СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по истории 15 век.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты для подготовки ЕГЭ по предмету "История". Изучаемый период - 15 век.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по истории 15 век.»

  1. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

 

Мос­ков­ское государство конца XV—начала XVI вв. можно на­звать централизованным.

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …

2. Высказывается сле­ду­ю­щая оценка го­су­дар­ствен­ной деятельности Ивана Гроз­но­го в пе­ри­од опричнины:

«Опричная политика, про­во­ди­мая Иваном Грозным, спо­соб­ство­ва­ла дальнейшему объ­еди­не­нию русских зе­мель и от­ве­ча­ла интересам ши­ро­ких слоёв населения, стра­дав­ших от про­из­во­ла боярской аристократии».

 

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те не менее двух аргументов, под­твер­жда­ю­щих данную оценку, и не менее двух аргументов, опро­вер­га­ю­щих её. Укажите, какие из приведённых вами ар­гу­мен­тов подтверждают дан­ную точку зрения, а какие опро­вер­га­ют её.



  1. Проводимые в на­ча­ле царствования Ивана IV ре­фор­мы разрабатывались царем вме­сте с Из­бран­ной радой. Од­на­ко в на­ча­ле 1560-х гг. Иван IV от­ка­зал­ся от со­труд­ни­че­ства с Из­бран­ной радой и из­брал другую политику —  политику опричнины. Объясните, в чем за­клю­ча­лись основные раз­ли­чия между ре­фор­ма­ми Избранной рады и оприч­ной политикой. При­ве­ди­те три объяснения.

  2. В начале 60-х гг. XVI в. Иван Грозный отказывается от проведения реформ и в 1565 г. учреждает опричнину. Чем можно объяснить подобный поворот во внутренней политике Ивана IV? (Приведите три объяснения).

  3. Время Ивана IV Гроз­но­го известно же­сто­ки­ми казнями и про­из­во­лом опричников царя. Но в то же время были про­ве­де­ны преобразования, ко­то­рые способствовали утвер­жде­нию законности, мест­но­го самоуправления, по­ряд­ка в финансах, со­слов­но­го представительства. На­зо­ви­те не менее трёх таких пре­об­ра­зо­ва­ний и дайте крат­кое описание каж­до­го из них.

  4. Первый пе­ри­од правления Ивана IV (вторая по­ло­ви­на 40-х – 50-е гг. XVI в.) был озна­ме­но­ван сотрудничеством царя с Из­бран­ной радой и от­сут­стви­ем серьёзных кон­флик­тов с зе­мель­ной аристократией в ре­ше­нии задач внут­рен­ней и внеш­ней политики.

 

Какие при­чи­ны вызвали обостре­ние и углуб­ле­ние конфликта междуцарём и его бли­жай­шим окружением, между Ива­ном IV и княжеско-боярской аристократией, царём и от­дель­ны­ми городами стра­ны в по­сле­ду­ю­щий период его прав­ле­ния (60-70-е гг. XVI в.)? При­ве­ди­те не менее 3-х объяснений.

  1. Первый пе­ри­од правления Ивана IV (вторая по­ло­ви­на 40-х – 50-е гг. XVI в.) был озна­ме­но­ван сотрудничеством царя с Из­бран­ной радой и от­сут­стви­ем серьёзных кон­флик­тов с зе­мель­ной аристократией в ре­ше­нии задач внут­рен­ней и внеш­ней политике.

 

Какие при­чи­ны вызвали обостре­ние и углуб­ле­ние противостояния между царём и его бли­жай­шим окружением, между Ива­ном IV и княжеско-боярской аристократией, царём и от­дель­ны­ми городами стра­ны в по­сле­ду­ю­щий период его прав­ле­ния (60-начале 70-х гг. XVI вв.)? При­ве­ди­те не менее 3-х объяснений. На­зо­ви­те не менее двух при­ме­ров репрессивной по­ли­ти­ки царя в дан­ный период правления.



  1. В се­ре­ди­не 1550-х гг. между царём Ива­ном IV и чле­на­ми Из­бран­ной Рады воз­ник­ли про­ти­во­ре­чия по во­про­сам внеш­ней политики. Из­бран­ная Рада вы­сту­па­ла за при­о­ри­тет юж­но­го на­прав­ле­ния — борь­бу с Крым­ским ханством, од­на­ко Иван IV предпочёл северо-западное — и начал войну с Ли­вон­ским орденом.

Приведите обос­но­ва­ние мне­ния Из­бран­ной Рады о при­о­ри­те­те юж­но­го

на­прав­ле­ния внеш­ней политики.

Дайте не менее двух объ­яс­не­ний вы­бо­ра Ивана IV в поль­зу борь­бы с Ли­вон­ским орденом

  1. В конце XVI в. началось освоение Сибири. Уже в 1639 г. землепроходцы вышли к Охотскому морю, а к концу XVII в. вся Сибирь (за исключением Камчатки и Чукотки) стала российским владением.

Назовите три условия, которые позволили немногочисленной российской администрации, казакам, купцам и крестьянам овладеть огромной территорией без долгих и кровопролитных войн.

  1.  Начало правления Ивана IV было ознаменовано крупными успехами: были присоединены новые территории, благодаря реформам Избранной рады значительно укрепилась русская государственность. Но окончание этого царствования было печальным: страна была разорена и была накануне страшных социальных потрясений. Что послужило причинами такого завершения царствования? Приведите не менее трёх объяснений.

  2. В 1552 г. Русское государство покорило Казанское ханство, в 1556 г. — Астрахань. А в 1558 г. русский царь начал Ливонскую войну. Однако на этот раз Русское государство потерпело поражение. Приведите не менее трёх объяснений поражению Русского государства в этой войне.

  3. В начале царствования Ивана IV кружком близких к царю лиц, получившим впоследствии название «Избранная рада», был проведён с согласия царя целый ряд важных реформ, достигнуты значительные внешнеполитические успехи. Но в конце 1550-х гг. между царём и Избранной радой наметился разрыв, члены Избранной рады подверглись опале и даже казням. Приведите не менее трёх объяснений разрыва между царём и Избранной радой.

  4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.



Из книги А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевич «Россия времени Ивана Грозного»

«Присоединение Сибири.

К концу Ливонской войны хозяйственная разруха резко усилилась. В некоторых районах Новгородской земли запустело 80-90% сёл и деревень. Тяготы возросших поборов, мор и голод приводили к вымиранию населения и к бегству крестьян на восточные и южные окраины. Правительство Грозного пыталось заботиться, прежде всего, о благополучии «воинского чина», т. е. военно-служилого люда. С 1581 г. начинается перепись населения с целью навести порядок в обложении его государственными податями. В районах, где проводилась перепись, крестьянам временно, в течение «заповедных лет», запрещалось уходить от господ. Так подготавливалась отмена крестьянского выхода и окончательное утверждение крепостного права. Бегство крестьян и холопов продолжалось. На южных рубежах страны скапливался тот горючий элемент, который в начале XVII в. приведёт к грандиозному пожару крестьянской войны.

Введение «заповедных лет», этих предвестников окончательного торжества крепостничества, совпало с присоединением Сибири. Её огромные необжитые или слабо освоенные просторы манили беженцев из крепостнического центра России. Отлив населения снимал остроту классовых противоречий в центре, но создавал их очаги на окраинах»



На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух причин усиления клас-совых противоречий в данный период времени. Какой фактор в конце XVI в. временно снимал остроту классовых противоречий?

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Тебе напомню лишь кое-что из многого, ибо на укоризны, которые ты писал ко мне. я уже со всей истиной ответил: теперь же напомню немногое из многого. Вспомни сказанное в книге Иова: «Обошел землю и иду по вселенной»: так и вы с попом Сильвестром, и Алексеем Адашевым. и со всеми своими родичами хотели видеть под ногами своими всю Русскую землю, но бог даст власть тому, кому захочет.... Вы не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был государь, а на деле ничем не владел... А с женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл чистоты, так ведь все мы люди... А зачем вы захотели князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил его через войну и кровопролитие? По божьему изволению с рождения был я предназначен к царству: и уже не вспомню, как меня отец благословил на государство: на царском престоле и вырос. А князю Владимиру с какой стати следовало быть государем? Он сын четвертого у дельного князя. Какие у него достоинства, какие у него наследственные права быть государем, кроме вашей измены и его глупости? В чем моя вина перед ним?



Укажите название правительственного кружка, в который входил адресат письма, а также политические деятели, названные в письме. Назовите несколько реформ. проведенных по инициативе этого кружка.

  1. Прочтите отрывки из произведения средневекового автора



«...15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии

 

А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телеснои и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота аще у богобоязнивых родителеи, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промыслу и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани а от освященнаго чину благословены а от добрых людеи хвалими, а в совершене возрасте добрые люди с радостию и з благодарением женят сынов своих по своеи версте по суду Божию а дщери за их дети замужь выдают, и аще от таковых которое чадо Бог возмет в покаянии и с причастием то от родителю безскверная жертва, к Богу приносится и в вечныя кровы вселяются а имеют дерзновение у Бога милости просити и оставления, грехов и о родителех своих.

 

…Како дети учити и страхом спасати



Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».



Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.

2) произведение относится к типу житийной литературы

3) произведение является памятником русской литературы XVI в.

4) данное произведение русской средневековой литературы былопредназначено для наставления православных верующих из боярских кругов

5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, семейные, хозяйственные, религиозные

6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение»

16. Прочтите отрывок из документа XVI в.

 

«Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воини многыми землями завладали, службою оскудеша, — не против государева жалования и своих вотчин служба их, — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование: а хто землю держит, а службы с нее не платит на тех на самех имати денги за люди а хто дает в службу люди лишние перед землею, через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) действие указа (уложения) обеспечило успехи Русского государства в борьбе за присоединение Казанского ханства

2) данный указ был издан в период правления Ивана IV

3) указ (уложение) вводил (о) единые правила воинской службы государству для землевладельцев – вотчинников и помещиков

4) положения указа (уложения) распространялись на землевладельцев, имевших земли вокруг Москвы

5) с каждых 100 четвертей (150 десятин) земли землевладельцу полагалось вывести одного вооружённого конного воина

6) данный указ был введён в действие в первой половине XVI в.

17. «20 ав­гу­ста великий князь вы­сту­пил из Ко­лом­ны и, прой­дя границы сво­е­го княжества, стал на Оке, осве­дом­ля­ясь о дви­же­ни­ях неприятельских. Видя все полки свои в сборе, князь велел пе­ре­прав­лять­ся через Оку; в вос­кре­се­нье 1 сен­тяб­ря переправилось войско, в по­не­дель­ник переехал сам ве­ли­кий князь, и ше­сто­го сентября до­стиг­ли Дона. Тут при­спе­ла грамота от пре­по­доб­но­го игумена, бла­го­сло­ве­ние от свя­то­го старца идти на татар. Часу в две­на­дца­том начали по­ка­зы­вать­ся татары: они спус­ка­лись с холма на ши­ро­кое поле; рус­ские тоже сошли с холма, и сто­ро­же­вые полки на­ча­ли битву, какой ещё ни­ко­гда не бы­ва­ло прежде на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на про­стран­стве десяти вёрст, ло­ша­ди не могли сту­пать по трупам, рат­ни­ки гибли под кон­ски­ми копытами...».

 

Используя отрывок, вы­бе­ри­те в приведённом спис­ке три вер­ных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Описанные в до­ку­мен­те события от­но­сят­ся к пят­на­дца­то­му веку.

2) Великий князь, упо­ми­на­е­мый в отрывке, — Иван Калита.

3) Битва за­кон­чи­лась победой рус­ско­го войска.

4) В честь по­бе­ды в Москве был возведён По­кров­ский собор.

5) После битвы Русь не об­ре­ла независимость от Орды.

6) Святой старец, бла­го­сло­вив­ший князя на битву, — Сер­гий Радонежский.

18.

Прочтите отрывок из документа.

 

«На четвёртый год после взятия Дерпта последняя власть лифляндская разрушилась... Часть земель вошла в состав королевства Польского и Великого княжества Литовского. И что же наш царь после этого предпринимает? Вначале он прогоняет двух мужей-советников Сильвестра-протопопа и Алексея Адашева, ни в чём перед ним не виноватых, и открывает свои уши злым льстецам, о которых я уже писал. Они уже неоднократно клеветали и доносили заглазно на этих святых людей, особенно преуспели царские шурины и другие нечестивые погубители всего царства. А чего ради это было сделано? Они полагали, что их злоба не раскроется и они смогут безнаказанно всеми нами владеть и вершить неправедный суд, взятки брать и другие преступления совершать безнаказанно, умножая себе состояние. И о чём же они клевещут и шепчут на ухо царю? Когда умерла царица, то они сказали, что погубили её эти два мужа (в чём сами искусны и во что верят, то на святых и добрых людей возлагают). Царь им поверил и пришёл в гнев. Вначале начал разыскивать имена близких родственников Алексея Адашева и Сильвестра, а затем всех друзей и соседей, и даже тех, кто едва был с ними знаком. Всех этих людей выгоняли из домов, захватывали их имущество и имения, и мучили различными муками, и высылали в другие города. А зачем тех невиновных мучил? Земля возопила о невинно изгнанных, которых проклинали вышеупомянутые льстецы, соблазнившие царя, а он совместно с ними, как бы оправдываясь перед всеми, говорил, что он такое творит, только остерегаясь колдовства (неизвестно какого), приказывая мучить не одного или двух, а весь свой народ».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Описанные в документе события относятся к пятнадцатому веку.

2) Царь, упоминаемый в отрывке — Иван III.

3) В отрывке упоминаются события Ливонской войны.

4) Автор одобряет действия царя.

5) Упоминаемые в отрывке мужи-советники входили в Избранную раду.

6) Следствием описанных в отрывке событий было введение опричнины.

19. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка.

 

«После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он надевал красное — он проливал кровь, чёрное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом —повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам.

Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Автор считает, что в период правления царя, описанный в данном отрывке, его жестокость проявилась сильнее, чем ранее.

2) Вельможа, упомянутый в данном отрывке, входил в состав Избранной рады.

3) Сын царя, о котором пишет автор, являлся единственным его наследником.

4) События, о которых говорится в данном отрывке, произошли в 1580-х гг.

5) Версия о причине смерти царя, изложенная в отрывке, подтверждена современной наукой и считается общепринятой.

6) В период правления царя, о котором идёт речь, территория России расширилась в восточном направлении.

20.

Прочтите отрывок из послания.

 

«Выше я обещал подробно рассказать, как жестоко я пострадал из-за вас в юности и страдаю доныне. Это известно всем (ты был ещё молод в те годы, но, однако, можешь знать это): когда по Божьей воле, сменив порфиру на монашескую рясу, наш отец, великий государь Василий, оставил это бренное земное царство и вступил на вечные времена в Царство небесное предстоять пред царём царей и господином государей, мы остались с родным братом, святопочившим Георгием. Мне было три года, брату же моему — год, а мать наша, благочестивая царица Елена, осталась несчастнейшей вдовой, словно среди пламени находясь: со всех сторон на нас двинулись войной иноплеменные народы — литовцы, поляки, крымские татары, Астрахань, ногаи, казанцы; и от вас, изменников, пришлось претерпеть разные невзгоды и печали, ибо князь Семён Вельский и Иван Ляцкий, подобно тебе, бешеной собаке, сбежали в Литву, и куда только они ни бегали, взбесившись, — и в Царьград, и в Крым, и к ногаям, и отовсюду шли войной на православных. Но ничего из этого не вышло...»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Адресат данного послания возглавил поход литовских войск на Москву.

2) Послание обращено адресату, находящемуся на территории России.

3) Автор послания находится во враждебных отношениях с адресатом.

4) Автор данного послания имел царский титул.

5) Данное послание написано в XV в.

6) Мать автора послания являлась правительницей государства.

21. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание

 

 

Какие суж­де­ния о про­из­ве­де­нии русского искусства, изображённом на фотографии, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны

 

1) в на­сто­я­щее время дан­ный портрет хра­нит­ся в Эрмитаже

2) на фо­то­гра­фии изображена пар­су­на царя Ивана Грозного

3) дан­ное изображение вы­пол­ня­ло роль иконы в одном из кремлёвских хра­мов

4) дан­ная форма жи­во­пи­си по­лу­чи­ла активное раз­ви­тие в Рос­сии XVII в.

5) порт­рет­ная живопись в форме пар­сун просуществовала в Рос­сии до XIX в.

22. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие суж­де­ния о па­мят­ни­ке архитектуры, изоб­ра­жен­ном на фотографии, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Церковь на­хо­дит­ся в г. Владимире.

2) Храм по­стро­ен в стиле «нарышкинское барокко».

3) Церковь была по­стро­е­на в честь рож­де­ния на­след­ни­ка Ва­си­лия III.

4) Церковь по­стро­е­на в ша­тро­вом стиле.

5) Церковь была раз­ру­ше­на во время бом­бар­ди­ров­ки в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

23, Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание

 

Какие суж­де­ния о дан­ной картине яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных.

Запишите в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) На кар­ти­не изображены пред­ста­ви­те­ли царской династии.

2) Автор кар­ти­ны являлся чле­ном Товарищества пе­ре­движ­ных художественных выставок.

3) Дан­ная картина яв­ля­ет­ся единственным об­ра­ще­ни­ем её ав­то­ра к теме ис­то­рии России.

4) Дей­ствие картины про­ис­хо­дит в XVII в.

5) Ав­то­ром картины яв­ля­ет­ся В. И. Суриков.

24.

В каком ряду названы даты, связанные с принятием Судебников?

  

 1) 

1054 г., 1113 г.

  

 2) 

1223 г., 1242 г.

  

 3) 

1380 г., 1480 г.

  

 4) 

1497 г., 1550 г.


25.

становите соответствие между именами исторических лиц и родом их деятельности.


  

ИМЕНА

 

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) 

Андрей Курбский

Б) 

Дионисий

В) 

Ермак Тимофеевич

Г) 

Макарий


   

1) 

церковный и политический деятель

2) 

воевода, участник Избранной рады

3) 

иконописец

4) 

зодчий

5) 

казачий атаман



26.

Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют социальную структуру Древней Руси?

  

 1) 

приписные крестьяне

  

 2) 

рекруты

  

 3) 

рядовичи

  

 4) 

смерды

  

 5) 

дворцовые крестьяне

  

 6) 

закупы


27.

Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о ком идет речь в приведенном отрывке.

«Несмотря на коварство, употребленное князем к погибели опасного совместника, москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собирателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей князь не любил проливать крови их в войнах бесполезных, освободив великое княжение от грабителей внешних и внутренних...»

  

 1) 

Иване Калите

  

 2) 

Иване Грозном

  

 3) 

Андрее Боголюбском

  

 4) 

Ярославе Мудром


28.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Отец правителя

Правитель

Сын правителя

Святослав

Владимир Святославич

__________ (А)

__________ (Б)

Иван II Красный

__________ (В)

__________ (Г)

__________ (Д)

Иван IV Грозный

Михаил Романов

Алексей Михайлович

__________ (Е)

 


  

Пропущенные элементы:

1) 

Александр Невский

2) 

Иван III Великий

3) 

Владимир Мономах

4) 

Пётр I

5) 

Дмитрий Донской

6) 

Василий III

7) 

Борис Годунов

8) 

Ярослав Мудрый

9) 

Иван I Калита


 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

29.

Какие три города были присоединены к Москве в XVI в.? Запишите 
в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Тверь

  

 2) 

Новгород

  

 3) 

Псков

  

 4) 

Рязань

  

 5) 

Смоленск

  

 6) 

Коломна


30.

Что из названного было причиной поражения русских войск на реке Калке в 1223 г.?

  

 1) 

вассальная зависимость русских земель от монголов

  

 2) 

союз монголов с немецкими рыцарями

  

 3) 

несогласованность в действиях русских князей

  

 4) 

выступление половцев на стороне монголов


31.

Прочтите отрывок из послания.

«Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, своё милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника – сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже 
в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более – души свои и то, что целовали крест нашему отцу и нам – не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира…

Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за неё порицал; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, – всё это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией?»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

  

 1) 

События, о которых идёт речь, произошли в 1550-х гг.

  

 2) 

В отрывке названы политические деятели, входившие в Негласный комитет.

  

 3) 

Автор письма обвиняет своих приближённых в невыполнении данного обещания.

  

 4) 

Князь, упоминаемый в отрывке, стал царём после смерти автора послания.

  

 5) 

Царица, о которой идёт речь в тексте, была первой женой автора письма.

  

 6) 

Война, упомянутая в данном отрывке, окончилась в 1598 г.


32.

Прочтите отрывок из исторического источника.

«Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере, было тех и других большое множество. Был же тут с князем и брат его Андрей со множеством воинов отца своего; было у князя множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным.

И сказали: "Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя". Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, 
и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, 
а чуди – бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна.

А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

  

 1) 

Битва, которая описывается в отрывке, произошла в XIV в.

  

 2) 

Русским войском в описываемой битве командовал князь Дмитрий.

  

 3) 

Следствием битвы, описываемой в отрывке, стало ослабление наступления крестоносцев на северо-западные русские земли.

  

 4) 

За победу в этом сражении князь, командовавший русским войском, получил прозвище Невский.

  

 5) 

Князь, командовавший русским войском в этой битве, стремился избегать военного столкновения с Золотой Ордой.

  

 6) 

Один из сыновей князя, командовавшего русским войском в этой битве, стал основателем династии московских князей.


33.

Прочтите отрывок из летописи.

«Также и гости, и купцы, и все граждане града Москвы по тому же били челом Афанасию митрополиту всея Руси и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государства не оставлял… а кто будет государские лиходеи и изменники, и они за тех не стоят и сами тех [уничтожат]. Митрополит же Афанасий, слышав от них плач и стенание неутолимое, сам же ехать ко государю не изволил для градского бережения, [так как] все приказные люди приказы государские отставили и град отставили… и послал 
к благочестивому царю и великому князю в Александровскую слободу 
от себя того же дня, января в 3 день, …молить и бить челом, чтобы царь 
и великий князь …милость показал и гнев свой отложил… и на государстве бы был и своим бы государством владел и правил, как ему, государю, годно: и кто будет ему, государю, и его государству изменники
и лиходеи, и над теми в животе и в казни его государская воля…

Челобитье же государь царь и великий князь… принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чём ему, государю, были непослушны, на тех опалу свою класть, а иных казнить 
и [всё имущество без остатка отнимать], а учинить ему на своём государстве… двор особый».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Описанные в отрывке события произошли в период Смуты.

  

 2) 

Правитель Московского государства, о котором идёт речь в отрывке, первым из русских государей был избран на царство Земским собором.

  

 3) 

В том же веке, к которому относятся описанные в отрывке события,
в России был созван первый Земский собор.

  

 4) 

События, описанные в отрывке, произошли в период, когда Россия вела затяжную войну, завершившуюся территориальными потерями.

  

 5) 

Согласно тексту митрополит, имя которого дважды упомянуто
в тексте, лично отправился с челобитьем к царю.

  

 6) 

В результате событий, описанных в отрывке, русское войско было разделено на земское и опричное.


34. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Отправился князь Юрий воевать Новгородские земли. Святослав же воевал в Смоленской волости. И прислал Юрий к Святославу, и так сказал: «Приди ко мне, брат, в Москов». Святослав же поехал к нему с сыном Олегом и с небольшой дружиной, взяв с собой племянника своего Владимира Святославича. Олег поехал вперёд и подарил Юрию пардуса (гепарда или барса). И приехал за ними отец его Святослав, и так любезно расцеловались с Юрием в день пятницу, на Похвалу Святой Богородице, и возвеселились. Наутро повелел князь Юрий устроить обед силён, и сотворил великую честь им, и дал Святославу дары многие с любовью, и сыну его Олегу, и племяннику его Владимиру Святославичу, и всех дружинников Святославовых одарил по очереди. И затем отпустил их…»

Б) «Великий же князь Дмитрий Иванович, услышав такую весть, что идёт на него сам царь во множестве силы его, начал собирать свои полки ратные и выехал из города Москвы, собираясь выступить навстречу войску татарскому. И созвал великий князь Дмитрий Иванович на совет всех князей русских, и не было в них единодушия, не все захотели помочь ему… Когда понял и уяснил великий князь Дмитрий Иванович, что нет между князьями единства и доверия, задумался он и был в смятении: нельзя ему выступить сейчас против самого царя. Поехал он в свой город Переяславль и оттуда через Ростов поспешил в Кострому. А Киприан-митрополит приехал в Москву». ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описываемые события относятся к XIII в.

2) Князь, упомянутый в отрывке, прославился удачными походами на Византию.

3) В отрывке упомянут князь, при котором были построены белокаменные стены Московского Кремля.

4) Описываемые события относятся к XII в.

5) Князь, упомянутый в отрывке, в конце своей жизни был великим князем киевским.

6) Описываемые события относятся к XIV в.

Ответ:

Фрагмент А

Фрагмент Б








35. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) для завоевания столицы ханства была предпринята серия военных походов: второй из них увенчался успехом

2) в 1559 году московский царь в третий раз осадил столицу ханства

3) после взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, город был взят штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел

4) в результате событий, обозначенных на схеме, ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России, в итоге возникли предпосылки для освоения русскими переселенцами Поволжья, дальнейшего продвижения на Урал и в Сибирь

5) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Золотой Орды

6) в память о взятии столицы и победе над ханством был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве

36.

37. Задание 16 № 9769

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В городе, обозначенном на схеме цифрой «1», крестился киевский князь Владимир.

2) Цифрой «2» на схеме обозначена территория восточнославянского племенного союза вятичей.

3) На схеме обозначен город, названный монголами «злым городом» за стойкость его защитников во время Батыева нашествия на Русь.

4) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», расположен в том месте, где теперь находится Санкт-Петербург.

5) С середины XI в. половецкие племена кочевали в районе, обозначенном на схеме цифрой «8».

6) Территория, обозначенная в легенде схемы цифрой «4», вошла в состав Древнерусского государства при князе Олеге Вещем.

38. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

 

1) Российский государь, при котором происходили обозначенные на схеме события, – Алексей Михайлович.

2) В результате войны, события которой изображены на схеме, Россия присоединила заштрихованную и обозначенную цифрой «2» территорию.

3) В ходе войны, события которой изображены на схеме, обозначенный цифрой «3» город выдержал длительную осаду неприятеля.

4) Цифрой «1» на карте обозначена территория государства, образовавшегося в ходе войны, которой посвящена схема, через заключение унии двух прежде самостоятельных государств.

5) В войне, события которой обозначены на схеме, одним из противников России была Швеция.

6) Современником событий, обозначенных на схеме, был патриарх Никон.

39. Прочтите отрывки из произведения средневекового автора

 

«...15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии

 

А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телеснои и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота аще у богобоязнивых родителеи, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промыслу и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани а от освященнаго чину благословены а от добрых людеи хвалими, а в совершене возрасте добрые люди с радостию и з благодарением женят сынов своих по своеи версте по суду Божию а дщери за их дети замужь выдают, и аще от таковых которое чадо Бог возмет в покаянии и с причастием то от родителю безскверная жертва, к Богу приносится и в вечныя кровы вселяются а имеют дерзновение у Бога милости просити и оставления, грехов и о родителех своих.

 

…17. Како дети учити и страхом спасати

 

Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.

2) произведение относится к типу житийной литературы

3) произведение является памятником русской литературы XVI в.

4) данное произведение русской средневековой литературы было предназначено для наставления православных верующих из боярских кругов

5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, семейные, хозяйственные, религиозные

6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение»

40. Прочтите отрывок из документа XVI в.

 

«Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воини многыми землями завладали, службою оскудеша, — не против государева жалования и своих вотчин служба их, — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование: а хто землю держит, а службы с нее не платит на тех на самех имати денги за люди а хто дает в службу люди лишние перед землею, через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) действие указа (уложения) обеспечило успехи Русского государства в борьбе за присоединение Казанского ханства

2) данный указ был издан в период правления Ивана IV

3) указ (уложение) вводил (о) единые правила воинской службы государству для землевладельцев – вотчинников и помещиков

4) положения указа (уложения) распространялись на землевладельцев, имевших земли вокруг Москвы

5) с каждых 100 четвертей (150 десятин) земли землевладельцу полагалось вывести одного вооружённого конного воина

6) данный указ был введён в действие в первой половине XVI в.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!