СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта и презентация к уроку музыки по теме "Древний храм златой вершиной блещет ярко" (5 класс, ФГОС)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой. На уроке изучается концертная симфония для арфы с оркестром В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской». Здесь вы можете скачать архив с материалами к уроку:

  1. Технологическая карта урока (по ФГОС)
  2. Презентация к уроку
  3. "Плюсовка" и "минусовка" песни "Колокольный звон" (сл. и муз. Н.В.Тананко) 

Просмотр содержимого документа
«ТК 5 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

музыка

Класс

5

Тема урока

«Древний храм златой вершиной блещет ярко»

Цель урока

духовно-нравственное воспитание учащихся на примере знакомства с концертной симфонией для арфы с оркестром В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»

Общие задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- получение новых знаний о классической музыке и духовной культуре России на примере собора Святой Софии в Киеве и произведения В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»

- знакомство с историей создания, формой и образным строем произведения,

- характеристика музыкальных образов

- знакомство с новыми терминами и понятиями

- развитие музыкального слуха, эстетического вкуса

- развитие навыков работы в группе

- развитие образного мышления

- развитие навыков анализа музыкального произведения, представления результатов своей работы

- развитие вокально-хоровых навыков

- воспитание патриотизма, уважения к музыкальной и духовной культуре прошлого и настоящего,

- воспитание моральных качеств, таких как дисциплинированность, активность, сотрудничество, умение слушать, уважать точку зрения товарищей по группе, самоконтроль,

- воспитание эстетического вкуса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- формирование основ музыкальной культуры, развитие образного мышления и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к жизни и искусству на основе восприятия и анализа музыкальных образов,

- музыкально-творческая деятельность (слушание музыки, пение),

- воспитание эстетического отношения к миру,

- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, интереса к классической музыке и духовной культуре России,

- овладение основами музыкальной грамотности: эмоциональное восприятие музыки, владение терминологией.

- умение самостоятельно определять цель обучения, формулировать задачи,

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей,  выбирать  способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

- владение основами самооценки, - умение  определять понятия, строить  логическое рассуждение, и делать выводы,

- смысловое чтение;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,   работать индивидуально и в группе, высказывать и аргументировать своё мнение.

- воспитание патриотизма, знание истории, культуры своего народа,

- формирование ответственного отношения к учению,

- формирование целостного мировоззрения,

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам, их мнению, готовности и способности вести диалог,

- освоение правил поведения,

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,

- развитие эстетического сознания.

Универсальные учебные действия (УУД), формируемые на уроке

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Выявление общности жизненных ис­токов и взаимосвязи музыки с изобразительным искусством как способами познания мира.

Нравственно-эстетическое оценивание содержания урока на основе личных ценностей.

Установление связи между целью учебной деятельности и её результатом.

Организация учебной деятельности:

- целеполагание,

- планирование работы на уроке,

- самоорганизация,

- работа в группе,

- само- и взаимооценивание,

- рефлексия.

Общеучебные действия:

- формулирование темы урока и познавательной цели

- поиск и анализ информации (работа с учебником)

- умение высказывать мысли в устной и письменной форме.

Универсальные логические действия:

- анализ произведения музыки и ИЗО,

- сравнительный анализ, классификация информации по различным признакам.

- установление причинно-следственных связей (при изучении истории создания произведения, выявлении его художественно-образного строя)

Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, взаимодействовать с одноклассниками и учителем в группе, при фронтальном опросе

Умение организовать работу в группе, представить результат, дать оценку действиям участников группы.

Вид урока

Комбинированный (повторение, закрепление знаний, полученных на прошлом уроке, открытие нового знания)

Современные образовательные технологии

Игровая технология (решение кроссвордов), технология работы в группах, работа с учебником, вокально-хоровая работа, фронтальный опрос, технология организации самостоятельной работы, ИКТ, здоровьесберегающая технология (смена видов деятельности).

Основные понятия, изучаемые на уроке

Концертная симфония, оркестр, арфа, фреска, орнамент, собор Святой Софии в Киеве, народная и духовная музыка, культура и история России.

Виды используемых на уроке средств ИКТ и оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска, акустическая система (колонки, усилитель), фортепиано, раздаточный материал (карточки с названиями частей симфонии), клей-карандаш.

Образовательные ресурсы (в том числе интернет-ресурсы)

  1. Видеоматериал о соборе Святой Софии в Киеве (01:57):

http://www.youtube.com/watch?t=96&v=cp0TQzlwi-U

2. Видеоматериал: 1 часть концертной симфонии В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской». Орнамент № 1 с иллюстрацией фресок собора (03:01)

http://www.youtube.com/watch?v=Url-68WhOBc

3. Видеоматериал: исполнение концертной симфонии В.Г.Кикты (26:57) http://www.youtube.com/watch?v=YXqwCaGCbsQ

4. Презентация к уроку

5. Учебник «Музыка. 5 класс», авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (М.: Просвещение, 2012)

Опережающее задание

Изготовление раздаточного материала (карточек с названиями 9-ти частей концертной симфонии В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»), учащимся предлагается принести клей-карандаш, подготовка презентации к уроку.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 ЭТАП. Актуализация знаний.

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний (повторение);

- развитие внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

- формирование коммуникативных умений, культуры общения.

Предоставление материала, позволяющего осуществлять переход к изучению нового материала (повторение изученного на прошлом уроке).

Побуждающий диалог:

Вопросы учителя:

- Какую тему мы затронули на прошлом уроке? (Колокольность в музыке и ИЗО)

- Какое произведение помогло нам раскрыть тему урока? (Сюита для двух фортепиано «Фантазия» С.В.Рахманинова)

- Какую главную мысль вы вынесли с прошлого урока?

(В музыке Рахманинова отразились народные и духовные традиции России)

- Какие основные понятия мы раскрыли на прошлом уроке? Ответим на этот вопрос, решив кроссворд (кроссворд выводится на интерактивную доску):

2.ф

о

р

т

е

1. п

и

а

н

о



3.ф

а

н

т

а

з

и

и


4. с

ю

и

т

а


5.р

а

х

м

а

н

и

н

о

в

6.т

р

о

п

а

р

ь


Вопросы кроссворда (слайд 1):

1. Главный праздник православной церкви, которому посвящено произведение?

2. Для какого инструмента написано произведение?

3. Название произведения.

4. Жанр произведения.

5. Автор произведения.

6. Праздничное песнопение в православной церкви.

Проверка правильных ответов: Слайд 2 «Проверь себя»

- На прошлом уроке мы выучили песню «Колокольный звон». Какому празднику посвящена песня? (Пасхе)

- Как называется колокольный звон, о котором поётся в песне? (Пасхальный перезвон)

- Предлагаю вспомнить исполнить эту песню (Слайд 3, аудио файлы песни в приложении)

(вокально-хоровая работа 5 – 7 минут).






- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты)

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)







- Отвечают на вопросы кроссворда. Один из учеников вписывает ответы в ячейки кроссворда на интерактивной доске.
















- исполняют песню «Колокольный звон» (сл. и муз. Н.Тананко),

- выполняют задания учителя по развитию вокально-хоровых навыков.

2 ЭТАП. Создание проблемной ситуации.

Сегодня мы раскроем ещё одну грань темы духовности в музыке русских композиторов. И продолжим наше путешествие по городам Древней Руси. Решив ещё один небольшой кроссворд, опираясь на знания, полученные на прошлом уроке, мы узнаем, в каком городе побываем сегодня.


1. к

о

л

о

к

о

л

2. с

о

ф

и

я



3. т

р

е

з

в

о

н

4. н

о

в

г

о

р

о

д

Вопросы кроссворда (Слайд 4):

1. Инструмент, звучание которого слышится в мелодии 4-й части сюиты С.Рахманинова «Фантазии»?

2. Имя, в переводе означающее «мудрость».

3. Праздничный колокольный звон.

4. Мелодия 4 части сюиты была навеяна Рахманинову воспоминаниями о звоне колокола Собора Святой Софии. В каком городе находится этот собор?

Проверка правильных ответов: Слайд 5 «Проверь себя»

- Прочтите ключевое слово в синей колонке, и вы узнаете, в какой город Древней Руси мы отправимся сегодня (Киев).

- Правильно. В Киеве находится ещё один собор Святой Софии, который сыграл большую роль для искусства музыки.










- Отвечают на вопросы кроссворда. Один из учеников вписывает ответы в ячейки кроссворда на интерактивной доске.







- Читают ключевое слово.


3 ЭТАП. Целеполагание.

Основные задачи учителя:

- Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

- овладение обобщенными способами приобретение новых знаний: приемами постановки и определения проблемы формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

- формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Предлагает учащимся сформулировать цель урока, задавая наводящие вопросы:

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- С какой целью мы посетим собор Святой Софии в Киеве? (чтобы узнать, каким образом этот собор связан с музыкальной культурой)

Учитель помогает чётко сформулировать цель урока: знакомство с музыкальным произведением, которое непосредственно связано с собором Святой Софии Киевской (слушание фрагментов), анализ тематики и музыкальных образов, воплощенных в произведении.

Учитель предлагает сформулировать тему урока.

После высказываний учащихся предлагает открыть учебники на стр. 110 и прочитать формулировку темы урока, предлагаемую авторами программы «Древний храм златой вершиной блещет ярко» и записать её в тетрадь (Слайды 6 – 8).

- Индивидуально высказывают свои предположения о цели урока.










- Предлагают свои формулировки темы урока.

- Открывают учебники на стр. 110, записывают в тетрадь число и тему урока из учебника.

4 ЭТАП. Планирование.

Основные задачи учителя:

- Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

- определять содержание и последовательность действий для решения поставленных задач;

- воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

- формирование способности каждого ученика к участию в работе малых группах;

- Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта:

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с собором Святой Софии, с произведением русского композитора Валерия Григорьевича Кикты «Фрески Софии Киевской», которое было навеяно впечатлениями от посещения этого собора (послушаем фрагменты из этого произведения, постараемся определить образный строй произведения)

- Учитель предлагает учащихся самим составить план урока.










Учащиеся предлагают план изучения новой темы:

1. Знакомство с собором

2. Работа с учебником (знакомство с теоретическим материалом: история создания, форма, содержание произведения)

3. Слушание фрагментов произведения

4. Работа в группах (анализ музыкальных образов)

5 ЭТАП. «Открытие» нового знании.

Основные задачи учителя:

- Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности отличное; развитие способности к обобщению;

- воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

- овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

- формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

- воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умение оказывать и принимать помощь;

Предлагает совершить краткую ознакомительную виртуальную экскурсию в собор Святой Софии Киевской.

Демонстрирует видеоматериал о соборе (см. приложение)

Предлагает учащимся высказать свои впечатления о соборе Святой Софии Киевской на основе увиденного.


Предлагает учащимся прочитать в учебнике информацию об истории создания, форме и содержании изучаемого произведения.


Фронтальный опрос на основе прочитанного:

- Какому событию посвящено произведение В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»? (1500-летие Киева)

- Жанр произведения (концертная симфония)

- В чём заключается особенность этого нетрадиционного жанра (сочетание жанра концерта с жанром симфонии, т.е. для одного инструмента и оркестра)

- Какой инструмент солирует в этом произведении? (арфа)

- Чем отличается эта симфония от традиционного жанра симфонии? (в традиционной симфонии 4 части, а в этой – 9 частей)

- Какие две группы образов присутствуют в произведении? (духовные, народные)


Показывает слайд, на котором перечислены названия всех 9 частей симфонии, читает названия (Слайд 9).

Знакомит с фресками собора Святой Софии в соответствии с названиями частей (Слайды 10 – 16, переход по гиперссылкам)

Даёт задание учащимся разложить названия частей симфонии на две группы. Для этого перед началом урока раскладывает на парты раздаточный материал.

После того, как учащиеся закончат раскладывать карточки, предлагает осуществить самопроверку. Для этого открывает слайд, где показана таблица с правильно распределенными частями (Слайд 17 «Проверь себя»).

Духовные образы

Образы народной жизни

«Орнаменты»

«Зверь нападает на всадника»

«Групповой портрет дочерей Ярослава мудрого»

«Борьба ряженых»

«Михайловский придел»

«Музыкант»


«Скоморохи»

Тем, кто ошибся, раскладывая карточки, предлагается объяснить свой выбор.

Учитель просит вклеить карточки в тетрадь в 2 колонки, колонки подписать.



- Смотрят видео-экскурсию (01:57).

- Высказывают свои впечатления о соборе Святой Софии в Киеве на основе увиденного.


- Самостоятельно читают информацию в учебнике (05:00)




- Отвечают на вопросы














- Индивидуально выполняют задание: раскладывают на парте карточки с названиями 9-ти частей произведения, распределяя их на 2 группы



- Осуществляют самопроверку (сверяют свои колонки с колонками на слайде)









- Объясняют свой выбор.


- Вклеивают карточки в тетрадь в 2 колонки с помощью клея-карандаша, колонки подписывают.

6 ЭТАП. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Основные задачи учителя:

- организация познавательной деятельности учащихся с помощью различных видов деятельности,

- формирование навыков самостоятельной работы учащихся, работы в группах,

- формирование навыков осознанного и эмоционального восприятия классической музыки, произведений изобразительного искусства,

- развитие навыков анализа музыкального произведения.

Вопрос учителя:

- Как вы понимаете выражение «духовные образы» (Образы, связанные с религиозной жизнью, храмом, молитвой)

Предлагает послушать отрывки двух фрагментов:

  1. Фрагмент «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»

  2. Фрагмент «Скоморохи»

На экране выводится слайд, на котором изображены 4 фрески (Слайд 18). Учитель предлагает соотнести услышанные фрагменты с фресками.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ (10 мнут):

Учитель демонстрирует видеоматериал «Фрески Софии Киевской» (см. приложение):

1. Орнамент № 1

2. Групповой портрет дочерей Ярослава мудрого

3. Скоморохи

Работа в группах:

Прослушанного музыкального материала класс делится на 3 группы, проводится жеребьёвка: представитель от каждой группы берут карточку с номером части 1, 2, 8. Каждая группа отвечает на вопросы из учебника (стр. 111), касающиеся части с выбранным номером, затем делегаты от групп озвучивают результат работы своей группы. Все учащиеся могут дополнять ответы делегатов.

Вопросы для групп:

1 «Орнамент»: Какой жанр русского фольклора положен в основу части № 1? Какому музыкальному инструменту Древней Руси подражает арфа? Почему эта часть называется «Орнамент» и повторяется в произведении 3 раза?

2 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»: Найди сходные и различные черты художественного воплощения образов в фресковой живописи и музыке.

8 «Скоморохи»: Почему композитор ввёл в симфонию, посвященную Софийскому собору, образы народных весельчаков и балагуров – скоморохов? Какие особенности музыкального языка можно отметить в этой части?

Защита результатов (по 2 минуты)


- Отвечают на вопрос.



- Слушают музыкальные фрагменты, соотносят их с фресками, аргументируют свой выбор.















- Слушают три фрагмента из симфонии.













- Работа групп (письменно отвечают на вопросы)

- Делегаты от групп представляют результаты работы (озвучивают ответы своей группы)

7 ЭТАП. Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя:

- формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

- вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

- Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели

- Предлагает дать оценку уроку (понравился или нет, открыли ли для себя новые знания, что было интересно, а что не очень, что запомнилось, доволен ли совей работой на уроке, кто активней всех проявил себя на уроке).


- Вспоминают тему, цель, план урока, анализируют, насколько урок соответствовал теме, выполнены ли поставленные цели и задачи, план.

- Высказывают своё мнение о духовно-нравственной составляющей урока (способствовал ли урок их духовному росту)

- Оценивают содержание урока, формы работы, своё участие в уроке (активность, правильность суждений)

8 ЭТАП. Домашнее задание.

Самостоятельно найти в Интернете и послушать оставшиеся части концертной симфонии, выполнить в тетради краткий письменный анализ одной из наиболее понравившихся частей.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к ТК 5 класс»

2 1 3 4 5 6 Вопросы кроссворда:  1. Главный праздник православной церкви, которому посвящено произведение?  2. Для какого инструмента написано произведение?  3. Название произведения.  4. Жанр произведения.  5. Автор произведения.  6. Праздничное песнопение в православной церкви.

2

1

3

4

5

6

Вопросы кроссворда: 1. Главный праздник православной церкви, которому посвящено произведение? 2. Для какого инструмента написано произведение? 3. Название произведения. 4. Жанр произведения. 5. Автор произведения. 6. Праздничное песнопение в православной церкви.

Проверь себя: 2 1 Ф О Ф Р Т А Е Н Т П Т Р И А Р О С А А З П И Х Н Ю А И О И М Р Т А Ь А Н И Н О В 3 4 5 6

Проверь себя:

2

1

Ф

О

Ф

Р

Т

А

Е

Н

Т

П

Т

Р

И

А

Р

О

С

А

А

З

П

И

Х

Н

Ю

А

И

О

И

М

Р

Т

А

Ь

А

Н

И

Н

О

В

3

4

5

6

Колокольный звон  (сл. и муз. Н.Тананко) 1. Тает под весенним солнцем Долгий зимний сон. И над миром нежно льется Колокольный звон. И поет он песню, Что Христос воскресе, Что своею смертью Смерть разрушил он.   ПРИПЕВ: Колокольный звон над землей - Звон божественный, звон величальный. Это голос Руси Святой - Золотой перезвон Пасхальный. 2. Время в звоне колокольном Льется не спеша. И из клетки птицей вольной Рвется ввысь душа. И мечтает птица с этим звоном слиться И пройти по жизни, больше не греша. ПРИПЕВ. 3. Словно свечи колокольни, Мир, как божий храм. И плывут по небу звоны К вечным берегам. Звуку их внимая, сердце замирает, И текут от счастья слезы по щекам. ПРИПЕВ.

Колокольный звон (сл. и муз. Н.Тананко)

1. Тает под весенним солнцем

Долгий зимний сон.

И над миром нежно льется

Колокольный звон.

И поет он песню,

Что Христос воскресе,

Что своею смертью

Смерть разрушил он.

 

ПРИПЕВ:

Колокольный звон над землей -

Звон божественный, звон величальный.

Это голос Руси Святой -

Золотой перезвон Пасхальный.

2. Время в звоне колокольном

Льется не спеша.

И из клетки птицей вольной

Рвется ввысь душа.

И мечтает птица с этим звоном слиться

И пройти по жизни, больше не греша.

ПРИПЕВ.

3. Словно свечи колокольни,

Мир, как божий храм.

И плывут по небу звоны

К вечным берегам.

Звуку их внимая, сердце замирает,

И текут от счастья слезы по щекам.

ПРИПЕВ.

1 2 3 4 Вопросы кроссворда:  1. Инструмент, звучание которого слышится в мелодии 4-й части сюиты С.Рахманинова «Фантазии»?  2. Имя, в переводе означающее «мудрость».  3. Праздничный колокольный звон.  4. Мелодия 4 части сюиты была навеяна Рахманинову воспоминаниями о звоне колокола Собора Святой Софии. В каком городе находится этот собор?

1

2

3

4

Вопросы кроссворда: 1. Инструмент, звучание которого слышится в мелодии 4-й части сюиты С.Рахманинова «Фантазии»? 2. Имя, в переводе означающее «мудрость». 3. Праздничный колокольный звон. 4. Мелодия 4 части сюиты была навеяна Рахманинову воспоминаниями о звоне колокола Собора Святой Софии. В каком городе находится этот собор?

Проверь себя: 1 С О К Ф Т Н И О Р Л О Я Е В З О В К Г О О О Н Л Р О Д 2 3 4

Проверь себя:

1

С

О

К

Ф

Т

Н

И

О

Р

Л

О

Я

Е

В

З

О

В

К

Г

О

О

О

Н

Л

Р

О

Д

2

3

4

«Древний храм златой вершиной блещет ярко» Валерий Григорьевич Кикта́   «Фрески Софии Киевской»  Концерт-симфония для арфы и оркестра  посв. 1500-летию Киева

«Древний храм златой вершиной блещет ярко»

Валерий Григорьевич Кикта́  

«Фрески Софии Киевской» Концерт-симфония для арфы и оркестра посв. 1500-летию Киева

Киевский собор Святой Софии построен в первой половине  XI века князем Ярославом Мудрым, был главным храмом Киевской Руси.

Киевский собор Святой Софии построен в первой половине  XI века князем Ярославом Мудрым, был главным храмом Киевской Руси.

1. Орнамент 1  2. Зверь нападает на всадника  3. Орнамент 2  4. Групповой портрет дочерей   Ярослава Мудрого  5. Михайловский придел (Архангел Михаил, Чудо в Хонех)  6. Борьба ряженых  7. Музыкант   8. Скоморохи   9. Орнамент 3 вперед

1. Орнамент 1

2. Зверь нападает на всадника

3. Орнамент 2

4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5. Михайловский придел

(Архангел Михаил, Чудо в Хонех)

6. Борьба ряженых

7. Музыкант

8. Скоморохи

9. Орнамент 3

вперед

назад

назад

назад

назад

назад

назад

назад

назад

назад

назад

назад

назад

вперед назад

вперед

назад

Проверь себя: Духовные образы Образы народной жизни «Групповой портрет дочерей Ярослава мудрого» «Зверь нападает на всадника» «Михайловский придел» «Борьба ряженых» «Орнамент» «Музыкант» «Скоморохи»

Проверь себя:

Духовные образы

Образы народной жизни

«Групповой портрет дочерей Ярослава мудрого»

«Зверь нападает на всадника»

«Михайловский придел»

«Борьба ряженых»

«Орнамент»

«Музыкант»

«Скоморохи»

В презентации использованы фотографии с сайтов:

В презентации использованы фотографии с сайтов:

  • http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/
  • http://www.wordassociations.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!