Тест 7. Словосочетание
Вариант 1
А1. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
□ 1) удобно устроенный
□ 2) победивший чемпиона
□ 3) кажущийся сном
□ 4) болтающие подружки
А2. Какое словосочетание является именным?
□ 1) увлекаться спортом
□ 2) помогая другу
□ 3) олимпийское движение
□ 4) слишком сложно
А3. В каком словосочетании вид связи — УПРАВЛЕНИЕ?
□ 1) кабинет директора
□ 2) своя игра
□ 3) весьма опасен
□ 4) с лёгким сердцем
А4. Какое словосочетание имеет обстоятельственное значение?
□ 1) дом с мезонином
□ 2) забить гол
□ 3) на этом перекрёстке
□ 4) прыгающий от радости
В1. Из данного предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
За правое дело стой смело.
С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы, приведённой в задании В1. (Ответ должен быть полным.)
Тест 7. Словосочетание
Вариант 2
А1. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
□ 1) покорённая вершина
□ 2) хорошо отдохнувшие
□ 3) завершающий предложение
□ 4) гонимые ветром
А2. Какое словосочетание является именным?
□ 1) твёрдо решив
□ 2) сформулируй вопрос
□ 3) довольно удачно
□ 4) седьмой класс
А3. В каком словосочетании вид связи — СОГЛАСОВАНИЕ?
□ 1) скачет на коне
□ 2) встретил вас
□ 3) вторая попытка
□ 4) читал лёжа
А4. Какое словосочетание имеет обстоятельственное значение?
□ 1) на каждый день
□ 2) рыбачить на озере
□ 3) съешь пирожок
□ 4) йогурт с малиной
В1. Из данного предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Береги платье снову, а честь смолоду.
С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы, приведённой в задании В1. (Ответ должен быть полным.)
Тест 8. Главные члены предложения
Вариант 1
А1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
□ 1) Мы с приятелем вдвоём очень весело живём.
□ 2) По аллее шла нарядная девочка с пуделем.
□ 3) Жили-были старик со старухой.
□ 4) Иногда кошка с собакой живут дружно.
А2. Укажите предложение, в котором есть простое несогласованное сказуемое.
□ 1) Вечером мы будем смотреть футбол по телевизору.
□ 2) Ты бы поговорил со мной.
□ 3) А щука выскользнула из рук и бултых в воду!
□ 4) На реке нескончаемо сновали лодки и катера.
А3. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
□ 1) Я намерен был уехать сегодня же.
□ 2) Мы продолжили изучать тему.
□ 3) Любишь ты поспорить!
□ 4) В детстве он хотел стать пожарным.
А4. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
□ 1) Ты (..) настоящий друг.
□ 2) Три (..) число магическое.
□ 3) С другом и горе (..) не беда.
□ 4) Ласковое слово (..) что солнышко в ненастье.
В1. Укажите тип сказуемого в данном предложении.
Здание Лицея в Царском Селе под Петербургом является частью большого ансамбля.
С1. Опишите известный вам памятник архитектуры.
Тест 8. Главные члены предложения
Вариант 2
А1. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?
□ 1) Самолёт с пассажирами на борту поднялся в воздух.
□ 2) Матроскин с Шариком часто ссорился.
□ 3) Поведение вошедшего привлекло всеобщее внимание.
□ 4) После школы мы с друзьями ходим на тренировку.
А2. Укажите предложение, в котором есть простое несогласованное сказуемое.
□ 1) Вдруг кто-то тихонько стук в окно.
□ 2) Да будет свет!
□ 3) Ты будешь со мной меняться местами?
□ 4) Немного отъехав, машина остановилась.
А3. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
□ 1) Над рекой начинал подниматься туман.
□ 2) Отблеск луны на реке казался дрожащим светлым мостиком.
□ 3) Я рад был помочь вам.
□ 4) Он ещё будет учить меня!
А4. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
□ 1) Моё правило (..) говорить правду.
□ 2) Она (..) девушка с характером.
□ 3) Солнце (..) словно огненный шар.
□ 4) Зима (..) не лето.
В1. Укажите тип сказуемого в данном предложении.
Памятник А. С. Пушкину на Пушкинской площади в Москве продолжает собирать вокруг себя множество людей.
С1. Опишите известный вам памятник деятелю культуры.
Тест 9. Дополнения. Определения. Приложения
Вариант 1
А1. В каком предложении есть прямое дополнение?
□ 1) Налей мне чаю, пожалуйста!
□ 2) Бабушка всегда беспокоится обо мне.
□ 3) Вера в победу помогла команде.
□ 4) Ночь незаметно ползла над лесом.
А2. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?
□ 1) Я начал заниматься по-настоящему только недавно.
□ 2) Вы перестанете разговаривать на уроке?!
□ 3) Мушкетёры всегда готовы помочь другу.
□ 4) Капитан приказал поднять якорь.
А3. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?
□ 1) дверь на балкон
□ 2) ткань в полоску
□ 3) окно в сад
□ 4) перчатки из кожи
А4. Какое приложение пишется через дефис?
□ 1) (тренер)Сёмин
□ 2) (балет)«Жизель»
□ 3) (студент)математик
□ 4) (умница)дочка
В1. Выпишите из данного предложения приложение.
В преданиях рассказывается о Ермаке как о казаке-герое.
С1. Напишите, чем Ермак Тимофеевич прославил своё имя.
Тест 9. Дополнения. Определения. Приложения
Вариант 2
А1. В каком предложении есть прямое дополнение?
□ 1) По дереву лодки неугомонно стучал дождь.
□ 2) Я так и не нашёл нужной тетради в своём столе.
□ 3) Вокруг домика росли раскидистые липы.
□ 4) Русские издавна славятся своим гостеприимством.
А2. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?
□ 1) Мы намерены представить вам новых исполнителей.
□ 2) Я должен найти ключ к этой тайне!
□ 3) Проводник попросил провожающих покинуть вагон.
□ 4) Лыжники продолжали упорно тренироваться.
А3. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?
□ 1) свитер из шерсти
□ 2) пиджак в клетку
□ 3) ученик первого класса
□ 4) платье цвета беж
А4. Какое приложение пишется через дефис?
□ 1) (товарищ)полковник
□ 2) (река)Ока
□ 3) (храбрецы)воины
□ 4) (девушка)медсестра
В1. Выпишите из данного предложения приложение.
В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова.
С1. Напишите, что вам известно о личности М. И. Кутузова.
Тест 10. Обстоятельства
Вариант 1
А1. В каком предложении есть обстоятельство условия?
□ 1) Все весело рассмеялись.
□ 2) При желании всё можно сделать.
□ 3) Дело чрезвычайно срочное.
□ 4) Несмотря на оттепель, соревнования по биатлону не отменили.
А2. В каком предложении есть обстоятельство цели?
□ 1) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.
□ 2) Через минуту попадья вышла ко мне в сени.
□ 3) Я горько заплакал и громко произнёс имя моей любимой.
□ 4) Маша была необыкновенно хороша в этот миг.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?
□ 1) Густой туман, точно вата лежал по всему лесу.
□ 2) Для него работа как каторга.
□ 3) Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево.
□ 4) Он вскочил, как ужаленный.
А4. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
□ 1) За что же не боясь греха Кукушка хвалит Петуха?
□ 2) Ко мне подпрыгивая подбежал маленький мальчик.
□ 3) Охотник немного согревшись уснул.
□ 4) Не обращая внимания на летавших возле нас пчёл мы подошли к пасечнику.
В1. Найдите в данном предложении обстоятельство. Укажите его вид.
Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом.
С1. Напишите, что вы думаете об отношении Савельича к Петруше Гринёву.
Тест 10. Обстоятельства
Вариант 2
А1. В каком предложении есть обстоятельство цели?
□ 1) Вокруг не было ни души.
□ 2) Впопыхах я оставил билет дома.
□ 3) Ломоносов отправился в Москву учиться.
□ 4) Вскоре прозвенел звонок.
А2. В каком предложении есть обстоятельство причины?
□ 1) В нашу гавань заходили корабли.
□ 2) Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул.
□ 3) Внизу, как муравьи, сновали люди.
□ 4) На закате солнце кажется огромным красным шаром.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?
□ 1) Часы ползли медленно как улитка.
□ 2) Глаза кошки, как два зелёных огонька.
□ 3) Пруд был, как зеркало.
□ 4) Мальчишки бежали как угорелые.
А4. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
□ 1) Глубоко в ущелье как стальной клинок сверкала узкая река.
□ 2) Старая берёза с трудом вбирая соки земли росла у калитки.
□ 3) Проиграв первый гейм теннисист всё же выиграл партию.
□ 4) Сделав большой круг я ни с чем вернулся обратно не найдя своих товарищей.
В1. Укажите, чем в данном предложении выражено обстоятельство.
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.
С1. Напишите, как вы понимаете выражение «жил недорослем». Прокомментируйте фразу Петра Гринёва, героя «Капитанской дочки» (задание В1).
Тест 11. Обобщение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения»
Вариант 1
А1. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
□ 1) восторженно встречена
□ 2) валяющийся в углу
□ 3) легко воспринимаемый
□ 4) требовать с подчинённых
А2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
□ 1) Родители не должны оставлять детей без присмотра.
□ 2) В доме коменданта был я принят как родной.
□ 3) Долго будет Карелия сниться.
□ 4) Сестра начала учиться музыке в шесть лет.
А3. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?
□ 1) Я готов согласиться с вами.
□ 2) Вскоре после подкормки удобрениями астры дружно начали цвести.
□ 3) Прошу вас больше не опаздывать на занятия.
□ 4) Все должны соблюдать Правила дорожного движения.
А4. Какое приложение пишется через дефис?
□ 1) (товарищ)майор
□ 2) (рыболов)любитель
□ 3) (река)Москва
□ 4) (старик)сторож
А5. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
□ 1) Волга (..) крупнейшая река Европы.
□ 2) Бедность (..) не порок.
□ 3) Он (..) мой старинный друг.
□ 4) Злой язык (..) что стрела.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Внимание к истории для крупного писателя не ограничивается только произведениями, посвящёнными историческим событиям.
□ 2) Повесть Пушкина «Капитанская дочка» вобрала в себя богатый материал, освоенный и обобщённый в «Истории Пугачёвского бунта».
□ 3) Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь.
□ 4) В смутное сие время по казацким дворам шатался неизвестный бродяга, нанимаясь в работники то к одному хозяину, то к другому, и принимаясь за всякие ремёсла.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.
(1)Татьянин день отмечается 25 января. (2)Он назван так в память великомученицы Татьяны, замученной в Риме в III веке во времена гонений на христиан. (3)В этот день в 1755 году был подписан Указ о создании Московского университета. (4)В наше время Татьянин день считается национальным студенческим праздником.
В1. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении (1).
В2. Из предложения (2) выпишите приложение.
В3. Из предложения (3) выпишите согласованное определение (согласованные определения).
В4. Укажите тип сказуемого в предложении (4).
С1. Расскажите об одном из известных вам праздников.
Тест 11. Обобщение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения»
Вариант 2
А1. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
□ 1) поливаемые из лейки
□ 2) твёрдо решивший
□ 3) под палящим солнцем
□ 4) недавно опубликована
А2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
□ 1) Бопре в отечестве своём был парикмахером.
□ 2) Я был готов провалиться сквозь землю.
□ 3) По прогнозам синоптиков, в воскресенье ветер будет усиливаться.
□ 4) Сегодня мы продолжим изучать тему.
А3. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?
□ 1) Мы будем рады видеть вас у себя.
□ 2) Фёдор хотел бежать, но силы оставили его.
□ 3) Могу ли я что-нибудь для вас сделать?
□ 4) Надпись на табличке запрещала посторонним входить в помещение.
А4. Какое приложение пишется через дефис?
□ 1) (господин)министр
□ 2) (Волга)матушка
□ 3) (озеро)Чад
□ 4) (красавица)дочь
А5. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
□ 1) Лёд на реке (..) будто зеркало.
□ 2) Ты (..) парень с головой!
□ 3) Лето (..) время длинных каникул.
□ 4) Горе (..) не беда.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Сопоставьте отрывки из «Истории Пугачёвского бунта», с прочитанным вами, романом.
□ 2) Вымышленные герои Пушкина включились в большое историческое движение, определившее их судьбы, заставившее их делать выбор.
□ 3) Не зная пароля, я хотел молча проехать мимо.
□ 4) Из крепости скачет казак, держа башкирскую лошадь в поводьях и делая издали мне знаки.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.
(1)Во времена императрицы Елизаветы было построено много прекрасных дворцов, храмов и сооружений в обеих столицах. (2)Поражают своей красотой творения зодчего Б. К. Растрелли. (3)Он построил Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, собор Смольного монастыря и много других архитектурных шедевров. (4)Полюбоваться на произведения великого зодчего приезжают люди со всех концов света.
В1. Укажите тип сказуемого в предложении (1).
В2. Из предложения (2) выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В3. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении (3).
В4. Определите синтаксическую роль глагола «полюбоваться» из предложения (4).
С1. Расскажите об одном из известных вам памятников архитектуры.
Тест 12. Односоставные предложения с главным членом — сказуемым
Вариант 1
А1. Какое предложение является односоставным?
□ 1) Тиха украинская ночь.
□ 2) На душе светло.
□ 3) Дорожки не расчищены.
□ 4) Он издалека.
А2. Какое предложение является неопределённо-личным?
□ 1) Люблю тебя, Петра творенье.
□ 2) Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады.
□ 3) Построили редут.
□ 4) Сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества.
А3. В каком предложении глагол-сказуемое имеет значение обобщённого лица?
□ 1) Гусь свинье не товарищ.
□ 2) Открой дверь.
□ 3) На чужой роток не накинешь платок.
□ 4) Извините, меня ждут.
А4. Какое предложение является безличным?
□ 1) После драки кулаками не машут.
□ 2) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
□ 3) Не хочу ходить нарядная без сердечного дружка.
□ 4) За ними надо смотреть в оба.
В1. В односоставном предложении, входящем в состав сложного, укажите способ выражения сказуемого.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
С1. Напишите, как вы понимаете смысл этой пословицы.
Тест 12. Односоставные предложения с главным членом — сказуемым
Вариант 2
А1. Какое предложение является односоставным?
□ 1) Земля в цвету.
□ 2) Мне некуда больше спешить.
□ 3) Убрано поле пшеницы.
□ 4) Хороши вечера на Оби.
А2. Какое предложение является неопределённо-личным?
□ 1) Мне направо.
□ 2) Ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд.
□ 3) Вилку держим в левой руке, нож — в правой.
□ 4) Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки.
А3. В каком предложении глагол-сказуемое имеет значение обобщённого лица?
□ 1) Соловья баснями не кормят.
□ 2) В садах жгут прошлогоднюю листву.
□ 3) Позвони мне завтра.
□ 4) В гостях хорошо, а дома лучше.
А4. Какое предложение является безличным?
□ 1) На тебя заглядеться не диво.
□ 2) Хочешь, я тебя к горам увезу.
□ 3) На сердитых воду возят.
□ 4) Не жди меня скоро.
В1. Укажите способ выражения сказуемого в данном предложении.
Легко чужими руками жар загребать.
С1. Напишите, как вы понимаете смысл этой пословицы.
Тест 13. Односоставные предложения с главным членом — подлежащим. Неполные предложения
Вариант 1
А1. Какое предложение является назывным?
□ 1) Полная тишина.
□ 2) Уже смеркается.
□ 3) Легко на сердце.
□ 4) Снег белый.
А2. Сколько назывных предложений во фрагменте стихотворения К. Д. Бальмонта?
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
□ 1) 1
□ 2) 2
□ 3) 3
□ 4) 4
А3. В состав какого предложения входит неполное предложение?
□ 1) Не жалею, не зову, не плачу…
□ 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно…
□ 3) Подойди, пожалуйста.
□ 4) У брата глаза карие, а у меня — зелёные.
А4. Какое предложение включает неполное односоставное предложение?
□ 1) Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево — голову.
□ 2) Если она захочет встретиться, то позвонит.
□ 3) Красная Шапочка пошла по длинной дороге, а волк побежал по короткой.
□ 4) Мне исполнилось пятнадцать, а тебе?
В1. Напишите цифрами номера предложений, в которых есть несогласованное определение (несогласованные определения).
(1)Дворец. (2)Классная комната королевы. (3)Широкая доска в резной золотой раме. (4)Парта из розового дерева.
С1. Напишите, как и с какой целью употребляются назывные предложения в драматических произведениях.
Тест 13. Односоставные предложения с главным членом — подлежащим. Неполные предложения
Вариант 2
А1. Какое предложение является назывным?
□ 1) Ветрено и сыро.
□ 2) Холодает.
□ 3) Лёгкий ветерок.
□ 4) Утро туманно.
А2. Сколько назывных предложений во фрагменте стихотворения А. А. Фета?
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело.
Я ничего не пойму.
□ 1) 1
□ 2) 2
□ 3) 3
□ 4) 4
А3. В состав какого предложения входит неполное предложение?
□ 1) С вечера всё спится, на дворе темно.
□ 2) Во всём утомленье, глухое, немое.
□ 3) Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается.
□ 4) Сестра учится в первую смену, а я — во вторую.
А4. Какое предложение включает неполное односоставное предложение?
□ 1) Идёт направо — песнь заводит, налево — сказку говорит.
□ 2) Руслан сначала победил Рогдая, а потом — Черномора.
□ 3) Это происшествие по радио освещалось слабо, а по телевизору — широко.
□ 4) Я скучаю по тебе, а ты?
В1. Прочитайте фрагмент стихотворения К. Д. Бальмонта «Родное». Напишите цифрами номера предложений, которые являются назывными.
(1)Воздушность ив. (2)Цветы родных полей.
(3)Апрельский сон с его улыбкой маю.
(4)Я целый мир прошёл в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
С1. Напишите, с какой целью употребляются назывные предложения в поэзии.
Тест 14. Однородные члены (ОЧ)
Вариант 1
А1. Какое утверждение ошибочно?
□ 1) Однородными могут быть любые члены предложения.
□ 2) ОЧ могут иметь при себе зависимые слова.
□ 3) Однородные члены всегда выражаются одной частью речи.
□ 4) В предложении может быть больше одного ряда ОЧ.
А2. Какой союз является разделительным?
□ 1) ни… ни
□ 2) зато
□ 3) как… так и
□ 4) то… то
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) За дверью послышался не то смех, не то плач.
□ 2) Последнее время приходилось работать и день и ночь.
□ 3) Овощи не только вкусны, но и полезны.
□ 4) Говорил он бойко, однако, бестолково.
А4. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
□ 1) Медведи — животные большие сильные да и ловкие.
□ 2) Цветы могут быть как однолетними так и многолетними.
□ 3) Пушкин собирал народные песни и сказки в Одессе и в Кишинёве и в Псковской губернии.
□ 4) Стоял тихий сентябрьский денёк.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах — Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.
□ 2) Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.
□ 3) На крышах, на деревьях, на скамейках — везде была изморозь.
□ 4) На болотах и солончаках не растёт ни хлопок, ни пшеница.
В1. Напишите, к какой группе относится союз в предложении.
Хуже всего ждать да догонять.
С1. Напишите небольшое рассуждение, взяв за основу пословицу из задания В1.
Тест 14. Однородные члены (ОЧ)
Вариант 2
А1. Какое утверждение ошибочно?
□ 1) Сочинительная связь, соединяющая однородные члены, выражается союзами или только интонационно.
□ 2) Повторяющиеся слова являются однородными членами.
□ 3) Однородные члены могут быть распространёнными.
□ 4) Определения-эпитеты обычно бывают однородными.
А2. Какой союз является противительным?
□ 1) либо
□ 2) не то… не то
□ 3) не только… но и
□ 4) однако
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Колокольчик звонко плачет и хохочет, и визжит.
□ 2) Не слышно ни стука, ни шороха.
□ 3) Мой компьютер старенький, зато надёжный.
□ 4) Разговор шёл то по-русски, то по-английски.
А4. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
□ 1) На стол постелена красивая льняная скатерть.
□ 2) Что ты встал ни свет ни заря?
□ 3) Человек с трудом переносит как мороз так и жару.
□ 4) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Крупнейшие реки Западной Сибири, а именно: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан.
□ 2) Отовсюду веяло запахом весны: от влажной земли и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.
□ 3) За туманом не видно ни поля, ни леса.
□ 4) В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто.
В1. Напишите, к какой группе относится союз в предложении.
Мал золотник, да дорог.
С1. Напишите небольшое рассуждение, взяв за основу пословицу из задания В1.
Тест 15. Обособленные члены
Вариант 1
А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Взволнованная, она не могла найти слов.
□ 2) Его, известного эрудита нелегко было сбить с толку.
□ 3) Комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад.
□ 4) Орёл, с увесистой ношей в когтях, с трудом оторвался от земли.
А2. В каком предложении нет обособления? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) Сегодня Ася в скромном платье была особенно хороша.
□ 2) Утром туман окутал ещё не проснувшийся город.
□ 3) Им гагарам недоступно наслажденье битвой жизни.
□ 4) Блестело море всё в ярком свете.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Забрались мы в глухие места полные дичи.
□ 2) Причина, заставившая его так внезапно уехать, осталась неизвестной.
□ 3) Речь в передаче шла о Ричарде Гире, известном актёре.
□ 4) Монголов, прирождённых всадников, учат сидеть на лошади чуть ли не с пелёнок.
А4. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) Состав согласно указанию диспетчера был подан на первый путь.
□ 2) Ему как хорошему шахматисту удалось легко победить.
□ 3) Отвечайте сидя.
□ 4) Смеясь и шутя мы побежали к реке.
В1. Напишите, какой член данного предложения обособлен.
В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню.
С1. Напишите, как вы считаете, почему Маша Миронова поспешила вернуться в деревню, не оставшись в Петербурге.
Тест 15. Обособленные члены
Вариант 2
А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Хорошая хозяйка, она держала дом в идеальном порядке.
□ 2) Ему, в тяжёлых доспехах, трудно было поворачиваться.
□ 3) В комнату вошла Анна, сестра Веры.
□ 4) Удивлённый отказом Баев продолжал приходить в дом.
А2. В каком предложении нет обособления? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) А я-то наивный поверил тебе!
□ 2) Над нами возвышались горы скалистые неприступные.
□ 3) Кое-где в лесу оставалась не оттаявшая от снега земля.
□ 4) Осторожные звери тигры редко обнаруживают себя.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Лил дождь косой, крупный, бьющий в лицо.
□ 2) Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку.
□ 3) В одном месте горная речка пробила скалистый берег, встававший отвесной каменной стеной.
□ 4) В фильме «Карнавал» главную роль исполняет Ирина Муравьёва, актриса театра и кино.
А4. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) В. И. Даль известен как выдающийся лексикограф.
□ 2) Пароход обгоняет плоты заплёскивая их водой.
□ 3) Нежданов несмотря на привязанность друзей сознавал себя одиноким.
□ 4) Не рекомендуется читать лёжа.
В1. Напишите, какой член данного предложения обособлен.
Лицо её, полное и румяное, выражало спокойствие.
С1. Напишите, как характеризует Екатерину II её портрет, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» (задание В1).
Тест 16. Уточняющие члены
Вариант 1
А1. Какой знак препинания относится к выделительным?
□ 1) кавычки
□ 2) вопросительный знак
□ 3) точка
□ 4) многоточие
А2. В каком предложении есть уточняющий обособленный член?
□ 1) Дружеская поддержка нужна всегда, особенно в тяжёлые минуты.
□ 2) Лукошко, полное грибов, я из лесу принёс.
□ 3) Им, спортсменам, не привыкать к физическим нагрузкам.
□ 4) Делая уроки, я часто заглядываю в словари.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Мы встретимся в ближайшее время, например завтра.
□ 2) Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой или ноготками.
□ 3) Кроме меня, в классе никого не было.
□ 4) Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, Пётр Первый заложил город-крепость Кронштадт.
А4. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) Сообщите о Вашем решении письменно или по телефону.
□ 2) Познакомьтесь это Юра мой брат.
□ 3) Последний кусок разделили поровну по-братски.
□ 4) Нам помимо утренней тренировки назначили дополнительную.
В1. Выпишите из данного предложения уточняющий член.
За ним, у самого края сцены, Добчинский и Бобчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами.
С1. Напишите, каково значение образов Добчинского и Бобчинского в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».
Тест 16. Уточняющие члены
Вариант 2
А1. Какой знак препинания относится к выделительным?
□ 1) скобки
□ 2) восклицательный знак
□ 3) точка с запятой
□ 4) двоеточие
А2. В каком предложении есть уточняющий обособленный член?
□ 1) Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.
□ 2) Награжу тебя щедро, по-царски.
□ 3) Перепроверив написанное, он убедился в правильности своих выводов.
□ 4) В кабинете сидел Николай Петрович, заведующий отделом.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Как-то вечером к отцу пришёл друг, доктор Ливси.
□ 2) По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром слегка разбавляя его водой.
□ 3) Счёт долгот на Земле ведётся от Гринвичского, или нулевого, меридиана.
□ 4) Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными.
А4. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) В укромном месте в самом глухом углу сада ребята устроили штаб.
□ 2) Завтра поедем на дачу на машине или на электричке.
□ 3) Цитрусовые особенно лимоны богаты витамином С.
□ 4) Давай встретимся вечером часов в семь.
В1. Выпишите из данного предложения уточняющий член.
Как в «Замечаниях для господ актёров» Гоголь характеризует Осипа, слугу Хлестакова?
С1. Напишите, каково значение образа Осипа в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».