1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1. Правление Михаила Федоровича
2. убийство князя Андрея Боголюбского
3. Куликовская битва
2
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПОНЯТИЕ (ТЕРМИН) | СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНА) |
А) погост | 1) древнерусская мера наказания за нарушение закона, выражалась во взыскании с виновника денежного возмещения |
Б) полюдье | 2) отчисление в пользу служителей культа, церкви доли денежных и натуральных доходов верующих |
В) десятина | 3) сельская община в Древней Руси в IX— XII веках с единой ответственностью и круговой порукой |
Г) вира | 4) способ сбора дани на Руси в IX—XII веках, его характерной чертой был ненормированный характер |
| 5) центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем |
| 6) народное собрание у славян, форма народовластия и самоуправления |
3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Михаила Федоровича Романова. Найдите и отметьте термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) Столбовский мир. 2) Полянский мир. 3) Деулинское перемирие. 4) Вечный мир с Польшей. 5) Андрусовский мир. 6) Публичная казнь Марины Мнишек
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Название восточнославянской сельской соседской общины.
5. Установите соответствие между терминами и их определениями.
ТЕРМИНЫ | | Даты |
A) Столбовски мир Б) Деулинское перемирие B) Полянский мир Г) Андрусовский мир Д) Вечный мир с Польшей. | | 1) 1634 г. 2) 1618 г. 3) 1667 г. 4) 1686 г. 5) 1617г. 6) 1615 г. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | | ПОНЯТИЯ |
А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам | | 1) заповедные лета 2) земщина 3) опричнина 4) пожилое 5) поместье |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана IV, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) присоединение Казанского ханства к России
2) введение государственного герба — двуглавого орла
3) созыв первого Земского собора
4) заключение Столбовского мира
5) создание стрелецкого войска
6) введение «урочных лет»
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А)____________ впервые произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.
Б) В годы Великой Отечественной войны немцы 900 дней осаждали город ____________.
В) Курская битва была в ____________.
Пропущенные элементы:
1) В. В. Талалихин
2) Н. Ф. Гастелло
3) 1942 г.
4) 1943 г.
5) Сталинград
6) Ленинград
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.
ИМЕНА | | ПРОЗВАНИЯ |
A) Владимир Мономах Б) Владимир Святославич B) Олег Вещий Г) Михаил Федорович | | 1) разгром половцев 2) объединение Киева и Новгорода 3) Полянский мир 4) крещение Руси 5) разгром печенегов |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
10. Прочтите отрывок из документа и укажите его автора.
«Выступая перед вами в последний раз в качестве Президента СССР, считаю нужным высказать свою оценку пройденного с 1985 года пути. Тем более что на этот счет немало противоречивых, поверхностных и необъективных суждений. Судьба так распорядилась, что, когда я оказался во главе государства, уже было ясно, что со страной неладно... Я понимал, что начинать реформы такого масштаба и в таком обществе, как наше, – труднейшее и даже рискованное дело. Но и сегодня я убежден в исторической правоте демократических реформ, которые начаты весной 1985 года. Процесс обновления страны и коренных перемен в мировом сообществе оказался куда более сложным, чем можно было предположить. Однако то, что сделано, должно быть оценено по достоинству. Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно. И это – самое главное завоевание, которое мы до конца еще не осознали, а потому что еще не научились пользоваться свободой.».
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Год | Правитель |
_______ (А) | (Б) ______ | Иван IV |
______ (В) | 911 г. | князь Олег |
образование Священной Римской Империи | 962 г. | ______ (Г) |
______ (Д) | ______ (Е) | Алексей Михайлович |
1. заключение договора Руси с Византией
2. Оттон I Великий
3. 1582 г.
4. заключение Ям-Запольского перемирия между Россией и Речью Посполитой
5. заключение Андрусовского перемирия между Россией и Речью Посполитой
6. заключение «Вечного мира» между Россией и Речью Посполитой
7. 1667 г.
8. Карл Великий
9. 1686 г.
12. Прочитайте отрывок из исторического источника
«Зачем, царь,... воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве... В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от бога дарованной? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими?...
Писано в городе Вол мере, владении государя моего короля Сигизмунда Августа, от которого надеюсь быть пожалован и утешен во всех печалях моих милостью его королевской, а особенно с помощью божьей».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1. Царь, к которому обращается автор послания, правил в XVI в
2. При царе, к которому обращается автор, произошло окончательное освобождение Русского государства от ордынского ига.
3. Правление царя, к которому обращается автор, сопровождалось террором и казнями.
4. Автор получил ответ от царя на свое послание
5. При царе, к которому обращается автор, были введены полки иноземного строя.
6. В правление царя, к которому обращается автор, Россия не воевала со Швецией.
13. Укажите век, когда в состав российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «5». Ответ запишите в виде слова.
14. Назовите монарха, при котором установилась западная граница России, обозначенная на схеме.
15. Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок в России в XVII-XVIII вв. — ______ — обозначена на схеме цифрой «4»»
16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», в период Смуты был центром формирования Первого ополчения.
2) Горизонтальной штриховкой на схеме обозначены основные районы производства товарного хлеба.
3) Точечным узором на схеме обозначены районы кочевого скотоводства.
4) Иван Калита был князем в городе, обозначенном на схеме цифрой «3».
5) Река, обозначенная на схеме цифрой «6», была переименована в XVIII в.
6) В том веке, когда в состав России вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3», морская торговля России со странами Запада велась через порт, обозначенный на схеме цифрой «2».
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Переход Суворова через Альпы» Б) «Война и мир» В) церковь Вознесения в Коломенском Г) «Слово о законе и благодати» | | 1) Данный памятник культуры создан в честь рождения Ивана Грозного. 2) Одним из авторов творения стал патриарх Иов. 3) Творение посвящено событиям XIX в. 4) Произведение написано в XI в. 5) Автор творения был родом из сибирских казаков. 6) Памятник создан в традиционном крестово-купольном стиле. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
18.
Начало формы Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | | | 1) | Данная марка была выпущена в 1960-х гг. | | 2) | События, отражённые на картине, изображённой на марке, происходили в Москве. | | 3) | Инициатором события, которому посвящена марка, был Б.М. Хмельницкий. | | 4) | В год издания данной марки часть территории РСФСР была передана Украинской ССР. | | 5) | Последствием события, которому посвящена марка, стала Смоленская война. | | Конец формы Начало формы 19. Укажите изображение, на котором представлен объект, построенный в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена марка. В ответе запишите цифру, под которой этот объект указан. | Конец формы |
20. Напишите имя князя, пропущенное в тексте. К какому веку относится его правление? Как звали мать князя, упоминаемую в тексте?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из сочинения историка.
«Мысль о превосходстве русского православия над греческим приобрела после падения Византийской империи многих сторонников в России. Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в послании [князю] сформулировал взгляд на московскую державу как средоточие всего православного мира: «Вси царства православные христианьские снидошася в твое едино царство, един ты во всей поднебесной христианом царь», Рим погиб из-за «аполинариевой ереси», Константинополь завоевали турки, Москве суждена роль третьего Рима: «Два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не бывать». Позднее... Филофей уточнил свою идею следующим образом: греческое царство «разорися» из-за того, что греки «предаша православную греческую веру в латинство».
Претенциозная теория Филофея едва ли могла получить одобрение при великокняжеском дворе. [Князь] был по матери греком и гордился своим родством с византийской императорской династией. Греки, близкие к великокняжескому двору, нападки на византийскую церковь встретили с понятным возмущением. Мать [князя] воспитывалась в Италии и явилась в Москву в окружении греков. Сам [князь], не чуждый духа греко- итальянской культуры, покровительствовал Максиму Греку и поощрял его деятельность по исправлению русских книг. Сомнения в ортодоксальности греческой веры ставили его в щекотливое положение».
21. Почему историк считает, что описываемая теория не могла получить полного одобрения со стороны князя? Укажите не менее трёх причин, указанных в приведённом отрывке.
22. На основе исторических знаний приведите не менее трёх положений, характеризующих политику князя, имя которого пропущено в тексте.
23 В XVI в. в России утвердилось крепостное право. Укажите название документа, на основании которого крепостное право в России было оформлено окончательно. Укажите не менее двух обычных (типичных) условий договора между землевладельцем и пришедшим к нему крестьянином, которые определяли их сотрудничество до конца XVI в.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Ответ 20
яснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) князь - Василий III; 2) век - XVI в.; 3) мать князя - Софья Палеолог
ответ 21 –
через мать князь был наполовину греком; - окружавшие князя греки, приехавшие с его матерью, не могли принять идей Филофея; - Василий III покровительствовал греческой культуре и её представителям. Могут быть даны другие формулировки причин.
Ответ 22
ояснение. Могут быть приведены следующие положения, характеризующие политику князя: - завершение объединения русских земель; - продолжение процесса централизации; - укрепление великокняжеской власти; - борьба с Литвой за земли русских княжеств. Могут быть приведены другие положения.
Ответ 23
В ответе должно присутствовать обязательно: 1) крепостное право в России утвердилось окончательно на основании Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649г;
Могут быть приведены такие условия договора между землевладельцем и пришедшим к нему крестьянином:
площадь земельного надела, предоставляемого землевладельцем в пользование крестьянам;
денежная и натуральная субсидии крестьянам для обзаведения на новом месте хозяйством;
период налоговой льготы в несении государственного тягла и повинностей в пользу землевладельца;
повинности и платежи крестьянина по истечении льготы;
условия выхода крестьянина по истечении срока договора или вне срока
ответ 24
1) в подтверждение, например:
- в конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. — 80; в Амстердам — сотни в день. Это
свидетельствует о том, что внешние контакты России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада;
- московская дипломатия не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были лишь с Польшей и со Швецией);
- до 1710-х гг. Россия не смогла освоить производство современного вооружения, которым владели страны Запада
(оружие покупали за границей). Это свидетельствует об отсутствии тесных контактов с Западом, предполагающих заимствование производственных технологий;
2) в опровержение, например:
- крупные мануфактуры основывались иностранцами, что свидетельствует о заимствовании Россией передового опыта западноевропейских стран;
- началась «военная революция»: появились солдатские, драгунские и рейтарские полки, созданные по европейскому образцу;
- в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы;
- происходило «обмирщение культуры»: кризис средневекового сознания; появлялись новые – светские – сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве. Названные процессы происходили во многом под влиянием западной культуры.
Могут быть приведены другие аргументы