СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория по обществознанию для ОГЭ, 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Теория по обществознанию для ОГЭ, 9 класс»

ТЕМА: Социальная стратификация.

📚 Социальная стратификация – разделение общества на слои и группы (страты).

⏳ Исторические типы:

👷‍♂️ Рабство. Закрытый тип общества (передвижение между слоями общества невозможен). Человек – собственность другого.

🇮🇳 Касты. Закрытый тип общества. Наследственная передача принадлежности к касте.

🇷🇺 Сословия. Закрыто-открытый тип общества. Разделение общества на три слоя – привилегированные (дворянство), полупривилегированные (казаки), непривилегированные (крестьяне)

🔨 Классы. Открытый тип общества (Возможно перемещение человека из слоя в слой). Место, занимаемое людьми, определяется родом их деятельности

📎Критерии стратификации:

- Доход. Пример: богатые и бедные

Власть. Пример: власть имущие и подвластные

Образование. Пример: Образованные и необразованные

Престиж. Пример: люди с более и менее престижными профессиями

Страта – группа людей, обладающих сходными свойствами в социальном пространстве.

Класс – большие группы людей, различающиеся по отношению к собственности и роду деятельности.

ТЕМА: Семья как социальная группа

👫Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, или отношениях усыновления, связана личностными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью

КЛАССИФИКАЦИИ СЕМЕЙ:

А) По количеству детей

- бездетные

- малодетные (1-2 ребенка)

- многодетные (3+ детей)

Б) По количеству членов семьи

- нуклеарная (только семейная пара с детьми)

- расширенная (3 и более поколений)

В) По типу воспитания

- Авторитарная (полный контроль за ребенком)

- Демократическая (разумный объём свобод ребенка)

- Либеральная («попустительство»)

Г) По главному в семье

- Патриархальная – отец – глава семьи

- Партнерская – отец и мать занимают равные позиции

- Матриархальная – мать – глава семьи

📍Функции семьи:

📚Воспитательная. Состоит в воспитании детей и подростков.

👶 Репродуктивная. Состоит в воспроизводстве будущих поколений

🎷 Рекреационная. Состоит в досуге, проводимом вместе с семьей

💰 Экономическая. Состоит в ведении домашнего хозяйства и содержании неработающих членов семьи

📈Социализация. Семья является главным социальным институтом, проводящим становление личности.

ТЕМА: Социальная мобильность

📚Социальная мобильность – изменение места, занимаемого индивидом или группой людей в обществе.

Виды:

А) Горизонтальная (без изменения уровня жизни) – Вертикальная (с изменением уровня жизни)

Вертикальная мобильность может быть нисходящей(регресс) и восходящей(прогресс).

Б) Добровольная (захотел сам человек) – Диктуемая (человеку было приказано)

В) Индивидуальная (социальный статус изменяет только один человек) – Групповая (соц. Статус изменяет группа людей. Например, при сокращении сотрудников в организации)

📈Социальный лифт – социальный институт, способствующий социальной мобильности

Примеры социальных лифтов:

💰 доход

👫 брак

🔪 армия

⛪️ церковь

🎓 образование

Факторы социальной мобильности:

- изменение структуры производства (например, новый способ производства автомобилей потребовал принятия на работу большего числа сотрудников с высшим образованием)

- социальные потрясения (например, революции)

📍В чем разница между лифтом и фактором? - Лифт зависит от человека, фактор не зависит от человека.

В связи с мобильностью выделяют такие группы людей, как маргиналы и люмпены.

👨‍🎓Маргиналы – индивиды, утратившие свой прежний социальный статус, исключенные из системы привычных социальных связей, находящиеся на границах социальных слоев.

Люмпены – деклассированные слои населения (нищие, бродяги, уголовные элементы).

ТЕМА: Социальные нормы

👨‍✈️Социальный контроль – механизм регуляции отношений человека и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

📝Социальные нормы – образцы, правила, устанавливающие одобряемое обществом социальное поведение и санкции за их нарушение.

📄Виды социальных норм:

- традиции и обычаи

- нормы морали

- нормы права (закрепленные в законах)

- эстетические нормы (эстетика – наука о красоте)

- нормы этикета

- корпоративные нормы (пример: ношение галстуков цвета компании)

- религиозные нормы (например, каноны в иконописи)

📊Признаки социальных норм:

- представляют из себя образец общего поведения, рассчитанный на многократное применение

- наличие определенного порядка их выполнения

- действуют в отношении широкого неограниченного круга лиц

📍Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей с учетом условий их жизнедеятельности.

ТЕМА: Социальные санкции

📚Социальные санкции – реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации.

📊Виды санкций:

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

Формальные (официальные) – грамота, памятник, правительственные награды

Неформальные (неофициальные) – похвала, комплимент, аплодисменты

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Формальные (официальные) – арест, штраф, увольнение, выговор

Неформальные (неофициальные) – насмешка, издевка, нелестное прозвище

📌Социальные санкции играют важнейшую роль в социальном контроле, поощряя за правильное поведение и наказывая за неправильное.

📎При большом количестве отрицательных санкций в обществе может нарастать социальная напряженность.

Социальная напряженность – негативное состояние общественного поведения и сознания.

ТЕМА: Девиантное поведение

📒Не всегда и не все действия людей соответствуют ожиданиям общества. Люди довольно часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать.

🔫 Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от нормы.

Причины девиантного поведения:

- Биологические (обусловлено генами)

- Теория аномии (разрыв между культурой и человеком)

- Социологические (разрыв между личным и социальным опытом)

📌Типов нарушения правил очень много. Но из них можно выделить несколько основных направлений:

Нарушения могут быть индивидуальными или групповыми.

📘Девиантное поведение может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительное девиантное поведение может проявляться в гениальности, умственные способности, героизм.

📎Отрицательное девиантное поведение заключается в алкоголизме, наркомании и пр.

ТЕМА: Социальные статусы

📚Человек в ходе социализации постоянно меняет социальный статус.

🥇Социальный статус – место, занимаемое человеком в иерархии общества, определяющее социальную роль.

📌Логично, что разные социальные статусы имеют разный престиж.

Каждому статусу соответствует определенная социальная роль.

📎Социальная роль – динамическое проявление социального статуса, поведение, вытекающее из него.

Виды статусов: предписанный и достигаемый.

Предписанный не зависит от личных качеств человека и принятых им решений. (Пример: дочь, отец)

Достигаемый зависит от личных качеств человека и от принятых им решений. (Пример: работник, муж)

📖Статусный набор – совокупность статусов личности

🔪Статусный конфликт – противостояние наборов качеств разных социальных статусов.

ТЕМА: Межнациональные отношения

🇷🇺Межнациональные отношения – отношения между народами, охватывающее все сферы общественной жизни.

📝Разновидности межнациональных отношений:

- Между нациями

- Между государствами

📎Формы межнациональных отношений:

- Сотрудничество

- Межнациональный конфликт

📍Тенденции развития межнациональных отношений:

- Межнациональная дифференциация – процесс разъединения этносов и народов в самых разных планах.

- Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни.

🔫Межнациональный конфликт – социальный конфликт между этносами, народами, нациями в открытой форме.

📊Национализм – идеология, ставящая интересы одной нации выше других интересов.

😡Шовинизм – крайняя форма национализма, пропагандирующая ненависть к другим нациям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!