Роскошнянский УВК специализированная средняя школа – детский сад Лутугинского района
Терминологический словарь школьному музееведу
Подготовила:
учитель истории и
обществознания
Яковенко Е.В.
2019 г.
Авторство — удостоверенная подписью или установленная в результате искусствоведческого анализа принадлежность произведения конкретному мастеру.
Аксиология (от греч. axios — ценность и logos — слово, понятие) — учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию человеческих поступков.
Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) — выражение какой-либо отвлеченной идеи в конкретных художественных образах.
Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — 1. Метод научного исследования, в основе которого лежит мысленное или фактическое расчленение целого на составные элементы. 2. Детальное изучение, рассмотрение каких-либо фактов или явлений. 3. Определение состава и свойства вещества.
Анахронизм (от греч. ana — назад, против и chronos — время). — 1. Ошибочное отнесение явления или события одного времени к другому. 2. Устарелое явление, понятие, мнение.
Античность (от лат. antiquus — древний) — период истории и культуры, относящийся ко времени существования Древней Греции и Древнего Рима.
Арт-терапия — 1. Использование искусства с психотерапевтическими целями. 2. Метод психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в способностях и качествах личности детей, испытывающих трудности в процессе своего развития.
Архаика (от греч. archaikos — древний) — 1. Старинный, древний; отличительные черты старины, древности. 2. Ранний период в истории искусства (древнегреческого или древнеегипетского).
Археология — наука, изучающая историю на основе вещественных данных, которые зачастую становятся музейными предметами.
Архетип (от греч. arche — начало и typos — тип, первообраз, оригинал) — реконструируемые фабула или сюжет, общие для мифов, фольклора и литературы разных народов.
Архитектура (от греч. architekton — зодчий, строитель) — 1. Область художественно-практической деятельности человека, предметом которой является проектирование и сооружение здания или комплекса зданий. 2. Конкретное здание или комплекс зданий.
Ассоциация — связь воспринимаемого объекта с представлениями нашего сознания.
Атрибуция (от лат. attributio — приписывание) — установление принадлежности анонимного произведения конкретному автору или художественной школе, определение времени и места его создания.
Аудитория (от лат. auditorium) — 1. Помещение для чтения лекций. 2. Слушатели лекции, доклада, речи, экскурсии и т. п.
Аудитория музейная — группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст, образовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства.
Бессознательное — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Библиография (от греч. biblion — книга и graphs — пишу) — 1. Научное описание печатных произведений, составление их указателей и иной информации. 2. Перечень книг и статей по какой-либо теме.
Виды искусства — реальные формы художественно-творческой деятельности, различающиеся прежде всего по способу материального воплощения художественного содержания — словесному для литературы, звуковому для музыки, объемно-пластическому для скульптуры и т. д.
Визуальный (от лат. visualis — зрительный и англ. visual — наглядный, оптический) — воспринимаемый зрительно.
Визуальное мышление — вид человеческой деятельности, результатом которой является «порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значения видимыми. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объекту восприятия»
Возрастная психология — область психологической науки, изучающая закономерности психического развития в онтогенезе. Включает в себя детскую психологию, психологию юношества, психологию зрелости и геронтопсихологию.
Восприятие — 1. Способность воспринимать явления окружающего мира, отражающиеся в сознании в виде представлений и образов. 2. Чувственный образ предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих своими внешними структурными характеристиками на анализаторы (органы чувств) животных и человека.
Восприятие художественное — восприятие произведений искусства как продукта художественного творчества.
Восприятие эстетическое — вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии прекрасного в жизни и в искусстве, сопровождающийся эстетическим переживанием.
Вотивные изображения (от лат. votum — жертва, приношение) — в Древнем Риме приносимые по обету или с просьбой на алтарь почитаемого божества сосуды с благовониями, дорогая посуда, скульптурные изображения и др.
Время — проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего и будущего и покоящихся на них отношений «раньше», «одновременно», «позже». Понятие времени выражает длительность и последовательность событий и принадлежит не только внешнему, но и внутреннему миру человека, который познает время, переживает его и отчасти управляет им.
Выставка — отбор, оформление, размещение (развеска, установка) разного рода предметов, в том числе художественных произведений, с целью показа, просмотра, обсуждения.
Гипербола (от греч. hyperbolo — преувеличение) — стилистический прием, особенностью которого является чрезмерное преувеличение каких-либо свойств или черт изображенного человека или предмета.
Гипертекст — способ представления информации на экране компьютера, при котором весь материал разбивается на небольшие фрагменты, связанные друг с другом ссылками (выделенные внутри документа с помощью цвета, шрифта, курсивом и т. п. одно или несколько слов, иллюстрация и т. д.). Ссылки, посредством щелчка
по ним мышью, позволяют передвигаться по интересующему материалу, минуя утомительное пролистывание.
Деятельность — 1. В философии — специфический способ отношения к миру. 2. В психологии — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в котором человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Одно из ведущих понятий отечественной психологии.
Диалог (от греч. dialogos) — 1. Разговор между двумя или несколькими лицами. 2. Часть литературного произведения, представляющая собой разговор, либо литературное произведение, написанное в виде беседы. 3. Переговоры, контакты между двумя партиями, блоками, странами (ср.: политический, международный диалог). 4. Важнейший метод музейной педагогики.
Зритель — человек, зрительно воспринимающий что-то со стороны — произведение изобразительного искусства, сценическое действие, кинофильм и т. д.
Игра — особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание событий в воображаемом плане. В зависимости от решаемых задач, в психолого-педагогической практике игры подразделяются на: дидактические, игры-драматизации, процессуальные, игры с правилами, режиссерские, сюжетно-ролевые.
Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) — 1. Опознание чего-либо или уподобление кому-либо. 2. В психологии — выступает как процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть признана целостной или идентичной самой себе. 3. Эмоционально-познавательный процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим, с некоторой группой людей или с каким-то образом.
Иероглиф (от греч. hieros — священный и glyphs — то, что вырезано, знак) — 1. Фигурный знак в системе идеографического письма, обозначающий понятие, слог или звук. 2. Непонятное, трудно разбираемое письмо, почерк.
Инсайт (от англ. insight — прозрение, озарение, интуитивное проникновение в суть) — внезапно возникшее осмысление ситуации, понимание причинности, способа действия, единовременное и целостное восприятие предмета и т. п. как бы без предшествующего анализа и логического умозаключения.
Интерактивность (от англ. interaction — взаимодействие) — в условиях музея — метод, дающий возможность посетителю и музейному педагогу включиться в продуктивный диалог с музейной средой, в которой, помимо экспозиции, могут быть созданы специальные зоны, насыщенные разного рода музейными предметами либо их моделями, позволяющими активизировать визуальный, тактильный и вербальный каналы восприятия.
Интернет (англ. Internet) — всемирная компьютерная сеть.
Интерпретация (от лат. interpretatio — разъяснение) — 1. Толкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо. 2. Творческое раскрытие художественного образа в литературе, изобразительном искусстве, музыке и т. д.
Интуиция (от лат. intuitio — взгляд на что-либо, созерцание чего-либо) — 1. Безотчетное неосознанное чувство (чутье), подсказывающее правильное поведение, понимание чего-либо. 2. Способность постижения истины непосредственным путем, минуя стадию логического доказательства.
Картина- 1. Произведение живописи, выполненное красками на холсте, доске, бумаге и т. д. 2. То, что можно видеть или представлять в конкретных образах. 3. Общее состояние, положение чего-либо. 4. Разговор о чем-то, вызывающем восхищение (ср.: картина природы). 5. Часть акта в драматическом произведении, требующая самостоятельной декорации.
Каталог (от греч. katalogos — перечень, список) — 1. Список, перечень каких-либо однородных предметов (книг, экспонатов, товаров), составленный в определенном порядке. 2. Справочное издание, содержащее такой список, перечень.
Классификация (от лат. classis — разряд и facio — делаю) — система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам.
Клиент (от лат. clientis — подопечный) — 1. Лицо или учреждение, пользующееся услугами адвоката, нотариуса, банка и т. д. 2. Постоянный покупатель, заказчик, посетитель. 3. В компьютерных технологиях — комбинация программных и аппаратных средств, задействованная пользователем в обмене информацией с сервером. Компьютеры, передающие информацию далее по сети Интернет, при приеме данных тоже являются клиентами, однако при дальнейшей отправке данных становятся серверами.
Коллективное бессознательное — самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от предков.
Коллекционирование — собирание каких-либо предметов по принципу их однородности и внутренней целостности.
Коллекция (от лат. collectio — собирание) — систематизированное собрание каких-либо предметов.
Коллекция музейная — совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес.
Коммуникация (от лат. communicatio — связь, сообщение) — информационное взаимодействие между следующими элементами системы (по модели К- Шеннона и У. Уивера): источник информации, генерирующий сообщение для передачи; передатчик, передающий сообщение по каналам связи; канал связи; приемник информации, декодирующий сигналы и переводящий их в сообщение; адресат, которому предназначено сообщение.
Коммуникация межличностная — деятельность, связанная с содержательным анализом информации, со смыслоформирующими стремлениями, которые свойственны, с одной стороны, источнику, а с другой — получателю информации.
Коммуникация музейная — процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями успешности которого являются: 1) его способность понимать «язык» музейных предметов; 2) способность музейных сотрудников создать условия для этого понимания.
Комплектование — составление комплектов чего-либо. В музее имеет отношение к коллекции.
Композиция (от лат. compositio — составление) — 1. Строение, расположение, соотношение составных частей произведения литературы или искусства. В творческой деятельности композиция является методом художественно-образного формообразования. 2. Произведение искусства, имеющее определенное построение, единство. 3. Теория составления музыкальных произведений- 4. Сочинение музыкальных произведений. 5. Сплав из различных металлов. Консервация (от лат. conservatio — сохранение) — составная часть процесса реставрации памятников искусства с целью закрепления их состояния на данный момент и защиты их от дальнейших разрушений.
Концепция (от лат. conceptio — соединение, совокупность) — 1. Система связанных между собой взглядов, представлений на какое-то явление или проблему. 2. Основная мысль, идея произведения, сочинения и т. п.
Копия (от лат. copia — множество, обилие) — точное повторение, воспроизведение подлинника (оригинала).
Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — 1. Резкий поворот, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. 2. Переломный момент в ходе болезни, за которым следует улучшение или ухудшение состояния. 3. Острый недостаток, нехватка чего-либо (ср.: энергетический, финансовый кризис).
Лицевая рукопись — название древнерусской рукописной книги, содержащей наряду с текстом цветные миниатюры.
Личное бессознательное — элемент структуры личности в теории К. Юнга. Оно состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний, а также фактов бытия, которые оказались достаточно яркими, для того чтобы быть пережитыми в сознании.
Личность — I. Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. 2. Системное качество человека, формирующегося в совместной деятельности и общении с другими людьми, определяемое включенностью личности в общественные отношения.
Международный совет музеев (ИКОМ) (англ. International council of museums (ICOM)) — созданная в 1946 г. международная неправительственная организация, занимающаяся вопросами музейного дела. В состав ИКОМ входят созданные в 135 странах мира национальные комитеты. Структура организации включает: Консультативный комитет, Исполнительный совет, Секретариат и Информационный центр. Высшим органом ИКОМ является созываемая один раз в три года Генеральная ассамблея. При непосредственном участии ИКОМ издается журнал «Музеум».
Метод (от греч. methodos — путь исследования) — 1. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. 2. Прием, система приемов в какой-либо деятельности, способ или образ действия.
Методика — 1. Совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо (например, научного исследования). 2. Раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов либо воспитания человека.
Методология (от греч. methodos — метод и 16gos — учение) — совокупность приемов исследования, применяемых в научном познании мира и деятельности человека.
Метонимия (от греч. met5nymia — переименование) — замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности (например, «лес поет» вместо «птицы поют в лесу»).
Миф (от греч. mythos — сказание, предание) — 1. Древнее народное сказание о богах и обожествленных героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. 2. Вымысел, измышление, ложь. 3. Оторванное от действительности изложение каких-либо фактов и событий, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании.
Мифология (от греч. mythos — сказание, предание и logos — учение) — 1. Совокупность, собрание мифов. 2. Комплексная научная дисциплина, изучающая мифы.
Модель (от франц. modele) — 1. Служащий наглядным примером образец какого-либо изделия. 2. Образец, с которого снимается форма для отливки или воспроизведения в другом материале. 3. Тип, марка, образец конструкции. 4. Мысленный образ будущего художественного произведения.
Музееведение (музеология) — формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности.
Музеефикация памятников — направление музейной деятельности и охраны памятников, посвященное преобразованию недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального их сохранения, выявления их историко-культурной, научной, эстетической ценности и включения в современную культуру.
Музей (от греч. museion — дом муз) — учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.
Музей-квартира — мемориальный музей-памятник, посвященный выдающемуся деятелю истории, науки, культуры и т. д.
Музей-памятник — музей, возникший в результате музеефикации единичных памятников (напр., Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге).
Музейный предмет — понятие музееведения, служащее для обозначения предметов — результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, которые стали объектами познавательного и ценностного отношения и включены в состав музейного собрания.
Музейно-педагогическая программа — научно и методически выверенная последовательность педагогических действий, учитывающих специфику музея и возрастные особенности аудитории. Музейно-педагогические программы имеют комплексный характер и могут включать в себя блоки учебных курсов, обеспечивающих поэтапное и последовательное развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.
Музейно-педагогический процесс — системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов его структуры (музейный предмет, музейный педагог и музейный зритель).
Музейный педагог — специалист, осуществляющий педагогическую (образовательную) деятельность в музее. Он организовывает музейно-педагогический процесс и, на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, обеспечивает в рамках заданной этим процессом программы непосредственное общение зрителя с музейным памятником.
Музейный предмет — предмет реальной действительности, являющийся носителем социокультурной и естественнонаучной информации, включенный в музейное собрание.
Музейный фонд — совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. Входящие в музейный фонд предметы могут находиться в хранилищах (фондах), на временном хранении, в экспозиционном пространстве и т. д.
Музеография — 1. Отрасль музееведения, решающая информационные, рекламные и популяризаторские задачи. Одна из важнейших источников музееведения, содержанием которой является описание среды, недвижимых памятников и музейных предметов. 2. Совокупность изданий по истории музея, его экспозиции и коллекций.
Мультимедиа — соединение в единый программный комплекс компьютерной информации различной природы — текстовой, звуковой, неподвижных (графических) и движущихся (видео) изображений. Использование в одном электронном документе звуковых комментариев, музыкальных произведений, теле - и видеосюжетов, которые записываются в файлах различных форматов.
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач. Мышление возникает в процессе человеческой деятельности и осуществляется в теснейшей связи с речью. Ему свойственны способности к абстракции, обобщению, анализу и синтезу, формированию гипотез и идей.
Оборудование экспозиционное — комплекс элементов и приспособлений, с помощью которого осуществляется конструктивно-пространственная организация экспозиции. Обеспечивает фиксацию и сохранность экспонатов в любой точке экспозиционного пространства.
Образование — в педагогической литературе последних лет термин употребляется в следующих значениях: 1. Одна из действенных форм практического осмысления мира. 2. Совокупность учреждений, выполняющих образовательные задачи. 3. Процесс усвоения знаний; обучение; просвещение. 4. Совокупность знаний, полученных в результате обучения.
Образовательная деятельность музея — специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.
Обучение — целенаправленная деятельность профессионального педагога или иного компетентного лица, ориентированная на превращение социокультурного опыта в достояние обучаемого.
Общение — 1. Процесс взаимодействия двух или более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений. 2. Педагогическое явление, в котором межсубъектные отношения определяются духовным взаимодействием субъектов в процессе межличностного контакта.
Охрана памятников — система мер на основе правового регулирования по сохранению и включению в общественную жизнь памятников культуры как части культурного наследия.
Памятник — материальный объект или художественное произведение, созданное человеком в прошлом и не утратившее своей ценности, сохранившееся в памяти.
Педагог (от греч. paidag6gos — воспитатель, наставник) — лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской и воспитательной работой; учитель, преподаватель.
Педагогика (от греч. paidag5gik5) — наука о воспитании, образовании и обучении.
Педагогика гуманистическая — направление в педагогической науке, исходящее из признания свободного выбора и учитывающее индивидуально - личностные интересы и возможности субъектов педагогического процесса.
Педагогика музейная — отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.
Педагогика художественная — отрасль педагогики, ориентированная как на профессиональное образование в области искусства, так и на всякую образовательную деятельность, связанную с развитием и воспитанием личности через художественные образы.
Педагогика художественного музея — направление музейной педагогики, формирующееся на пересечении музееведения, педагогики, психологии, искусствоведения как междисциплинарное научное знание и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу художественного опыта в условиях музейной среды.
Персона (от лат. persona — личность, лицо) — 1. Особа, личность. 2. Важная, значительная особа. 3. В изобразительном искусстве — действующее лицо, объект изображения, персонаж.
Пиктография (от лат pictus — разукрашенный и graphia — письмо) — широко распространенное у древних народов рисуночное письмо, в котором вместо букв изображены конкретные объекты.
Повторение авторское — повторение художником (живописцем, скульптором и т. д.) уже созданного ранее произведения с использованием тех же материалов и художественных приемов.
Подлинник — 1. В изобразительном искусстве — оригинальное художественное произведение. 2. В древнерусской иконописи — сборник образцов (прорисей), на которые ориентировался мастер при создании иконы.
Познание — высшая форма отражения объективной действительности, не существующая вне процесса познавательной деятельности. Различают обыденный, художественный и научный типы познания.
Полихудожественное воспитание — форма приобщения к искусству, позволяющая школьникам понять истоки различных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки в области каждого из видов искусства.
Праздник —1. День торжества в честь или память выдающегося события, обычая или святого. 2. Веселое торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу. 3. Испытываемое от чего-то наслаждение, приятное и радостное чувство.
Произведение — 1. Результат труда, создание, творение. 2. В искусстве — продукт творческого труда художника.
Пространство — понятие, которое характеризует взаимное расположение сосуществующих объектов.
Профиль (франц. profil — очертание, от лат. Шит — нить) — 1. Очертание, вид лица или предмета сбоку. 2. Вертикальное (поперечное или продольное) сечение — разрез какого-либо участка поверхности, предмета. 3. Форма поперечного сечения проката. 4. Совокупность основных типических черт, характеризующих хозяйство, профессию, специальность, учреждение.
Профиль музея — категория классификации музея, его специализация, определяющая состав музейного собрания, принципы комплектования музейных фондов, тематику экспозиционной и просветительско-образовательной деятельности.
Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) - 1. Направление современной психологической науки, занятое разработкой теории личности и выяснением ее внутренней структуры, закономерностей развития и динамики психических изменений. 2. Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, вызываемых неосознаваемыми мотивами. В психоанализе особое внимание уделяется роли биологических и неосознаваемых факторов в регуляции поведения.
Психология (от греч. psyche - душа и logos - учение, слово) — наука о законах, происхождении и функционировании психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведении животных.
Психология аналитическая - направление в психологии, в основе его лежит теория личности К- Юнга, ведущее значение в которой придается обретению личностью индивидуальности (самости) в результате преодоления внутренней конфликтной ситуации.
Психология гуманистическая - направление в психологии, возникшее в 1950 - х годах, представители которого (Ш. Бюлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К- Роджерс) понимали личность как уникальную целостную систему, ориентированную на самоактуализацию.
Психология детская — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка, условия, движущие силы и проявления развития психики и поведения в детском возрасте.
Развитие личности — процесс формирования социальных качеств личности в результате воспитания.
Реставрация — комплекс мероприятий, направленных на сохранение памятника истории и культуры или произведения искусства, выявление его художественных достоинств и общественной ценности.
Рисунок — 1. Изображение, сделанное на плоскости карандашом, пером, углем и т. п. и являющееся структурной основой зрительно воспринимаемой формы. 2. Совокупность линейных элементов в картине.
Самоконтроль — осознание, оценка и управление человеком собственными действиями, психическими процессами и состояниями.
Самооценка — оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самость — индивидуальность.
Свод — 1. Сведенные в одно целое и расположенные в определенном порядке сведения, материалы, тексты, документы (ср.: свод законов). 2. Архитектурная конструкция, криволинейное покрытие, соединяющее стены или опоры сооружения.
Символ в психологии — рассматривается в персональном и универсальном смысле, как наилучшее выражение чего-либо существенного неизвестного.
Синкретизм (от греч. synkretismos — объединение) — 1. Слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо. 2. Сочетание разнородных, несовместимых, противоречивых воззрений.
Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание) — 1. Метод научного исследования, состоящий в изучении предмета, явления как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей. 2. Обобщение, соединение (в том числе данных, добытых методом анализа). 3. Обобщение, соединение. 4. Получение сложных химических веществ путем соединения простых веществ или элементов.
Собрание музейное — научно-организованная совокупность музейных предметов, научно-вспомогательных материалов и хранящихся в музее средств научно-информационного обеспечения. Включает фонды (основной, научно-вспомогательный, обменный и дублетный), библиотеку и архив музея.
Содержание и форма — 1. В философии — категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. 2. В мышлении — фундаментальные понятия логики и теории познания. 3. В искусстве — взаимообусловливающие друг друга стороны искусства в целом или отдельного художественного произведения. При этом в содержании находит отражение многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии (человек, его взаимоотношения с миром, жизнь общества.
Сотворчество — уровень восприятия, позволяющий зрителю (слушателю) открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение. Процесс сотворчества требует знания языка искусства и развитой способности художественного восприятия.
Стилизация — 1. Воссоздание колорита какой-либо эпохи в художественных или литературных образах. 2. Произведение, представляющее собой подражание по форме какому-либо стилю.
Стиль (от греч. stylos — стержень, палочка для письма на восковой дощечке) — сложившаяся система принципов, закономерностей и правил определенного творческого метода, а также особенностей художественной формы, присущей какой-либо исторической эпохе.
Сценарий (от итал. scenario) — 1. Литературно-драматическое произведение, на основе которого создается кино- или видеофильм. 2. Сюжетная основа театрального действия с указанием действующих лиц, порядка и времени выхода на сцену. 3. Заранее подготовленный план какого-либо действия, программа проведения мероприятия, зрелища, занятия.
Сюжет (от франц. sujet) — 1. Совокупность последовательно развивающихся событий, составляющих основное содержание художественного произведения. 2. Тема, предмет изображения в произведении изобразительного и музыкального искусства.
Творчество — род человеческой деятельности, особенностью которой является создание нового, не имеющего аналогов в природе и в самой этой деятельности.
Творчество художественное — род деятельности, в процессе которого создаются образы, позволяющие по-новому увидеть окружающий мир.
Текст (от лат. textum — связь, соединение) — 1. Напечатанные, написанные или запечатленные в памяти слова, или предложения, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т. п. 2. Основной материал какого-либо сочинения, документа. 3. Слова к музыкальному произведению.
Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — 1. Предмет повествования, изображения, исследования, разговора, беседы. 2. Основной мотив музыкального произведения или его части, служащий предметом дальнейшего развития.
Теория (от греч. thedria — рассмотрение, исследование) — 1. Логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее закономерности развития природы и общества. 2. Учение о какой-либо области явлений и знаний. 3. Совокупность основных положений, образующих раздел какой-либо науки, области мастерства, искусства. 4. Общие, разрабатываемые в отвлеченно-логическом плане основы какой-либо науки, мастерства. 5. Обобщенная система взглядов, воззрений по какому-либо вопросу.
Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства.
Терминология — совокупность, система терминов, употребляемых в какой-либо области научного знания, искусства, общественной жизни.
Технология (от греч. techne — искусство, мастерство и 16gos — учение) — совокупность знаний, операций, методов и процессов в искусстве, определенной отрасли науки или производства.
Технология музейно-педагогическая — совокупность знаний, психолого-педагогических установок, методов и приемов развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды.
Технология педагогическая — 1. Совокупность психолого-педагогических установок, методов, способов и приемов обучения и воспитательных средств, нацеленных на комплексное формирование личности. 2. Направление педагогической науки, исследующее наиболее рациональные пути и способы обучения.
Типология (от греч. typos — отпечаток, образец и logos — учение) — научная классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.
Трактовать (от лат. tractare — рассуждать) — давать какое-либо толкование чему-либо.
Трансформация — преобразование, видоизменение.
Троп (от греч. tropos — поворот) — слово или оборот речи, употребленные в переносном значении.
Туризм (от франц. tourisme) — активный отдых со специально организованными путешествиями, включающими в себя познавательный, культурный, спортивный и иные элементы.
Турист (от франц. touriste) — человек, занимающийся туризмом.
Фабула (от лат. fabula) — сюжетная схема событий, поступков героев и т. п. в художественном произведении.
Факсимиле (от лат. fac simile — делай подобное) — точное воспроизведение рукописи, документа, подписи, произведения графики.
Фантазия (от греч. phantasia — воображение) — 1. Способность выдумывать, представлять что-либо; творческое воображение. 2. Продукт воображения, мечта. 3. Построенное на импровизации музыкальное произведение свободной формы.
Феномен (от греч. phainomenon — являющееся) — 1. Необычное, особенное, редкое явление или факт. 2. В философии — познаваемое явление, принципиально отличающееся от непознаваемой сущности предметов.
Феноменальное поле (феноменальный мир) — внутренний мир человека.
Фонд (от.франц. fond) — 1. Денежные средства или материальные ценности, предназначенные для какой-либо цели. 2. Ресурсы, запасы чего-либо (ср.: музейные, библиотечные фоннды). 3. Общественная организация, распоряжающаяся средствами, поступающими для социально значимых целей.
Форма в искусстве — внутренняя организация, структура художественного произведения, создаваемая при помощи специфических изобразительно-выразительных средств для выявления содержания.
Фрагмент (от лат. fragmentum — обломок, кусок, осколок) — в искусстве часть композиции или художественное произведение, сохранившееся лишь частично (фрагментарно).
Фрустрация — психологическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями.
Хранение музейных фондов — направление работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения музейных экспонатов.
Художественное собрание — собрание разного рода художественных произведений.
Художественное сознание — один из элементов (составляющая) художественной деятельности человека, протекающей на уровне логического и интуитивного мышления.
Художественность — 1. Специфическая особенность искусства, отличающая его от других форм познания. 2. Мера совершенства произведения искусства.
Художественные музеи — профильная группа музеев, документирующих развитие искусства, удовлетворяющих эстетическую потребность человека и с этой целью осуществляющих собирание, хранение, изучение и популяризацию произведений искусства.
Художественный метод — система принципов и способов поиска, отбора и обобщения художественного материала, выражающая направленность мышления и профессиональной деятельности художника на определенном историческом этапе развития искусства.
Художник — творчески мыслящая личность, человек, создающий неповторимые художественные образы, в которых имеющие общечеловеческое значение универсальные закономерности преломляются сквозь призму его индивидуального восприятия.
Цель исследования — то, что необходимо выяснить в ходе исследования.
Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное, или отрицательное значение для человека или общества.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственно-правовой) — 1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый в рамках той или иной общественно-экономической формации. 2. Современная мировая культура и свойственные ей технические достижения.
Школьные музеи — относятся к группе музеев учебных заведений и музеев педагогического профиля. Создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и внешкольных учреждениях с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к культурно-историческому наследию и приобщения к нему.
Эклектика художественная (от греч. eklektikos — выбирающий) — соединение в одном художественном образе различных, зачастую чужеродных стилевых элементов.
Экскурсионное дело — область культурно-образовательной деятельности, содержанием которой является ознакомление с памятниками истории и культуры, объектами природы и иными достопримечательными местами. Включает в себя теорию, методику, практику, содержание, управление и организацию экскурсионной работы.
Экскурсия — форма образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом объектов с целью приобретения знаний и впечатлений.
Экскурсовод — человек, на профессиональном уровне осуществляющий экскурсионную деятельность.
Экспозиция — 1. Пространство, включающее элементы архитектурно-художественного решения, в котором, согласно разработанной концепции, организовывается показ экспонатов. 2. В условиях музейной среды — целенаправленная и научно обоснованная демонстрация композиционно организованных, снабженных комментариями, технически и художественно оформленных музейных предметов, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. 3. Основная форма музейной коммуникации.
Экспонат — предмет, являющийся структурным элементом экспозиции, выставленный с целью демонстрации и привлечения внимания зрителей.
Эмпатня (от греч. empathia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживание другого человека.
Эстетика (от греч. aisth8tik6s — ощущение, чувство) — 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, природе и жизни. 2. Система взглядов на искусство. 3. Красота, художественность в чем-либо.
Этика (от греч. ethos — обычай) — 1. Философское учение о морали. Ее принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы.
Этнография (от греч. ethnos — народ и graphs — пишу) — 1. Наука, изучающая состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру. 2. Совокупность всех особенностей быта, нравов, культуры какого-либо народа, народности, местности.
Язык искусства — совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства изобразительно-выразительных средств материального воплощения художественного образа.