СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Градусная сетка" 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока к параграфу 13

«Градусная сетка»

 

Цели изучения темы:

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Сформировать понятие о параллелях и меридианах и их практическом назначении, понятие географической широты и географической долготы.

 

формирование навыков поиска решения на основе проблемной ситуации.

 

Оборудование: физическая карта мира, глобус, презентация, атлас для 6 класса

 

Организационно-содержательная структура урока.

  1. Организация побуждающего диалога  к осознанию проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Предлагает проблемную ситуацию и просит учащихся предложить пути её решения:

«Весной 1937 года на Северном полюсе была высажена первая в мире экспедиция советских ученых из 4-х человек под руководством Г. Папанина. Льдина, на которой находились ученые, была большого размера

 (4 км х 3 км). Все лето она спокойно двигалась на юг. А в январе 1938 года льдина раскололась,  в феврале ее вынесло в Северную Атлантиду. Шторм и бури делали эту часть океана зимой недоступной для кораблей. Но льдина продолжала «жить», хотя от нее осталась лишь небольшая площадь, которую продолжало нести на юг. Она таяла от тёплых вод Атлантики, крошилась от штормов и бурь. Папанин сообщил об изменениях площади льдины на Большую землю. Вся страна каждый день, каждый час следила за дрейфом льдины где-то вдоль берегов далекой Гренландии. Для спасения папанинцев было направлено 4 корабля в штурмующий океан. Но перед капитанами кораблей стояла  очень сложная задача  - найти льдину и спасти людей.

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Воспринимают информацию на слух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя

Предлагают способы действия в предложенной ситуации

 

Формулируют проблему – найти точку на карте, где находится льдина

 

  1. Изучение нового материала

 

 

 

  1. Вы бы хотели поучаствовать в спасении людей? Сейчас мы разделимся на  команды пяти  кораблей, и начнем поиски льдины на карте в течение 3 минут.

Что нам известно о местонахождении льдины из рассказа?

 

Работа в микрогруппах, поиск способа определения местонахождения льдины

Организуются в группы, переходят.Формируются навыки групповой работы

  1. Почему мы не можем найти льдину наверняка? Нам не хватает каких-то точных ориентиров, но они есть на карте и сегодня мы с ними познакомимся.

Посмотрите внимательно на карту полушарий? Она покрыта линиями, которые протянулись с севера на юг и с запада на восток и образуют сетку. Линии, идущие с запада на восток, располагаются параллельно экватору, поэтому и называются параллелями и проведены они через 10°. Эти цифры показывают географическую широту. Все параллели расположенные от экватора к северному полюсу  обозначают северную широту, а параллели к югу от экватора – южную широту

Испытывают затруднения в точном местонахождении  льдины

 

 

 

 

 

 

 

Запоминают как определяется северная и южная широта

 

 

 

 

 

Слушают объяснение учителя

 

 

 

 

 

 

Рассматривают карту полушарий в атласах, находят параллели

  1. Организует первичное закрепление материала

- На карте полушарий в атласе покажите параллели 10° северной широты; 10° южной широты; 0°; 90°.

- Как называется параллель 0°? 90° СШ? 90°ЮШ?

- На какой параллели расположен  г. Москва?

- Мы можем показать широту на которой находится льдина?

Формируется первичное понимание, что такое широта и способ её определения

Помогают друг другу, совместно ищут способ действия, предлагают свои варианты

По карте  полушарий атласа в ходе выполнения задания тренируются в определении широты объектов

  1. Объясняет  понятие «географическая долгота».  Линия, которая протянулась с севера на юг от северного до южного полюса – меридианы. Их нумерация располагается на экваторе. Они показывают долготу, которая  бывает западной и восточной. Отсчет меридианов идет от 00 меридиана. Нулевой меридиан называют Гринвичским, т.к. он проходит через Гринвичскую лабораторию, которая расположена в городе Лондоне. Самая большая долгота -180°

 

       - Какие моря пересекает меридиан 200в.д.?

Формируется первичное понимание определения географической долготы и способ её определения

Совместно пытаются применить полученные знания, предлагают свои варианты.

 

 

 

 

Перечисляют моря, которые пересекает меридиан 200в.д.

Закрепление навыков работы с картой

Определения географической долготы объектов

 

  1. Вернемся к задаче, которую мы должны решить – найти льдину, но только теперь Вам передали  уточняющую информацию: льдина находится в точке    600 СШ    400 ЗД

 

 

 

     -   И так, чей корабль первым обнаружит льдину?      - Оценку получит команда, которая первая и правильно определит местонахождение льдины

  

 

 

 6.  Оценивание.

Формируется первичное понимание способа определения точки на географической карте по широте и долготе.

 

Формируется учебный навык.

Совместно в группе обсуждают порядок нахождения точки.

 

 

 

 

Выявляется лидер, который организует группу на решение общей задачи

 

Определяют широту и долготу, на их пересечении находят точку нахождения льдины.

 

Определяют точку на карте в месте пересечения широты и долготы. Самоорганизуются

 

Определяют вклад каждого члена команды в нахождении заданной точки

  1. Рефлексия

- Что помогло вам найти льдину?

-Кто затрудняется в определении широты и долготы? (поднимите руку)

- Что для Вас было  сложным на уроке?

- Чем отличался урок сегодня?

- С чем бы вы сравнили градусную сетку на карте и определение местонахождения точки? В каких играх применяют подобный принцип?

 

 

Пытаются осознанно используя речевые средства, выразить личную оценку деятельности на уроке

 

  1. Домашнее задание

§

 

Определить точку и обозначить её на контурной карте:

А - 0° широты, 0° долготы;

Б - 0° широты, 90° ВД;

В - 0° Ш, 90° ЗД;

 

 

 

Записывают д/з в дневник, задают уточняющие вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Градусная сетка" 5 класс»

Технологическая карта урока к параграфу 13

«Градусная сетка»


Цели изучения темы:

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Сформировать понятие о параллелях и меридианах и их практическом назначении, понятие географической широты и географической долготы.


формирование навыков поиска решения на основе проблемной ситуации.


Оборудование: физическая карта мира, глобус, презентация, атлас для 6 класса


Организационно-содержательная структура урока.

  1. Организация побуждающего диалога к осознанию проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Предлагает проблемную ситуацию и просит учащихся предложить пути её решения:

«Весной 1937 года на Северном полюсе была высажена первая в мире экспедиция советских ученых из 4-х человек под руководством Г. Папанина. Льдина, на которой находились ученые, была большого размера

(4 км х 3 км). Все лето она спокойно двигалась на юг. А в январе 1938 года льдина раскололась, в феврале ее вынесло в Северную Атлантиду. Шторм и бури делали эту часть океана зимой недоступной для кораблей. Но льдина продолжала «жить», хотя от нее осталась лишь небольшая площадь, которую продолжало нести на юг. Она таяла от тёплых вод Атлантики, крошилась от штормов и бурь. Папанин сообщил об изменениях площади льдины на Большую землю. Вся страна каждый день, каждый час следила за дрейфом льдины где-то вдоль берегов далекой Гренландии. Для спасения папанинцев было направлено 4 корабля в штурмующий океан. Но перед капитанами кораблей стояла очень сложная задача - найти льдину и спасти людей.

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Воспринимают информацию на слух











Слушают рассказ учителя

Предлагают способы действия в предложенной ситуации


Формулируют проблему – найти точку на карте, где находится льдина


  1. Изучение нового материала




  1. Вы бы хотели поучаствовать в спасении людей? Сейчас мы разделимся на команды пяти кораблей, и начнем поиски льдины на карте в течение 3 минут.

Что нам известно о местонахождении льдины из рассказа?


Работа в микрогруппах, поиск способа определения местонахождения льдины

Организуются в группы, переходят.Формируются навыки групповой работы

  1. Почему мы не можем найти льдину наверняка? Нам не хватает каких-то точных ориентиров, но они есть на карте и сегодня мы с ними познакомимся.

Посмотрите внимательно на карту полушарий? Она покрыта линиями, которые протянулись с севера на юг и с запада на восток и образуют сетку. Линии, идущие с запада на восток, располагаются параллельно экватору, поэтому и называются параллелями и проведены они через 10. Эти цифры показывают географическую широту. Все параллели расположенные от экватора к северному полюсу обозначают северную широту, а параллели к югу от экватора – южную широту

Испытывают затруднения в точном местонахождении льдины








Запоминают как определяется северная и южная широта






Слушают объяснение учителя







Рассматривают карту полушарий в атласах, находят параллели

  1. Организует первичное закрепление материала

- На карте полушарий в атласе покажите параллели 10 северной широты; 10 южной широты; 0; 90.

- Как называется параллель 0? 90 СШ? 90ЮШ?

- На какой параллели расположен г. Москва?

- Мы можем показать широту на которой находится льдина?

Формируется первичное понимание, что такое широта и способ её определения

Помогают друг другу, совместно ищут способ действия, предлагают свои варианты

По карте полушарий атласа в ходе выполнения задания тренируются в определении широты объектов

  1. Объясняет понятие «географическая долгота». Линия, которая протянулась с севера на юг от северного до южного полюса – меридианы. Их нумерация располагается на экваторе. Они показывают долготу, которая бывает западной и восточной. Отсчет меридианов идет от 00 меридиана. Нулевой меридиан называют Гринвичским, т.к. он проходит через Гринвичскую лабораторию, которая расположена в городе Лондоне. Самая большая долгота -180


- Какие моря пересекает меридиан 200в.д.?

Формируется первичное понимание определения географической долготы и способ её определения

Совместно пытаются применить полученные знания, предлагают свои варианты.





Перечисляют моря, которые пересекает меридиан 200в.д.

Закрепление навыков работы с картой

Определения географической долготы объектов


  1. Вернемся к задаче, которую мы должны решить – найти льдину, но только теперь Вам передали уточняющую информацию: льдина находится в точке 600 СШ 400 ЗД




- И так, чей корабль первым обнаружит льдину? - Оценку получит команда, которая первая и правильно определит местонахождение льдины



6. Оценивание.

Формируется первичное понимание способа определения точки на географической карте по широте и долготе.


Формируется учебный навык.

Совместно в группе обсуждают порядок нахождения точки.





Выявляется лидер, который организует группу на решение общей задачи


Определяют широту и долготу, на их пересечении находят точку нахождения льдины.


Определяют точку на карте в месте пересечения широты и долготы. Самоорганизуются


Определяют вклад каждого члена команды в нахождении заданной точки

  1. Рефлексия

- Что помогло вам найти льдину?

-Кто затрудняется в определении широты и долготы? (поднимите руку)

- Что для Вас было сложным на уроке?

- Чем отличался урок сегодня?

- С чем бы вы сравнили градусную сетку на карте и определение местонахождения точки? В каких играх применяют подобный принцип?



Пытаются осознанно используя речевые средства, выразить личную оценку деятельности на уроке


  1. Домашнее задание

§


Определить точку и обозначить её на контурной карте:

А - 0 широты, 0 долготы;

Б - 0 широты, 90 ВД;

В - 0 Ш, 90 ЗД;




Записывают д/з в дневник, задают уточняющие вопросы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!