СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по творчеству А.П.Чехова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тесты по творчеству А.П.Чехова.»



Тест.

А. П. Чехов «О любви»


Мы провожали Анну Алексеевну большой толпой. Когда она уже простилась с мужем и детьми и до третьего звонка оставалось одно мгновение, я вбежал к ней в купе, чтобы положить на полку одну из ее корзинок, которую она едва не забыла; и нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались – навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, – оно было пусто, – и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком...


А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) роман;

2) повесть;

3) быль;

4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией любовного сюжета;

4) является одним из этапов развития сюжета.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) тема несостоявшейся любви;

2) тема долга;

3) тема крестьянского труда;

4) тема добра и зла.

А 4. Какую форму имеет повествование в произведении А. П. Чехова «О любви»?

1) повествование от 1-го лица;

2) повествование от 3-го лица;

3) рассказ в рассказе;

4) форму монолога.

А 5. С какой целью рассказчик говорит о том, что «… в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»?

1) выявить отношение героя к любви;

2) выявить внутреннюю пустоту героя;

3) показать пагубность влияния любви на жизнь человека;

4) подчеркнуть узость взглядов героя.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («душевные», «жгучей», «мокрые»).


В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Я поцеловал…»).


В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Мы провожали…» выпишите слово, которое объясняет, что утратили герои в силу своих предрассудков.



В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Я поцеловал…» найдите словосочетание, которое свидетельствует о том, что любовь героев обречена.


С 1. С какой целью подробно описывается расставание Алёхина с Анной Алексеевной?


Ответы:

А1. 4.

А2. 3.

А3. 1.

А4. 3.

А5. 1.

В1. Эпитет.

В2. Поступок.

В3. Любовь.

В4. Расстались навсегда.



Тест.

«Вишнёвый сад».

Входит Трофимов, потом Лопахин.

Трофимов. Что же, господа, пора ехать!

Лопахин. Епиходов, мое пальто!

Любовь Андреевна. Я посижу еще одну минутку. Точно раньше я никогда не видела, какие в этом доме стены, какие потолки, и теперь я гляжу на них с жадностью, с такой нежной любовью…

Гаев. Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь….

Любовь Андреевна. Все вещи забрали?

Лопахин. Кажется, все. (Епиходову, надевая пальто.) Ты же Епиходов, смотри, чтобы все было в порядке.

Епиходов (говорит сиплым голосом). Будьте покойны, Ермолай Алексеич!

Лопахин. Что это у тебя голос такой?

Епиходов. Сейчас воду пил, что-то проглотил.

Яша (с презрением). Невежество…

Любовь Андреевна. Уедем – и  здесь не останется ни души…

Лопахин. До самой весны.

Варя (выдергивая из узла зонтик, похоже, как будто она замахнулась; Лопахин делает вид, что испугался). Что вы, что вы… Я и не думала.

Трофимов. Господа, идемте садиться в экипажи… Уже пора! Сейчас поезд придет!

Варя. Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.) И какие они у вас грязные, старые…

Трофимов (надевая калоши). Идем, господа!..

Гаев (сильно смущен, боится заплакать). Поезд… станция… Круазе в середину, белого дуплетом в угол…

Любовь Андреевна. Идем!

Лопахин. Все здесь? Никого там нет? (запирает боковую дверь налево.) Здесь вещи сложены, надо запереть. Идем!..

Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!

Трофимов. Здравствуй, новая жизнь!.. (Уходит с Аней.)

Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. Уходят Яша и Шарлотта с собачкой.

Лопахин. Значит, до весны. Выходите, господа… До свиданция!.. (Уходит.)

Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали.

Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя…

Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..

Голос Ани весело, призывающе: «Мама!..»

Голос Трофимова весело, возбужденно: «Ау!..»

Любовь Андреевна. В последний раз взглянуть на стены, на окна… По этой комнате любила ходить покойная мать…

Гаев. Сестра моя, сестра моя!..

Голос Ани: «Мама!..»

Голос Трофимова: «Ау!..»

Любовь Андреевна. Мы идем!..

Уходят.

Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно. Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс. Он одет, как всегда, в пиджаке и белой жилетке, на ногах туфли. Он болен.

Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу… А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал… (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел… Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего нельзя понять.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотепа!.. (Лежит неподвижно.)

Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

Занавес.

Какой этап развития сюжета пьесы отражен в представленном фрагменте?







Б5. Развязка

Б6.Париж

Б7. Ремарка

Б8. Подтекст

9. конфликт

10. диалог

11. просторечие

12. Варя

13. Яша

14. Трофимов

15. Гаев

16. Варя

17. Лопахин

18. Трофимов

Тест. «Вишнёвый сад».

Л о п а х и н. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное,

веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в

двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги,

на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя

дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу

внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города,

возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке

разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы

будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Г а е в. Извините, какая чепуха!

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Я вас не совсем понимаю, Ермолай

Алексеич.

Л о п а х и н. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати

пяти рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то я ручаюсь чем

угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, всё

разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение

чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить...

например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже

никуда не годится, вырубить старый вишневый сад...

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Вырубить? Милый мой, простите, вы

ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное,

даже замечательное, так это только наш вишневый сад.

Л о п а х и н. Замечательного в этом саду только то, что он очень

большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не

покупает.

Г а е в. И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад.

Л о п а х и н (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к

чему не придем, то двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение

будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь

вам. Нет и нет.

Ф и р с. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили,

мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...

Г а е в. Помолчи, Фирс.

Ф и р с. И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в

Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная,

сладкая, душистая... Способ тогда знали...

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. А где же теперь этот способ?

Ф и р с. Забыли. Никто не помнит.

А.П. Чехов «Вишневый сад»

При выполнении заданий B1 – B7 укажите ответ в отведённом

для него поле.

B1 К какому из трех родов литературы относится пьеса «Вишневый

сад» (ответ запишите в именительном падеже)?

B2 Какое жанровое определение дал этой пьесе автор?

B3 Вишневый сад в пьесе будет продан. Кто окажется его новым

владельцем?

B4 Персонажи пьесы, несмотря на разный возраст, пол, социальное

положение, род занятий, жизненный опыт, оказываются похожи в

своем бессилии перед течением времени. Они не знают, как жить,

жалуются и томятся. Результатом действий (или не-действий) этих

людей становится гибель прекрасного вишневого сада. Какое

слово (его произносит в самом конце пьесы Фирс) можно

приложить ко всем персонажам драмы, чтобы обозначить их общее

свойство?

B5 Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное

на чередовании их высказываний в разговоре?

B6 В приведенном фрагменте есть авторские пояснения к тексту

пьесы и высказываниям героев, стоящие в скобках. Каким

термином их обозначают?

B7 Как называется изобразительная подробность, помогающая

создать художественный образ (например, часы, на которые

постоянно смотрит Лопахин во время разговора)?

 




Тест.

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным: «Прррава, держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в «Обществе взаимного кредита» говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит:

- Это кабинет? Это спальня? А тут что?

И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот.

У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч идет?» или «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?»

Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом:

- Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!

Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает. Ему прислуживает лакей Иван, самый старый и почтенный, подают ему лафит №17, и уже все - и старшины клуба, и повар, и лакей – знают, что он любит и чего не любит, стараются изо всех сил угодить ему, а то, чего доброго, рассердится вдруг и станет стучать палкой о пол.

Ужиная, он изредка оборачивается и вмешивается в какой-нибудь разговор:

- Это вы про что? А? Кого?

И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:

- Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?

Вот и все, что можно сказать про него.

(А.П. Чехов, «Ионыч».)


B1

Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («тонкий», «резкий», «тяжелый», «раздражительный», «неприятный»).


Ответ: 

 

B2

Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками кажется, что едет не человек, а языческий бог».


Ответ: 

 

ВЗ

Из абзаца, начинающегося со слов «У него много хлопот…», выпишите словосочетание, которое является прямой авторской оценкой поступков героя.


Ответ: 

 

B4

Каким литературоведческим термином обозначается неявный, скрытый смысл художественного текста, содержащийся в произведении (или в языковом высказывании) наряду с внешним, открытым значением текста?


Ответ: 

 

B5

Как называется значимая подробность, которую автор наделил особой смысловой нагрузкой, являющаяся одним из средств создания образа персонажа («горло заплыло жиром» и т.д.)


Ответ: 

 

B6

Укажите литературный род, к которому принадлежит произведение А.П. Чехов «Ионыч».


Ответ: 


B7

Определите жанр этого произведения.


Ответ: 



B1


эпитет

B2


портрет


B3


жадностьодолела

B4


подтекст

B5


деталь

B6


эпос

B7


рассказ



Часть С

С1. Почему изменился характер главного героя и кто, по-вашему, несет ответственность за его судьбу?

С2. Что сближает с рассказом «Ионыч» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

Тест.

Старцев подумал и вечером поехал к _______________. 

— А, здравствуйте пожалуйста! — встретил его Иван Петрович, улыбаясь одними глазами. — Бонжурте. 
Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву руку, манерно вздохнула и сказала: 

— Вы… не хотите ухаживать за мной, никогда у нас не бываете, я уже стара для вас. Но вот приехала молодая, быть может, она будет счастливее. 

А Котик? Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее; но уже это была Екатерина Ивановна, а не Котик; уже не было прежней свежести и выражения детской наивности. И во взгляде, и в манерах было что-то новое — несмелое и виноватое, точно здесь, в доме ____________, она уже не чувствовала себя дома. 

— Сколько лет, сколько зим! — сказала она, подавая Старцеву руку, и было видно, что у неё тревожно билось сердце; и пристально, с любопытством глядя ему в лицо, она продолжала: — Как вы пополнели! Вы загорели, возмужали, но в общем вы мало изменились. 

И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде. Ему не нравилась её бледность, новое выражение, слабая улыбка, голос, а немного погодя уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела, не нравилось что-то в прошлом, когда он едва не женился на ней. Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, — и ему стало неловко. 

Пили чай со сладким пирогом. Потом Вера Иосифовна читала вслух роман, читала о том, чего никогда не бывает в жизни, а Старцев слушал, глядел на её седую, красивую голову и ждал, когда она кончит. 

“Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого”.

— Недурственно, — сказал Иван Петрович.

Потом Екатерина Ивановна играла на рояле шумно и долго, и, когда кончила, её долго благодарили и восхищались ею. 

“А хорошо, что я на ней не женился”, — подумал Старцев. 

Она смотрела на него и, по-видимому, ждала, что он предложит ей пойти в сад, но он молчал. 

— Давайте же поговорим, — сказала она, подходя к нему. — Как вы живёте? Что у вас? Как? Я все эти дни думала о вас, — продолжала она нервно, — я хотела послать вам письмо, хотела сама поехать к вам в Дялиж, и я уже решила поехать, но потом раздумала, — бог знает, как вы теперь ко мне относитесь. Я с таким волнением ожидала вас сегодня. Ради бога, пойдёмте в сад. 

Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. Было темно. 

— Как же вы поживаете? — спросила Екатерина Ивановна. 

— Ничего, живём понемножку, — ответил Старцев. 

И ничего не мог больше придумать. Помолчали. 

А.П. Чехов

В1. Назовите отчество Дмитрия Старцева, ставшее названием произведения Чехова.

В2. Укажите профессию, род занятий Старцева. 

В3. Какую фамилию носят члены семьи, пригласившей Старцева в гости (пропуск этой фамилии дважды обозначен в тексте)?

В4. Старцев приезжает в гости в “самую образованную и талантливую семью” в городе. Как называется интонация лёгкой насмешки, с которой изображается жизнь этой семьи?

В5. Как называется в литературном произведении разговор двух и более лиц, состоящий из чередующихся реплик?

В6. Как называется соположение контрастных слов, понятий, образов, с которым мы встречаемся, например, в описании Котика (“А Котик? Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее; но уже это была Екатерина Ивановна, а не Котик; уже не было прежней свежести и выражения детской наивности”) или при передаче разговора в саду (Екатерина Ивановна взволнованна, нервна, Старцев спокоен)?

В7. Как называется повтор одного и того же слова в небольшом фрагменте текста, который создаёт особый ритм и заостряет на себе внимание читателя (“И теперь она ему нравилась, очень нравилась… Ему не нравилась… а немного погодя уже не нравилось… не нравилось…”).

С1. Почему, с вашей точки зрения, в приведённой сцене Старцев всё время молчит и из трёх его коротких реплик две — внутренние, про себя?

С2. В каких ещё произведениях русской литературы встречается тема незаметного изменения человека с течением времени и как они перекликаются с рассказом Чехова?

Ответы и комментарии

B1

Ионыч

B2

врач; доктор; земский врач; 
земский доктор

B3

Туркины

B4

ирония

B5

диалог

B6

антитеза; противопоставление

B7

лексический повтор







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!