Урок № 4. Тема: Виды теплообмена. Теплопроводность.
Цель урока:
Познакомить учащихся с видами теплообмена. Научить их объяснять тепловые явления на основании молекулярно-кинетической теории. Выяснить физическую суть процесса теплопроводности как одного из видов теплопередачи.
Демонстрации: Перемещение тепла по спицам из различных металлов.
Ход урока
Повторение.
Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела?
Расскажите о процессе нагревания металлической ложки, погруженной в горячую воду.
Какой процесс называется теплопередачей?
Приведите примеры увеличения (уменьшения) внутренней энергии тела при совершении над ним (или этим телом над другими телами) механической работы.
В теплую комнату внесли с улицы бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время пробка выскочила из бутылки. Почему?
Резиновый мяч упал с некоторой высоты. После удара о землю он подскочил вверх. Какие превращения энергии произошли при этом? Почему мяч подскочил не до того уровня, с которого он упал?
Почему при обработке детали напильником деталь и напильник нагреваются?
Изучение нового материала
Учащиеся уже знают, что внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: путем совершения работы и путем теплообмена. Изменение внутренней энергии посредством теплообмена может производиться по- разному. Различают три вида теплообмена:
Теплообмен посредством теплопроводности.
Опр. Теплопроводность - такой тип теплообмена, когда тепло перемещается от более нагретых участков тела к менее нагретым вследствие теплового движения молекул.
Очевидно, этот перенос энергии требует определенного времени.
Ставим опыт 1, который показывает, что по разным материалам тепло перемещается с разной скоростью (рис.).
Для опыта необходимо взять два стержня одинаковой геометрии из меди и железа. На равных расстояниях по длине стержней укрепить кнопки на воске и свободные концы стержней начать нагревать от спиртовки.
Легко заметить, что первыми кнопки начнут падать с медного стержня. Т. е. тепло быстрее перемещается по медному стержню.
Вывод: теплопроводность у различных веществ различна
Можно провести и еще один опыт 2: на деревянный цилиндр накалывается ряд кнопок, и цилиндр обертывается одним слоем бумаги (рис). При кратковременном помещении цилиндра в пламя горелки происходит неравномерное обугливание бумаги.
Учитель задает вопрос:
- Почему бумага, прилегающая к кнопкам, обуглилась меньше?
Сразу можно акцентировать внимание учащихся на физическом содержании процесса. У пламени горелки молекулы, получив избыток энергии, начинают совершать колебания с большей амплитудой, передавая часть энергии при соударениях с соседними слоями.
Особенность теплопроводности в том, что само вещество не перемещается.
Ясно, что чем меньше расстояние между молекулами, тем с большей скоростью идет перенос тепла.
Все кристаллы имеют очень хорошую теплопроводность. И наоборот, те вещества, в которых расстояния между молекулами большие - плохие проводники тепла.
Это - различные породы древесины, строительный кирпич, в котором есть поры, заполненные воздухом, различные газы. Плохая теплопроводность у шерсти и меха, так как между ворсинками также много воздуха. Именно наличие меха позволяет отдельным животным переносить зимнюю стужу.
Использование веществ с малой теплопроводностью для нужд человека: обкладывание погреба соломой, опилками, землей; размещение между двойными стенками холодильных камер пористых тел (войлока, стекловаты); создание воздушного слоя между двумя оконными рамами и т.д.
Закрепление изученного материала
- Приведите примеры, какие вещества имеют наибольшую и наименьшую теплопроводность?
Домашнее задание: §4 учебника; вопросы и задания к параграфу; упр. 1; № 951 - 961.
Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку доклады о применении теплопередачи в природе и технике. Примерными темами докладов могут быть:
- «Значение видов теплопередачи в авиации и при полетах в космос»,
- «Виды теплопередачи в быту»,
- «Теплопередача в атмосфере»,
- «Учет и использование видов теплопередачи в сельском хозяйстве» и др.