Вокально-хоровые термины и их значения.
Регистр голоса - участок диапазона певческого голоса, характеризующийся единым тембром в связи с одним и тем же механизмом голосообразования
Тесситу́ра (итал. tessitura «ткань») — преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса певца.
«Хор это такое собрание поющих в звучности которого есть точно выверенный строй, строго уравновешенный ансамбль и отчетливо выработанные нюансы.» П.Г. Чесноков
Ансамбль – уравновешенность, согласованность всех компонентов хоровой звучности
Строй – чистота интонирования в хоровом пении, чистота в звучании хора.
Характеристики певческого голоса: высота, сила, тембр, вибратность.
Тип хора – характеристика хорового состава по типам входящих в него голосов
Вид хора – характеристика хорового состава по количеству постоянно присутствующих хоровых партий
Структуризация хоровой звучности по слоям:
С1, Т1
С2,Т2
А, Барит
Басы
Состав хора:
Камерный хор, хоровая капелла, большой хор, массовый хор.
Диапазоны хоровых партий
Различают общий и рабочий диапазоны хоровых партий.
Общий объем хоровой партии определяется крайними звуками – самым низким и самым высоким. Рабочий диапазон, составляющий часть общего, определяется звуками наиболее удобными для голосов данной хоровой партии и поэтому наиболее употребительными.
Диапазоны хоровых партий:
Сопрано:
общий диапазон = Ля малой октавы – До третьей октавы,
рабочий диапазон = Фа первой октавы – Соль второй октавы.
Альтов:
общий диапазон = Фа малой октавы – Соль второй октавы,
рабочий диапазон = До первой октавы – До второй октавы.
Теноров:
общий диапазон = Ля большой октавы – До второй октавы,
рабочий диапазон = Фа малой октавы – Соль первой октавы.
Басов:
общий диапазон = Соль контроктавы – Фа первой октавы,
рабочий диапазон = Соль большой октавы – Ре первой октавы.
К партии басов относятся:
баритоны, имеющие развитой верхний регистр и мало звучный низкий;
басы, имеющие сильный верхний регистр, хорошую середину и нижний регистр;
октависты, имеющие очень глубокий нижний регистр.
Сольная классификация голосов
Мужские голоса | Тенор (высокий) | Альтино |
Лирический (di grazia) |
Меццо-характерный (spinto) |
Драматический (di forza) |
Баритон (средний) | Лирический |
Драматический |
Бас (низкий) | Высокий (cantanto) |
Центральный |
Низкий |
Profundo |
Женские голоса | Сопрано (высокий) | Колоратурное |
Лирико-колоратурное |
Лирическое |
Лирико-драматическое |
Драматическое |
Меццо-сопрано (средний) | Колоратурное |
Высокое (лирическое) |
Низкое (драматическое) |
Контральто (низкий) | |
Детские голоса | Дискант (высокий) | |
Альт (низкий) | |
Хоровая классификация голосов (по системе П.Г. Чеснокова)
С1,С2
А1,А 2
Т1,Т2
Б1,Б2
Б profundo
Регистро-тембровая система П.Г. Чеснокова
Названия книг по Хороведению:
Павел Григорьевич Чесноков «Хор и управление им»
Георгий Александрович Дмитревский «Хороведение и управление хором»
Константин Константинович Пигров «Руководство хором»
Владислав Геннадьевич Соколов «Работа с хором»
Виктор Иванович Краснощёков «Вопросы хороведения»
Владимир Леонидович Живов «Теория хорового исполнительства»
Константин Викторович Виноградов «Работа над дикцией в хоре»
Краткий план вокально-хорового анализа хоровой партитуры:
Тип и вид хора
Диапазоны хора и партий
Тесситура, вокальная нагрузка партий, мелодизация голосов
Дыхание (виды)
Атака звука
Звуковедение
Интонационные трудности в партиях (мелодический строй) и в аккордах (гармонический строй). Пути их преодоления.
Трудности динамического ансамбля, подвижные и неподвижные нюансы
Виды ансамбля – дифференцированный, естественный, искусственный, неуравновешенный, тембровый, ритмический, темповый, дикционный, орфоэпический, штриховой.
Исполнительский анализ – структура произведения (конструкция), фразировка, логика построения фраз, логические ударения, кульминация, агогика, особенности дирижерского жеста.