СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Терминология ручных работ. Приставка - значимая часть слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок. Технология и русский язык.

Просмотр содержимого документа
«Терминология ручных работ. Приставка - значимая часть слова.»

Конспект интегрированного урока

технологии и русского языка

в 5 классе

«Терминология ручных работ. Приставка – значимая часть слова»

Авторы: учитель русского языка Лукманова Г.Р., учитель технологии Тунгускова Н.М.

Базовые учебники:

Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2016.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Содержательная: формирование общего понятия о терминах, применяемых при выполнении ручных работ, формирование знаний о приставке как значимой части слова.

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия, знакомство с приёмами выполнения ручных стежков и строчек, практическая работа.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; планировать пути достижения целей; обучающийся получит возможность научиться выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя метод наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; обучающийся получит возможность научиться делать умозаключения на основе аргументации.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научиться работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.

Предметные: обучающийся научится применять терминологию ручных работ, познакомится с приёмами выполнения ручных стежков и строчек; обучающийся научится давать определение приставки, выделять ее смысловое значение; группировать слова по значению приставок; обучающийся получит возможность научиться понимать механизмы образования слов при помощи приставок, определять состав слова.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, лингвистические игры, беседа, работа с текстом, индивидуальная и групповая работа.
Оценка деятельности обучающихся: опрос, наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.
Демонстрационный материал: плакаты, эталоны для самопроверки

Сценарий урока:

1.Орг.момент Мотивация к учебной деятельности

- Каждый учащийся в школе может научиться шить несложные вещи. Умение шить приучит вас к аккуратности, усидчивости. При изготовлении изделий многие детали соединяют между собой вручную.

- Посмотрите на репродукцию, где представлено платье 16 века. Сшито оно вручную. Это огромный титанический труд портнихи. Недаром в Великобритании поставлен первый памятник портнихе.

- Профессия портного во все времена заслуживала уважение. Какие профессии, связанные с шитьем, вы знаете?

- Обратите внимание на представленные образцы. Что вы видите?

- Приходилось ли вам когда-нибудь выполнять такие строчки?

- Как вы думаете, в каких случаях используют такие строчки?

- Ребята, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить и вышивать?

- Какие инструменты могут понадобиться?

Игра «Чёрный ящик» (учитель читает историческую справку, детям необходимо угадать, о каких швейных инструментах идет речь)

а) «Появились ещё в каменном веке. В древности изготавливались из кости, бронзы, железа. Это же приспособление из металла было завезено в Европу в XIV в. арабами. Сначала изготавливали вручную, затем ковали. Используются в медицине, в мастерских по ремонту обуви. Бывают швейные, вышивальные скорняжные». (Игла)

б) «Насчитывает несколько веков. Вначале это был гладкий кусок железа, который грели на огне. Позже в это приспособление засыпали тлеющие угли. Сейчас его используют для тех же целей, но работает он от электрической сети». (Утюг)

в) «Греки и римляне использовали этот инструмент, он был сделан по принципу пинцета. Длина его достигала 90 см. В таком виде используют до сих пор при стрижке овец. Бывают слесарные, медицинские, портновские». (Ножницы)

г) «Крученые изделия, выработанные из х\б, шерстяной, льняной пряжи, нитей шелка-сырца. Бывают швейные, вышивальные, вязальные, штопальные». (Нитки)

д) «Изготавливается из прорезанной ткани, из металла. Независимо от материала имеет одинаковую длину, используется для одних и тех же целей». (Сантиметр)

е) «Впервые было создано это устройство в Англии в 1755 году. Сейчас используется как в быту, так и в промышленности. Используется для вышивания, пришивания пуговиц, обработки петель, соединения деталей одежды ниточным швом. Бывают с ручным, ножным и электрическим приводом». (Швейная машина)

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Исходя из предварительной беседы, мы с вами пришли к выводу, что ручные строчки необходимы при шитья изделия.

- Все ли из приведенных примеров строчек (на доске) вы умеете выполнять?

- При изготовлении швейных изделий в процессе пошива применяются следующие ручные операции: смётывание, намётывание, вымётывание, обмётывание срезов, пришивание. К ручным операциям относятся операции, которые выполняют ручной иглой.

- Попробуйте сформулировать одну из целей урока.

Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

- познакомиться с понятиями: строчка, стежок, шов;

- познакомиться с классификацией строчек;

- познакомиться с терминологией ручных работ.

Записать тему урока в тетради.

- На плакате слова «шов», «строчка», «стежок».

- Соотнесите определения с доски с понятиями на плакате.

- Найдите на образцах стежок, строчка, шов. Аргументируйте свой выбор.

- Чем шов отличается от строчки? Строчка от стежка?

- Запишите определения в тетрадь.

Стежок - переплетение нити между двумя проколами иглы.

Строчка - ряд повторяющихся стежков.

Шов - место соединения двух и более деталей.

- Рассмотрим ещё раз представленные образцы.

- По виду операций при выполнении ручных работ применяется следующая терминология: сметать, наметать, заметать, обметать, выметать, пришить.

- Что общего между этими словами?

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, определим значение слова МЕТАТЬ.

Метать – прошивать крупными стежками, намечая линию шва.

- А чем же отличаются данные слова?

В этих словах разные приставки: вы-, об-, с-, при-, на-, за-

- Вспомните, что такое приставка.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

- Что значит «значимая часть слова»?

- Приставка придаёт словам новые значения. Давайте докажем.

- Посмотрите, пожалуйста, на таблицу «Ручные работы».

Название работы (термин)

Содержание работы

Применение

Смётывание

(сметать)

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, смёточными стежками.

Смётывают плечевые, боковые или другие срезы деталей.

Намётывание

(наметать)


Временно соединить две детали смёточными стежками, когда одна деталь накладывается на другую.

Наметать карманы, кокетку, отделку и др.

Замётывание

(заметать)

Временно закрепить подогнутый край изделия или детали смёточными стежками.

Заметать низ юбки, платья, рукава и т.д.

Обмётывание срезов (обметать)

Обработать срезы детали обмёточной строчкой

Предохранение срезов от осыпания.

Выметывание

(выметать)

Выправить и временно закрепить смёточной строчкой края детали.

Выметать воротник, бретели и т. д.

Пришивание (пришить)

Прикрепить к изделию фурнитуру отделку и украшение.

Пришить пуговицы, крючки, кнопки.


- Обратите внимание, приставки в этих терминах придают словам различные значения. Например, наметать значит наложить маленькую деталь на большую. Одно из значений приставки на- в глаголах - «направленность действия на поверхность извне». Когда мы намётываем, мы соединяем две детали, наложенные одна на другую стежками временного назначения.

Ещё примеры. Заметать – одно из значений приставки за- «загнуть край детали, закрепить подогнутый край детали, направленность внутрь». Когда мы замётываем (заметать) – мы подгибаем края детали и временное закрепление прямыми стежками.

Обметать – одно из значений приставки об- «направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, распространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны». Обметать - закрепить срез детали и краев прореза ручными стежками постоянного назначения в целях предохранения от осыпания.

С- «сближение, соединение, скрепление чего-либо» (сметать).

ВЫ- «направленность движения изнутри наружу» (выметать).

ПРИ- «скрепление, соединение» (приметать, пришить).

- Мы познакомились с терминологией ручных работ. Для чего она нам понадобится? Попробуйте сформулировать ещё одну цель нашего урока.

- Теперь выполним практическую работу. Работать будем в группах по инструкционным картам.

- Давайте вспомним правила техники безопасности.

1. Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице.

2. Инструменты и приспособления в определенном месте.

3. Пользоваться наперстком

4. Класть ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

5. Правильно передавать ножницы.

Инструктаж по технике выполнения работы (по группам).

ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

- Перед вами лоскутки, иголка, нитки.

Задание: Выполнение швов и строчек.

Через 10 минут:

- У кого нет результата?

- Кто смог выполнить задание?

- Какими правилами вы пользовались?

- Что делать?

3.Выявление места и причины затруднения.

- В каком месте испытали затруднение?

- Почему?

4.Построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель поставите перед собой при выполнении практической работы?

- Как будем открывать новое знание?

- Вспомним правила работы в группе.

5.Реализация построения проекта

Перед детьми образцы ручных стежков и строчек, карточки-задания.

Трое представителей групп комментируют работу группы.

- Давайте обобщим сделанные выводы. Назовём основные виды ручных стежков и строчек и терминологию ручных работ и обратимся к эталону.

Работа с карточками.

- Сравните свои выводы с эталоном.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Давайте вернёмся к пробному действию и узнаем виды стежков и строчек Работа в парах с опорой на эталон.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практическая работа «Выполнение ручных стежков и строчек».

Учащиеся анализируют работы друг друга.

8.Включение нового знания в систему знаний.

- Для чего нам нужно знать терминологию выполнения ручных работ? Как нам могут помочь приставки? Почему приставка – значимая часть слова?

9.Рефлексия. Оценивание.

Карта эффективности урока.

1.Ваше отношение к уроку (подчеркнуть)

Хороший, интересный

Обычный, нормальный

Скучный, неинтересный

2.Оцените в баллах, на сколько Вы достигли цели урока? ____________________________________

3.Чему новому Вы научилась? ___________________

4.Какие ранние полученные знания были использованы. ____________________

- Рассмотрите дома любимые вещи, потренируйтесь.

10. Домашнее задание

Подготовиться к терминологическому диктанту.

Выписать из толкового словаря значение слова ТАЧАТЬ.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!