Тест по педагогике
для аттестующихся педагогических работников
Выбрать правильный ответ
Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является
Образовательная программа.
Учебный план.
Государственный образовательный стандарт.
Закон «Об образовании».
2. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
Учебник.
Учебный план.
Учебная программа.
Рабочая тетрадь.
3. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:
Закон «Об образовании».
Национальная доктрина образования в РФ
Базисный учебный план.
Государственный образовательный стандарт.
4. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, - это:
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
5. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, - это:
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
6. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. - это
Педагогические технологии
Педагогические правила
Педагогические закономерности
Педагогические принципы.
7. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции - это:
Стратегия
Подход
Технология
Методика
8. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:
Принцип фундаментализации
Принцип вариативности образования
Принцип опережающего образования
Принцип полноты образования.
9. Включение в содержание образования видов деятельности учащихся по его освоению является отражением:
Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне
Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения
Принципа доступности и природосообразности содержания образования
Принципа учета социальных условий и потребностей общества
Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:
Преобразующей функции педагогической деятельности
Информационной функции педагогической деятельности
Коммуникативной функции педагогической деятельности
Демонстрационной функции педагогической деятельности
Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образы другим людям составляет основу:
Преобразующей функции педагогической деятельности
Информационной функции педагогической деятельности
Коммуникативной функции педагогической деятельности
Демонстрационной функции педагогической деятельности
Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:
Непосредственно-педагогические
Организационно-педагогические
Коррекционные (психологические)
Методические
Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:
Методические
Креативно-педагогические
Организационно-педагогические
Непосредственно-педагогические
Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:
Методический прием
Правило
Метод
Технология
15. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:
1. Принцип открытости
2. Принцип вариативности образования
3. Принцип опережающего образования
4. Принцип полноты образования
16. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов - это
1. Эффективность педагогической технологии
2. Воспроизводимость педагогической технологии
3. Управляемость педагогической технологии
4. Концептуальность педагогической технологии
17. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это
1. Подход
2. Методика
3. Технология
4. Метод
18. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это:
Принцип культуросообразности
Принцип индивидуализации
Принцип природособразности
Принцип личностной ориентированности
19. Написание методических рекомендаций по организации и проведению деловых игр относится к группе педагогических задач, называемых:
Типовые
Творческие
Нештатные
Импровизированные
20. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:
Научение
Исследование
Педагогическое общение
Воспитание
21. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:
Проектирование
Исследование
Организационно-методическая работа
Педагогическое общение
22. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:
Новшество
Нововведение
Инновация
Технология
23. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:
Ведущему источнику знаний.
Характеру умственной деятельности учащихся.
Ведущей дидактической цели.
Логике рассуждений.
24. Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:
Уровню общетеоретического представления
Уровню учебного предмета
Уровню учебного материала
Уровню процесса обучения
25. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:
Новшество
Нововведение
Технология
Эксперимент
26. Поставить в соответствие критерию правильности педагогического действия его сущность:
Успешность - 3 | 1. | Благодаря данному действию достижение цели облегчается либо становится возможным |
Технологичность - 2 | 2. | Способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение |
Полезность - 1 | 3. | Достижение всех указанных целей в наиболее оптимальном виде |
Эффективность - 4 | 4. | Нужные результаты достигаются с наименьшими затратами |
27. Поставить в соответствие виду компетентности педагогического работника его параметр:
Информационная - 1 | 1. | Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникационными способами |
Правовая - 4 | 2. | Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком |
Коммуникативная - 2 | 3. | Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми) |
Профессиональная - 3 | 4. | Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач |
28. Поставить в соответствие название подхода к конструированию образовательных программ и его сущность
Линейный - 2 | 1. | Не теряя из поля зрения исходную проблему, осуществляется расширение и углубление круга связанных с ней знаний |
Концентрический - 1 | 2. | Отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения. |
Спиральный - 3 | 3. | Возможно возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания |
29. Поставить в соответствие метод обучения и соответствующую ему дидактическую цель
Познавательный метод - 4 | 1. | Обобщение и систематизация знаний |
Контрольный метод - 3 | 2. | Творческое применение умений и навыков |
Преобразовательный метод - 2 | 3. | Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция |
Систематизирующий метод - 1 | 4. | Восприятие, осмысление, запоминание нового материала |
30. Поставить в соответствие функцию оценки ее характеристику
Мотивационная - 4 | 1. | Выявление причин образовательных результатов |
Диагностическая - 3 | 2. | Формирование адекватной самооценки ученика |
Воспитательная - 2 | 3. | Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала |
Информационная - 1 | 4. | Поощрение и стимулирование учебной деятельности |
31. Поставить в соответствие методологическому требованию к педагогической технологии его содержание:
Воспроизводимость - 4 | 1. | Оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного уровня результатов |
Управляемость - 3 | 2. | Философское, психологическое, дидактическое и социально-психологическое обоснование достижения образовательных целей |
Концептуальность - 2 | 3. | Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результата |
Эффективность - 1 | 4. | Возможность применения педагогической технологии в других учреждениях, другими субъектами |
32. Поставить в соответствие форме обучения ее характеристику:
Индивидуальная - 4 | 1. | Организация совместной деятельности школьников на различных основаниях |
Фронтальная - 3 | 2. | Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат |
Коллективная - 2 | 3. | Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами |
Групповая - 1 | 4. | Взаимодействие учителя с одним учеником |
33. Поставить в соответствие аспект содержания педагогической идеи и его сущность:
Социопрактический аспект - 2 | 1. | Соотнесенность идеи с определенными установками, отдельных индивидов, групп людей (сообществ) или общества в целом, соответствие социокультурным нормам |
Ценностно-смысловой аспект - 1 | 2. | Обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания |
Деятельностный аспект - 4 | 3. | Механизм управления функционированием и развитием идеи |
Прогностический аспект - 3 | 4. | Способ реализации идеи в практике |
34. Поставить в соответствие образовательный подход и особенности его применения в образовательном процессе
Деятельностный - 1 | 1. | Формирование личностных качеств учащихся в деятельности, адекватной природе данного качества |
Личностно-ориентированный - 3 | 2. | Формирование «человека активного», субъекта действия, концентрация на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для определенного типа общества |
Социокультурный - 2 | 3. | Моделирование педагогических условий актуализации и развития опыта личности |
Герменевтический - 4 | 4. | Создание условий вхождения в мир чувств другого человека, в текст, в ситуацию с целью понимания их исходного смысла |
35. Поставить в соответствие метод обучения и особенности его реализации
Объяснительно-иллюстративный - 4 | 1. | Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая) |
Репродуктивный - 3 | 2. | Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания |
Проблемного изложения - 2 | 3. | Ученик выполняет действия по образцу учителя |
Исследовательский - 1 | 4. | Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают |
36. Поставить в соответствие названию компоненты учебника ее сущностную характеристику
Информативная компонента - 2 | 1. | Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия |
Репродуктивная компонента - 1 | 2. | Представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания) |
Творческая компонента - 4 | 3. | Отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности |
Эмоционально-ценностная компонента - 3 | 4. | Задается с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач |
37. Поставить в соответствие тип педагогического анализа и его основную задачу:
Дидактический тип анализа урока - 4 | 1. | Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся |
Методический тип анализа - 2 | 2. | Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание |
Психологический тип анализа - 3 | 3. | Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности |
Самоанализ - 1 | 4. | Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность |
38. Поставить в соответствие тип педагогического опыта и характеристику соответствующего уровня профессиональной педагогической компетентности:
Личный опыт - 4 | 1. | Проектирование новых образовательных норм, ярко выраженное авторство во всех компонентах педагогической системы |
Массовый опыт - 3 | 2. | Ориентация на педагогический поиск в рамках усовершенствования отдельных компонентов педагогической системы |
Передовой совершенствующий опыт - 2 | 3. | Владение высшими образцами известных в педагогической науке технологий, методик, приемов |
Передовой преобразующий опыт - 1 | 4. | Обладание основами профессии |
39. Поставить в соответствие форму контроля образовательных результатов и целевую ориентацию контроля:
Предварительный контроль - 2 | 1. | Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса |
Текущий контроль - 4 | 2. | Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью |
Периодический контроль - 3 | 3. | Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям |
Итоговый контроль - 1 | 4. | Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях |
40. Поставить в соответствие группе методов основание их классификации
Логический подход - 4 | 1. | Информирующий, формирование умений и навыков, закрепление ЗУНов, проверка ЗУНов |
Степень активности познавательной деятельности - 3 | 2. | Информационно-обобщающий, исполнительский, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый |
Соотнесенность деятельности преподавателя и обучающихся - 2 | 3. | Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, исследовательский |
Дидактическая цель - 1 | 4. | Индуктивные, дедуктивные, анализ, синтез |
41. Установить последовательность уровней содержания образования как педагогической модели социального опыта в логике перехода от теории к практике:
Уровень общего теоретического представления
Уровень учебного предмета
Уровень учебного материала
Уровень процесса обучения
Уровень структуры личности ученика
42. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:
Информационно-рецептивный метод
Репродуктивный метод
Метод проблемного изложения
Частично-поисковый метод
Исследовательский метод
43. Установить последовательность этапов организации проблемного обучения:
Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации
Введение проблемной ситуации
Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения проблемы)
Проверка приведенного решения
Рефлексия
44. Установить последовательность уровней представления содержания образования в порядке его внешнего проявления
Концепция содержания образования
Содержание образования по ступеням и отраслям образования
Содержание циклов учебных курсов
Содержание учебного курса
Содержание учебной дисциплины внутри курс
45. Установить правильную последовательность этапов работы с информацией в ходе анализа образовательного процесса:
Формулирование запроса на необходимую информацию
Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки образовательного процесса в целом и его анализируемых элементов
Организация сбора и обработки информации
Обобщение и резюмирование полученных результатов, их самооценка, подготовка выводов для принятия решений об изменениях в образовательном процессе
Самоанализ и самооценка результатов и хода аналитического обследования
46. Установить последовательность этапов тематического планирования учебных занятий:
Изучение образовательной программы учебного курса
Определение основных блоков тематического плана
Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса
Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса
Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана
47. Установить последовательность стадий инновационного процесса:
Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса
Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса
Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)
Внедрение и распространение новшества
Перевод новшества в режим постоянного использования4
48. Установить последовательность элементов структуры творческого урока:
Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта
Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к творческой деятельности
Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)
Демонстрация результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно-историческими аналогами
Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи
49. Установить последовательность элементов выступления учителя с самоанализом урока
Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом
Содержательная характеристика темы урока
Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры
Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке
Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата и определение перспектив совершенствования своей деятельности
50. Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического опыта
Организационный этап
Теоретический поиск
Накопление и обработка фактического материала
Оценка фактического материала и принятие решений
Пропаганда, распространение, внедрение опыта