СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь кейсовых практик для младших школьников. Русский язык раздел «Морфология», 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Лингвистическая лаборатория». Тетрадь кейсовых практик для младших школьников Русский язык раздел «Морфология», 3 класс 

Просмотр содержимого документа
«Тетрадь кейсовых практик для младших школьников. Русский язык раздел «Морфология», 3 класс»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступительное слово...........................................................................

3

Инструкция…………………………………………………………….

4

Кейс №1«Лаборатория изучения имён существительных. Род имён существительных»..………………………………………….....


5

Кейс №2«Лаборатория изучения имён прилагательных. Качественные имена прилагательные»………………………………………………………



10

Кейс №3«Лаборатория изучения местоимений. Личные местоимения»………………………………………………………….


15

Анкета………………..………………………………………………...

21












Привет, ребята!



Я, Владимир Александрович, ученый в области русского языка.

Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию.

Лаборатория – учреждение для проведения научных и технических опытов, исследований.

Всё, что вам потребуется – это наша необычная тетрадь.

В ней собраны задания, выполняя которые, можно испытать радость открытия, получить опыт поиска истины, благодаря ресурсам собственного интеллекта.

Тетрадь кейсовых практик для тех, кто хочет:

  1. приобрести новые знания, способности и умения;

  2. научиться работать с информацией и добывать знания самостоятельно;

  3. развить доказательное мышление и нестандартно мыслить.



Инструкция

1. При работе с кейсом постарайтесь внимательно читать все речевые ситуации, тексты и формулировки заданий. Это позволит экономить время и не терять ничего из тех бесценных данных, которые вы сможете приобрести.

2. Тщательно собирая данные в каждом кейсе, обеспечивайте их сохранность. Полученная информация является большой ценностью, проделанной работы. Без неё невозможен полноценный научный поиск. Берегите свой интеллектуальный труд!

3. Будьте внимательнее, прежде чем сделать записи, не делайте поспешных выводов, обдумывайте свои ответы.

4. Обращайтесь за помощью к различным источникам информации. Это могут быть учебники, газеты, журналы, справочники, энциклопедии. И, конечно же, главный помощник – это ваш учитель, который подскажет, где искать справочную информацию.

Счастливых и удивительных вам открытий!

на пути к новым знаниям и достижениям!

5. Активно взаимодействуйте с одноклассниками.

Помогайте другу другу в работе.




Кейс 1« Лаборатория изучения имён существительных»




Контекст кейса «Давай поразмышляем над речевой ситуацией!»



Попробуйте разобраться в ситуации речи!



- Ребята, сегодня вам предстоит исследование, результатом которого станут правила, которые мы сами составим для всех, кто хочет хорошо знать русский язык.

Недавно моя дочь прочитала мне письмо, которое получила, от своей подруги школьницы – иностранки  Бритни. Она со своей семьей собирается приехать погостить к нам в Россию. Она пишет это письмо на русском языке, где предложения звучат иначе. Я покажу вам это письмо с разрешения моей дочери.
- Читайте внимательно!





Письмо Бритни

- Здравствуй, мой любимый подруга  Виктория! Пишет тебе твой далёкий друг Бритни. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умная папа учил меня играть в домино. Твой милый бабушка и строгая дедушка рассказывали интересные истории о своей жизни. Я полюбила Россию и русских людей за их доброту.

Очень жду новой встречи. Бритни.



-Что вас рассмешило или удивило?
- В чем проблема?
- Предположите, что Бритни не знает?
___________________________________________________________
Давайте попробуем разобраться в речевой ситуации и поможем Бритни больше не допускать таких ошибок.



Что делать?

Задание 1. Прежде чем разобраться в речевой ситуации, я хочу, чтобы
вы вспомнили на какие группы и по какому признаку делятся имена существительные?

Возможное объяснение _________________________________________________________________________

Задание 2. – А теперь, вам предстоит – из письма Бритни выписать в таблицу имена существительные, обозначающие одушевленные предметы.

В первую колонку нужно выписать имена существительные, которые называют мужчину.
А во вторую колонку нужно выписать имена существительные, которые называют женщину.  

Мужчины

Женщины










- Какой часть речи являются слова, которые вы записали в таблицу?

_______________________________________________________________________

Прочитав сказку, вы узнаете о новом признаке имени существительного. Это?

_______________________________________________________________________




















Сказка
Сначала все существительные были очень похожи. Даже Королева мать их путала.
И однажды она издала УКАЗ. Кто придумает для моих слов-существительных различие, тот будет награждён.
Услышали про это МУЖ и ЖЕНА в другом королевстве. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
МУЖ набрал себе много слов и сказал, пусть они будут мои – мужского рода. Туда попали дом, и стол, и свет, и мир, и много других).
ЖЕНА его собрала тоже много слов и сказала, а это слова женского рода. (Туда попали вода, земля, луна, зима и многие другие).
Но как бы они их не делили, да так и не смогли разделить их до конца. Остались слова солнце, море, яблоко и другие существительные





Задание 3. Теперь вы знаете, что у имён существительных есть ещё и род.

Род имён существительных нужно знать, чтобы правильно согласовывать с ними слова других частей речи. Это тоже постоянный признак слов этой части речи.

Имена существительные, какого рода называют мужчину?

Подпишите в таблицу.

Какими словами можно проверить? _______________________________________

Эти слова называют слова-помощники. Запишите в таблицу в первую колонку.

Имена существительные, какого рода называют женщину? Подпишите в таблицу.

Назовите слова-помощники, которыми можно проверить? Запишите в таблицу.

-Что общего у этих слов-помощников?

-Как вы думаете, только ли одушевленные существительные могут быть женского и мужского рода? ______________________________________________________

-Приведите свои примеры

_________________________________________________________________________









Задание 4. Вы узнали, что бывают одушевленные и неодушевленные слова – мужского рода и женского рода.

Но в сказке остались слова – солнце, яблоко, море, которым так и не определили род. Как узнать к какому роду они относятся? Как определить род этих имён существительных? С помощью чего? Предположите.

Возможное объяснение
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Проверьте предположения:

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род – оно, мое!

Это правило – твое!

- Ребята, заполните это стихотворение, чтобы не допускать ошибки.





Задание 5. Род имён существительных нужно знать, чтобы правильно согласовывать с ними слова других частей речи.

- Ребята, а сейчас вам необходимо выполнить задание, в котором вы проявите свои знания и умения. Перед вами словосочетания, в которых допущены ошибки, нужно определить род у имён существительных и исправить ошибку в соседнем слове.

Зерно отборный, душистая каравай, пшеничный мука, золотой рожь, новая хлебозавод, бескрайняя поле.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

С одним из словосочетаний составьте предложение.

____________________________________________________________________

Задание 6. - Зная теперь, что такое род имен существительных,

давайте вернемся к речевой ситуации из письма Бритни.

- Как решить проблему? Что мы можем сделать?

- Давайте запишем письмо Бритни правильно.

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Решение

проблемы

Теперь вы знаете, что род имён существительных делится на 3 группы. Какие? Отметьте на схеме.





Задание 7. - Ребята, вы справились с работой, разрешили речевую ситуацию. Напишите письмо девочке Бритни, в котором объясните, как вам это удалось. Запишите, чтобы вы ей посоветовали выучить, чтобы не допускать подобные ошибки.

Результат исследования













Понравился ли кейс? ____

Что более всего удивило при выполнении кейса?

________________________________________________________________

Интересно

1

2

3

3

2

1

Неинтересно

Трудоёмко

1

2

3

3

2

1

Легко


















Это интересно

- А знаете ли вы?

Большинство языков мира не имеют рода, например, современные армянский, японский, китайский, финно-угорские, тюркские и т.д.

Все имена существительные в этих языках, не относятся ни к какому роду. Турецкий, татарский, узбекский, казахский – так же языки без рода.

В испанском, польском и арабском языках род определяют по значению с признаком пола и окончаниям.





Кейс №2 « Лаборатория изучения имён прилагательных»

Контекст кейса «Давай поразмышляем над речевой ситуацией!»





– Ребята, вы заметили, что имена прилагательные
по-разному характеризуют предмет?

Одни обозначают качества предмета по вкусу, другие – по цвету, третьи – по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.


На уроке русского языка мы проходили тему качественные имена прилагательные. На следующий день учительница вызвала меня к доске и попросила определить, являются ли прилагательные «железный» и «медвежий» качественными. Я подумал…железный – это то, что прочнее дерева, стекла, значит качественное. Медвежий – медведь сильнее лисы и волка, значит качественное. Я думаю, что ответил правильно. А как думаете вы?

Письмо ученика 3 класса Миши Смирнова

Попробуйте разобраться в ситуации речи!



- Предположите, мог ли Миша допустить ошибку?

- Правильно ли он понял информацию из прошлого урока?

Возможное предположение
______________________________________________________________

______________________________________________________________



Что делать?

Задание 1. - Для того, чтобы разобраться в ситуации, нам необходимо сначала самим узнать, что такое качественное прилагательное.

Но для начала давайте вспомним, что мы знаем о имени прилагательном.

- Что такое имя ?
- роль в ?

- Какими являются?

- Чем эти ?

Возможное предположение
______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________







Качественные имен прилагательные имеют целый ряд признаков, по которым их довольно легко отличить от остальных прилагательных. Какие? Давайте разберемся!

- Прилагательных в языке, мы отличать .





Задание 2. - Что изображено в задании?__________

Опишите лес с помощью прилагательных. Лес, какой?

______________________________________________Запишите данные слова

- Можно ли эти слова назвать группой и почему?

На какие группы их можно распределить
Возможное предположение

________________________________________________________________

- один и тот же у леса?__________________

- Про внешний вид леса на первом изображении густой, а на втором гуще, самый густой.
- Можно ли сравнить эти прилагательные? ________________

Этот проявиться в раз , как в математике, мы сравниванием, называют это в большей . , слова и густой - это сравнения .

- Давайте густой в сравнения. вился в раз , значит __________________________












Задание 3. - Взгляните на фото? Что изображено?

- На первом фото кружка большая, а на втором _____________________________

 - Так вот, ребята, если мы смогли это сделать - сравнить, значит перед нами качественные прилагательные.

- Скажите, может кто – то обратил внимание на то,  какие слова нам помогали сравнивать эти предметы? ______________________________________________

- Значит,  мы можем эти слова  называть помощниками, и мы можем подставить их к качественным именам прилагательным? __________________________________

_________________________________________________________________________


Задание 4.
- Воспользуйтесь учебником на странице 111 и прочитайте приведённые примеры (под правилом) (мягкий – мягче и т.д.)

- Какой вывод можно сделать? НЕЛЬЗЯ сказать: самый каменный, более железный, вишнёвейший! Значит,  это – не качественные прилагательные!

- Давайте проверим!

(Лес) тополиный – дубовый – сосновый. Сравнивается один и тот же признак? – __! Нельзя сказать: самый тополиный или менее _________, более ____________.



Задание 5. – Посмотрите на изображение.  Солнце, какое?

______________________________________________Запишите данные слова

На какие группы их можно распределить?__________

-Какие качества, признаки обозначают данные прилагательные?

размер - _____________________________________;

температура - ________________________________;

форма - ______________________________________;

цвет - ________________________________________;






Задание 5. - Ребята, я снова подготовил для вас задание. Давайте научимся различать качественные и некачественные имена прилагательные. Работайте внимательно.



  1. Качественные прилагательные - подчеркнуть, а не качественные – зачеркнуть

Светлый, молодые, пихтовый, львиный, нарядный.


  1. Вставить в текст прилагательные. Докажи, что вставленные прилагательные являются качественными.

Был …  день.  Дул …  ветер. По … небу плыли … облака. Погода была ... .  И настроение было … .


___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________






- Ребята, вернемся к проблеме, которая была в письме Миши «являются ли прилагательные «железный» и «медвежий» качественными».

- На основе полученных знаний решите проблему!

- Как мы можем её решить?

- Можем ли мы сказать про прилагательные более железный, менее железный? Качественное это прилагательное или нет?
_________________________________________________
- Можем ли мы сказать медвежий, очень медвежий, менее медвежий? Значит, это прилагательное?

_________________________________________________





Решение проблемы



Задание 6. Напишите письмо Мише Смирнову. В письме расскажите, Правильно ли он ответил на уроке? Что ему нужно было использовать для того, чтобы не ошибиться в речевой ситуации. Создайте памятку о качественных именах прилагательных.



Результат исследования

















Это увлекательно













Интерактивный тренажер
«Качественные имена прилагательные»
Чтобы воспользоваться можно:

1) ввести адрес ссылки в строке поиска

https://learningapps.org/10375559

2) или отсканировать QR-Code с помощью смартфона



Кейс № 3 «Лаборатория изучения местоимений»

Контекст кейса «Давай поразмышляем над речевой ситуацией!»





На уроке русского языка Оксана и Витя писали сочинение. Интересно,

что у них получилось.

Прочитайте сочинение, которое написал Витя.

Проснулась медведица. Вышла медведица из берлоги.
За медведицей выбежали маленькие медвежата.
Медвежата играли и веселились.

- Понравился ли вам текст?

- Определите, какой в нём имеется недостаток? 

Попробуйте разобраться в ситуации, почему мальчик
допустил речевые ошибки в данном тексте?
Предположите, как её исправить?

Возможное предположение
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________
____________


___________________________________________________________

___________________________________________________________



Прочитайте, сочинение, которое написала Оксана

Проснулась медведица. Вышла она из берлоги.

За ней выбежали маленькие медвежата.

Они играли и веселились.

- Понравился ли вам текст?

- Определите, имеется ли в нём недостаток? 

- Какие слова использовала девочка, чтобы не допустить речевых ошибок?

-Как вы думаете, место какой части речи заняли в предложении новые слова?

Как называется часть речи, к которой относятся слова « она, ней, они»?

Слово «она»,- это конкретный предмет или только указывают на него?

-И так, чтобы не допустить какой речевой ошибки Оксана использовала местоимения в своем сочинении?

Возможное предположение
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________

Попробуйте разобраться в ситуации речи!





Что делать?

Задание 1. В речи местоимения помогают избегать повторов, чтобы речь была красивой, Они создают нам речевое удобство, так как экономят время.

Давайте вспомним, что вы уже знаете о местоимении:

Местоимение




Приведите примеры местоимений, которые вы знаете:______________________________________________________________________








- Местоимений в русском языке немного, всего - 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место среди других частей речи. Почему – это действительно загадка. Но проведя исследования, думаю, найдём отгадку.

– Начнем наше исследование!

Результаты всей работы вы запишите в карточку, которая станет для вас памяткой. Она находится на последней странице этого кейса.



Прежде чем начать исследование, давайте поиграем в игру «Вопрос – ответ». 

Но вам необходимо соблюдать важное условие: не называть имена.

- Как ты о себе говоришь? ___

- Как ты обращаешься к другу? ___

- Как ты говоришь о своём друге, когда его нет рядом? ___

О подруге? ___.

- Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? ___.

- Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А ещё так обращаются к группе? ___.

- Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? ___.





Исследуем наши местоимения с точки зрения того, на кого указывают местоимения:

Местоимения « я,___» - указывают на того, кто говорит, на себя.

Местоимения «ты,___» - указывают на того, к кому обращаются с речью.

Местоимения «он, ___, ___, они» - указывают на того или на тех, о ком
(или о чем) говорит или говорят.

Сколько групп местоимений получилось?______________________________

На кого указывают местоимения? ______________________________________

Как мы их можем назвать? _____________________________________________







Заполните таблицу.






1 лицо


2 лицо


3 лицо










- Сравните местоимения первого и третьего столбика:  я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?
_________________________________________________________________________


 - Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают единственного и множественного числа.

Запишите в таблице.



Решение проблемы

И так вернёмся к проблеме ситуации речи, когда Оксана написала сочинение без речевых ошибок, а Витя допустил много повторений одних и тех же слов.

Какие знания помогли бы Вите, чтобы не допустить ошибок?

Где бы он смог их получить?

Какие слова повторялись в сочинении? Выпишите их и рядом запишите то местоимение, которым нужно было заменить данное слово.

Проснулась медведица. Вышла медведица из берлоги. За медведицей выбежали маленькие медвежата. Медвежата играли и веселились.


______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________





- Ребята, я очередной раз подготовил для вас задание. Мне хочется узнать, разобрались ли вы в исследовании.



«Сколько местоимений?»


Разговор бабушки с внуком .

- Алло! Это я. Ты слышишь меня?

- Да, хорошо слышу.

- Мама дома?

-Нет.

- А где она?

- В магазине.

- А папа дома?

- Он на работе.

Как вы думаете, что нужно найди? Подчеркните эти слова. Выпишите подчеркнутые слова.

Возможное предположение
___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________
___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________







- Ребята, в конце любого исследования необходимо сделать выводы, как учёные вы должны поделиться своими открытиями.

Продолжи:

Мы употребляем местоимения, чтобы ________________________________________________________________________________________________________

Обобщите полученную информацию и заполните исследовательскую карточку

Результат исследования



Исследовательская карточка

Местоимение – это _________________________________________.

Личные местоимения __________________________________________.

Употребляется вместо _______________________________________.

Не называют предмет, ___пвАа____________________а________________________________________.

Используя полученные в исследовании знания, напишите письмо Вите, в котором красочно оформите памятку о личных местоимениях.







Это познавательно



Рекомендуем посмотреть в YouTube
Русский язык 67. Местоимения в русском языке — Шишкина школа













https://www.youtube.com/watch?v=g4m1nfEkem0







Дорогие друзья!


Вот и заканчивается ваша работа в этой необычной тетради кейсовых практик. Вы получили возможность добывать знания самостоятельно. Приобрести новые знания, способности и умения. Получили опыт  собственных исследований и почувствовали, что такое дух творчества и поиска чего-то нового. Не теряйте этот ценный опыт. Ведь впереди вас ожидает множество других открытий!



Анкета по результатам выполнения учебных кейсов

  1. Посмотрите, какое настроение у вас чаще всего было при решении кейсов. Отметьте.


  2. Какой кейс показался вам самым интересным и полезным?

______________________________________________________________________


  1. Какой учебный кейс был самым сложным при выполнении?



  1. Что вы использовали при выполнении кейса? Расставьте свои приоритеты от 1 (наиболее важное) до 5 (наименее важное):

• внимательность;

• аккуратность и точность в выполнении всех действий;

• собственные знания;

• удача, везение;

• помощь учителя/одноклассников;

• дополнительная литература.



  1. В завершении каждого кейса вам предлагалось расширить свой кругозор чем-то новым.

Получилось ли у тебя познакомиться с этой информацией?

• Да, я прочитал и использовал всё, что предлагалось.

• Я посмотрел / прочитал только некоторые материалы, которые меня заинтересовали.
• Ничего я не читал/ не смотрел.



Тетрадь кейсовых практик

для младших школьников

Русский язык
раздел «Морфология»

3 класс

Пенза 2021

«Лингвистическая лаборатория»



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!