Вариант 1.
Тип 1 В современном мире часто употребляется понятие «индивидуальность».
1. Как вы его понимаете?
2. Составьте рассказ об индивидуальности, используя план:
— Какие черты индивидуальности существуют?
— Какие индивидуальные черты вам характерны?
Тип 2 Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество и природа не связаны между собой.
2) Общество – это совокупность людей и их взаимодействий.
3) Сферы жизни общества однотипны.
4) Общество может как развиваться, так и наоборот, деградировать.
5) Экономическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг.
Тип3.Писателю К. Г. Паустовскому принадлежит следующее высказывание: «Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек».
1. Как Вы понимаете смысл фразы «Человек — это высокое звание»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания К. Г. Паустовского.
Тип 4.Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой качеств: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
А) способность к продолжению рода
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды
В) способность накапливать знания и трудовые навыки
Г) способность видеть цель своих действий
ПРИРОДА КАЧЕСТВ
1) социальная
2) биологическая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Тип 5
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (не более 5 предложений) сообщение о человеке и обществе, используя все приведённые ниже понятия:
Ответственность, самоконтроль, стабильность, контроль.
Вариант 2.
Тип 1 .О каждом человеке можно сказать, что он личность, только иной раз ее развитие не совпадает с требованиями, которые предъявляется конкретному человеку.
1. Как вы думаете, как определить заслуживает ли определенная личность уважения?
2. Составьте рассказ о личности, используя план.
— Какие качества личности особо привлекательны для вас? Почему?
— Как ты считаешь, какие качества, необходимые для успешной деятельности, развиты у вас и над какими следовало бы поработать?
Тип 2 .Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество – это система взаимоотношений между людьми.
2) В обществе выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную сферы.
3) Общество обеспечивает удовлетворение определённых потребностей человека.
4) Общество не развивается, а находится в стабильном состоянии.
5) Общество не зависит от природы.
Тип 3. Писателю и профессиональному лётчику Антуану де Сент-Экзюпери принадлежит следующее высказывание: «Человек изначально за всё в ответе. Чувство ответственности формирует настоящего человека».
1. Как Вы понимаете смысл слова «ответственность»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
Тип 4 .Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) общение
Б) принадлежность к определённой группе
В) познание мира
Г) осознание смысла своего существования
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) социальные
2) духовные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Тип 5
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (не более 5 предложений) сообщение о человеке и обществе, используя все приведённые ниже понятия:
Взгляды на мир, деятельность, мировоззрение, личность.
Тип 1 № 137
В современном мире часто употребляется понятие «индивидуальность».
1. Как вы его понимаете?
2. Составьте рассказ об индивидуальности, используя план:
— Какие черты индивидуальности существуют?
— Какие индивидуальные черты вам характерны?
Пояснение.
1. Ответ на первый вопрос: Индивидуальность — это совокупность черт, отличающих одного человека от другого. Каждый человек имеет свои отличительные черты и особенности.
2. Рассказ об индивидуальности должен включать:
— Указание видов индивидуальных черт: Черты индивидуальности бывают внешними, например, цвет глаз и волос, рост, телосложение, данные особенности являются наследственными, то есть достаются человеку генетически. Человек развивается как социальное существо и в процессе жизни приобретает другие черты индивидуальности в зависимости от социальных условий, таких как: общение с друзьями и с семьей, которые развивают в человеке как положительные, так и отрицательные индивидуальные качества, оказывая влияние на его поведение;
— Указание нескольких индивидуальных особенностей как внешних, так и внутренних.
Тип 1 № 140
О каждом человеке можно сказать, что он личность, только иной раз ее развитие не совпадает с требованиями, которые предъявляется конкретному человеку.
1. Как вы думаете, как определить заслуживает ли определенная личность уважения?
2. Составьте рассказ о личности, используя план.
— Какие качества личности особо привлекательны для вас? Почему?
— Как ты считаешь, какие качества, необходимые для успешной деятельности, развиты у вас и над какими следовало бы поработать?
Пояснение.
1. ответ на первый вопрос, например:
Чтобы это определить, необходимо понять: как конкретный человек относится к труду, например, к работе, учебе; что его интересует, чем он занят в свободное время; его мировосприятие, то есть отношение к окружающей среде, как к природе, друзьям, семье, так и к обществу в целом; что ценит человек в людях, стремится ли к саморазвитию, какие качества ему импонируют в себе, а какие он считает отрицательными.
2. Рассказ о личности должен включать:
— указание одного или нескольких качеств личности, которые нравятся обучающемуся;
— объяснение того, чем привлекательны, интересны для обучающегося указанные им качества личности (или одно качества личности);
— указание одного или нескольких качества, необходимых для успешной деятельности, развитых у обучающегося;
— объяснение, над какими следовало бы поработать для успешной деятельности;
Тип 2 № 350
Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество и природа не связаны между собой.
2) Общество – это совокупность людей и их взаимодействий.
3) Сферы жизни общества однотипны.
4) Общество может как развиваться, так и наоборот, деградировать.
5) Экономическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг.
Пояснение.
Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество и природа не связаны между собой. Нет, неверно, они неразрывно связаны между собой.
2) Общество – это совокупность людей и их взаимодействий. Да, верно.
3) Сферы жизни общества однотипны. Нет, неверно, они отличаются.
4) Общество может как развиваться, так и наоборот, деградировать. Да, верно.
5) Экономическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг. Да, верно.
Ответ: 245.
Тип 2 № 351
Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество – это система взаимоотношений между людьми.
2) В обществе выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную сферы.
3) Общество обеспечивает удовлетворение определённых потребностей человека.
4) Общество не развивается, а находится в стабильном состоянии.
5) Общество не зависит от природы.
Пояснение.
Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество – это система взаимоотношений между людьми. Да, верно.
2) В обществе выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную сферы. Да, верно.
3) Общество обеспечивает удовлетворение определённых потребностей человека. Да, верно.
4) Общество не развивается, а находится в стабильном состоянии. Нет, неверно, общество находится в постоянных изменениях (динамике).
5) Общество не зависит от природы. Нет, неверно, общество черпает из природы все необходимые ему ресурсы.
Ответ: 123.
Писателю К. Г. Паустовскому принадлежит следующее высказывание: «Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек».
1. Как Вы понимаете смысл фразы «Человек — это высокое звание»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания К. Г. Паустовского.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос, например: человек от природы наделён уникальными способностями — разумом, словесной речью, умением создавать новые продукты, идеи и т. п.; он единственный на планете совершает осознанные поступки и отвечает за них, и это отличает его от животного;
2. Объяснение, например: человек должен быть достоин своего высокого предназначения, быть честным, справедливым, добрым;
Тип 5 № 1727
Писателю и профессиональному лётчику Антуану де Сент-Экзюпери принадлежит следующее высказывание: «Человек изначально за всё в ответе. Чувство ответственности формирует настоящего человека».
1. Как Вы понимаете смысл слова «ответственность»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос, например: способность человека предвидеть, понимать и принимать последствия своих поступков;
2. Объяснение, например: человек — единственное разумное существо на планете, поэтому на нём лежит ответственность за окружающую среду, благополучие и мир во всём мире; настоящий человек — личность, а ответственность — это одно из главных качеств личности;
Тип 4 № 363
Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой качеств: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
А) способность к продолжению рода
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды
В) способность накапливать знания и трудовые навыки
Г) способность видеть цель своих действий
ПРИРОДА КАЧЕСТВ
1) социальная
2) биологическая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Пояснение.
А) биологическая
Б) биологическая
В) социальная
Г) социальная
Ответ: 2211.
Тип 4 № 366
Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) общение
Б) принадлежность к определённой группе
В) познание мира
Г) осознание смысла своего существования
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) социальные
2) духовные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Пояснение.
А) социальные
Б) социальные
В) духовные
Г) духовные
Ответ: 1122.
Тип 8 № 1500
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (не более 5 предложений) сообщение о человеке и обществе, используя все приведённые ниже понятия:
Ответственность, самоконтроль, стабильность, контроль.
Пояснение.
Социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается "золотой середины" между свободой выбора и ответственностью за него. Он обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности общества. Если человек сам себя ограничивает в чем-либо — это называется внутренний самоконтроль, а если общество влияет на его поведение, то это внешний социальный контроль.
Тип 8 № 1503
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (не более 5 предложений) сообщение о человеке и обществе, используя все приведённые ниже понятия:
Взгляды на мир, деятельность, мировоззрение, личность.
Пояснение.
Взгляды на мир человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе — определяют личность человека. Обусловлены этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Оно определяет его место в мире, род деятельности.