СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока (литература + математика) по теме "Линии жизни М.Ю.Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тенологическая карта интегрированного урока в 7 классе (литература + математика)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока (литература + математика) по теме "Линии жизни М.Ю.Лермонтова"»

Технологическая карта урока

Автор, разработчик

Кряжева Л.Н., Юмашева Г.А.


Предмет

Литература, алгебра


Класс

7 класс


Тип урока

Комбинированный


Технология урока

Интегрированный урок


Тема

Линии жизни М.Ю.Лермонтова



Цель


Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов


Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке.


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.



Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Показ слайдов

1.Вводный этап

Орг.момент

ПознавательныеУУД:

активное слушание учителя.

Регулятивные УУД:

развитие мотивов учебной деятельности.


Учитель литературы: Сегодня мы проведем урок литературы, интегрированный с математикой. Математика и литература, не так далеки друг от друга. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.


Сценка «Спор математика и филолога»

Математик:

Нет ничего важнее той науки,

что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи… Но разве это труд?
Филолог:

Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу,
И в трудный час нас делает сильней.
Математик:

Нет! Миром числа управляют.

Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Филолог:

Есть листьев шум и мир под облаками.

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами -
И боль, и страх, любовь и счастье.

Математик:

Но математику учил ракет создатель,

И в космос полетели мы без вас.

Филолог:

Нет! Первым в космос полетел писатель,

Писатель тот, который был фантаст.
Вместе: Но вместе видим мы

Решение всего одно,

И лишь в гармонии оно

Настрой на урок:


внутренняя готовность детей к выполнению нормативных требований учебной деятельности.




1 слайд

2 этап

Актуализация знаний

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.


Учитель математики: Математика и поэзия… Ученый древнего востока Омар Хайям писал сложные труды по математике, а на полях писал стихи. Великий русский геометр Н.И.Лобачевский писал стихи. Писала стихи и женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская. Попробуем сегодня на уроке объединить математику и литературу, а поможет нам в этом великий русский писатель и поэт, фамилию которого вы узнаете, выполнив следующие вычисления.







1.Производят вычисления


2.Выбирают карточку с ответом, с обратной стороны которой написаны буквы ( из них сложится слово Лермонтов)

1. 0,2 * 0,3

2. 3 * 0,5

3. 32 : 0,8

4. 1,08 * 10

5. 0,4 * 50

6. 0,725 * 100

7. 0,35 : 7

8. 14 : 0,7

9. 5,6 : 0,08




2 слайд


3 слайд

4 слайд







5 слайд










3 этап

Целеполагание

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке.


Учитель литературы – подводит к цели урока: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (сказать о самооценке на уроке)

Учитель математики – подводит к цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся в решении линейных уравнений, построение графика линейной функции (сказать о самооценке на уроке)

Ставят цели


Знакомятся с листами самооценки

6 слайд

4 этап

Усвоение новых знаний.

Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи;

умение оформлять свои мысли в письменной форме.


Учитель литературы

Направляет работу учащихся

«Коротко о Лермонтове»






М. Ю. Лермонтов знаком нам как великий поэт и писатель.

Но помимо литературных способностей природа одарила его разнообразными талантами: он играл на скрипке и рояле, замечательно пел, был сильным шахматистом, с охотой занимался живописью и … даже сложные интегральные и дифференциальные вычисления увлекали Михаила Юрьевича. Доказательством увлечений математикой могут служить следующие факты.


Выбирают 1 из вопросов, готовят информацию для пересказа, рассказывают всему классу. В это время учащиеся находят информацию на поставленный вопрос, дают полный письменный ответ

1.Кто занимался воспитанием Лермонтова в детстве и юности?

2.Почему крестьяне любили Лермонтова?

3.Перечислите увлечения Лермонтова?

4.После окончания какой школы Лермонтов стал офицером?

5.Почему Лермонтова отправили в ссылку на Кавказ?

1в: 7,8,9 слайды

2в:10,11,12

3в:13,14


Познавательные УУД Извлечение нужной информации.

Коммуникативные УУД: Слушать и слышать собеседника



Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Учитель математики:

Находясь в высшем московском обществе, Михаил Юрьевич нередко пользовался «математической смекалкой». Поэт придумывал

«математические фокусы» и загадывал их. Вот одна из его забав:

  1. Задумайте число.

  2. Прибавьте к нему 25.

  3. Прибавьте к результату еще 125.

  4. Отнимите 36.

  5. Из результата вычтите задуманное число.

  6. Умножьте результат на 5.

  7. Полученное число разделите на 2.

Учитель:

После всех преобразований Лермонтов говорил, что ответ он знает. Где бы поэт ни показался, к нему стали обращаться с просьбами угадать вычисленное число. Несколько раз он исполнял эти просьбы, но, наконец, ему надоело, и он через несколько дней, тоже на одном из вечеров, открыл секрет.









Выполняют вычисление






В результате должны получить 285.



5 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению по математике

Познавательные УУД: проявление активности в решении творческой задачи.

Учитель математики:

В чем же заключается секрет этой математической забавы? Ответить на вопрос вам необходимо будет дома. Открываем дневники и записываем домашнее задание по алгебре: Разгадать секрет, повторить с. 69 – 75, решить № 323 б (двумя способами).

Запись д.з.





Коммуникативные УУД: Слушать и слышать собеседника

Учитель литературы


В записи, датированной 1830 годом, поэт вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать». Смутное воспоминание о нежной матери, умершей 22-летней, побудило М.Ю. Лермонтова написать это стихотворение.




Слушают и воспринимают информацию





15 слайд


Познавательные УУД Извлечение нужной информации.

Коммуникативные УУД: Слушать и слышать собеседника

Учитель математики: А как же называлось это стихотворение, вы узнаете, выполнив следующее задание.

  1. Ангел










2.Год написания (1831)

Работа в парах:

1.решить уравнения, расположить корни уравнений в порядке возрастания.

Г

Е

Н

Л

А

2.Взаимопроверка

Постройте график функции. На координатной плоскости отмечены точки, построенный график пройдет только через две. Выпишите точки в алфавитном порядке и выпишите координаты этих точек.










6 этап Работа с текстом стихотворения

Познавательные УУД Извлечение нужной информации.

Коммуникативные УУД: Слушать и слышать собеседника

Учитель литературы

Стихотворение «Ангел», которое Михаил Юрьевич посвятил своей маме.

Запишите определение слова АНГЕЛ

Для чего в стихотворении нужны выразительные средства?

Слушают

стихотворение «Ангел», актерское чтение.

Лексическая работа

Работа на листе печатной тетради (инд.работа; кол.работа)

16 слайд



17 слайд

7 этап Итоги урока

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Учитель математики:

Оцените свою работу

По листам самооценки, оценивают свою работу по каждому предмету и озвучивают


8этап

Рефлексия

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Учитель литературы


На карточках напишите свои ассоциации, связанные с личностью М.Ю.Лермонтова



Учитель математики:

1.Что повторили на уроке математики?

2. С какими заданиями справились?

3.Какие задания вызвали затруднения?

На карточках пишут свои ассоциации, связанные с личностью М.Ю.Лермонтова, прикрепляют на доске возле портрета Л.



Отвечают на один из вопросов








18 слайд

9 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению по литературе


Познавательные УУД: проявление активности в решении творческой задачи.

Учитель литературы

Объясняет выполнение домашнего задания


Рисунок по стихотворению Лермонтова «Ангел»




Учитель математики: как много может вместить небольшое стихотворение, благодаря которому мы размышляем над важными вопросами жизни.

Учитель литературы: пока живет русский язык, пока бьются русские сердца, нас будет звать к себе не только поэзия, но и царица наук – математика.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!