СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по истории 9-17 век

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перид истории смутного времени и первых романовых

Просмотр содержимого документа
«Тесты по истории 9-17 век»

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1. Правление Михаила Федоровича

2. убийство князя Андрея Боголюбского

3. Куликовская битва

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПОНЯТИЕ (ТЕРМИН)

СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНА)

А) погост

1) древнерусская мера наказания за нарушение закона, выражалась во взыскании с виновника денежного возмещения

Б) полюдье

2) отчисление в пользу служителей культа, церкви доли денежных и натуральных доходов верующих

В) десятина

3) сельская община в Древней Руси в IX— XII веках с единой ответственностью и круговой порукой

Г) вира

4) способ сбора дани на Руси в IX—XII веках, его характерной чертой был ненормированный характер


5) центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем


6) народное собрание у славян, форма народовластия и самоуправления

3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Михаила Федоровича Романова. Найдите и отметьте термины, относящиеся к другому историческому периоду.

1) Столбовский мир. 2) Полянский мир. 3) Деулинское перемирие. 4) Вечный мир с Польшей. 5) Андрусовский мир. 6) Публичная казнь Марины Мнишек

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Название восточнославянской сельской соседской общины.

5. Установите соответствие между терминами и их определениями.

 

ТЕРМИНЫ

 

Даты

A) Столбовски мир

Б) Деулинское перемирие

B) Полянский мир

Г) Андрусовский мир

Д) Вечный мир с Польшей.

 

1) 1634 г.

2) 1618 г.

3) 1667 г.

4) 1686 г.

5) 1617г.

6) 1615 г.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 













6. Установите соответствие между определениями и понятиями.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому

Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю

В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день

Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам

 

1) заповедные лета

2) земщина

3) опричнина

4) пожилое

5) поместье

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 

7. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана IV, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

 

1) присоединение Казанского ханства к России

2) введение государственного герба — двуглавого орла

3) созыв первого Земского собора

4) заключение Столбовского мира

5) создание стрелецкого войска

6) введение «урочных лет»

8. Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

А)____________ впер­вые произвёл таран в ноч­ном воз­душ­ном бою, сбив на под­сту­пах к Москве вражеский бомбардировщик.

Б) В годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны немцы 900 дней оса­жда­ли город ____________.

В) Кур­ская битва была в ____________.

 Пропущенные элементы:

1) В. В. Талалихин

2) Н. Ф. Гастелло

3) 1942 г.

4) 1943 г.

5) Сталинград

6) Ленинград

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

 



9. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

ИМЕНА

 

ПРОЗВАНИЯ

A) Владимир Мономах

Б) Владимир Святославич

B) Олег Вещий

Г) Михаил Федорович

 

1) разгром половцев

2) объединение Киева и Новгорода

3) Полянский мир

4) крещение Руси

5) разгром печенегов

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 



10. Прочтите от­ры­вок из до­ку­мен­та и ука­жи­те его автора.

 

«Выступая перед вами в по­след­ний раз в ка­че­стве Президента СССР, счи­таю нужным вы­ска­зать свою оцен­ку пройденного с 1985 года пути. Тем более что на этот счет не­ма­ло противоречивых, по­верх­ност­ных и не­объ­ек­тив­ных суждений. Судь­ба так распорядилась, что, когда я ока­зал­ся во главе государства, уже было ясно, что со стра­ной неладно... Я понимал, что на­чи­нать реформы та­ко­го масштаба и в таком обществе, как наше, – труд­ней­шее и даже рис­ко­ван­ное дело. Но и се­год­ня я убеж­ден в ис­то­ри­че­ской правоте де­мо­кра­ти­че­ских реформ, ко­то­рые начаты вес­ной 1985 года. Про­цесс обновления стра­ны и ко­рен­ных перемен в ми­ро­вом сообществе ока­зал­ся куда более сложным, чем можно было предположить. Од­на­ко то, что сделано, долж­но быть оце­не­но по достоинству. Об­ще­ство получило свободу, рас­кре­по­сти­лось политически и духовно. И это – самое глав­ное завоевание, ко­то­рое мы до конца еще не осознали, а по­то­му что еще не на­учи­лись пользоваться свободой.».

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие

Год

Правитель

_______ (А)

(Б) ______

Иван IV

______ (В)

911 г.

князь Олег

образование Священной Римской Империи

962 г.

______ (Г)

______ (Д)

______ (Е)

Алексей Михайлович

1. заключение договора Руси с Византией

2. Оттон I Великий

3. 1582 г.

4. заключение Ям-Запольского перемирия между Россией и Речью Посполитой

5. заключение Андрусовского перемирия между Россией и Речью Посполитой

6. заключение «Вечного мира» между Россией и Речью Посполитой

7. 1667 г.

8. Карл Великий

9. 1686 г.

12. Прочитайте отрывок из исторического источника

«Зачем, царь,... воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве... В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от бога дарованной? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими?...

Писано в городе Вол мере, владении государя моего короля Сигизмунда Августа, от которого надеюсь быть пожалован и утешен во всех печалях моих милостью его королевской, а особенно с помощью божьей».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1. Царь, к которому обращается автор послания, правил в XVI в

2. При царе, к которому обращается автор, произошло окончательное освобождение Русского государства от ордынского ига.

3. Правление царя, к которому обращается автор, сопровождалось террором и казнями.

4. Автор получил ответ от царя на свое послание

5. При царе, к которому обращается автор, были введены полки иноземного строя.

6. В правление царя, к которому обращается автор, Россия не воевала со Швецией.

13. Укажите век, когда в состав российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «5». Ответ запишите в виде слова.

14. Назовите монарха, при котором установилась западная граница России, обозначенная на схеме.

15. Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок в России в XVII-XVIII вв. — ______ — обозначена на схеме цифрой «4»»

16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», в период Смуты был центром формирования Первого ополчения.

2) Горизонтальной штриховкой на схеме обозначены основные районы производства товарного хлеба.

3) Точечным узором на схеме обозначены районы кочевого скотоводства.

4) Иван Калита был князем в городе, обозначенном на схеме цифрой «3».

5) Река, обозначенная на схеме цифрой «6», была переименована в XVIII в.

6) В том веке, когда в состав России вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3», морская торговля России со странами Запада велась через порт, обозначенный на схеме цифрой «2».

17. Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Переход Су­во­ро­ва через Альпы»

Б) «Война и мир»

В) цер­ковь Воз­не­се­ния в Коломенском

Г) «Слово о за­ко­не и благодати»

 

1) Данный па­мят­ник куль­ту­ры со­здан в честь рож­де­ния Ивана Грозного.

2) Одним из ав­то­ров тво­ре­ния стал пат­ри­арх Иов.

3) Творение по­свя­ще­но со­бы­ти­ям XIX в.

4) Произведение на­пи­са­но в XI в.

5) Автор тво­ре­ния был родом из си­бир­ских казаков.

6) Памятник со­здан в тра­ди­ци­он­ном крестово-купольном стиле.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

18.

Начало формы

 

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


  

 1) 

Данная марка была выпущена в 1960-х гг.

  

 2) 

События, отражённые на картине, изображённой на марке, происходили в Москве.

  

 3) 

Инициатором события, которому посвящена марка, был Б.М. Хмельницкий.

  

 4) 

В год издания данной марки часть территории РСФСР была передана Украинской ССР.

  

 5) 

Последствием события, которому посвящена марка, стала Смоленская война.


Конец формы

 

Начало формы

19. Укажите изображение, на котором представлен объект, построенный в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена марка. В ответе запишите цифру, под которой этот объект указан.

1) 

2)

3)

4)


Конец формы


  



20. Напишите имя князя, про­пу­щен­ное в тексте. К ка­ко­му веку от­но­сит­ся его правление? Как звали мать князя, упо­ми­на­е­мую в тексте?


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Мысль о превосходстве русского православия над греческим приобрела после падения Византийской империи многих сторонников в России. Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в послании [князю] сформулировал взгляд на московскую державу как средоточие всего православного мира: «Вси царства православные христианьские снидошася в твое едино царство, един ты во всей поднебесной христианом царь», Рим погиб из-за «аполинариевой ереси», Константинополь завоевали турки, Москве суждена роль третьего Рима: «Два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не бывать». Позднее... Филофей уточнил свою идею следующим образом: греческое царство «разорися» из-за того, что греки «предаша православную греческую веру в латинство».

Претенциозная теория Филофея едва ли могла получить одобрение при великокняжеском дворе. [Князь] был по матери греком и гордился своим родством с византийской императорской династией. Греки, близкие к великокняжескому двору, нападки на византийскую церковь встретили с понятным возмущением. Мать [князя] воспитывалась в Италии и явилась в Москву в окружении греков. Сам [князь], не чуждый духа греко- итальянской культуры, покровительствовал Максиму Греку и поощрял его деятельность по исправлению русских книг. Сомнения в ортодоксальности греческой веры ставили его в щекотливое положение».

21. Почему ис­то­рик считает, что опи­сы­ва­е­мая тео­рия не могла по­лу­чить пол­но­го одоб­ре­ния со сто­ро­ны князя? Ука­жи­те не менее трёх причин, ука­зан­ных в приведённом отрывке.

22. На ос­но­ве ис­то­ри­че­ских зна­ний при­ве­ди­те не менее трёх положений, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих по­ли­ти­ку князя, имя ко­то­ро­го про­пу­ще­но в тексте.

23 В XVI в. в Рос­сии утвер­ди­лось кре­пост­ное право. Ука­жи­те на­зва­ние документа, на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го кре­пост­ное право в Рос­сии было оформ­ле­но окончательно. Ука­жи­те не менее двух обыч­ных (типичных) усло­вий до­го­во­ра между зем­ле­вла­дель­цем и при­шед­шим к нему крестьянином, ко­то­рые опре­де­ля­ли их со­труд­ни­че­ство до конца XVI в.

24. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дискуссионные проблемы, по ко­то­рым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

 

«Россия в XVII в. на­хо­ди­лась в со­сто­я­нии изоляции от экономических, во­ен­ных и куль­тур­ных достижений стран За­пад­ной Европы».

 

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить данную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …









































Ответ 20

яснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) князь - Василий III; 2) век - XVI в.; 3) мать князя - Софья Палеолог

ответ 21 –

через мать князь был наполовину греком; - окружавшие князя греки, приехавшие с его матерью, не могли принять идей Филофея; - Василий III покровительствовал греческой культуре и её представителям. Могут быть даны другие формулировки причин.

Ответ 22

ояснение. Могут быть приведены следующие положения, характеризующие политику князя: - завершение объединения русских земель; - продолжение процесса централизации; - укрепление великокняжеской власти; - борьба с Литвой за земли русских княжеств. Могут быть приведены другие положения.



Ответ 23

В от­ве­те долж­но при­сут­ство­вать обязательно: 1) кре­пост­ное право в Рос­сии утвер­ди­лось окон­ча­тель­но на ос­но­ва­нии Со­бор­но­го Уложения Алек­сея Михайловича 1649г;

Могут быть при­ве­де­ны такие усло­вия до­го­во­ра между зем­ле­вла­дель­цем и при­шед­шим к нему крестьянином:

 

площадь зе­мель­но­го надела, предо­став­ля­е­мо­го зем­ле­вла­дель­цем в поль­зо­ва­ние крестьянам;

денежная и на­ту­раль­ная суб­си­дии кре­стья­нам для об­за­ве­де­ния на новом месте хозяйством;

период на­ло­го­вой льго­ты в не­се­нии го­су­дар­ствен­но­го тягла и по­вин­но­стей в поль­зу землевладельца;

повинности и пла­те­жи кре­стья­ни­на по ис­те­че­нии льготы;

условия вы­хо­да кре­стья­ни­на по ис­те­че­нии срока до­го­во­ра или вне срока

ответ 24

1) в подтверждение, например:

- в конце XVI в. в Ар­хан­гельск приходило 20 ко­раб­лей в год, в конце XVII в. — 80; в Амстердам — сотни в день. Это

свидетельствует о том, что внеш­ние контакты Рос­сии были не­срав­ни­мо слабее, чем кон­так­ты между стра­на­ми Запада;

- мос­ков­ская дипломатия не участ­во­ва­ла в ев­ро­пей­ских делах (постоянные кон­так­ты были лишь с Поль­шей и со Швецией);

- до 1710-х гг. Рос­сия не смог­ла освоить про­из­вод­ство современного вооружения, ко­то­рым владели стра­ны Запада

(оружие по­ку­па­ли за границей). Это сви­де­тель­ству­ет об от­сут­ствии тесных кон­так­тов с Западом, пред­по­ла­га­ю­щих заимствование про­из­вод­ствен­ных технологий;

2) в опровержение, например:

- круп­ные мануфактуры ос­но­вы­ва­лись иностранцами, что сви­де­тель­ству­ет о за­им­ство­ва­нии Россией пе­ре­до­во­го опыта за­пад­но­ев­ро­пей­ских стран;

- на­ча­лась «военная революция»: по­яви­лись солдатские, дра­гун­ские и рей­тар­ские полки, со­здан­ные по ев­ро­пей­ско­му образцу;

- в Не­мец­кой слободе слу­жи­ли офицеры-иностранцы;

- про­ис­хо­ди­ло «обмирщение культуры»: кри­зис средневекового сознания; по­яв­ля­лись новые – свет­ские – сюжеты, темы и об­ра­зы в ли­те­ра­ту­ре и искусстве. На­зван­ные процессы про­ис­хо­ди­ли во мно­гом под вли­я­ни­ем западной культуры.

Могут быть при­ве­де­ны другие аргументы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!