СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Термины. Хороведение.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое значение терминов дисциплины Хороведение

Просмотр содержимого документа
«Термины. Хороведение.»

Вокально-хоровые термины и их значения.


Регистр голоса - участок диапазона певческого голоса, характеризующийся единым тембром в связи с одним и тем же механизмом голосообразования


Тесситу́ра (итал. tessitura «ткань») — преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса певца.


«Хор это такое собрание поющих в звучности которого есть точно выверенный строй, строго уравновешенный ансамбль и отчетливо выработанные нюансы.» П.Г. Чесноков


Ансамбль – уравновешенность, согласованность всех компонентов хоровой звучности



Строй – чистота интонирования в хоровом пении, чистота в звучании хора.



Характеристики певческого голоса: высота, сила, тембр, вибратность.


Тип хора – характеристика хорового состава по типам входящих в него голосов


Вид хора – характеристика хорового состава по количеству постоянно присутствующих хоровых партий


Структуризация хоровой звучности по слоям:

С1, Т1

С2,Т2

А, Барит

Басы


Состав хора:

Камерный хор, хоровая капелла, большой хор, массовый хор.


Диапазоны хоровых партий

Различают общий и рабочий диапазоны хоровых партий.

Общий объем хоровой партии определяется крайними звуками – самым низким и самым высоким. Рабочий диапазон, составляющий часть общего, определяется звуками наиболее удобными для голосов данной хоровой партии и поэтому наиболее употребительными.  

Диапазоны хоровых партий:
Сопрано:

 общий диапазон = Ля малой октавы – До третьей октавы,
рабочий диапазон = Фа первой октавы – Соль второй октавы.


Альтов: 

общий диапазон = Фа малой октавы – Соль второй октавы,
рабочий диапазон = До первой октавы – До второй октавы.
Теноров: 

общий диапазон = Ля большой октавы – До второй октавы,
рабочий диапазон = Фа малой октавы – Соль первой октавы.
Басов: 

общий диапазон = Соль контроктавы – Фа первой октавы,
рабочий диапазон = Соль большой октавы – Ре первой октавы.
К партии басов относятся:
баритоны, имеющие развитой верхний регистр и мало звучный низкий;
басы, имеющие сильный верхний регистр, хорошую середину и нижний регистр;
октависты, имеющие очень глубокий нижний регистр.


Сольная классификация голосов

Мужские голоса

Тенор (высокий)

Альтино

Лирический (di grazia)

Меццо-характерный (spinto)

Драматический (di forza)

Баритон (средний)

Лирический

Драматический

Бас (низкий)

Высокий (cantanto)

Центральный

Низкий

Profundo

Женские голоса










Сопрано (высокий)

Колоратурное

Лирико-колоратурное

Лирическое

Лирико-драматическое

Драматическое

Меццо-сопрано (средний)

Колоратурное

Высокое (лирическое)

Низкое (драматическое)

Контральто (низкий)


Детские голоса

Дискант (высокий)


Альт (низкий)



Хоровая классификация голосов (по системе П.Г. Чеснокова)

С1,С2

А1,А 2

Т1,Т2

Б1,Б2

Б profundo


Регистро-тембровая система П.Г. Чеснокова

Названия книг по Хороведению:

  1. Павел Григорьевич Чесноков «Хор и управление им»

  2. Георгий Александрович Дмитревский «Хороведение и управление хором»

  3. Константин Константинович Пигров «Руководство хором»

  4. Владислав Геннадьевич Соколов «Работа с хором»

  5. Виктор Иванович Краснощёков «Вопросы хороведения»

  6. Владимир Леонидович Живов «Теория хорового исполнительства»

  7. Константин Викторович Виноградов «Работа над дикцией в хоре»


Краткий план вокально-хорового анализа хоровой партитуры:

  1. Тип и вид хора

  2. Диапазоны хора и партий

  3. Тесситура, вокальная нагрузка партий, мелодизация голосов

  4. Дыхание (виды)

  5. Атака звука

  6. Звуковедение

  7. Интонационные трудности в партиях (мелодический строй) и в аккордах (гармонический строй). Пути их преодоления.

  8. Трудности динамического ансамбля, подвижные и неподвижные нюансы

  9. Виды ансамбля – дифференцированный, естественный, искусственный, неуравновешенный, тембровый, ритмический, темповый, дикционный, орфоэпический, штриховой.

  10. Исполнительский анализ – структура произведения (конструкция), фразировка, логика построения фраз, логические ударения, кульминация, агогика, особенности дирижерского жеста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!