СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы выступления на педагогической конференции "Всё гениальное просто"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любимый вопрос современного ученика, который идет на урок «Зачем? А часто ли мы с вами задаем себе этот вопрос? Сегодня перед нами стоит ежедневный выбор между необходимостью предметной подготовки с ориентацией на жесткие нормативы (ЕГЭ, ОГЭ) и воспитанием личности.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы выступления на педагогической конференции "Всё гениальное просто"»

Муниципальная научно-практическая конференция педагогических работников

«Обучение и воспитание: методики и практика деятельности педагога в условиях новых вызовов времени»






ВСЁ ГЕНИАЛЬНО ПРОСТО






Автор: Яблокова

Надежда Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ Заозерской сош












Углич, 2023

Любимый вопрос современного ученика, который идет на урок «Зачем? А часто ли мы с вами задаем себе этот вопрос? Сегодня перед нами стоит ежедневный выбор между необходимостью предметной подготовки с ориентацией на жесткие нормативы (ЕГЭ, ОГЭ) и воспитанием личности.

Жизнь точно расставляет все по своим местам, дети меняются намного быстрее, чем технологии. Новое поколение требует новых образовательных подходов, образованию нужны «новые» педагоги/форматы/технологии.

Наступило время переосмысления роли воспитания. В примерной программе воспитания воспитательные результаты представлены на трех уровнях: социальные знания; формирование позитивного отношения к базовым ценностям и получение ценностного опыта.

За всю школьную жизнь ребенок посещает более 13 тыс. уроков. Поэтому необходимо понимать, что именно урок становится основным пространством воспитания, в этом суть идей воспитывающего обучения.

На уроке формируется и воспитывается сознание обучающихся, приобретаются определенные навыки и привычки общественного поведения, воспитываются моральные чувства и эмоции, воспитанию принадлежит основная роль в процессе формирования личности.

Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими уроками? Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на когнитивное, но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в примерной программе воспитания?

Воспитывающими наши уроки становятся тогда, когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность; когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах; когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.

Как всего этого добиться? Об этом и поговорим.

Для того, чтобы сделать свои уроки интереснее и увлекательнее, я рекомендую воспользоваться несколькими нехитрыми приемами.

Находить время, повод и темы для неформального общения со своими учениками – как до уроков, так и после них. При этом учителю важно уметь слушать детей и не стремиться переносить акцент в разговоре только на себя и волнующие только его вопросы. Общение со значимым взрослым – важная потребность растущего человека. Интерес к общению с учителем часто трансформируется и в интерес к урокам этого учителя.

Стараться использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Это поможет учителю сократить дистанцию между ним и его учениками, поможет стать для школьников значимым взрослым, будет способствовать созданию детско-взрослых общностей, столь важных в воспитании.

Реализовывать на своих уроках мотивирующий потенциал юмора. способствует налаживанию хороших отношений со школьниками, созданию творческой атмосферы на уроке, преодолению многих учебных конфликтов. Шутка вместо окрика в сочетании с мягкой улыбкой помогает разрядить напряженную обстановку в классе, создать доверительный психологический климат. Уроки, на которых не раздается веселый и добрый детских смех – часто скучные уроки.

Чаще обращаться во время урока к личному опыту своих учеников. Например, так: «Поднимите руку, кто из вас хоть раз падал, поскользнувшись на льду, или споткнувшись о камень. Шишки были? Друзья сильно смеялись? А теперь внимание – сосредоточьтесь и вспомните, куда именно вы падали: вперед или назад? Прекрасно, разумеется, не то, что вы упали, а то, что так отчетливо это вспомнили. Так давайте же на этих примерах разберем, что такое инерция». Этот нехитрый прием также поможет учителю сделать свой урок чуть более привлекательным.

Время от времени (и как бы между делом) стараться акцентировать внимание на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика. Этот прием имеет простое психологическое объяснение – когда ребенка таким образом выделяют на уроке, он с большим интересом относится и к самому уроку.

Проявлять особое внимание к ученикам, нуждающимся в таком внимании. Бывает, что кто-то из детей ведет себя не так, как обычно: выглядит «вялым», уставшим, постоянно подпирает голову руками или, напротив, не может усидеть на месте. Особое умение учителя –направить их энергию в нужное русло: например, попросить раздать тетради с контрольными, подготовить класс к лабораторной, помочь с использованием на уроке электронной доски.

И, конечно, не стоит забывать о более способных учениках – их потенциал можно использовать для помощи менее способным одноклассникам: попросить их помочь в отработке изученного материала, совместно подготовить задание, провести консультации перед контрольной. Эти нехитрые приемы используют очень многие успешные учителя.

Обращаться к вымышленному образу учеников, создавая вокруг какой-то учебной проблемы небольшой фантазийный мирок. Мир грез и фантазий всегда был привлекателен для ребенка. А иногда он может сделать привлекательным и урок.

Заводить в классе маленькие, привлекательные для детей традиции. Например, каждый урок начинается с мини игры «Счастливчик» - любым случайным способом из класса выбирается один ученик, кто на этом уроке будет «счастливчиком». Если на уроке он получит отметку, которая его не устроит, «счастливчик» может отказаться от нее.

Не бояться просить прощения у своих учеников – за свои ошибки (не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает), оговорки (о, как же дети это обожают!), несправедливо поставленные отметки (увы, и такое случается). Наверное, для кого-то это тяжело – просить прощения, искренне и при всех своих учениках. Но если мы хотим, чтобы просить прощения друг у друга научились наши дети, то как же еще их этому научить?! А учитель к тому же приобретет в глазах детей реноме честного и порядочного человека. И не правы те, кто считает это проявлением слабости.

Наконец, просто честно выполнять свою работу. Несмотря на усталость, нехватку времени, стресс, работать не спустя рукава. Общеизвестно, что халтуру и равнодушие к себе чувствуют все дети, и ... не всегда прощают.

Список литературы:

  1. Булатова, О. С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  2. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших учащихся: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.

  3. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2005.

  4. Уклад школы будущего. Ред.-составитель Н.Б. Крылова. Москва, НИИ школьных технологий, 2007.

  5. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока. — М., 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!