СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по изобразительному искусству для обучающихся 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА"»

Сатирические образы человека

Цели деятельности учителя

Формировать представления о виде изобразительного искусства – карикатуре и ее разновидностях; познакомить учащихся

с переплетением понятий «правда жизни» и «правда языка искусства», приемами художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве; учить отбирать детали и «обострять» образ; развивать наблюдательность, технику рисования карандашом; воспитывать интерес к человеку, положительное отношение к юмору

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся определять понятия, художественные термины; знакомиться с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявлять положительное отношение к юмору; приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; создавать письменный текст; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, демонстрация рассказа; индивидуальная, фронтальная, парная

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции: карикатуры, посвященные школе, из журнала «Крокодил»; карикатура Леонардо да Винчи «Скарамуччья»;
Кукрыниксы «Шарж».

Мультимедийный ряд: презентация «Крокодил и Кукрыниксы»

Основные понятия и термины

Карикатура, шарж

Структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Беседа

с постановкой проблемы

Добрый всем день. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. У нас сегодня много гостей и я желаю вам, ребята успешной и плодотворной работы, а гостям – не скучать на нашем уроке.

Послушайте стихотворение (Штеников Дима)

-О чём это стихотворение? (о людях)

-Почему автор именно так описывает своих друзей? (высмеивает)

-А как вы думаете, по-доброму он это делает? (да)

– Перед вами «диаграмма учебной нагрузки». Отстающие ребята довольные и розовощекие, а успевающие осваивать учебную нагрузку – зеленые и худенькие. Автор утрирует близкую нам ситуацию. Чего хочет добиться он таким приемом? (Юмористически показывает, что одних ребят куча свободного времени, они играют, гуляют на свежем воздухе, а другим ребятам это делать некогда, они занимаются)

Посмотрите ещё на одни изображения и скажите, какую тему мы сегодня будем с вами разбирать? (сатирические образы)

Давайте наметить план урока.

Узнаем – Что относится к сатирическим образам

Какие виды бывают

Научимся – Рисовать сатирические образы

Знаете ли вы, как называется изображение, намеренно подчеркивающее и преувеличивающее что-либо отрицательное, при этом пользующееся неизменным интересом?

– Карикатура! То есть высмеивание отрицательных черт человека.

Слово «карикатура» (с итал.) – преувеличение.

Что вы знаете о карикатуре? Какие художники-карикатуристы вам известны?

Хотите узнать больше о карикатуре и научиться приемам создания сатирических образов?!

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель и проблему

в учебной деятельности.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– Сатирический рисунок появился еще в эпоху Возрождения. Перед вами рисунок Леонардо да Винчи «Скарамуччья». Он делал эти рисунки с натуры, исследуя характер, изучая возможности убедительного изображения эмоций человека.

Все любят рассматривать сатирические рисунки. И сегодня карикатура не утратила своей актуальности. Диаграмму, которую мы с вами рассмотрели, я нашла в журнале «Крокодил».

(К.Л.) Это советский, а теперь и российский сатирический журнал. Символ издания – красный крокодил с вилами. В СССР это был единственный разрешенный сатирический журнал. Он разоблачал бюрократов, пьяниц,

Ребята знакомятся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, сатирическими образами в ис-

кусстве, карикатурой и дру-

Фронтальная работа

Познавательные: определяют понятия, художественные термины; знакомятся с приемами художественного преувеличения, с известными карикатурис-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



взяточников, халтурщиков, некомпетентных руководителей, а также политические события.

Рисунки о школьной жизни, которые вы сейчас рассматриваете, печатались в советское время. Прошли годы, а кажется, что они нарисованы сегодня, так знакомы нам некоторые события, изображенные в этих карикатурах. Узнаваемость в портрете и сатирическом сюжете свидетельствует о том, что художник-карикатурист в совершенстве владеет чувством правды, доносит до нас правду жизни языком искусства.

Одними из известнейших иллюстраторов журнала «Крокодил» были Кукрыниксы. Это псевдоним по первым слогам фамилий, творческий коллектив советских графиков и живописцев
народных художников СССР: Куприянов М. В., Крылов П. Н., Соколов Н. А. Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе.

Американский журналист Кевин Маккенна хотел понять, как один рисунок рисуют сразу три человека. «Я и сам не знаю, как они работают», – отвечал ему С. Спасский. Заведующий художественным отделом «Крокодила» по долгу службы часто бывал в мастерской Кукрыниксов, но и он не внес ясности в этот вопрос. «Ничего нельзя разглядеть, как там они рисуют, – у них в мастерской висит занавесь. Единственное, что я заметил, что и Ку, и Кры не особенно пачкают руки в краске, а вот Никс, если выныривает из-за занавески, то весь перепачкан в угле и краске».

Значительную часть творчества Кукрыниксов занимают шаржи. (Ф.Ю)

Начинали они с шаржей на студентов и профессоров. Потом от них досталось и деятелям искусства: А. Луначарский, С. Эйзенштейн,

Вс. Мейерхольд и многие другие попали на карандаш Кукрыниксам. Если в карикатуре художники подчеркивали все отрицательное,

жеским шаржем. Рассматривают рисунки, слушают учителя


тами нашей страны; проявляют положительное отношение
к юмору.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Личностные:

проявляют познавательную активность


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



то здесь они подшучивали над характерными внешними чертами.

Пред вами дружеский шарж, который они выполнили на самих себя. Они могли быть и самокритичными, что является одним из достоинств человеческой натуры





III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

Итак, мы подошли к практической работе.

–Выполните рисунок с изображением сатирического литературного героя.

Воспользуйтесь памяткой «Карикатурятам»:

– Нарушение пропорций вызывает смех!

– Асимметрия не повредит карикатуре!

– Изменяя одну часть лица, изменяйте и другую!

– Расстояние между глаз слишком большое или слишком маленькое – это тоже смешно!

– Объедините нос с глазами ниточкой, получится буква «Т», растяните ее в стороны или по вертикали – это весело!

– Одежда велика или мала, так и надо!

– Голова больше туловища? Здорово!

– Ноги короче рук, тоже не плохо!

– Предметы вокруг героев карикатуры кривые, непропорциональные – замечательно!

– Желаю удачи!

Художник – подобно ракете 
С двигателем реактивным –
Взлетает к вершинам искусства 
И там парит в невесомости.

Павел Иванов

Каждая пара готовит рабочее место, размещает художественные материалы. Распределяют сюжеты. Ищут свои пути решения учебной задачи

Работа в парах

Познавательные: осваивают

приемы художе-

ственного преувеличения, отбирают детали, «обо-

стряют образы».

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Демонстрация рисунков

– Ребята, кто закончил, вывешивайте свои рисунки на доску.

А теперь давайте оценим ваши работы. Кому мы поставим отметку «5»(и т.д.) и почему?

А теперь оцените себя сами по алгоритму.


Выставление оценок.


Спасибо вам, ребята за урок, вы молодцы!


Ребята демонстрируют свои работы


Индивидуальная работа

Коммуникативные: выставляют и комментируют оценки; поддерживают товарища.

Регулятивные:

выдвигают версии, работают по плану.

Личностные:

учатся критически осмысливать свое поведение












Американский журналист Кевин Маккенна хотел понять, как один рисунок рисуют сразу три человека. «Я и сам не знаю, как они работают», – отвечал ему С. Спасский. Заведующий художественным отделом «Крокодила» по долгу службы часто бывал в мастерской Кукрыниксов, но и он не внес ясности в этот вопрос. «Ничего нельзя разглядеть, как там они рисуют, – у них в мастерской висит занавесь. Единственное, что я заметил, что и Ку, и Кры не особенно пачкают руки в краске, а вот Никс, если выныривает из-за занавески, то весь перепачкан в угле и краске».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!