Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Показ слайдов |
1.Вводный этап Орг.момент | ПознавательныеУУД: активное слушание учителя. Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. | Учитель литературы: Сегодня мы проведем урок литературы, интегрированный с математикой. Математика и литература, не так далеки друг от друга. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир. Сценка «Спор математика и филолога» Математик: Нет ничего важнее той науки, что люди математикой зовут. Что людям могут дать пустые звуки? Писать стихи… Но разве это труд? Филолог: Нет ничего ужасней чисел скучных, Каких-то формул, множества нулей. А слово нужное? Оно ведь лечит душу, И в трудный час нас делает сильней. Математик: Нет! Миром числа управляют. Они в порядок наш приводят ум. И истину лишь математики познают, Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг. Филолог: Есть листьев шум и мир под облаками. Рассвет. Туман. Осеннее ненастье. Числом не скажешь все, что выразишь словами - И боль, и страх, любовь и счастье. Математик: Но математику учил ракет создатель, И в космос полетели мы без вас. Филолог: Нет! Первым в космос полетел писатель, Писатель тот, который был фантаст. Вместе: Но вместе видим мы Решение всего одно, И лишь в гармонии оно | Настрой на урок: внутренняя готовность детей к выполнению нормативных требований учебной деятельности. | 1 слайд |
2 этап Актуализация знаний | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. | Учитель математики: Математика и поэзия… Ученый древнего востока Омар Хайям писал сложные труды по математике, а на полях писал стихи. Великий русский геометр Н.И.Лобачевский писал стихи. Писала стихи и женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская. Попробуем сегодня на уроке объединить математику и литературу, а поможет нам в этом великий русский писатель и поэт, фамилию которого вы узнаете, выполнив следующие вычисления. | 1.Производят вычисления 2.Выбирают карточку с ответом, с обратной стороны которой написаны буквы ( из них сложится слово Лермонтов) 1. 0,2 * 0,3 2. 3 * 0,5 3. 32 : 0,8 4. 1,08 * 10 5. 0,4 * 50 6. 0,725 * 100 7. 0,35 : 7 8. 14 : 0,7 9. 5,6 : 0,08 | 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд |
3 этап Целеполагание | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке. | Учитель литературы – подводит к цели урока: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (сказать о самооценке на уроке) Учитель математики – подводит к цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся в решении линейных уравнений, построение графика линейной функции (сказать о самооценке на уроке) | Ставят цели Знакомятся с листами самооценки | 6 слайд |
4 этап Усвоение новых знаний. | Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи; умение оформлять свои мысли в письменной форме. | Учитель литературы Направляет работу учащихся «Коротко о Лермонтове» М. Ю. Лермонтов знаком нам как великий поэт и писатель. Но помимо литературных способностей природа одарила его разнообразными талантами: он играл на скрипке и рояле, замечательно пел, был сильным шахматистом, с охотой занимался живописью и … даже сложные интегральные и дифференциальные вычисления увлекали Михаила Юрьевича. Доказательством увлечений математикой могут служить следующие факты. | Выбирают 1 из вопросов, готовят информацию для пересказа, рассказывают всему классу. В это время учащиеся находят информацию на поставленный вопрос, дают полный письменный ответ 1.Кто занимался воспитанием Лермонтова в детстве и юности? 2.Почему крестьяне любили Лермонтова? 3.Перечислите увлечения Лермонтова? 4.После окончания какой школы Лермонтов стал офицером? 5.Почему Лермонтова отправили в ссылку на Кавказ? | 1в: 7,8,9 слайды 2в:10,11,12 3в:13,14 |
| Познавательные УУД Извлечение нужной информации. Коммуникативные УУД: Слушать и слышать собеседника Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. | Учитель математики: Находясь в высшем московском обществе, Михаил Юрьевич нередко пользовался «математической смекалкой». Поэт придумывал «математические фокусы» и загадывал их. Вот одна из его забав: Задумайте число. Прибавьте к нему 25. Прибавьте к результату еще 125. Отнимите 36. Из результата вычтите задуманное число. Умножьте результат на 5. Полученное число разделите на 2. Учитель: После всех преобразований Лермонтов говорил, что ответ он знает. Где бы поэт ни показался, к нему стали обращаться с просьбами угадать вычисленное число. Несколько раз он исполнял эти просьбы, но, наконец, ему надоело, и он через несколько дней, тоже на одном из вечеров, открыл секрет. | Выполняют вычисление В результате должны получить 285. | |
5 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению по математике | Познавательные УУД: проявление активности в решении творческой задачи. | Учитель математики: В чем же заключается секрет этой математической забавы? Ответить на вопрос вам необходимо будет дома. Открываем дневники и записываем домашнее задание по алгебре: Разгадать секрет, повторить с. 69 – 75, решить № 323 б (двумя способами). | Запись д.з. | |
| Коммуникативные УУД: Слушать и слышать собеседника | Учитель литературы В записи, датированной 1830 годом, поэт вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать». Смутное воспоминание о нежной матери, умершей 22-летней, побудило М.Ю. Лермонтова написать это стихотворение. | Слушают и воспринимают информацию | 15 слайд |
| Познавательные УУД Извлечение нужной информации. Коммуникативные УУД: Слушать и слышать собеседника | Учитель математики: А как же называлось это стихотворение, вы узнаете, выполнив следующее задание. Ангел 2.Год написания (1831) | Работа в парах: 1.решить уравнения, расположить корни уравнений в порядке возрастания. Г Е Н Л А 2.Взаимопроверка Постройте график функции. На координатной плоскости отмечены точки, построенный график пройдет только через две. Выпишите точки в алфавитном порядке и выпишите координаты этих точек. | |
6 этап Работа с текстом стихотворения | Познавательные УУД Извлечение нужной информации. Коммуникативные УУД: Слушать и слышать собеседника | Учитель литературы Стихотворение «Ангел», которое Михаил Юрьевич посвятил своей маме. Запишите определение слова АНГЕЛ Для чего в стихотворении нужны выразительные средства? | Слушают стихотворение «Ангел», актерское чтение. Лексическая работа Работа на листе печатной тетради (инд.работа; кол.работа) | 16 слайд 17 слайд |
7 этап Итоги урока | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Учитель математики: Оцените свою работу | По листам самооценки, оценивают свою работу по каждому предмету и озвучивают | |
8этап Рефлексия | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Учитель литературы На карточках напишите свои ассоциации, связанные с личностью М.Ю.Лермонтова Учитель математики: 1.Что повторили на уроке математики? 2. С какими заданиями справились? 3.Какие задания вызвали затруднения? | На карточках пишут свои ассоциации, связанные с личностью М.Ю.Лермонтова, прикрепляют на доске возле портрета Л. Отвечают на один из вопросов | 18 слайд |
9 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению по литературе | Познавательные УУД: проявление активности в решении творческой задачи. | Учитель литературы Объясняет выполнение домашнего задания | Рисунок по стихотворению Лермонтова «Ангел» | |
| | Учитель математики: как много может вместить небольшое стихотворение, благодаря которому мы размышляем над важными вопросами жизни. Учитель литературы: пока живет русский язык, пока бьются русские сердца, нас будет звать к себе не только поэзия, но и царица наук – математика. | | |