболочки существуют изолированно или между ними есть связь.?взаимодействие? (слайд 5,6,7) Прием «Угадайка». Определить, каким схемам соответствуют предложения. Задания.1 «Зеленые растения выделяют кислород» биосфера с атмосферой 2. «Реки изменяют рельеф» гидро - лито 3. Вода, испаряясь с поверхности Мирового океана, превращается в водяной пар» гидро – и атмосфера. 4. Ветер (воздушные массы) разрушают камень. Круговороты обеспечивают многократность одних и тех же процессов( например, испарение, выпадение осадков, разложение органического вещества) при ограниченном объеме исходного вещества. Так, атмосферная влага меняется каждые 9 суток и вновь участвует в круговороте. Все круговороты взаимосвязаны между собой. Они обеспечивают относительное равновесие, целостность и развитие географической оболочки. -А как можно доказать взаимопроникновение? ( существование ПК) Вот и доказали что географическая оболочка есть природный комплекс. Из чего состоит географическая оболочка? (дети высказываются) (Она состоит из газов атмосферы, жидких веществ гидросферы, твердых веществ литосферы, живого вещества биосферы) Каковы границы? (дети высказываются) (читают в учебнике) (слайд 9) Какие части оболочек входят в ГО? (нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы, всю гидросфера и биосфера) (. Мощность – около 55 км) (слайд 8) Хорошо. Давайте сделаем вывод о том, что такое географическая оболочка. (дети высказываются) (географическая оболочка – это особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера) (слайды 10-14) - Ребята, а мы, люди являемся частью географической оболочки? Да. -Человек один из видов организмов нашей планеты. Если для других природа является средой обитания, а для человека является источником необходимых ресурсов. Работаем со следующим вопросом. Как он звучит? (закономерности ГО) (слайд16) Прочитайте в учебнике ? (три) Назовите эти закономерности (целостность, ритмичность, Зональность), (дети высказываются) Принято. И так, мы с вами сегодня изучим только два свойства: целостность, ритмичность, Вам нужно расшифровать каждую закономерность оболочки . Целостность (слайд17,18) Вы, наверное, устали, я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки. Рано утром умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Вам, друзья, физкультпривет! Ритмичность. - Хорошо. Приведите примеры ритмов разной продолжительности (суточные: смена дня и ночи, фотосинтез и т.д. Годовые – смена сезонов года, смена муссонов и т.д.). В чем причина ритмичности? (вращение земли вокруг своей оси и Солнца) ( Слайд 19-21) Зональность (слайды 22,23 Этапы развития ГО. Анализ слайда 24. Молодцы! И так, какую цель урока ставили? Сформировать представления о географической оболочке как о планетарном природном комплексе, о её свойствах Что надо было сделать? Изучить оболочки и их взаимосвязи. Что делали? Как выполняли задание? -Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Молодцы |