Начало урока Организационный момент. | Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning. «Не бойтесь дарить согревающих слов, И добрые делать дела. Чем больше в огонь вы положите дров, Тем больше вернётся тепла». Омар Хайям (1048-1131), персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Хорошее настроение-первый шаг к удаче. Для установления благоприятной атмосферы в группе провести тренинг «Пожелание» Обучающиеся встают в круг и по часовой стрелке говорят пожелания: Комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника слева. Казахи говорят, что у таланта есть «семь граней». Я желаю вам сохранить самый главный талант- талант человечности. Выход на тему занятия и целеполагание. | Приветствие преподавателя. Включаются в деловой ритм урока | Словесное одобрение | |
Основная часть Изучение нового материала | Для развития коммуникативных навыков, сплочённости внутри команды провести тренинг «Поменяйся местами». При подготовке темы обучающийся использовали интернет ресурсы: https://bilimland.kz http://class-fizika.ru https://videouroki.net; https://physics.ru; https://infourok.ru | Много времени понадобилось человечеству в процессе своего развития, чтобы научиться использовать механическую работу, получаемую путём передачи телу некоторого количества теплоты. Только в 1765 г., сравнительно недавно по историческим меркам, русскому изобретателю И. И. Ползунову удалось создать первое практически полезное универсальное устройство для осуществления этой цели — паровую машину. Изобретение паровой машины, а впоследствии и двигателя внутреннего сгорания французским инженером Э. Ленуаром в 1860 г. имело исключительно важное значение. Тепловой двигатель – устройство, в котором внутренняя энергия топлива преобразуется в механическую работу. Тепловые двигатели функционально делятся на три составляющие: нагреватель, рабочее тело, холодильник. Функциональная схема теплового двигателя Нагревателем является процесс сгорания топлива, которое при сгорании передаёт большое количество теплоты газу, нагревая тот до больших температур. Горячий газ, который является рабочим телом, вследствие повышения температуры, а следовательно, и давления, расширяется, совершая работу . Конечно же, так как всегда существует теплопередача с корпусом двигателя, окружающим воздухом и т. д., работа не будет численно равняться переданной теплоте – часть энергии уходит на холодильник, которым, как правило, является окружающая среда. Пример графика процесса, протекающего в тепловом двигателе КПД (Коэффициент полезного действия) теплового двигателя – отношение полезной работы, выполненной рабочим телом, к количеству теплоты, переданной телу от нагревателя. Если же учесть сохранение энергии: энергия, отошедшая от нагревателя, никуда не исчезает - часть её отводится в виде работы, остальная часть приходит на холодильник: КПД реальной тепловой машины (теплового двигателя). Если же предположить, что нам каким-то образом удастся полностью избавиться от недостатков конструкции двигателя, то мы получим идеальный двигатель, и его КПД будет вычисляться по формуле КПД идеальной тепловой машины. Эту формулу получил французский инженер Сади Карно: То есть КПД идеального двигателя зависит только от температур нагревателя и холодильника. Значения КПД различных тепловых двигателей: паровая машина 1%,паровоз 7-9%,карбюраторный двигатель 20-30%, газовая турбина 35-40%, ракетный двигатель 47%. Значение тепловых двигателей и экологические проблемы их использования. Наибольшее значение имеет использование тепловых двигателей в энергетике и на транспорте. Тепловые двигатели — паровые турбины —устанавливают на тепловых и атомных электростанциях, где энергия пара превращается в механическую энергию роторов генераторов электрического тока. В первом случае пар высокой температуры получают за счёт сгорания топлива, а во втором — за счёт энергии, выделяющейся в ходе ядерных реакций. Изобретение двигателя внутреннего сгорания сыграло огромную роль в автомобилестроении, в усовершенствовании сельскохозяйственной и строительной техники. Карбюраторные двигатели внутреннего сгорания устанавливают на автомобилях, мотоциклах, вертолётах и самолётах, дизельные — на теплоходах, тепловозах, тракторах, тяжёлых автомобилях. Создание реактивного двигателя позволило поднять самолёты на большую высоту, увеличить скорость и дальность их полётов. Однако интенсивное использование тепловых двигателей в энергетике и на транспорте отрицательно влияет на окружающую среду. При работе тепловые двигатели выбрасывают в атмосферу огромное количество горячего пара или газа, что приводит к тепловому загрязнению атмосферы. Широкое использование различных видов топлива влечёт за собой увеличение в атмосфере углекислого газа (диоксид углерода СО2). Соединяясь с водяными парами в атмосфере, углекислый газ образует угольную кислоту, которая даже при малых концентрациях, выпадая в виде кислотного дождя, за столетия разъедает кирпич, металл, мрамор. Сжигание топлива на тепловых электростанциях ведёт к накоплению в атмосфере угарного газа (оксид углерода СО), являющегося ядом для живых организмов. Например, при сгорании 1 т бензина образуется 60 кг оксида углерода. При работе автотранспорта наряду с оксидом углерода в атмосферу попадают соединения свинца. При горении топливо использует кислород из атмосферы, что приводит к постепенному уменьшению его концентрации в воздухе и, кроме того, образованию оксидов азота. Растворяясь в дождевой воде, они становятся азотной кислотой, а реагируя с содержащимися в воздухе разнообразными примесями, образуют токсичные соединения, которые выпадают на поверхность воды и суши с кислотными дождями. Это приводит к засолению почв, открытых и подземных водоёмов, гибели лесов, нарушению химического состава в экосистемах. Кроме того, в «кислой» воде лучше растворяются такие ядовитые вещества, как кадмий, ртуть, свинец, содержащиеся в почве и донных отложениях, что влияет на чистоту воды, потребляемой людьми и животными. При полётах самолётов и запусках ракет происходит разрушение озонового слоя атмосферы, который защищает всё живое на Земле от избыточности ультрафиолетового излучения Солнца. Решение проблем, возникающих при сжигании топлива работающими тепловыми двигателями, учёные и конструкторы видят в: экологизации технологических процессов; увеличении коэффициента полезного действия тепловых двигателей; в замене тепловых двигателей на более экологически чистые двигатели, например, электрические. Рациональная организация автомобильного движения в городах также позволит уменьшить вредные выбросы в атмосферу при эксплуатации транспортных средств | Используется приём «Цветные карточки» для осуществления обратной связи. | Выступать может вся группа или спикер (один представитель или представители группы) |
Закрепление н/м | Выполнение заданий по методу «Думай, решай, делись» Критерии оценивания: Применить формулу КПД тепловой машины Дескрипторы: Проанализировать условие задачи Перевести данные физических величин в СИ Записать и преобразовать формулу для нахождения неизвестной величины Подставить числовые значения и провести расчеты. Записать ответ. | Решение задач: По методу «Думай, решай, делись» решают самостоятельно задачи, обсуждают в группе, делятся с одноклассниками путями решения. 1.Определить температуру нагревателя, если КПД идеальной тепловой машины 80%, температура холодильника 270С? Ответ: 2. Тепловая машина за один цикл работы отдала холодильнику 400 Дж теплоты и произвела 600 Дж работы. Каков КПД тепловой машины. Ответ: 60%. 3. Температура нагревателя 500К. Идеальная тепловая машина за один цикл получает от него 330 Дж теплоты. Определить количество теплоты, отданной за один цикл холодильнику, температура которого 400К. Ответ: 264 Дж 4. Тепловой двигатель получает от нагревателя в каждую секунду 7,2 МДж теплоты и отдает в холодильник 6,4 МДж. Определить КПД двигателя. Ответ: 11 %; 5. Газ в идеальной тепловой машине отдает холодильнику 60% теплоты, полученной от нагревателя. Определить температуру холодильника, если температура нагревателя 450 К Ответ: 270 К | Приём «Цветные карточки» З-всё понятно Ж-Есть вопросы К- Не понятно ФО) Самооценивание по листу самооценки. Активным группам выдаются «Веселые заряды» | Студенты, которые подняли зеленую карточку по всем заданиям, приходят на помощь тем, кто поднял карточки желтого и красного цвета. Диалог, если некоторым студентам потребуется подробная и конкретная помощь в ходе выполнения задания. |