СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по обществознанию для проведения контроля по теме «Социальные отношения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Установление уровня сформированности общих компетенций ОК1-ОК9, предметных, метапредметных и личностных  результатов обучающихся по теме «Социальные отношения».

Просмотр содержимого документа
«Тест по обществознанию для проведения контроля по теме «Социальные отношения»»

Тест по обществознанию для проведения контроля

по теме «Социальные отношения»



Цель: установление уровня сформированности общих компетенций ОК1-ОК9, предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся по теме «Социальные отношения».


Требования стандарта ФГОС среднего общего образования:

  1. Личностные результаты:

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  1. Метапредметные результаты:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности,

  1. Предметные результаты:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.



Инструкция по выполнению работы


На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Работа состоит из 7 заданий. Среди них 3 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (задания 1 – 3), 1 задание на соотнесение (задание 4), 1 задание с кратким ответом (задание 5), 1 задание творческого характера (задание 6) и 1 задание, требующее подробное аргументированное решение.

Задания 1 – 3. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл.

Задание 4 на соотнесение. Студенты вписывают в приведенную в ответе таблицу под каждой цифрой соответствующую букву. За каждую верно указанную пару начисляется 1 балл. Максимальный балл за задание 4.

Задание 5 на знании терминологии. Студенты определяют место термина в тексте выписывают в бланк полученный ответ. Максимальный балл за задание 4.

Задание 6 на творческое воображение на основе имеющихся знаний по теме. Максимальный балл за задание 3.

Задание 7 предусматривает подробное решение. Максимальный балл за задание 5.

Максимальное количество баллов за всю работу – 19.













Диагностическая работа по теме

Тема «Социальные отношения»

Вариант I.

Характеристики заданий.


1. К общественным отношениям не относится

  1. оформление документов при приеме на работу

  2. прогулка по лесу с собакой

  3. проведение забастовки работниками предприятия

  4. проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации


2. К функции семьи относится

1. социализация личности

2. определение минимального размера оплаты труда

3.установление системы школьного образования

4. определение размеров коммунальных платежей


3. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это

  1. род

  2. семья

  3. сословие

  4. элита


4. Установите соответствие

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ:  КРИТЕРИИ:

1) мужчины А) демографический

2) племена Б) этнический


3) народности

4) дети



5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (А) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци­альных ________ (В). В-третьих, способствуют _______ (Г)

за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы-________ (Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (Ж), например, уголовных или административных».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

1) санкция 2) группы 3) интеграция 4) идеал 5) контроль

6) эталон 7) правило 8) управление 9) стабильность 10) развитие

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж









6. Согласны ли вы с мнением, что молодежь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений? Аргументируйте свой ответ 3-мя примерами, объясните причины.


7.   Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3.

«Средние слои являются основным элементом гражданского общества и визитной карточкой современного развитого государства. Поэтому неслучаен интерес к среднему классу российских социологов, политологов и экономистов, которые ведут дискуссии относительно самого факта его существования в России, его перспектив, критериев и условий, необходимых для его развития.

В целом же социальная структура российского общества представляет собой находящееся в процессе расслоения бывшее общество государственного социализма. Она имеет вид низкого треугольника с широким основанием, большую часть которого занимает слой трудящихся, а вершину — «люди власти», между ними находится немногочисленная прослойка среднего класса. В самом низу этого треугольника оказываются две новые устойчивые социальные группы людей — безработные и андеркласс (нищие, бездомные, лица без определённого рода занятий, алкоголики, наркоманы, преступные элементы и др.).

Средний класс в современной России — это относительно узкий слой населения. По различным оценкам его численность колеблется в пределах 15—25 млн человек.

Зарубежные аналитики при оценке принадлежности к среднему классу применяют следующие параметры: социальный статус (должность, профессия, а значит, и образовательный уровень); уровень доходов и структура потребления; наличие социальной самоидентификации; мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты. Аналогичные критерии в методологическом «портфеле» и отечественных учёных» (В. Н. Соловьёв. Специфическая роль среднего класса как элемента формирующегося гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 89—91.).

  1. На основании текста определите, чем обусловлен интерес российских учёных-обществоведов к феномену среднего класса?

  2. Как автор характеризует социальную структуру российского общества? Какие социальные группы её составляют?

  3. В тексте приводятся несколько параметров, позволяющих оценить принадлежность ксреднему классу. Можно ли такие параметры, как «самоидентификация» и «уровень доходов», считать универсальными? Приведите 3 обоснования своей точки зрения в виде примеров, аргументов.





















Тема «Социальные отношения»

Вариант II.

Характеристики заданий.

Позиция кодификатора: «Социальные группы», «Социальная роль», «Социальная стратификация и мобильность», «Виды социальных норм», «Семья и брак".

Проверяемый уровень знаний: базовый.


1. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

1. социальным статусом

2. социальной мобильностью

3. социальной нормой

4. социальным порядком


2. К функции семьи относится

  1. первичная социализация

  2. обеспечение социальной стабильности

  3. определение размеров коммунальных платежей

  4. преодоление неравенства


3. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются

1. социальной мобильностью

2. социальным статусом

3. социальным неравенством

4. социальными отношениями


4. Установите соответствие

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ:  КРИТЕРИИ:

1) маргинал А) приобретенный

2) председатель профкома Б) предписанный


3) брат

4) мужчина


5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

  Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальные_______ (А), которые являются ________(Б) вертикальной мобильности: школа, армия, церковь, организации, – как бы фильтруют и отбирают_______ (В), осуществляя своеобразную ______(Г). Человек не остается в одном уровне_______ (Д) в течение всей своей жизни; рано или поздно ему предстоит изменить его, перейдя на новую статусную позицию. Социальная_______ (Е) означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной________ (Ж).»

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

Список терминов:

  1. статус         2. селекция    3. мобильность  4. лестница     

5. стратификация 6. институт         7. индивид  8. канал       9. лифт

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж









6. Как другими словами называют отклоняющееся поведение?  Выразите свое отношение к данному поведию.


7.   Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3.


Основная правовая цель брачного договора – определение правового режима имущества супругов и их иных имущественных взаимоотношений на будущее время…

Брачный договор должен быть заключён в письменной форме и нотариально удостоверен. Несоблюдение требуемой законом формы влечёт недействительность брачного договора...

Основным элементом содержания брачного договора является установление правового режима супружеского имущества. Такой режим, определённый брачным договором, называется договорным режимом супружеского имущества. При создании договорного режима супругам предоставлены весьма широкие права. Они вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Например, в договоре можно предусмотреть, что все сделки свыше определённой суммы будут совершаться каждым из супругов только с письменного согласия другого. Возможно исключение из состава общности некоторых видов имущества, например, пенсий или пособий, предметов профессиональной деятельности, дополнительных доходов, драгоценностей, предметов, используемых для хобби...

Режим раздельности в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каждым из супругов, будет принадлежать этому супругу.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав.

Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов; между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей. Это связано с тем, что в брачный договор могут включаться только те права и обязанности, которые в случае неисполнения могут быть осуществлены принудительно. Обязанности, имеющие чисто личный характер, принудительно осуществлены быть не могут. Брачный договор не может также содержать условия, направленные на ограничение права нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение алиментов. Применительно к брачному договору предусмотрено ещё одно специфическое ограничение: брачный договор не должен ставить одного из супругов в крайне неблагоприятное положение.

(по М.В. Антокольской)

1. Используя текст, ответьте на вопрос, для чего супруги, по мнению автора, заключают брачный договор.

2. Какие два требования закона к заключению брачного договора упомянуты в тексте? Объясните, с чем связаны эти требования.

3. В современном обществе нет единого мнения по поводу необходимости заключения брачного договора. Опираясь на текст, обществоведческие знания, факты общественной жизни, выскажите предположения, при наличии каких условий заключение брачного договора необходимо. (Назовите три условия).

Критерии оценивания тестового контроля знаний


Оценка «отлично»

79 – 100 % правильных ответов

15 – 19 баллов

Оценка «хорошо»

42 – 78 % правильных ответов

8 – 14 баллов

Оценка «удовлетворительно»

21 – 41 % правильных ответов

4 – 7 баллов

Оценка «неудовлетворительно»

20% и менее правильных ответов

0 – 3 балла




Содержание заданий


Компоненты деятельности


УУД


ОК

Критерии

№ задания

Макс. балл

Эмоц.-психол.

Личностные

ОК 1


Знание социальных норм.

1

1

Регуля-тивный

Регуля-тивные

НПО

ОК 2

СПО

ОК 2.1

Умение определять функции семьи брака.

2

1

Знание социальных терминов.

3

1

Соци-альный

Комму-

никати-вные

НПО

ОК 4,5,6

СПО

ОК 4,5,6,

3.2.


Знание социальных групп и их признаки

4

4

Анали-тичес-кий

Позна-

ватель-

ные

ОК 3.1


Знание социальных терминов.

5

4

Умение определить, пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание.

Творчс-кий


Личност-ные

НПО

ОК3, 9

СПО

ОК 3.3, 9

Умение составить аргументированный ответ по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме.

6

3

Самосовершенствова-ния

Регуля-

тивные

НПО

ОК 3,2

СПО

ОК 2.2,

ОК 7,8

Проявление через выполнение задания проявления самореализации, гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества

7

5

Умение применять полученные знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

















Ответы


№ задания

1

2

3

4

5

7

Ответ

1 вар

2

1

2

АББА

1234

АБВГДЕЖ

9625107 1

1. Средние слои являются основным элементом гражданского общества и визитной карточкой современного развитого государства.

2. Социальная структура российского общества представляет собой вид низкого треугольника с широким основанием, большую часть которого занимает слой трудящихся, а вершину — «люди власти», между ними находится немногочисленная прослойка среднего класса. В самом низу этого треугольника оказываются две новые устойчивые социальные группы людей — безработные и андеркласс.

3. Социальный статус (должность, профессия, а значит, и образовательный уровень); структура потребления; мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты.

2 вар

3

1

2

ААББ

1234

АБВГДЕЖ

6 8 72 154

1 Цель брачного договора – определение правового режима имущества супругов и их иных имущественных взаимоотношений на будущее время.

2. Брачный договор должен быть заключён в письменной форме и нотариально удостоверен.

3. Социальный статус (должность, профессия, образовательный уровень); уровень доходов и структура потребления (закон Энгеля); мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты.


№ задания

Критерии оценки

Балл

5

  • верно выполнено расстановка терминов,

  • представлено правильное толкование текста,

  • выписан верный ответ.

4

  • выполнены все условия, но допущены 2 - 3ошибки с расстановкой терминов .

3

  • выполнены все условия, но допущены 4-5 ошибок с расстановкой терминов .

2

  • выполнены все условия, но допущены 6 ошибок с расстановкой терминов.

1

6

  • верно подобраны факты и примеры.

3

  • выполнены два условия из трех,

  • выполнены все условия, но допущена ошибка с примером или объяснением, с ее учетом все шаги выполнены верно.

2

  • выполнено одно условие из трех.

1

  • другие случаи.

0

7

  • верно найдены ответы в тексте на 1,2 вопросы,

  • 3-й вопрос аргументирован 3-мя примерами

5

  • верно найдены ответы в тексте на 1,2 вопросы,

  • 3-й вопрос аргументирован 2-мя примерами.

4

  • верно найдены ответы в тексте на 1,2 вопросы,

  • 3-й вопрос аргументирован 1 примером.

3

  • верно найдены ответы в тексте на 1 или2 вопрос.

  • 3-й вопрос аргументирован 1 примером.

2

  • верно найдены ответы в тексте на 1 или2 вопрос.

1

  • другие случаи.

0


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!