СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест Древняя Русь 10 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для повторения и закрепления темы становления и развития Древнерусского государства. Материал представлен заданиями  ЕГЭ, позволяет обучающимся повторить изученные темы, иллюстративный материал делает работу более интересной. содержит своеобразные "подсказки" наводящие на выбор правильного ответа

Просмотр содержимого документа
«Тест Древняя Русь 10 кл»

Тест  Древняя  Русь 10 класс

Тест

Древняя Русь

10 класс

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа п. Пеледуй»    по Истории России    Контрольная работа по истории  «Древняя Русь»   10 класс  Составитель : Ионова Т. А., 1квалификационная категория;  учитель истории, обществознания, МХК, Черчения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пеледуй»

по Истории России

 

Контрольная работа по истории

«Древняя Русь»

10 класс

Составитель : Ионова Т. А., 1квалификационная категория; учитель истории, обществознания, МХК, Черчения

Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории  учащихся 10 классов общеобразовательных организаций .  Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ  Содержание предмета «История» в основной школе включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В контрольной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории  России    Характеристика структуры и содержания КИМ  Общее количество заданий – 24. Работа состоит задания разного уровня сложности ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; задания в виде последовательности цифр или слова (словосочетания) и задание с развернутым ответом. Проверка выполнения заданий проводится экспертами на основе специально разработанных критериев. Критерии оцнивания Выполнение заданий  19-24- – «5»  12- 18 - «4»  13-17 -«3»  До 12 -2»

Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории учащихся 10 классов общеобразовательных организаций .

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Содержание предмета «История» в основной школе включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В контрольной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России

Характеристика структуры и содержания КИМ Общее количество заданий – 24. Работа состоит задания разного уровня сложности ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; задания в виде последовательности цифр или слова (словосочетания) и задание с развернутым ответом. Проверка выполнения заданий проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.

Критерии оцнивания

Выполнение заданий

19-24- – «5»

12- 18 - «4»

13-17 -«3»

До 12 -2»

Дайте определение историческим понятиям .   Боярская республика,  Политическая раздробленность,  кормление,  лествичный порядок наследования, деспотическая монархия Вотчина  Летописи

Дайте определение историческим понятиям .

  Боярская республика,

Политическая раздробленность,

кормление,

лествичный порядок наследования, деспотическая монархия

Вотчина Летописи

1. Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви? Подушная подать  оброк  урок  десятина  2. Волхвами у восточных  славян называли 1. жрецов языческой религии 2. искусных ремесленников 3. иноземных купцов 4. византийских воинов

1. Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви?

  • Подушная подать
  • оброк
  • урок
  • десятина

2. Волхвами у восточных

славян называли

1. жрецов языческой религии

2. искусных ремесленников

3. иноземных купцов

4. византийских воинов

3 . Прочтите отрывок. Определите, о ком идёт речь  « Но отсвет её дел, отсвет её имени доходят до нас даже сквозь эту тысячелетнюю мглу. Её свершения во многом определили наш сегодняшний день, и всё содержание нашей истории, которая – в том виде, в котором она дана нам, - была бы невозможна без её усилий по созданию Киевской державы, без созданного её выбора вер, без путешествия в Царьград…»  1. царевна Софья  2. Софья Палеолог  3. княгиня Ольга  4. Елена Глинская

3 . Прочтите отрывок. Определите, о ком идёт речь

« Но отсвет её дел, отсвет её имени доходят до нас даже сквозь эту тысячелетнюю мглу. Её свершения во многом определили наш сегодняшний день, и всё содержание нашей истории, которая – в том виде, в котором она дана нам, - была бы невозможна без её усилий по созданию Киевской державы, без созданного её выбора вер, без путешествия в Царьград…»

1. царевна Софья 2. Софья Палеолог 3. княгиня Ольга 4. Елена Глинская

4. Этого древнерусского князя и воина называли Александром Македонским Восточной Европы. Это ему принадлежат слова «Мертвые сраму не имут».   Перед началом военных действий он посылал гонца к врагу с кратким посланием :  «Хочу на вы идти»    Кто он?

4. Этого древнерусского князя и воина называли Александром Македонским Восточной Европы. Это ему принадлежат слова

«Мертвые сраму не имут». Перед началом военных действий он посылал гонца к врагу с кратким посланием : «Хочу на вы идти»

Кто он?

5. Расположите в хронологической последовательности правление князей Древней Руси 1. Игорь, 2.Ярослав Мудрый, 3.Владимир Святославич, 4.Олег, 5.Ольга, 6.Владимир Мономах,  7.Рюрик. 8. Святослав

5. Расположите в хронологической последовательности правление князей Древней Руси

1. Игорь,

2.Ярослав Мудрый,

3.Владимир Святославич,

4.Олег,

5.Ольга,

6.Владимир Мономах,

7.Рюрик.

8. Святослав

       6.Установление полюдья свидетельствовало 1) о начале политической раздробленности Руси 2) о существовании обычая кровной мести у славян 3) возникновении племенных союзов восточных славян  4) о возникновении раннефеодального государства восточных  славян

6.Установление полюдья свидетельствовало

1) о начале политической раздробленности Руси

2) о существовании обычая кровной мести у славян

3) возникновении племенных союзов восточных славян 4) о возникновении раннефеодального государства восточных славян

  7.  1.Определите: где начинали и где завершали данный маршрут Киевские князья? 2.Сколько волоков имелось на маршруте, отображенном на карте?  3.Кто восстал против слишком высокого  размера требуемой дани? /древляне/   Выберите верные суждения 1. Этот поход Киевский князь совершал  1 раз в 2 года.  2. Начало этим походам положил Рюрик  3. Во время этого явления погиб Киевский  князь Игорь  4. Появление «уроков» и «погостов» является следствием событий 945г.  5. Князья киевские отправлялись в этот поход, когда реки очистятся ото льда.   6. Княгиня Ольга отомстила за смерть своего мужа  князю Малу.

7. 1.Определите: где начинали и где завершали данный маршрут Киевские князья?

2.Сколько волоков имелось на маршруте,

отображенном на карте? 3.Кто восстал против слишком высокого

размера требуемой дани? /древляне/ Выберите верные суждения

1. Этот поход Киевский князь совершал 1 раз в 2 года. 2. Начало этим походам положил Рюрик 3. Во время этого явления погиб Киевский князь Игорь 4. Появление «уроков» и «погостов» является следствием событий 945г. 5. Князья киевские отправлялись в этот поход, когда реки очистятся ото льда.

6. Княгиня Ольга отомстила за смерть своего мужа

князю Малу.

8.В наше время этот продукт почти исчез из нашего меню.  А в древности это занимало в питании крестьян важнейшее место. Похлебка из этого не сходила с крестьянского стола, это считалось вторым хлебом до появления картофеля.

8.В наше время этот продукт почти исчез из нашего меню.

А в древности это занимало в питании крестьян важнейшее место. Похлебка из этого не сходила с крестьянского стола, это считалось вторым хлебом до появления картофеля.

9. Прочтите отрывок из документа и укажите, во время какого события был принят содержащийся в документе договор.  « Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая... С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на этом целовали крест».  1)заключения союза против хана Батыя  2) съезда князей в Любече  3) принятия христианства  4) принятия «Русской Правды»

9. Прочтите отрывок из документа и укажите, во время какого события был принят содержащийся в документе договор.

« Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая... С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на этом целовали крест».

1)заключения союза против хана Батыя

2) съезда князей в Любече

3) принятия христианства

4) принятия «Русской Правды»

10. Из перечисленных черт характеризуют Древнерусское государство  А) процесс превращения дружинников в землевладельцев Б) постепенное развитие письменного законодательства В) существование Земского собора Г) рост городов, развитие ремесла и торговли  Д) вассальная зависимость от печенегов  Е) нарастающий упадок культуры Укажите верный ответ. 1) АБГ 2) АВД 3) БГД 4) ВДЕ

10. Из перечисленных черт характеризуют Древнерусское государство

А) процесс превращения дружинников в землевладельцев

Б) постепенное развитие письменного законодательства

В) существование Земского собора

Г) рост городов, развитие ремесла и торговли Д) вассальная зависимость от печенегов Е) нарастающий упадок культуры

Укажите верный ответ. 1) АБГ 2) АВД 3) БГД 4) ВДЕ

 11. А. Напишите имя князя, сын которого осуществил поход в 941г, на город обозначенный на карте цифрой 2 Б. Назовите город , обозначенный на схеме цифрой, где в период феодальной раздробленности русс земель существовал республиканская форма правления В. в городе обозначенном на схеме цифрой «5», принял крещение князь Владимир и его дружина Г. В городах обозначенных цифрами «1» и «3», были построены соборы с одинаковым названием 1 3 4 7 6 5 2

11. А. Напишите имя князя, сын которого осуществил поход в 941г, на город обозначенный на карте цифрой 2

Б. Назовите город , обозначенный на схеме цифрой, где в период феодальной раздробленности русс земель существовал республиканская форма правления

В. в городе обозначенном на схеме цифрой «5», принял крещение князь Владимир и его дружина

Г. В городах обозначенных цифрами «1» и «3», были построены соборы с одинаковым названием

1

3

4

7

6

5

2

12 .Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям)  ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,  СОБЫТИЯ)  ФАКТЫ  А) Образование государства на  Руси по норманнской теории  Б) Установление погостов и  уроков  В) Завоевание более 70-ти  городов Дунайской Болгарии  Г) Недовольство древлянами  налоговой политикой князя.  Д) Создание первых  монастырей на Руси  1) Сбор Игорем дани ,  приведший к гибели князя.   2) Принятие христианства на  Руси 3) Успешные походы князя  Святослава 4) Приглашение на княжение  Рюрика и его братьев. 5) Налоговая реформа  княгини Ольги

12 .Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям)

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А) Образование государства на Руси по норманнской теории Б) Установление погостов и уроков В) Завоевание более 70-ти городов Дунайской Болгарии Г) Недовольство древлянами налоговой политикой князя. Д) Создание первых монастырей на Руси

1) Сбор Игорем дани , приведший к гибели князя.

 

2) Принятие христианства на Руси

3) Успешные походы князя Святослава

4) Приглашение на княжение Рюрика и его братьев.

5) Налоговая реформа

княгини Ольги

13.Прочитайте отрывок из произведения византийского писателя П. Кесарийского. выберите в приведённом отрывке  три верных суждения.  1.«Эти племена… не управляются одним чело­веком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и не­счастье в жизни считается делом общим…2. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков… они почитают ре­ки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. 3.Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места житель­ства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в ру­ках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни пла­щей, а одни только штаны, подтянутые ши­роким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами… Они очень высоко­го роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

13.Прочитайте отрывок из произведения византийского писателя П. Кесарийского. выберите в приведённом отрывке  три верных суждения.

1.«Эти племена… не управляются одним чело­веком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и не­счастье в жизни считается делом общим…2. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков… они почитают ре­ки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. 3.Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места житель­ства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в ру­ках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни пла­щей, а одни только штаны, подтянутые ши­роким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами… Они очень высоко­го роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

14.Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 9-10 веков  1)полюдье;  2)местничество;  3)закупы;  4)переложное земледелие; 5)урочные лета; 6)уроки. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

14.Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 9-10 веков

1)полюдье;  2)местничество;  3)закупы;

4)переложное земледелие; 5)урочные лета; 6)уроки.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

15. Назовите не менее трёх положений, характеризующих общественное устройство восточных славян в 7 – 8 вв; и укажите не менее трёх основных предпосылок образования государства у восточных славян  16. Из какого источника представленные ниже цитаты:   «Если кто вынет меч, а не ударит, то платит гривну»

15. Назовите не менее трёх положений, характеризующих общественное устройство восточных славян в 7 – 8 вв; и укажите не менее трёх основных предпосылок образования государства у восточных славян

16. Из какого источника представленные ниже цитаты: «Если кто вынет меч, а не ударит, то платит гривну»

 17. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) ______________ съезд князей проходил в 1097 г. Б) Один из князей, участвовавших во второй феодальной войне, был ____________ В) В ходе битвы под Киевом в 1036 были окончательно разгромлены ________________. Пропущенные элементы: 1) Половцы 2) Святополк Окаянный 3) Изяслав Ярославич 4) Любечский 5) Печенеги 6) Мстислав Великий

17. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ______________ съезд князей проходил в 1097 г.

Б) Один из князей, участвовавших во второй феодальной войне, был ____________ В) В ходе битвы под Киевом в 1036 были окончательно разгромлены ________________.

Пропущенные элементы:

1) Половцы

2) Святополк Окаянный

3) Изяслав Ярославич

4) Любечский

5) Печенеги

6) Мстислав Великий

18.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками:  к  каждой  позиции  первого  столбца  подберите соответствующую позицию из второго столбца.  ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ  ХАРАКТЕРИСТИКИ А) «Повесть временных лет» Б) «Русская правда» 1) Автор – митрополит Илларион 2) Произведение было написано монахом В) «Слово о законе и благодати» Г) Софийский собор в Киеве 3) Документ содержал  информацию о штрафах 4) Описываемые события  произошли в XV в.  5) построен в честь победы над печенегами 6) Воздвигнут в XII веке 2315

18.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками:  к  каждой  позиции  первого 

столбца  подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Повесть временных лет»

Б) «Русская правда»

1) Автор – митрополит Илларион

2) Произведение было написано монахом

В) «Слово о законе и благодати»

Г) Софийский собор в Киеве

3) Документ содержал информацию о штрафах

4) Описываемые события произошли в XV в.

5) построен в честь победы над печенегами

6) Воздвигнут в XII веке

2315

19.Какие суждения о данном архитектурном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. 1) Сооружён в период  правления  Владимира Святого 2) Находится в Киеве 3) Это первый каменный храм на Руси 4) Сооружён в правление  Ярослава Мудрого 5) Находится в Новгороде 45

19.Какие суждения о данном архитектурном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) Сооружён в период  правления

Владимира Святого

2) Находится в Киеве

3) Это первый каменный храм на Руси

4) Сооружён в правление

Ярослава Мудрого

5) Находится в Новгороде

45

20.  Почему? Рюриковичи во главе с Олегом, пришедшие из северных земель, захватили Киев и убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно обманом выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления, не защитило своих князей и подчинилось воле пришельцев. Почему?

20. Почему?

Рюриковичи во главе с Олегом, пришедшие из северных земель, захватили Киев и убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно обманом выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления, не защитило своих князей и подчинилось воле пришельцев. Почему?

 21. С какими событиями связаны данные изображения? Назовите авторов и событие 1 2 3

21. С какими событиями связаны данные изображения? Назовите авторов и событие

1

2

3

22. Переводим со старославянского Съй бѣ князь Александръ родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава и от матере Феодосии. Яко же рече Исайя пророк[3]: «Тако глаголеть Господь: Князя азъ учиняю, священни бо суть, и азъ вожю я». Воистинну бо без Божия повелѣния не бѣ княжение его.

22. Переводим со старославянского

Съй бѣ князь Александръ родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава и от матере Феодосии. Яко же рече Исайя пророк[3]: «Тако глаголеть Господь: Князя азъ учиняю, священни бо суть, и азъ вожю я». Воистинну бо без Божия повелѣния не бѣ княжение его.

23.Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.    ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ПОНЯТИЯ А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор  на выполнение работ  1) смерды Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса  населения Древней Руси  2)  холопы В)  люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина  земли Г) разные категории зависимого населения, которые разорились и работали на землевладельца. Их разрешалось  дарить, продавать, передавать по наследству  3) закупы  4) рядовичи Д) Временно зависимые крестьяне, которые заключили с землевладельцем договор(ряд) о найме, согласно которому  работали на него в хозяйстве  5) челядь

23.Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.  

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

1) смерды

Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

2) холопы

В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

Г) разные категории зависимого населения, которые разорились и работали на землевладельца. Их разрешалось дарить, продавать, передавать по наследству

3) закупы

4) рядовичи

Д) Временно зависимые крестьяне, которые заключили с землевладельцем договор(ряд) о найме, согласно которому работали на него в хозяйстве

5) челядь

24.Какие три из перечисленных племен относились к восточным славянам? Запишите цифры под которыми они указны.   1) Мордва 2) Дреговичи 3) Тиверцы  4) Весь 5) Сумь 6) Вятичи

24.Какие три из перечисленных племен относились к восточным славянам? Запишите цифры под которыми они указны. 1) Мордва 2) Дреговичи 3) Тиверцы

4) Весь 5) Сумь 6) Вятичи

 ОТВЕТЫ  1. 4 2. 1 3. 3 . 4. Святослав 5. 74158326 6.4  7. Киев Два Древляне 1. нет 2 нет 3 да 4 да 5 нет 6 да 8.Репа 9.2 10.А – 1(АБГ) 11. Святослав Б – Новгород В. Да Г. Новгород и Киев(святая София)  12. 45312 13.4631 14.-1 14. 25 15.(ответ ниже)  16. «Русская правда»  17.435  18. 2315  19. 45  20. (ответ ниже)  21. (ответ ниже)  22. (ответ ниже)  23 1Б2В3А4Д5Г  24. 236

ОТВЕТЫ

1. 4

2. 1

3. 3 .

4. Святослав

5. 74158326

6.4

7. Киев Два Древляне 1. нет 2 нет 3 да 4 да 5 нет 6 да

8.Репа

9.2

10.А – 1(АБГ)

11. Святослав Б – Новгород В. Да Г. Новгород и Киев(святая София) 12. 45312

13.4631

14.-1

14. 25

15.(ответ ниже) 16. «Русская правда» 17.435 18. 2315 19. 45 20. (ответ ниже) 21. (ответ ниже) 22. (ответ ниже) 23 1Б2В3А4Д5Г 24. 236

Боярская   республика  – тип государственного устройства, сложившийся в Новгороде и Пскове в период политической раздробленности. Феодальная раздробленность – период истории государства, когда происходит распад его территории на отдельные более мелкие самостоятельные владения кормление – система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения. Ликвидировано Земской реформой Ивана IV.

Лествичный порядок передачи власти - власть наследует старший в роду(братьям или детям родственников

Деспотическая монархия форма государства, при которой вся полнота власти,

  неограниченной законом,  принадлежит одному властителю — наследственному монарху,  правящему при посредстве сложного военно-бюрократического аппарата вотчина- (от слова отец) — наследственное земельное владение; составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов

Летописи  -  исторические хроники. В них либо делались  записи по годам, либо записывались рассказы о жизни князей, философские рассуждения.

13.

«Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны, препровождают их поочерёдно с места на место, куда бы тем не было нужно; так что если гостю по беспечности принявшего причинён вред, против него начинает вражду тот, кто привёл гостя, почитая отмщение за него священным долгом.

15. Могут быть названы следующие положения: 1) основа социальной организации – патриархальная семейная община; 2) государство отсутствовало, управление обществом осуществлялось на принци-пах военной демократии; 3) захват военной добычи стимулировал экономическое и социальное неравен-ство, способствовал росту частной собственности (процесс имущественной дифференциации ускорился с началом военных походов славян – главным об-разом против Византии) 4) в VI-VIII вв. восточные славяне находились на последней стадии развития об-щинно-родового строя, к IX в. восточные славяне находились на пороге созда-ния государства. 2. Могут быть указаны следующие предпосылки: 1) широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из желе-за; 2) развитие промыслов; 3) возникновение избыточного продукта и имущественная дифференциация; 4) распад родовой общины и превращение её в соседскую общину; 5) рост числа городов; 6) усиление власти князя; 7) появление дружины;

20 .В те времена подобная смена власти не была чем-то нетрадиционным, это во-первых. Во-вторых, Олегова дружина могла предстать столь внушительной силой, что киевляне даже не рискнули сопротивляться пришельцам. В-третьих, Олег мог в обмен на княжение пообещать жителям города мирную жизнь. В-четвертых, Аскольд к Дир могли не устраивать киевлян как правители 21 .Картина художника В.И.Сурикова (1848-1916)  «Княгиня Ольга встречает тело князя  Игоря». (3) . К Лебедев Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян (2) Картина В.Г.Перова (1834-1882) «Плач Ярославны» посвящена походу князя Новгород-Северского, который произошёл в 1185 г .(1) 22.Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: “Князей я ставлю, священны ибо они, и я веду их”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.

20 .В те времена подобная смена власти не была чем-то нетрадиционным, это во-первых. Во-вторых, Олегова дружина могла предстать столь внушительной силой, что киевляне даже не рискнули сопротивляться пришельцам. В-третьих, Олег мог в обмен на княжение пообещать жителям города мирную жизнь. В-четвертых, Аскольд к Дир могли не устраивать киевлян как правители

21 .Картина художника В.И.Сурикова (1848-1916)  «Княгиня Ольга встречает тело князя  Игоря». (3)

. К Лебедев Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян (2)

Картина В.Г.Перова (1834-1882) «Плач Ярославны» посвящена походу князя Новгород-Северского, который произошёл в 1185 г .(1)

22.Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: “Князей я ставлю, священны ибо они, и я веду их”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!