СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест "Незаконченные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика отношения к нравственным нормам, определяющим нравственные качества  младших школьников .

Просмотр содержимого документа
«Тест "Незаконченные предложения"»

Методика «Незаконченные предложения»


Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…

  2. Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…

  3. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно…

  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…

  5. Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я …

  6. Если бы я был на месте учителя, я…

Обработка полученных данных – качественный анализ ответов

Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных нормам и нравственных качеств по схеме:

1 балл - Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.

2 балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.

3 балла - Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах

Метод незаконченных предложений

Метод незаконченных предложений позволяет выявить основ­ные компоненты образовательной среды, которые вызывают тревож­ность у испытуемого. Он представляет собой опосредованный ме­тод установления семантических связей (Петренко В. Ф., 1988), по­зволяющий в свободной форме выявить основные представления испытуемого о заданном предмете (в нашем случае — о компонен­тах образовательной среды) и эмоциональные отношения к нему.

Цель методики. Методика позволяет выявить особенности эмо­ционального отношения школьников к различным компонентам образовательной среды.

Возрастные ограничения. Методика может использоваться на любом этапе школьного обучения.

Процедура диагностики. Методика может проводиться как ин­дивидуально, так и в групповой форме. В первом (а иногда и во втором) классе, пока ребенок еще не овладел в достаточной степе­ни навыками письма, методика проводится только в индивидуаль­ном режиме, в форме беседы. На последующих этапах школьного обучения возможно применение групповой формы психодиагно­стики.

Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит ин­струкцию и задания — предложения, которые испытуемому необ­ходимо закончить. В нем также указываются фамилия и имя уча­щегося, его возраст и дата диагностики. Для индивидуальной (уст­ной диагностики) необходимо заготовить средства регистрации ответов ребенка (возможно использование диктофона).

Инструкция.

  • Для устной формы диагностики: «Сейчас мы будем играть в такую игру: я называю начало предложения, а ты придумы­ваешь, чем оно заканчивается».

  • Для письменной формы диагностики: «Закончи, пожалуй­ста, следующие предложения. В этом задании нет "правиль­ных" и "неправильных" ответов, поэтому пиши первое, что приходит в голову».

Текст методики. Незаконченные предложения могут быть мо­дифицированы для конкретных диагностических целей. В нашей работе мы используем приведенную ниже модификацию.


  1. Когда я иду в школу...

  2. На контрольной ...

  3. Наверно, на экзамене ...

  4. Когда я отвечаю у доски...

  5. Если я получу «двойку»...

  6. Когда учитель задает вопрос, я...

  7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...

  8. Когда я жду родителей с родительского собрания...

  9. Когда я думаю о школе...

Обработка результатов. При обработке результатов оценивает­ся «эмоциональное благополучие» каждого ответа ребенка. К «эмо­ционально благополучным» ответам относятся те, которые указы­вают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в не­законченных предложениях ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицатель­ных эмоций, можно рассматривать как «эмоционально неблагопо­лучные» (табл. 11).



Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей при выполнении задания «Незаконченные предложения»



Предложение

«Благополучные ответы»

«Неблагополучные ответы»

1. Когда я иду в школу...

... каждый день. ...я иду учиться

... меня все бесит

... не хочу туда идти

2. На контрольной...

... все решают задания. ... я всегда получаю «четверку» или «пятерку», потому что готовлюсь

... люди чувствуют себя дураками.

... даже если что-то знаю, сразу забываю

3. Наверно, на экзамене...

... все будет нормально.

... ничего особенного не случится

... я с треском провалюсь. ... люди могут умереть от страха

4. Когда я отвечаю у доски...

... мне потом ставят оценку. ... всегда сам прошусь

... все надо мной смеются. ... неприятно, как в цирке

5. Если я получу «двойку»...

... потом исправлю. ... ну и что?

... мне обидно, потому что я

стараюсь.

... меня будут ругать родители и

не отпустят гулять

6. Когда учитель задает вопрос, я...

... отвечаю.

... почти на каждом уроке

... хочется залезть под парту. ... не люблю отвечать на уроке

7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...

... классно!

... а я с ними вижусь и на

каникулах

... думаю: «Ну и уроды!» ... я их давно не люблю

8. Когда я жду родителей с родительского собрания...

... я готовлю ужин

... смотрю видик

... волнуюсь.

... ожидаю порки

9. Когда я думаю о школе...

... каждое утро.

... для школьника это нормально

... хочется скорее ее окончить.

... меня это бесит!




Интерпретация результатов. Общий уровень тревожности вы­числяется по «неблагополучным» ответам ребенка. Точные коли­чественные критерии оценки проективного метода привести до­вольно сложно, но наш опыт показывает, что тревожные дети дают 6 и более «неблагополучных» ответов.

Анализируя особенности ответов испытуемых на каждый вопрос методики, можно получить интересный материал, касающийся специфики школьной тревожности каждого конкретного ребенка. Этот материал может быть обсужден во время консультации с ре­бенком или в процессе групповой работы с детьми.

В качестве отдельного момента интерпретации необходимо рас­сматривать случаи, в которых испытуемый затрудняется ответить на вопрос методики («отказы»). «Отказы» интерпретируются как результат работы психологических защит (Петренко В. Ф., 1983) или как сознательное стремление испытуемого к защите личност­ных границ (что, впрочем, также предполагает неосознанные эле­менты психологических защит).


































  1. Когда я иду в школу...

  2. На контрольной ...

  3. Наверно, на экзамене ...

  4. Когда я отвечаю у доски...

  5. Если я получу «двойку»...

  6. Когда учитель задает вопрос, я...

  7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...

  8. Когда я жду родителей с родительского собрания...

  9. Когда я думаю о школе...


  1. Когда я иду в школу...

  2. На контрольной ...

  3. Наверно, на экзамене ...

  4. Когда я отвечаю у доски...

  5. Если я получу «двойку»...

  6. Когда учитель задает вопрос, я...

  7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...

  8. Когда я жду родителей с родительского собрания...

  9. Когда я думаю о школе...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!