ГЛАВА 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Урок № 1. Тема: Тепловое движение. Температура.
Цель урока:
Дать понятие теплового движения молекулы. Ввести понятие температуры. Познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особом виде движения.
Ход урока
Повторение
Как называются частицы, из которых состоят вещества?
Какие наблюдения свидетельствуют, что размеры молекул малы?
Какие явления показывают, что вещества состоят из частиц, разделенных промежутками?
Как изменяется объем тела при уменьшении или увеличении расстояния между частицами?
Что такое диффузия?
Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и в твердых телах?
Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
Какие явления указывают на то, что молекулы не только притягиваются друг к другу, но и отталкиваются?
Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества?
Какие три состояния вещества вы знаете?
Имеются ли различия между молекулами льда, воды, водяного пара?
Как расположены и как движутся молекулы газа, жидкости и твердые тела?
Изучение нового материала
План изложения нового материала:
Определение тепловых явлений.
Измерение температуры. Термометр.
Тепловое движение.
Определение тепловых явлений
В окружающем мире происходят различные физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел.
Словами «холодный», «теплый», «горячий» указывают на различную степень нагретости тела и говорят о различной температуре. Для объективности измерений температуры были созданы различного рода термометры.
Нетрудно убедиться, что при повышении температуры газа возрастает его давление на стенки сосуда.
Проводится демонстрация: химическая пробирка, закрытая пробкой с индикатором давления, стакан с теплой водой. Пробирка опускается в стакан с теплой водой, давление на индикаторе повышается.
Измерение температуры. Термометр.
Опыт показывает, что в основном все твердые тела и жидкости расширяются при повышении температуры. Таким образом, явление теплового расширения тел тоже может быть использовано для измерения температуры.
В повседневной деятельности мы часто встречаемся с понятиями «холодно», «горячо». Однако ощущение тепла и холода является субъективным фактором. В субъективности теплового ощущения учащиеся могут убедиться на следующих опытах:
а) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй - с холодной и третий - с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую - в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствует тепло, а левая - холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде;
б) учитель предлагает учащимся левой рукой дотронуться до деревянного предмета (например, стол, стул), а правой - до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая - холод.
Вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.
Первый прибор для объективной оценки температуры был изобретен Галилеем в 1592 г. Термоскоп Галилея был очень чувствителен к изменению температуры. Газовые термометры используются в науке в качестве образцового прибора, по которому градуируются все остальные термометры.
Самое широкое применение на практике приобрели жидкостные термометры, в которых для регистрации температуры используется тепловое расширение жидкости. Чаще всего для этих целей используют ртуть или подкрашенный спирт.
Демонстрируются два термометра, обращают внимание на устройство медицинского термометра, и на диапазон температур.
Формулируются правила, обеспечивающие сохранность термометра и правильность измерений.
Определить, в каких диапазонах температур можно производить измерения с помощью данного термометра.
Определить цену деления шкалы и определить, с какой точностью можно измерить температуру с помощью данного термометра.
Совершенствованием термометров занимались много ученых. Каждый из них создавал свою шкалу. Некоторые из этих шкал широко распространялись, другие, наоборот, быстро забылись.
В настоящее время в большинстве стран для научных и практических целей используется Международная практическая температурная шкала, которую предложил использовать А. Цельсий (1701 - 1744). За нуль принимается температура плавления льда при нормальном атмосферном давлении (101,325 Па). Температуре кипения дистиллированной воды при нормальном атмосферном давлении приписывается значение 100 градусов. Шкала делится на 100 равных частей - градусов, каждый градус можно вновь поделить на равные доли.
Во Франции (и до революции в России) применялась шкала Реомюра, предложенная французским естествоиспытателем Р. Реомюром в 1730 г. В Англии и США до сих пор используется шкала Фаренгейта. Кипение воды по шкале Реомюра равно 80° R, по шкале Фаренгейта F. Такой произвольный выбор нуля температур существенно усложняет теоретические выводы, приводит к громоздким формулам и ненужным вычислениям. У. Томсон в 1848 г. (получивший впоследствии за научные заслуги титул лорда Кельвина) предложил ввести новую шкалу температур, которая называется абсолютной. Нулевой уровень -С - шкала Кельвина.
Важно отметить, что любое измерение температуры требует времени. Время необходимо для того, чтобы термометр мог войти в состояние теплового равновесия с телом, температуру которого мы измеряем.
Фактически термометр показывает собственную температуру, которая в состоянии теплового равновесия равна температуре тела.
Некоторые из температур, встречающиеся в природе и технике, можно найти в таблице:
1 | Критическая температура человека, при которой он теряет сознание | + С |
2 | Наибольшая температура воздуха на Земле (Северная Африка) | + С |
3 | Самая низкая температура воздуха на Земле (Антарктида) | - С |
4 | Средняя температура на Марсе | - С |
5 | Средняя температура на Венере | + С |
6 | Температура воспламенения бумаги | + С |
7 | Температура пламени спиртовки | + С |
8 | Температура на поверхности Солнца | + С |
9 | Температура жидкого азота | - С |
Тепловое движение
Учащимся уже известно, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Для доказательства этого факта можно продемонстрировать опыт: опустить два кристаллика медного купороса в стакан с холодной и горячей водой. Во втором стакане скорость диффузии будет выше. Это означает, что скорость движения молекул и температура связаны между собой. Наблюдение за явлением диффузии позволило установить: скорость движения частиц вещества зависит от температуры.
Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница между ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории.
Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением. В тепловом движении участвуют все молекулы тела.
Вывод: температура - это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. С ростом температуры растет их средняя кинетическая энергия.
Важнейшим понятием тепловых явлений является тепловое движение.
Опр. Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называется тепловым движением.
Необходимо обратить внимание учеников на то, что тепловое движение отличается от механического тем, что в нем участвуют очень много частиц и каждая движется беспорядочно.
Тепловое движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять интенсивность. Траектория одной молекулы - ломаная линия. Чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория отдельной частицы. Элементарный фрагмент такой ломаной - длина свободного пробега от соударения до соударения одной частицы с другой.
Закрепление изученного материала
Как меняется давление газа при изменении его температуры (при постоянном объеме)?
Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?
Что мы понимаем под температурой вещества?
Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха.
Какие температурные шкалы вам известны?
Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?
Задача. Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему же на ощупь ножницы кажутся холоднее?
Ответ. Будем считать, что температура воздуха в комнате (и всех тел) меньше температуры тела человека. При контакте руки человека с другими телами происходит теплопередача в виде теплопроводности. Тепло переходит от более нагретого тела (руки человека) к менее нагретому (ножницам или карандашу). Теплопроводность металла выше теплопроводности дерева. Поэтому тепло, сообщенное рукой человека металлу в местах контакта руки и ножниц, распространяется вглубь металла быстрее, нежели в случае контакта руки человека и дерева (материал карандаша). «Скорость отнятия тепла» в случае контакта руки человека с металлом выше. Поэтому ножницы кажутся на ощупь холоднее. При равенстве температур руки человека, ножниц и карандаша оба тела на ощупь кажутся одинаково «горячими». В случае, если температура ножниц и карандаша выше температуры тела человека, ощущения человека будут обратными: более «холодным» будет казаться карандаш.
Домашнее задание: §1 учебника; вопросы и задания к параграфу;
Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 915, 916.
Экспериментальное задание (для желающих). В стакан с холодной водой осторожно долить горячей воды. Измерить температуру воды у дна стакана, в середине и у поверхности. Какой можно сделать вывод? Как правильно измерять температуру жидкости?