СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Терминологический словарь школьному музееведу"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьные музеи — относятся к группе музеев учебных заведений и музеев пе­дагогического профиля. Создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и внешкольных учреждениях с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к культурно-историческому наследию и приобщения к нему.

Просмотр содержимого документа
«"Терминологический словарь школьному музееведу"»

Роскошнянский УВК специализированная средняя школа – детский сад Лутугинского района









Терминологический словарь школьному музееведу

















Подготовила:

учитель истории и

обществознания

Яковенко Е.В.



2019 г.

Авторство — удостоверенная подписью или установленная в результате искусствоведческого анализа принадлежность произведения конкретному мастеру.

Аксиология (от греч. axios — ценность и logos — слово, понятие) — учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию человеческих поступков.

Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) — выражение какой-либо отвле­ченной идеи в конкретных художественных образах.

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — 1. Метод научного исследования, в основе которого лежит мысленное или фактическое расчленение целого на составные элементы. 2. Детальное изучение, рассмотрение каких-либо фак­тов или явлений. 3. Определение состава и свойства вещества.

Анахронизм (от греч. ana — назад, против и chronos — время). — 1. Ошибочное отнесение явления или события одного времени к другому. 2. Устарелое явление, понятие, мнение.

Античность (от лат. antiquus — древний) — период истории и культуры, отно­сящийся ко времени существования Древней Греции и Древнего Рима.

Арт-терапия 1. Использование искусства с психотерапевтическими целями. 2. Метод психологической работы, использующий возможности искусства для дости­жения положительных изменений в способностях и качествах личности детей, испы­тывающих трудности в процессе своего развития.

Архаика (от греч. archaikos — древний) — 1. Старинный, древний; отличитель­ные черты старины, древности. 2. Ранний период в истории искусства (древнегрече­ского или древнеегипетского).

Археология — наука, изучающая историю на основе вещественных данных, ко­торые зачастую становятся музейными предметами.

Архетип (от греч. arche — начало и typos — тип, первообраз, оригинал) — ре­конструируемые фабула или сюжет, общие для мифов, фольклора и литературы разных народов.

Архитектура (от греч. architekton — зодчий, строитель) — 1. Область художе­ственно-практической деятельности человека, предметом которой является проектирование и сооружение здания или комплекса зданий. 2. Конкретное здание или комплекс зданий.

Ассоциация — связь воспринимаемого объекта с представлениями нашего соз­нания.

Атрибуция (от лат. attributio — приписывание) — установление принадлежности анонимного произведения конкретному автору или художественной школе, опре­деление времени и места его создания.

Аудитория (от лат. auditorium) — 1. Помещение для чтения лекций. 2. Слушатели лекции, доклада, речи, экскурсии и т. п.

Аудитория музейная — группа людей, объединенных познавательным интере­сом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст, об­разовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства.

Бессознательное — совокупность психических процессов, операций и состоя­ний, не представленных в сознании субъекта.

Библиография (от греч. biblion — книга и graphs — пишу) — 1. Научное опи­сание печатных произведений, составление их указателей и иной информации. 2. Пе­речень книг и статей по какой-либо теме.

Виды искусства — реальные формы художественно-творческой деятельности, различающиеся прежде всего по способу материального воплощения художествен­ного содержания — словесному для литературы, звуковому для музыки, объем­но-пластическому для скульптуры и т. д.

Визуальный (от лат. visualis — зрительный и англ. visual — наглядный, оптиче­ский) — воспринимаемый зрительно.

Визуальное мышление — вид человеческой деятельности, результатом которой является «порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значения видимыми. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объекту восприятия»

Возрастная психология — область психологической науки, изучающая законо­мерности психического развития в онтогенезе. Включает в себя детскую психологию, психологию юношества, психологию зрелости и геронтопсихологию.

Восприятие 1. Способность воспринимать явления окружающего мира, от­ражающиеся в сознании в виде представлений и образов. 2. Чувственный образ предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих свои­ми внешними структурными характеристиками на анализаторы (органы чувств) жи­вотных и человека.

Восприятие художественное — восприятие произведений искусства как про­дукта художественного творчества.

Восприятие эстетическое — вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии прекрасного в жизни и в искусстве, со­провождающийся эстетическим переживанием.

Вотивные изображения (от лат. votum — жертва, приношение) — в Древнем Риме приносимые по обету или с просьбой на алтарь почитаемого божества сосуды с благовониями, дорогая посуда, скульптурные изображения и др.

Время — проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего и будущего и покоящихся на них отношений «раньше», «одновременно», «позже». Понятие вре­мени выражает длительность и последовательность событий и принадлежит не толь­ко внешнему, но и внутреннему миру человека, который познает время, переживает его и отчасти управляет им.

Выставка — отбор, оформление, размещение (развеска, установка) разного рода предметов, в том числе художественных произведений, с целью показа, про­смотра, обсуждения.

Гипербола (от греч. hyperbolo — преувеличение) — стилистический прием, особенностью которого является чрезмерное преувеличение каких-либо свойств или черт изображенного человека или предмета.

Гипертекст — способ представления информации на экране компьютера, при котором весь материал разбивается на небольшие фрагменты, связанные друг с дру­гом ссылками (выделенные внутри документа с помощью цвета, шрифта, курсивом и т. п. одно или несколько слов, иллюстрация и т. д.). Ссылки, посредством щелчка

по ним мышью, позволяют передвигаться по интересующему материалу, минуя уто­мительное пролистывание.

Деятельность — 1. В философии — специфический способ отношения к миру. 2. В психологии — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в котором человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объ­ект. Одно из ведущих понятий отечественной психологии.

Диалог (от греч. dialogos) — 1. Разговор между двумя или несколькими лицами. 2. Часть литературного произведения, представляющая собой разговор, либо лите­ратурное произведение, написанное в виде беседы. 3. Переговоры, контакты между двумя партиями, блоками, странами (ср.: политический, международный диалог). 4. Важнейший метод музейной педагогики.

Зритель — человек, зрительно воспринимающий что-то со стороны — произве­дение изобразительного искусства, сценическое действие, кинофильм и т. д.

Игра — особая форма деятельности, отличительными чертами которой являют­ся выполнение действий и переживание событий в воображаемом плане. В зависи­мости от решаемых задач, в психолого-педагогической практике игры подразделяют­ся на: дидактические, игры-драматизации, процессуальные, игры с правилами, ре­жиссерские, сюжетно-ролевые.

Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) — 1. Опознание че­го-либо или уподобление кому-либо. 2. В психологии — выступает как процесс опо­знания того качества, на основании которого личность может быть признана целост­ной или идентичной самой себе. 3. Эмоционально-познавательный процесс неосоз­наваемого отождествления человеком себя с другим, с некоторой группой людей или с каким-то образом.

Иероглиф (от греч. hieros — священный и glyphs — то, что вырезано, знак) — 1. Фигурный знак в системе идеографического письма, обозначающий по­нятие, слог или звук. 2. Непонятное, трудно разбираемое письмо, почерк.

Инсайт (от англ. insight — прозрение, озарение, интуитивное проникновение в суть) — внезапно возникшее осмысление ситуации, понимание причинности, спосо­ба действия, единовременное и целостное восприятие предмета и т. п. как бы без предшествующего анализа и логического умозаключения.

Интерактивность (от англ. interaction — взаимодействие) — в условиях музея — метод, дающий возможность посетителю и музейному педагогу включиться в продуктивный диалог с музейной средой, в которой, помимо экспозиции, могут быть созданы специальные зоны, насыщенные разного рода музейными предметами либо их моделями, позволяющими активизировать визуальный, тактильный и вербальный каналы восприятия.

Интернет (англ. Internet) — всемирная компьютерная сеть.

Интерпретация (от лат. interpretatio — разъяснение) — 1. Толкование, объяс­нение, разъяснение смысла, значения чего-либо. 2. Творческое раскрытие художест­венного образа в литературе, изобразительном искусстве, музыке и т. д.

Интуиция (от лат. intuitio — взгляд на что-либо, созерцание чего-либо) — 1. Безотчетное неосознанное чувство (чутье), подсказывающее правильное поведе­ние, понимание чего-либо. 2. Способность постижения истины непосредственным путем, минуя стадию логического доказательства.

Картина- 1. Произведение живописи, выполненное красками на холсте, дос­ке, бумаге и т. д. 2. То, что можно видеть или представлять в конкретных образах. 3. Общее состояние, положение чего-либо. 4. Разговор о чем-то, вызывающем вос­хищение (ср.: картина природы). 5. Часть акта в драматическом произведении, тре­бующая самостоятельной декорации.

Каталог (от греч. katalogos — перечень, список) — 1. Список, перечень каких-либо однородных предметов (книг, экспонатов, товаров), составленный в определенном порядке. 2. Справочное издание, содержащее такой список, перечень.

Классификация (от лат. classis — разряд и facio — делаю) — система распре­деления каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам.

Клиент (от лат. clientis — подопечный) — 1. Лицо или учреждение, пользую­щееся услугами адвоката, нотариуса, банка и т. д. 2. Постоянный покупатель, заказ­чик, посетитель. 3. В компьютерных технологиях — комбинация программных и ап­паратных средств, задействованная пользователем в обмене информацией с серве­ром. Компьютеры, передающие информацию далее по сети Интернет, при приеме данных тоже являются клиентами, однако при дальнейшей отправке данных стано­вятся серверами.

Коллективное бессознательное — самый глубокий уровень личности, содержа­щий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от предков.

Коллекционирование — собирание каких-либо предметов по принципу их однородности и внутренней целостности.

Коллекция (от лат. collectio — собирание) — систематизированное собрание каких-либо предметов.

Коллекция музейная — совокупность музейных предметов, связанных общно­стью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес.

Коммуникация (от лат. communicatio — связь, сообщение) — информационное взаимодействие между следующими элементами системы (по модели К- Шеннона и У. Уивера): источник информации, генерирующий сообщение для передачи; передат­чик, передающий сообщение по каналам связи; канал связи; приемник информации, декодирующий сигналы и переводящий их в сообщение; адресат, которому предназначено сообщение.

Коммуникация межличностная — деятельность, связанная с содержательным анализом информации, со смыслоформирующими стремлениями, которые свойст­венны, с одной стороны, источнику, а с другой — получателю информации.

Коммуникация музейная — процесс общения посетителя с музейными памят­никами, условиями успешности которого являются: 1) его способность понимать «язык» музейных предметов; 2) способность музейных сотрудников создать условия для этого понимания.

Комплектование — составление комплектов чего-либо. В музее имеет отноше­ние к коллекции.

Композиция (от лат. compositio — составление) — 1. Строение, расположение, соотношение составных частей произведения литературы или искусства. В творче­ской деятельности композиция является методом художественно-образного формо­образования. 2. Произведение искусства, имеющее определенное построение, единство. 3. Теория составления музыкальных произведений- 4. Сочинение музыкальных произведений. 5. Сплав из различных металлов. Консервация (от лат. conservatio — сохранение) — составная часть процесса реставрации памятников искусства с целью закрепления их состояния на данный момент и защиты их от дальнейших разрушений.

Концепция (от лат. conceptio — соединение, совокупность) — 1. Система свя­занных между собой взглядов, представлений на какое-то явление или проблему. 2. Основная мысль, идея произведения, сочинения и т. п.

Копия (от лат. copia — множество, обилие) — точное повторение, воспроизве­дение подлинника (оригинала).

Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — 1. Резкий по­ворот, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. 2. Переломный момент в ходе болезни, за которым следует улучшение или ухудшение состояния. 3. Острый недостаток, нехватка чего-либо (ср.: энергетический, финансовый кризис).

Лицевая рукопись — название древнерусской рукописной книги, содержащей наряду с текстом цветные миниатюры.

Личное бессознательное — элемент структуры личности в теории К. Юнга. Оно состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний, а также фактов бытия, которые оказались достаточно яркими, для того чтобы быть пережитыми в сознании.

Личность I. Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. 2. Системное качество человека, формирующегося в совместной дея­тельности и общении с другими людьми, определяемое включенностью личности в общественные отношения.

Международный совет музеев (ИКОМ) (англ. International council of museums (ICOM)) — созданная в 1946 г. международная неправительственная организация, занимающаяся вопросами музейного дела. В состав ИКОМ входят созданные в 135 странах мира национальные комитеты. Структура организации включает: Консульта­тивный комитет, Исполнительный совет, Секретариат и Информационный центр. Высшим органом ИКОМ является созываемая один раз в три года Генеральная ассамблея. При непосредственном участии ИКОМ издается журнал «Музеум».

Метод (от греч. methodos — путь исследования) — 1. Способ познания, иссле­дования явлений природы и общественной жизни. 2. Прием, система приемов в ка­кой-либо деятельности, способ или образ действия.

Методика — 1. Совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо (например, научного исследования). 2. Раздел педагогики, рассматриваю­щий методы преподавания учебных предметов либо воспитания человека.

Методология (от греч. methodos — метод и 16gos — учение) — совокупность приемов исследования, применяемых в научном познании мира и деятельности чело­века.

Метонимия (от греч. met5nymia — переименование) — замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности (например, «лес поет» вместо «птицы поют в лесу»).

Миф (от греч. mythos — сказание, предание) — 1. Древнее народное сказание о богах и обожествленных героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. 2. Вымысел, измышление, ложь. 3. Оторванное от действительности изложение ка­ких-либо фактов и событий, основанное на их некритическом, ошибочном истолко­вании.

Мифология (от греч. mythos — сказание, предание и logos — учение) — 1. Со­вокупность, собрание мифов. 2. Комплексная научная дисциплина, изучающая мифы.

Модель (от франц. modele) — 1. Служащий наглядным примером образец како­го-либо изделия. 2. Образец, с которого снимается форма для отливки или воспро­изведения в другом материале. 3. Тип, марка, образец конструкции. 4. Мысленный образ будущего художественного произведения.

Музееведение (музеология) — формирующаяся научная дисциплина, изучаю­щая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожден­ный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности.

Музеефикация памятников — направление музейной деятельности и охраны памятников, посвященное преобразованию недвижимых памятников истории и куль­туры или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального их сохранения, выявления их историко-культурной, научной, эстетической ценности и включения в современную культуру.

Музей (от греч. museion — дом муз) — учреждение, занимающееся собирани­ем, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.

Музей-квартира — мемориальный музей-памятник, посвященный выдающему­ся деятелю истории, науки, культуры и т. д.

Музей-памятник — музей, возникший в результате музеефикации единичных памятников (напр., Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге).

Музейный предмет — понятие музееведения, служащее для обозначения пред­метов — результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, которые стали объектами познавательного и ценностного отношения и включены в состав музейного собрания.

Музейно-педагогическая программа — научно и методически выверенная по­следовательность педагогических действий, учитывающих специфику музея и возрас­тные особенности аудитории. Музейно-педагогические программы имеют комплекс­ный характер и могут включать в себя блоки учебных курсов, обеспечивающих по­этапное и последовательное развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.

Музейно-педагогический процесс — системно организованное и четко направ­ленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов его структуры (музейный предмет, музейный педагог и музейный зритель).

Музейный педагог — специалист, осуществляющий педагогическую (образова­тельную) деятельность в музее. Он организовывает музейно-педагогический процесс и, на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, обеспечивает в рамках заданной этим процессом программы непосредственное общение зрителя с музейным памятником.

Музейный предмет — предмет реальной действительности, являющийся носи­телем социокультурной и естественнонаучной информации, включенный в музейное собрание.

Музейный фонд — совокупность всех принадлежащих музею музейных предме­тов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. Входящие в музейный фонд предметы могут находиться в хранилищах (фондах), на временном хранении, в экспозиционном пространстве и т. д.

Музеография — 1. Отрасль музееведения, решающая информационные, рек­ламные и популяризаторские задачи. Одна из важнейших источников музееведения, содержанием которой является описание среды, недвижимых памятников и музей­ных предметов. 2. Совокупность изданий по истории музея, его экспозиции и кол­лекций.

Мультимедиа — соединение в единый программный комплекс компьютерной информации различной природы — текстовой, звуковой, неподвижных (графиче­ских) и движущихся (видео) изображений. Использование в одном электронном документе звуковых комментариев, музыкальных произведений, теле - и видеосюжетов, которые записываются в файлах различных форматов.

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, су­ждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач. Мышление возникает в процессе человеческой деятельности и осуществляется в теснейшей связи с речью. Ему свойственны способности к абстракции, обобщению, анализу и синтезу, форми­рованию гипотез и идей.

Оборудование экспозиционное — комплекс элементов и приспособлений, с помощью которого осуществляется конструктивно-пространственная организация экспозиции. Обеспечивает фиксацию и сохранность экспонатов в любой точке экс­позиционного пространства.

Образование — в педагогической литературе последних лет термин употребля­ется в следующих значениях: 1. Одна из действенных форм практического осмысле­ния мира. 2. Совокупность учреждений, выполняющих образовательные задачи. 3. Процесс усвоения знаний; обучение; просвещение. 4. Совокупность знаний, полу­ченных в результате обучения.

Образовательная деятельность музея — специфическая форма музейной ак­тивности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие, воспи­тание и обучение личности музейными средствами.

Обучение — целенаправленная деятельность профессионального педагога или иного компетентного лица, ориентированная на превращение социокультурного опы­та в достояние обучаемого.

Общение — 1. Процесс взаимодействия двух или более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объедине­ния усилий и налаживания отношений. 2. Педагогическое явление, в котором межсубъектные отношения определяются духовным взаимодействием субъектов в про­цессе межличностного контакта.

Охрана памятников — система мер на основе правового регулирования по со­хранению и включению в общественную жизнь памятников культуры как части куль­турного наследия.

Памятник — материальный объект или художественное произведение, созданное человеком в прошлом и не утратившее своей ценности, сохранившееся в памяти.

Педагог (от греч. paidag6gos — воспитатель, наставник) — лицо, имеющее спе­циальную подготовку и занимающееся преподавательской и воспитательной рабо­той; учитель, преподаватель.

Педагогика (от греч. paidag5gik5) — наука о воспитании, образовании и обучении.

Педагогика гуманистическая — направление в педагогической науке, исходя­щее из признания свободного выбора и учитывающее индивидуально - личностные интересы и возможности субъектов педагогического процесса.

Педагогика музейная — отрасль педагогической науки и построенная на ее ос­нове научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.

Педагогика художественная — отрасль педагогики, ориентированная как на профессиональное образование в области искусства, так и на всякую образователь­ную деятельность, связанную с развитием и воспитанием личности через художест­венные образы.

Педагогика художественного музея — направление музейной педагогики, фор­мирующееся на пересечении музееведения, педагогики, психологии, искусствоведения как междисциплинарное научное знание и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу художественного опыта в условиях музейной среды.

Персона (от лат. persona — личность, лицо) — 1. Особа, личность. 2. Важная, значительная особа. 3. В изобразительном искусстве — действующее лицо, объект изображения, персонаж.

Пиктография (от лат pictus — разукрашенный и graphia — письмо) — широко распространенное у древних народов рисуночное письмо, в котором вместо букв изо­бражены конкретные объекты.

Повторение авторское — повторение художником (живописцем, скульптором и т. д.) уже созданного ранее произведения с использованием тех же материалов и художественных приемов.

Подлинник — 1. В изобразительном искусстве — оригинальное художествен­ное произведение. 2. В древнерусской иконописи — сборник образцов (прорисей), на которые ориентировался мастер при создании иконы.

Познание — высшая форма отражения объективной действительности, не су­ществующая вне процесса познавательной деятельности. Различают обыденный, художественный и научный типы познания.

Полихудожественное воспитание — форма приобщения к искусству, позво­ляющая школьникам понять истоки различных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки в области каждого из видов искусства.

Праздник —1. День торжества в честь или память выдающегося события, обычая или святого. 2. Веселое торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу. 3. Испытываемое от чего-то наслаждение, приятное и радостное чувство.

Произведение — 1. Результат труда, создание, творение. 2. В искусст­ве — продукт творческого труда художника.

Пространство — понятие, которое характеризует взаимное расположение сосу­ществующих объектов.

Профиль (франц. profil — очертание, от лат. Шит — нить) — 1. Очертание, вид лица или предмета сбоку. 2. Вертикальное (поперечное или продольное) сече­ние — разрез какого-либо участка поверхности, предмета. 3. Форма поперечного сечения проката. 4. Совокупность основных типических черт, характеризующих хо­зяйство, профессию, специальность, учреждение.

Профиль музея — категория классификации музея, его специализация, опреде­ляющая состав музейного собрания, принципы комплектования музейных фондов, тематику экспозиционной и просветительско-образовательной деятельности.

Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчлене­ние) - 1. Направление современной психологической науки, занятое разработкой теории личности и выяснением ее внутренней структуры, закономерностей развития и динамики психических изменений. 2. Совокупность способов выявления в психоте­рапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, вызываемых неосознаваемыми мотивами. В психоанализе особое внимание уделяется роли биологических и неосознаваемых факторов в регуляции поведения.

Психология (от греч. psyche - душа и logos - учение, слово) — наука о зако­нах, происхождении и функционировании психического отражения объективной ре­альности в процессе деятельности человека и поведении животных.

Психология аналитическая - направление в психологии, в основе его лежит теория личности К- Юнга, ведущее значение в которой придается обретению личностью индивидуальности (самости) в результате преодоления внутренней конфликт­ной ситуации.

Психология гуманистическая - направление в психологии, возникшее в 1950 - х годах, представители которого (Ш. Бюлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К- Роджерс) понимали личность как уникальную целостную систему, ориентированную на самоактуализацию.

Психология детская — отрасль психологии, изучающая закономерности психи­ческого развития ребенка, условия, движущие силы и проявления развития психики и поведения в детском возрасте.

Развитие личности — процесс формирования социальных качеств личности в результате воспитания.

Реставрация — комплекс мероприятий, направленных на сохранение памятни­ка истории и культуры или произведения искусства, выявление его художественных достоинств и общественной ценности.

Рисунок — 1. Изображение, сделанное на плоскости карандашом, пером, углем и т. п. и являющееся структурной основой зрительно воспринимаемой формы. 2. Со­вокупность линейных элементов в картине.

Самоконтроль — осознание, оценка и управление человеком собственными действиями, психическими процессами и состояниями.

Самооценка — оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самость — индивидуальность.

Свод — 1. Сведенные в одно целое и расположенные в определенном порядке сведения, материалы, тексты, документы (ср.: свод законов). 2. Архитектурная кон­струкция, криволинейное покрытие, соединяющее стены или опоры сооружения.

Символ в психологии — рассматривается в персональном и универсальном смысле, как наилучшее выражение чего-либо существенного неизвестного.

Синкретизм (от греч. synkretismos — объединение) — 1. Слитность, нерасчле­ненность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо. 2. Со­четание разнородных, несовместимых, противоречивых воззрений.

Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание) — 1. Метод научного ис­следования, состоящий в изучении предмета, явления как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей. 2. Обобщение, соединение (в том числе данных, добы­тых методом анализа). 3. Обобщение, соединение. 4. Получение сложных химиче­ских веществ путем соединения простых веществ или элементов.

Собрание музейное — научно-организованная совокупность музейных предме­тов, научно-вспомогательных материалов и хранящихся в музее средств научно-ин­формационного обеспечения. Включает фонды (основной, научно-вспомогательный, обменный и дублетный), библиотеку и архив музея.

Содержание и форма — 1. В философии — категории, отражающие взаимо­связь двух сторон природной и социальной реальности. 2. В мышлении — фунда­ментальные понятия логики и теории познания. 3. В искусстве — взаимообусловливающие друг друга стороны искусства в целом или отдельного художественного про­изведения. При этом в содержании находит отражение многообразная действитель­ность в ее эстетическом своеобразии (человек, его взаимоотношения с миром, жизнь общества.

Сотворчество — уровень восприятия, позволяющий зрителю (слушателю) от­крыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение. Процесс сотворчества требует знания языка искусства и развитой способности художественного восприятия.

Стилизация 1. Воссоздание колорита какой-либо эпохи в художественных или литературных образах. 2. Произведение, представляющее собой подражание по форме какому-либо стилю.

Стиль (от греч. stylos — стержень, палочка для письма на восковой дощеч­ке) — сложившаяся система принципов, закономерностей и правил определенного творческого метода, а также особенностей художественной формы, присущей ка­кой-либо исторической эпохе.

Сценарий (от итал. scenario) — 1. Литературно-драматическое произведение, на основе которого создается кино- или видеофильм. 2. Сюжетная основа театраль­ного действия с указанием действующих лиц, порядка и времени выхода на сцену. 3. Заранее подготовленный план какого-либо действия, программа проведения ме­роприятия, зрелища, занятия.

Сюжет (от франц. sujet) — 1. Совокупность последовательно развивающихся событий, составляющих основное содержание художественного произведения. 2. Тема, предмет изображения в произведении изобразительного и музыкального ис­кусства.

Творчество — род человеческой деятельности, особенностью которой является создание нового, не имеющего аналогов в природе и в самой этой деятельности.

Творчество художественное — род деятельности, в процессе которого создают­ся образы, позволяющие по-новому увидеть окружающий мир.

Текст (от лат. textum — связь, соединение) — 1. Напечатанные, написанные или запечатленные в памяти слова, или предложения, образующие какое-либо вы­сказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т. п. 2. Основной материал какого-либо сочинения, документа. 3. Слова к музыкальному произведе­нию.

Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — 1. Предмет повествования, изображения, исследования, разговора, беседы. 2. Основной мотив музыкального произведения или его части, служащий предметом дальнейшего развития.

Теория (от греч. thedria — рассмотрение, исследование) — 1. Логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее закономерности развития природы и общества. 2. Учение о какой-либо области явлений и знаний. 3. Совокуп­ность основных положений, образующих раздел какой-либо науки, области мастер­ства, искусства. 4. Общие, разрабатываемые в отвлеченно-логическом плане основы какой-либо науки, мастерства. 5. Обобщенная система взглядов, воззрений по како­му-либо вопросу.

Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства.

Терминология — совокупность, система терминов, употребляемых в какой-ли­бо области научного знания, искусства, общественной жизни.

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство и 16gos — учение) — со­вокупность знаний, операций, методов и процессов в искусстве, определенной отрасли науки или производства.

Технология музейно-педагогическая — совокупность знаний, психолого-педагогических установок, методов и приемов развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды.

Технология педагогическая — 1. Совокупность психолого-педагогических уста­новок, методов, способов и приемов обучения и воспитательных средств, нацелен­ных на комплексное формирование личности. 2. Направление педагогической науки, исследующее наиболее рациональные пути и способы обучения.

Типология (от греч. typos — отпечаток, образец и logos — учение) — научная классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.

Трактовать (от лат. tractare — рассуждать) — давать какое-либо толкование чему-либо.

Трансформация — преобразование, видоизменение.

Троп (от греч. tropos — поворот) — слово или оборот речи, употребленные в переносном значении.

Туризм (от франц. tourisme) — активный отдых со специально организованны­ми путешествиями, включающими в себя познавательный, культурный, спортивный и иные элементы.

Турист (от франц. touriste) — человек, занимающийся туризмом.

Фабула (от лат. fabula) — сюжетная схема событий, поступков героев и т. п. в художественном произведении.

Факсимиле (от лат. fac simile — делай подобное) — точное воспроизведение рукописи, документа, подписи, произведения графики.

Фантазия (от греч. phantasia — воображение) — 1. Способность выдумывать, представлять что-либо; творческое воображение. 2. Продукт воображения, мечта. 3. Построенное на импровизации музыкальное произведение свободной формы.

Феномен (от греч. phainomenon — являющееся) — 1. Необычное, особенное, редкое явление или факт. 2. В философии — познаваемое явление, принципиально отличающееся от непознаваемой сущности предметов.

Феноменальное поле (феноменальный мир) — внутренний мир человека.

Фонд (от.франц. fond) — 1. Денежные средства или материальные ценности, предназначенные для какой-либо цели. 2. Ресурсы, запасы чего-либо (ср.: музейные, библиотечные фоннды). 3. Общественная организация, распоряжающаяся средствами, поступающими для социально значимых целей.

Форма в искусстве — внутренняя организация, структура художественного про­изведения, создаваемая при помощи специфических изобразительно-выразительных средств для выявления содержания.

Фрагмент (от лат. fragmentum — обломок, кусок, осколок) — в искусстве часть композиции или художественное произведение, сохранившееся лишь частично (фрагментарно).

Фрустрация — психологическое состояние, вызванное объективно непреодоли­мыми или субъективно воспринимаемыми трудностями.

Хранение музейных фондов — направление работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения музейных экспонатов.

Художественное собрание — собрание разного рода художественных произве­дений.

Художественное сознание — один из элементов (составляющая) художествен­ной деятельности человека, протекающей на уровне логического и интуитивного мышления.

Художественность — 1. Специфическая особенность искусства, отличающая его от других форм познания. 2. Мера совершенства произведения искусства.

Художественные музеи — профильная группа музеев, документирующих разви­тие искусства, удовлетворяющих эстетическую потребность человека и с этой целью осуществляющих собирание, хранение, изучение и популяризацию произведений ис­кусства.

Художественный метод — система принципов и способов поиска, отбора и обобщения художественного материала, выражающая направленность мышления и профессиональной деятельности художника на определенном историческом этапе развития искусства.

Художник — творчески мыслящая личность, человек, создающий неповторимые художественные образы, в которых имеющие общечеловеческое значение универ­сальные закономерности преломляются сквозь призму его индивидуального воспри­ятия.

Цель исследования — то, что необходимо выяснить в ходе исследования.

Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное, или отрицательное значение для человека или общества.

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственно-правовой) — 1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигну­тый в рамках той или иной общественно-экономической формации. 2. Современная мировая культура и свойственные ей технические достижения.

Школьные музеи — относятся к группе музеев учебных заведений и музеев пе­дагогического профиля. Создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и внешкольных учреждениях с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к культурно-историческому наследию и приобщения к нему.

Эклектика художественная (от греч. eklektikos — выбирающий) — соединение в одном художественном образе различных, зачастую чужеродных стилевых элементов.

Экскурсионное дело — область культурно-образовательной деятельности, со­держанием которой является ознакомление с памятниками истории и культуры, объектами природы и иными достопримечательными местами. Включает в себя теорию, методику, практику, содержание, управление и организацию экскурсионной работы.

Экскурсия — форма образовательной (просветительской) деятельности, содер­жанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом объектов с целью приобрете­ния знаний и впечатлений.

Экскурсовод — человек, на профессиональном уровне осуществляющий экс­курсионную деятельность.

Экспозиция — 1. Пространство, включающее элементы архитектурно-художе­ственного решения, в котором, согласно разработанной концепции, организовывает­ся показ экспонатов. 2. В условиях музейной среды — целенаправленная и научно обоснованная демонстрация композиционно организованных, снабженных комментариями, технически и художественно оформленных музейных предметов, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. 3. Основная форма музейной коммуникации.

Экспонат — предмет, являющийся структурным элементом экспозиции, вы­ставленный с целью демонстрации и привлечения внимания зрителей.

Эмпатня (от греч. empathia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживание другого человека.

Эстетика (от греч. aisth8tik6s — ощущение, чувство) — 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, природе и жизни. 2. Система взгля­дов на искусство. 3. Красота, художественность в чем-либо.

Этика (от греч. ethos — обычай) — 1. Философское учение о морали. Ее прин­ципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения, мораль ка­кой-либо общественной или профессиональной группы.

Этнография (от греч. ethnos — народ и graphs — пишу) — 1. Наука, изучаю­щая состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру. 2. Совокупность всех особен­ностей быта, нравов, культуры какого-либо народа, народности, местности.

Язык искусства — совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства изобразительно-выразительных средств материального воплощения художественного образа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!