МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района
обучающихся по программе А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс
Учитель: Мартынова И.В.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК |
Тема | Функции y=sin x, y=cos x, их свойства и графики. Место урока в изучаемой теме: первый |
Цели деятельности учителя | изучить свойства функций y=sin x, y=cos x и использовать их для построения графиков этих функций |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: Умеют участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение. Предметные: Знают понятие функции y=sin x, y= cos x, её свойства.Умеют описывать свойства функции y=sin x, y= cos x и строить их графики Метапредметные: - регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия - коммуникативные УУД: контролировать действие партнёра. - познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК |
Задачи урока: | Образовательные: построение графиков функций y=sin x, y=cos x и использование их для решения математических задач, систематизация изученных свойств тригонометрических функций. Способствовать развитию: математического мышления и интуиции, совершенствование устного и письменного математического языка. Воспитывать: воспитание коммуникативных умений, ответственности за результат. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Учебно – методический комплекс | 1.мультимедиапроектор; 2.макет числовой окружности на координатной плоскости демонстрационный и такие же у учащихся; 3.таблица значений тригонометрических функций демонстрационная и такие же у учащихся (составлены на предыдущих уроках); 4.раздаточный материал: таблицы свойств, листы формата А4 с заранее начерченными координатными плоскостями (на каждую группу); 5.задачник. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК |
Основные понятия | Функция, область определения, область значения, графики функции, свойства функции |
Организация пространства (форма, методы) | фронтальная, групповая; использование элементов проектной деятельности. |
Межпредметные связи | физика |
Действия учителя | 1.Создает эмоциональный настрой. 2.Задает вопросы. 3.Организует поисковую работу учащихся(по составлению плана действий), побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. 4.Организует групповую работу: класс делится на две группы по 6 человек. Одна группа – будут исследовать функцию u=sin t, другая – функцию u=cos t. Наблюдает за работой учащихся. Заготавливает общую таблицу, куда затем учащимися будут вноситься результаты их деятельности. 5. Наблюдает за выступлениями учащихся, при необходимости комментирует, оценивает правильность ответа. 6. Контролирует выполнение работы, оценивает активность учащихся. 7.Организует обсуждение способов решения, предлагая упражнения из задачника: устно 16.8 (а, б), 16.9 (б, г), 16.42 (в, г), 16.43 (а, б), 16,48 (в,г) письменно 16.53 (а, б) 8.Задаёт вопросы, позволяющие подвести итог урока. Домашнее задание: 1) Записать в тетрадь таблицу свойств функций y = sin x, y = cos x (§ 16 учебника) 2) По задачнику № 16.8 (в, г), 16.9 (а, в), 16.42 (а, б), 16.43 (в, г), 16.48 (а, б). 3) Найти примеры явлений действительности, которые могут иллюстрироваться синусоидой |
Действия обучающихся | 1.Формулируют проблему: Что же это за таинственная синусоида? Как она выглядит? 2.Отвечают на вопросы, отмечают то, что недостаточно усвоено, что необходимо еще повторить 3.Совместно с учителем составляют план исследования свойств: 1) Область определения. 2) Множество значений. 3) Периодичность. 4) Четность. 5) Промежутки, на которых функция положительна или отрицательна. 6) Промежутки возрастания и убывания. 7) Наименьшее и наибольшее значения. 4.Каждая группа работает над своей функцией . Учащиеся должны продумать, как организовать работу в группе: например, либо один учащийся изучает одно свойство, второй – другое и т.д., затем обсуждают вместе и проверяют правильность, либо последовательно одно за другим коллективно обсуждаются все свойства. Результат обсуждения записывается в таблицу (одна на группу, соответственно функции) 5.Учащиеся поочередно выходят к доске и заполняют соответствующую ячейку таблицы, при этом давая подробные объяснения с помощью демонстрационного макета числовой окружности на координатной плоскости. Очередность устанавливается внутри группы по желанию учащихся с учетом того, что каждый выступает по одному разу . 6.Строят графики, пользуясь изученными свойствами функций 7.Выполняют упражнения, комментируя устно или при необходимости демонстрируя решение на доске 8.Делают выводы относительно проблемы, поставленной в начале урока Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность, проводят самооценку собственной деятельности. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | - Какую цель ставили? - Достигли цели? - Какая тема урока была? - Чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. |
Домашнее задание | 1) Записать в тетрадь таблицу свойств функций y = sin x, y = cos x (§ 16 учебника) 2) По задачнику № 16.8 (в, г), 16.9 (а, в), 16.42 (а, б), 16.43 (в, г), 16.48 (а, б). 3) Найти примеры явлений действительности, которые могут иллюстрироваться синусоидой |