Тесты
для обучающихся в объединении
«Школа игры на фортепиано»
I Знакомство с инструментом
1.Как переводится название инструмента фортепиано:
А) мягко – твёрдо;
Б) громко - тихо;
В) чёрное – белое.
2.К какой группе инструментов принадлежит рояль:
А) к клавишно-духовым;
Б) к струнным ударно-клавишным;
В) к струнным-щипковым.
3. Родственниками – предшественниками фортепиано были:
А) арфа, гусли;
Б) барабан, литавры;
В) клавикорд, клавесин.
4. Как называется подставка для нот на инструменте фортепиано:
А) пюпитр;
Б) подпорка;
В) пульт.
5. Что собой представляет клавиатура на инструменте фортепиано:
А) чередование чёрных и белых клавиш;
Б) чередование чёрных и белых кнопок;
В) чередование чёрных и белых ступенек.
6. Что такое аппликатура:
А) правильное положение кисти рук;
Б) наиболее удобный выбор пальцев при игре;
В) наиболее удобная посадка за инструментом.
7. Рычаги для ног, применяемые при игре на инструменте, называются:
А) подставки;
Б) педали;
В) клавиши.
8. Что даёт применение левой педали:
А) удлинение звука, изменение его окраски;
Б) приглушение звука, изменение его окраски;
В) выключение звука.
9. Что даёт применение правой педали:
А) выключение звука;
Б) приглушение звука, изменение его окраски;
В) удлинение звука, изменение его окраски.
10. На какие равные «отрезки» делится клавиатура:
А) сантиметры;
Б) октавы;
В) дециметры.
II Звук, нота, нотоносец, скрипичный и басовый ключи
1.Что такое нота:
А) знак, при помощи которого записывается высота и длительность звука;
Б) знак, указывающий на силу звучания звука;
В) знак, указывающий на окраску звучания.
2.Какие звуки относятся к музыкальным:
А) скрип двери;
Б) шелест листвы;
В) звон колокола.
3. Чем отличаются музыкальные звуки от шумовых:
А) длительностью звучания;
Б) громкостью звучания;
В) высотой звучания.
4. Что такое тембр:
А) окраска звучания;
Б) длительность звучания;
В) громкость звучания.
5. Какими знаками пользуются для записи музыкальных звуков:
А) дорожными;
Б) знаками препинания;
В) нотами.
6.Какие свойства звука отражаются в нотной записи:
А) отталкивание, притяжение;
Б) высота, длительность, сила, тембр;
В) температура, вес, рост.
7. Что такое нотный стан или нотоносец:
А) подставка для нот;
Б) 5 линеек, на которых записываются ноты;
В) человек, несущий ноты.
8.В каком ключе записываются высокие ноты:
А) в скрипичном;
Б) басовом;
В) в теноровом.
9.В каком ключе записываются низкие ноты:
А) в скрипичном;
Б) в теноровом;
В) в басовом.
10.Для чего служат добавочные линейки:
А) для обозначения очень высоких или очень низких звуков, когда не хватает 5-ти линеек;
Б) для выделения некоторых звуков;
В) для обозначения тактов.
11. Для чего в нотной записи используется знак 8---------------
А) для исполнения музыки октавой выше или ниже;
Б) для исполнения музыки в 8 раз громче или тише;
В) для исполнения музыкального фрагмента 8 раз.
12. Какое второе название имеет скрипичный ключ:
А) ключ Фа;
Б)ключ Соль;
В) ключ До.
13. Какое второе название имеет басовый ключ:
А) ключ Фа;
Б)ключ Соль;
В) ключ До.
III Темп, динамические оттенки.
Что такое темп:
А) скорость исполнения музыки;
Б) сила звучания музыки;
В) окраска звучания.
2. Где, как правило, обозначается темп:
А) в конце музыкального произведения;
Б) в середине музыкального произведения;
В) в начале музыкального произведения.
3. Что такое динамические оттенки:
А) изменение скорости исполнения;
Б) изменение громкости звучания в процессе
исполнения музыкального произведения;
В) изменение высоты звучания.
4. К тихим, слабым динамическим оттенкам относятся:
А) форте, фортиссимо;
Б) меццо-пиано, меццо-форте;
В) пиано, пианиссимо.
5. К громким, сильным динамическим оттенкам относятся:
А) меццо-пиано, меццо-форте;
Б) форте, фортиссимо;
В) пиано, пианиссимо.
6. Как обозначается постепенное ослабление звучности:
А) crescendo;
Б) diminuendo;
В) ritenuto.
7. Как обозначается постепенное усиление силы звука:
А) mezzo forte;
Б) mezzo piano;
В) crescendo.
8. Динамические оттенки очень важны:
А) для записи музыкального произведения;
Б) для точной передачи музыкального выражения;
В) для украшения нотной записи.
9. К медленным темпам относятся:
А) lento, adagio;
Б) allegro, vivo;
В) moderato, andantino.
10. К быстрым темпам относятся:
А) lento, adagio;
Б) allegro, vivo;
В) moderato, andantino.
11. К умеренным темпам относятся:
А) lento, adagio;
Б) allegro, vivo;
В) moderato, andantino.
IV Длительности, размер, такт, паузы.
1.Что такое длительность звука:
А) сила его звучания;
Б) время его звучания;
В) скорость его звучания.
2. Что определяют цифры в размере:
А) количество долей в такте и их длительность;
Б) количество нот и скорость их звучания;
В) количество тактов в произведении.
3. Музыкальная нотная запись делится на равные отрезки времени:
А) часы;
Б) такты;
В) минуты.
4. Что такое затакт:
А) сильная доля такта, с которой начинается произведение;
Б) неполный такт, с которого начинается произведение;
В) слабая доля такта, которой заканчивается произведение.
5. Где, как правило, выставляется размер такта:
А) в конце произведения;
Б) в начале произведения;
В) в середине произведения.
6. Что такое пауза:
А) знак звучания;
Б) знак молчания;
В) знак согласия.
7. Длительность, равная сумме двух половинных длительностей:
А) четвертная;
Б) половинная;
В) целая.
8. Длительность, равная сумме двух четвертных длительностей:
А) восьмая;
Б) четвертная;
В) половинная.
9. По времени звучания вдвое короче четвертной длительности:
А) половинная;
Б) шестнадцатая;
В) восьмая.
10. По времени звучания вдвое короче восьмой длительности:
А) шестнадцатая;
Б) половинная;
В) четвертная.
11. Знак молчания, равный по длительности целой ноте, изображается так:
А)
Б)
В)
12.Знак молчания, равный по длительности половинной ноте, изображается так:
А)
Б)
В)
13.Знак молчания, равный по длительности четвертной ноте, изображается так:
А)
Б)
В)
14.Знак молчания, равный по длительности восьмой ноте, изображается так:
А)
Б)
В)
15.Знак молчания, равный по длительности шестнадцатой ноте, изображается так:
А)
Б)
В)
V Знаки альтерации
Что такое альтерация:
А) изменение высоты звука;
Б) изменение силы звука;
В) изменение темпа исполнения.
2. Где в произведении записываются знаки альтерации:
А) перед ключом, в начале произведения;
Б) после ключа, в начале произведения;
В) в конце произведения.
3. Знак альтерации, понижающий ноту на ½ тона, называется:
А) бекар;
Б) диез;
В) бемоль.
4. Знак альтерации, повышающий ноту на ½ тона, называется:
А) бекар;
Б) диез;
В) бемоль.
5. Знак альтерации, отменяющий действующий знак альтерации, называется:
А) бекар;
Б) бемоль;
В) диез.
6. Ключевые знаки альтерации это-:
А) знаки, написанные в начале произведения, около ключа;
Б) знаки, появляющиеся перед нотами;
В) знаки, которые отменены.
7. Знаки альтерации, которые выставляются непосредственно перед нотой в произведении, называются:
А) встречными;
Б) случайными;
В) попутными.
8. Какие знаки альтерации сохраняются только в данном такте:
А) ключевые;
Б) сопровождающие;
В) случайные.
VI Мотив, фраза, предложение, период, кульминация
1. Что в музыке называется мотивом:
А) группа нот, расположенные в 4-х тактах;
Б) наименьшие музыкально-смысловые группы нот;
В) плавное ведение мелодии.
2. Во что складываются мотивы:
А) в интервалы;
Б) в музыкальные фразы;
В) в сложное предложение.
3. Во что складываются фразы:
А) в музыкальные мотивы;
Б) в музыкальные предложения;
В) в музыкальные периоды.
4. Во что складываются предложения:
А) в музыкальные фразы;
Б) в периоды, простейшую музыкальную форму;
В) в музыкальные мотивы.
5. Точка высшего напряжения, подъёма, развития в музыкальном построении называется:
А) кульминация;
Б) финал;
В) разряд.