СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые задания. Анализ средств выразительности. 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесовые задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания. Анализ средств выразительности. 9 класс.»


Анализ средств выразительности


1. Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.


 1) Ветер гудит в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна.

 2) Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик.

 3) Это голодный волк воет в лесу.

 4) В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая.


2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.


 1) Я заметил, что взрослые всегда предлагают чаю, когда им нечего говорить.

 2) Мне казалось, что она не сможет даже тронуться с места, но она медленно поползла вперёд, неся на себе меня.

 3) В это время из-за леса вынырнул самолёт, пролетел бреющим над нами и дал очередь.

 4) И вдруг узнал в этой девушке в военном костюме мою маму: мамины глаза, мамин нос.


3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.


 1) От мужа моего, Петра Васильевича, сказала она неуверенно, наугад.

 2) Старший протянул руку, баба Настасья исподлобья посмотрела на него и нехотя отдала письмо.

 3) Копаешь, а от окопа пашней пахнет, и от этого родного запаха щемит сердце.

 4) Потом она подошла к столу и вдруг почувствовала тупую неодолимую усталость.


4. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.


 1) И был такой чудак, который пошёл на войну со своим будильником.

 2) Каждое утро бесцеремонно врывался в самые сладкие сны.

 3) В первый день войны мне вдруг стало жалко его.

 4) Тогда-то мне пришла мысль взять его с собой.


5. Какое средство выразительности использовано в предложении "Хобот - точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец"?


 1) фразеологизм

 2) сравнение

 3) антоним

 4) эпитеты


6. Какое средство выразительности использовано в предложении "При встрече Маруся всякий раз всплёскивала ручонками, и глаза её загорались огоньком восторга"?


1) метафора

 2) синонимы

 3) антонимы

 4) гипербола


7.  Какое средство выразительности использовано в предложении "Я орал, будто это меня обдирали, причём без ножа: шкура присохла, прикипела или вовсе приросла, а родители радовались, должно быть, проинструктированные путником"?


1) метонимия

2) градация

3) эпитеты

4) олицетворение


8. Какое средство выразительности использовано в предложении "Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа"?


1) перифраза

2) литота

3) фразеологизм

4) метонимия


9. Укажите предложение, в котором нет сравнения.


 1) ...в широкой щели показалась маленькая, иссечённая белыми травяными порезами нога в сандалии, затем панамка, похожая на поварской колпак, загорелая, испачканная рука и, наконец, вся фигура моего пляжного знакомца.

 2) Он снова вышел на дорогу и вдруг замер, чуть шатнувшись назад, будто наскочил на невидимую преграду.

 3) Я сразу понял, что поразило Комарова: он ненароком оказался лицом к подножию склона, где в бесконечной глуби бесшумно и грозно пенился прибой.

 4) Зелёный коридор улицы острой стрелой летел в море.


10. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.


 1) Саню буквально поразило это слово, когда он всмотрелся в него.

 2) Сам с усам.

 3) Я - это я, это мне принадлежит, в конце концов мне за себя в жизни ответ держать, а не вам.

 4) Саня зажил как кум королю.


11. Укажите предложение, в котором средством выразительности является антитеза.


 1) Во всех остальных случаях дерутся только петухи.

 2) Ведь только шакалы нападают стаями, тигры охотятся по одиночке.

 3) Пройдёт не так уж много лет, и ты станешь взрослым.

 4) Да, ссадины не забудь йодом смазать.


12. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении "В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка".


 1) анафора

 2) антитеза

 3) гипербола

 4) фразеологизм


13. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.


1) Когда они иногда вместе гуляли по городу, Максим часто замечал, с каким уважением здоровались с его дедушкой самые разные люди.

 2) А вот оставаясь с дедом наедине, Максим вначале чувствовал себя слегка неуютно и обычно некоторое время сидел молча, уткнувшись в экран телевизора.

 3) Это должна быть внутренняя позиция, убеждения, а на мгновенный эмоциональный порыв или помутнение разума.

 4) Но ведь человечество своим прогрессом обязано всё-таки смелости одиночек.


14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.


 1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.

 2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда.

 3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.

 4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.


15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.


 1) Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека.

 2) А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано "на место", уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать.

 3) Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.

 4) В этом основа, соль дружбы.


16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.


1) Раздражение моё против гостя росло.

2) Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

3) Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

 4) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.


17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.


 1) Все они стояли здесь, сбившись в кружок, - и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.

 2) Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.

 3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.

 4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!


18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.


 1) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.

 2) Я с кличем "ура" рванулся ему навстречу.

 3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.

 4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.


19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.


  1) Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день.

  2) А затем со слезами Митя требовал вернуть ему былое доверие ради святой дружбы, что "больше нас самих", и пытался влепить мне иудин поцелуй.

  3) Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, всегдашняя готовность к ссоре, проявляющаяся при первой же возможности, стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы.

  4) Чуть ли не на другой день Митя полез мириться.


20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.


 1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

 2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.

 3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он - с Машей, которую в зоопарке все знали.

 4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.


21. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.


 1) Ты будешь для меня единственным в целом свете...

 2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

 3) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.

 4) И вот настал час прощания.


22. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.


 1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.

 2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд - против ветра.

 3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

 4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.


23. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.


 1) Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.

 2) Это у него была такса - чёрная головешка на четырёх ножках.

 3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

 4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.


24. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.


 1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.


25. Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.


 1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

 2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

 3) Скрипка замолчала надолго.

 4) И свет фонариков погас.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей