Конспект интегрированного урока
технологии и русского языка
в 5 классе
«Терминология ручных работ. Приставка – значимая часть слова»
Авторы: учитель русского языка Лукманова Г.Р., учитель технологии Тунгускова Н.М.
Базовые учебники:
Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2015.
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2016.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Содержательная: формирование общего понятия о терминах, применяемых при выполнении ручных работ, формирование знаний о приставке как значимой части слова.
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия, знакомство с приёмами выполнения ручных стежков и строчек, практическая работа.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; планировать пути достижения целей; обучающийся получит возможность научиться выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя метод наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; обучающийся получит возможность научиться делать умозаключения на основе аргументации.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научиться работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.
Предметные: обучающийся научится применять терминологию ручных работ, познакомится с приёмами выполнения ручных стежков и строчек; обучающийся научится давать определение приставки, выделять ее смысловое значение; группировать слова по значению приставок; обучающийся получит возможность научиться понимать механизмы образования слов при помощи приставок, определять состав слова.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, лингвистические игры, беседа, работа с текстом, индивидуальная и групповая работа.
Оценка деятельности обучающихся: опрос, наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.
Демонстрационный материал: плакаты, эталоны для самопроверки
Сценарий урока:
1.Орг.момент Мотивация к учебной деятельности
- Каждый учащийся в школе может научиться шить несложные вещи. Умение шить приучит вас к аккуратности, усидчивости. При изготовлении изделий многие детали соединяют между собой вручную.
- Посмотрите на репродукцию, где представлено платье 16 века. Сшито оно вручную. Это огромный титанический труд портнихи. Недаром в Великобритании поставлен первый памятник портнихе.
- Профессия портного во все времена заслуживала уважение. Какие профессии, связанные с шитьем, вы знаете?
- Обратите внимание на представленные образцы. Что вы видите?
- Приходилось ли вам когда-нибудь выполнять такие строчки?
- Как вы думаете, в каких случаях используют такие строчки?
- Ребята, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить и вышивать?
- Какие инструменты могут понадобиться?
Игра «Чёрный ящик» (учитель читает историческую справку, детям необходимо угадать, о каких швейных инструментах идет речь)
а) «Появились ещё в каменном веке. В древности изготавливались из кости, бронзы, железа. Это же приспособление из металла было завезено в Европу в XIV в. арабами. Сначала изготавливали вручную, затем ковали. Используются в медицине, в мастерских по ремонту обуви. Бывают швейные, вышивальные скорняжные». (Игла)
б) «Насчитывает несколько веков. Вначале это был гладкий кусок железа, который грели на огне. Позже в это приспособление засыпали тлеющие угли. Сейчас его используют для тех же целей, но работает он от электрической сети». (Утюг)
в) «Греки и римляне использовали этот инструмент, он был сделан по принципу пинцета. Длина его достигала 90 см. В таком виде используют до сих пор при стрижке овец. Бывают слесарные, медицинские, портновские». (Ножницы)
г) «Крученые изделия, выработанные из х\б, шерстяной, льняной пряжи, нитей шелка-сырца. Бывают швейные, вышивальные, вязальные, штопальные». (Нитки)
д) «Изготавливается из прорезанной ткани, из металла. Независимо от материала имеет одинаковую длину, используется для одних и тех же целей». (Сантиметр)
е) «Впервые было создано это устройство в Англии в 1755 году. Сейчас используется как в быту, так и в промышленности. Используется для вышивания, пришивания пуговиц, обработки петель, соединения деталей одежды ниточным швом. Бывают с ручным, ножным и электрическим приводом». (Швейная машина)
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Исходя из предварительной беседы, мы с вами пришли к выводу, что ручные строчки необходимы при шитья изделия.
- Все ли из приведенных примеров строчек (на доске) вы умеете выполнять?
- При изготовлении швейных изделий в процессе пошива применяются следующие ручные операции: смётывание, намётывание, вымётывание, обмётывание срезов, пришивание. К ручным операциям относятся операции, которые выполняют ручной иглой.
- Попробуйте сформулировать одну из целей урока.
Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:
- познакомиться с понятиями: строчка, стежок, шов;
- познакомиться с классификацией строчек;
- познакомиться с терминологией ручных работ.
Записать тему урока в тетради.
- На плакате слова «шов», «строчка», «стежок».
- Соотнесите определения с доски с понятиями на плакате.
- Найдите на образцах стежок, строчка, шов. Аргументируйте свой выбор.
- Чем шов отличается от строчки? Строчка от стежка?
- Запишите определения в тетрадь.
Стежок - переплетение нити между двумя проколами иглы.
Строчка - ряд повторяющихся стежков.
Шов - место соединения двух и более деталей.
- Рассмотрим ещё раз представленные образцы.
- По виду операций при выполнении ручных работ применяется следующая терминология: сметать, наметать, заметать, обметать, выметать, пришить.
- Что общего между этими словами?
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, определим значение слова МЕТАТЬ.
Метать – прошивать крупными стежками, намечая линию шва.
- А чем же отличаются данные слова?
В этих словах разные приставки: вы-, об-, с-, при-, на-, за-
- Вспомните, что такое приставка.
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
- Что значит «значимая часть слова»?
- Приставка придаёт словам новые значения. Давайте докажем.
- Посмотрите, пожалуйста, на таблицу «Ручные работы».
Название работы (термин) | Содержание работы | Применение |
Смётывание (сметать) | Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, смёточными стежками. | Смётывают плечевые, боковые или другие срезы деталей. |
Намётывание (наметать) | Временно соединить две детали смёточными стежками, когда одна деталь накладывается на другую. | Наметать карманы, кокетку, отделку и др. |
Замётывание (заметать) | Временно закрепить подогнутый край изделия или детали смёточными стежками. | Заметать низ юбки, платья, рукава и т.д. |
Обмётывание срезов (обметать) | Обработать срезы детали обмёточной строчкой | Предохранение срезов от осыпания. |
Выметывание (выметать) | Выправить и временно закрепить смёточной строчкой края детали. | Выметать воротник, бретели и т. д. |
Пришивание (пришить) | Прикрепить к изделию фурнитуру отделку и украшение. | Пришить пуговицы, крючки, кнопки. |
- Обратите внимание, приставки в этих терминах придают словам различные значения. Например, наметать значит наложить маленькую деталь на большую. Одно из значений приставки на- в глаголах - «направленность действия на поверхность извне». Когда мы намётываем, мы соединяем две детали, наложенные одна на другую стежками временного назначения.
Ещё примеры. Заметать – одно из значений приставки за- «загнуть край детали, закрепить подогнутый край детали, направленность внутрь». Когда мы замётываем (заметать) – мы подгибаем края детали и временное закрепление прямыми стежками.
Обметать – одно из значений приставки об- «направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, распространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны». Обметать - закрепить срез детали и краев прореза ручными стежками постоянного назначения в целях предохранения от осыпания.
С- «сближение, соединение, скрепление чего-либо» (сметать).
ВЫ- «направленность движения изнутри наружу» (выметать).
ПРИ- «скрепление, соединение» (приметать, пришить).
- Мы познакомились с терминологией ручных работ. Для чего она нам понадобится? Попробуйте сформулировать ещё одну цель нашего урока.
- Теперь выполним практическую работу. Работать будем в группах по инструкционным картам.
- Давайте вспомним правила техники безопасности.
1. Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице.
2. Инструменты и приспособления в определенном месте.
3. Пользоваться наперстком
4. Класть ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
5. Правильно передавать ножницы.
Инструктаж по технике выполнения работы (по группам).
ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
- Перед вами лоскутки, иголка, нитки.
Задание: Выполнение швов и строчек.
Через 10 минут:
- У кого нет результата?
- Кто смог выполнить задание?
- Какими правилами вы пользовались?
- Что делать?
3.Выявление места и причины затруднения.
- В каком месте испытали затруднение?
- Почему?
4.Построение проекта выхода из затруднения
- Какую цель поставите перед собой при выполнении практической работы?
- Как будем открывать новое знание?
- Вспомним правила работы в группе.
5.Реализация построения проекта
Перед детьми образцы ручных стежков и строчек, карточки-задания.
Трое представителей групп комментируют работу группы.
- Давайте обобщим сделанные выводы. Назовём основные виды ручных стежков и строчек и терминологию ручных работ и обратимся к эталону.
Работа с карточками.
- Сравните свои выводы с эталоном.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Давайте вернёмся к пробному действию и узнаем виды стежков и строчек Работа в парах с опорой на эталон.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Практическая работа «Выполнение ручных стежков и строчек».
Учащиеся анализируют работы друг друга.
8.Включение нового знания в систему знаний.
- Для чего нам нужно знать терминологию выполнения ручных работ? Как нам могут помочь приставки? Почему приставка – значимая часть слова?
9.Рефлексия. Оценивание.
Карта эффективности урока.
1.Ваше отношение к уроку (подчеркнуть)
Хороший, интересный
Обычный, нормальный
Скучный, неинтересный
2.Оцените в баллах, на сколько Вы достигли цели урока? ____________________________________
3.Чему новому Вы научилась? ___________________
4.Какие ранние полученные знания были использованы. ____________________
- Рассмотрите дома любимые вещи, потренируйтесь.
10. Домашнее задание
Подготовиться к терминологическому диктанту.
Выписать из толкового словаря значение слова ТАЧАТЬ.